Перейти к содержимому






Фотография

История ката Чаннан\Пинан

Написано clover , 08 Январь 2017 · 2 223 Просмотров

Изображение

 

Channan: The “Lost” Kata of Itosu?

 

Джо Свифт
(перевод Clover; другой перевод на русский этой статьи)

 

Введение

 

Серия из пяти ката, называемых «Пинан» (позднее переименованных в «Хэйан» в Японии), вероятно, наиболее широко практикуемые ката в каратэ на сегодня. Считается, что они были разработаны Анко (или Ясуцунэ) Итосу (Anko (Yasutsune) Itosu) примерно в 1907 г. для включения их в учебную программу преподавания каратэ в системе окинавских школ. Однако, фактическая история происхождения ката серии Пинан является предметом для интенсивных исследований до сих пор. В основном существуют две версии происхождения этих ката, по одной из них Анко Итосу (1) развил их из старых классических форм, которые практиковались в районе г. Сюри (столице Окинавы), а по другой, что Итосу переработал одно длинное китайское таолу, называемое «Чаннан» (Channan).

 

К сожалению, документальных письменных свидетельств о появлении ката Чаннан/Пинан имеется чрезвычайно мало, в основном его история описывается по устным рассказам. В этой статье будут рассмотрены основные свидетельства, оставленные нам непосредственными учениками Итосу, а также более поздние исследования, опубликованные японскими историками, в попытке решить «тайну» Чаннан.

 

Анко Итосу

 

Для того чтобы понять ката Пинан, как явление, пожалуй, лучше всего начать с биографии их создателя, Анко Итосу (1832-1915). Некоторые историки утверждают, что Итосу родился в районе Ямакава (Yamakawa * тот же район, где жила семья Фунакоси) г. Сюри (Bishop, 1999; Okinawa Prefecture, 1994; Okinawa Prefecture, 1995), однако, известный японский историк боевых искусств Цукуо Иваи (Tsukuo Iwai) приводил сведения, что на самом деле Итосу родился в районе Гибо (Gibo) г. Сюри, и лишь позднее переехал в район Ямакава (Iwai, 1992). Обычно считается, что Итосу учился у Сокон ("Буси") Мацумура (Sokon (“Bushi”) Matsumura), но есть свидетельства, что у него было много и других учителей, таких, как, например, Нагахама (Nagahama Chikudun Pechin) из г. Наха (Iwai, 1992; Motobu, 1932), Косаку Мацумора (Kosaku Matsumora) из г. Томари, а также мастер по имени Гусукума (Shiroma Gusukuma из г. Томари) (Nihon Karate Kenkyukai, 1956).

 

У нас крайне мало информации с жизнеописанием Итосу. Известно только, что в возрасте примерно 23 лет он сдал официальные экзамены Юкатчу и после этого получил место в каком-то государственном учреждении (Iwai, 1992). Предположительно, получением своей должности в качестве канцелярского писца Итосу был обязан другому мастеру каратэ Анко Асато (Anko Asato), семья которого имела высокое происхождение, и, соответственно, влиятельные связи при дворе (Funakoshi, 1988). Итосу проработал в должности писца до периода «Реставрация Мэйдзи», когда рюкюсская монархия была низложена и островное государство было преобразовано в префектуру «Окинава» японским правительством. Есть документальные сведения, что Итосу работал до 1885 г. также в учреждении, утвержденном уже новым правительством префектуры Окинава (Iwai, 1992).

 

Историки ведут споры, когда Итосу стал учеником Мацумура. Некоторые говорят, что Итосу начал учиться у Мацумура, когда ему уже было под 30 лет (Iwai, 1992), другие утверждают, что и того больше, Итосу было уже 35 лет, когда он начал заниматься у Мацумура (Fujiwara, 1990). Есть некоторые предположения, что Мацумура был дружен с отцом Итосу (Iwai, 1992).

 

Есть некоторые сведетельства того, что у Итосу главными ката были Найфанти (Naifuanchi, - Текки) (Nihon Karate Kenkyukai, 1950; Okinawa Pref., 1995). Об этом же писал в своих воспоминаниях один из его учеников, а именно Гитин Фунакоси, который указывал, что он в течение 10 лет изучал у Итосу никаких других ката, кроме трех ката Найфанти (Funakoshi, 1976) (2).

 

По поводу того, у кого сам Итосу изучал эти три ката Найфанти – мнения историков расходятся. Одни говорят, что Итосу их изучал у Мацумура (Murakami, 1991). Другие в этом весьма сомневаются, и среди прочих возможных учителей, которые могли преподать Итосу серию Найфанти, указывают некоего китайца по имени Чаннан. Говорят, что этот китаец был с судна, которое потерпело кораблекрушение у островов Окинавы. После этого он поселился в одной из пещер у г. Томари. Говорят, что именно у этого китайца Итосу, среди прочих ката, изучал и ката Найфанти (Gima, и др., 1986).

 

В любом случае, достоверно известно, что Итосу был одним из первых учителей, которые начали преподавать каратэ (toudi) всем желающим, а не только «избранным людям» (из сословия Юкатчу), как это было заведено на протяжении сотен лет на Рюкю. Далее Итосу пошел еще дальше, он начал пропагандировать (* и не он один) преподавание каратэ в качестве физической культуры в системе школьного образования на Окинаве, в чем добился успехов, и в 1901 г. начал преподавать каратэ в начальной школе«Jinjo» г. Сюри (Iwai, 1992; Okinawa Pref., 1994). А в 1905 г. он начал преподавать каратэ уже в средней школе «Dai-Ichi» г. Сюри, а также в мужском педагогическом колледже «Shihan Gakko» префектуры Окинава (Bishop, 1999; Okinawa Pref., 1994, 1995).

 

Кроме «крестовых походов» с каратэ по школам Окинавы (McCarthy, 1996) и модернизацией соответствующих методов обучения с тем, чтобы они наиболее лучшим образом подходили для преподавания школьникам, Итосу также славился своей большой физической силой. Как говорят, он мог давить бамбуковые стволы рукою (Funakoshi, 1976, 1988), как однажды, он повалил разъяренного быка на землю, чтобы его успокоть (Nagamine, 1986), как мог разломать два бамбуковых ствола 2-дюймов толщиною без всяких видимых усилий (Iwai, 1992).

 

Уникальный вклад в искусство каратэ-до Итосу включает в себя не только обращение с письмом в 1908 г. к японскому министерству образования, а также военному министерству (3), в котором он изложил 10 заповедей обучения Toudi, но и, вероятно, создание нескольких ката. Это не только серия ката Пинан, но и Найфанти Нидан и Сандан (Kinjo, 1991; Murakami, 1991), а также, возможно, Кусянку Сё и Пассай Сё (Iwai, 1992). Еще одно ката, которое часто связывают с именем Итосу является Сихо Кусанку (Kinjo, 1956; Mabuni и др., 1938), однако, последние сведения подтверждают факт того, что автором этого ката является Кенва Мабуни (Mabuni Kenwa) (Sells, 1995).

 

Кроме этих нескольких новых ката, авторство которых, вероятно, принадлежит Итосу, были и другие ката, такие, как, например, Тинто, Усейси (Годзюсихо), Пассай Дай, Кусянку Дай и прочие, которые подверглись изменениям с их оригинальных форм на формы, которые стали более приемлемыми для их преподавания в качестве физкультуры в школах (Kinjo, 1991).

 

Итосу Анко скончался в марте 1915 года, оставив после себя наследие, которое очень немногие наши современники теперь способны понять.

 

Самые ранние письменные свидетельства о Чаннан и Пинан

 

Ссылки на Чаннан можно найти еще в 1934 г. В журнале «Karate no Kenkyu», издававшемся Гэнва Накасонэ (Nakasone Genwa, 1895-1978), была опубликована статья Тёки Мотобу ("Kata wa tadashiku renshu seyo" – «Правильная практика каратэ»), в которой он писал следующее о Чаннан и ката Пинан:

 

«Мне очень хотелось изучать боевые искусства, поэтому уже с детства я учился у многих учителей. Я учился у Итосу в течение 7-8 лет. Сначала Итосу жил в Урасоэ (Urasoe), затем переехал в район Накасима Осима (Nakashima Oshima) в г. Наха, потом - в Сикина (Shikina), и, наконец, в имение барона Иэ (Baron Chosuke Ie – *японский меценат БИ в начале 20 в.). В последние годы жизни Итосу проживал вблизи от средней школы.

 

Вот туда, в один прекрасный день, я и отправился - в его дом рядом со школой, где мы сидели, беседовали о боевых искусствах и текущих делах. С нами еще было трое его учеников. В какой-то момент нашей беседы Итосу обратился к ним и сказал: «покажите нам ката». Ката, которое они показали было очень похоже на ката Чаннан, которое я знал, но были некоторые отличия. Тогда я спросил одного из учеников, что это было за ката, а он ответил: «Это Пинан-но Ката». Через некоторое время, когда ученики ушли, я спросил у Итосу: «Я хорошо знаю ката Чаннан, но ката, которое показали нам ученики было иным. Как это понимать?». Итосу ответил: «Да, ката Чаннан я изменил, теперь оно отличается от его первоначальной формы. Мои ученики сказали мне, что им проще называть это ката «Пинан», чем «Чаннан», и я прислушался к их мнению.». Т.е. эти ката претерпели изменения еще при жизни Итосу.». (Murakami, 1991; 120).

 

Есть еще одна ссылка на ката Пинан-Чаннан, в книге «Kobo Kenpo Karatedo Nyumon» (PDF оригинала книги), опубликованной в 1938 г. Кэнва Мабуни и Гэнва Накасонэ. Среди прочего Мабуни и Накасонэ писали в ней, что старые мастера в то время знали ката Чаннан и продолжали его преподавать под тем же именем (Mabuni, и др., 1938).

 

Хироси Киндзо (Hiroshi Kinjo, 1919-2013), один из известных мастеров каратэ в Японии, а также историк традиций окинавских БИ, который являлся учеником трех учеников мастера Итосу, а именно - Тёмо Ханасиро (Chomo Hanashiro), Тёдзо Oсиро (Chojo Oshiro) и Анбун Токуда (Anbun Tokuda), опубликовал в середине 1950-х гг. (* точнее – в 1956) ряд статей о ката Пинан в журнале «Gekkan Karatedo». В первой статье он пишет, что Пинан первоначально был Чаннан, и приводит некоторые различия в техниках между Чаннан и его обновленной версией, известной теперь, как Пинан (Kinjo, 1956).

 

Опять же, согласно Хироси Киндзо, Хисатеру Мияги (Hisateru Miyagi), закончивший педагогический колледж префектуры Окинава в 1916 году, и обучавшийся в нем каратэ у Итосу, писал в своей книге «Karatedo» (скан книги PDF), что старый мастер преподавал им только три первых ката Пинан, а последними двумя, вероятно, в то время пренебрегал (Kinjo, 1956).

 

Токумаса Мияги (Tokumasa Miyagi) в своей книге «Karate no Rekishi», опубликованной в 1987 г. приводил из книги Рюсо Сакагами (Ryusho Sakagami) «Karatedo Kata Taikan», опубликованной 1978 г., полный список ката, в которых упоминалось и ката Ёсимура-но Чаннан (Yoshimura no Channan) (Miyagi, 1987; Sakagami, 1978). Пока не известно, кем был этот Ёсимура, но возможно, он был учеником Итосу.

 

Американский историк БИ Эрнест Эстрада (Ernest Estrada) также указывал, что Дзюхацу Kёда (Juhatsu Kyoda, 1887-1968), который являлся учеником Канрё Хигасионна (Kanryo Higashionna), У-Сянгуй (Xiangui Wu; яп. - Go Kenki), Кэнцу Ябу (Kentsu Yabu) и др., основатель стиля каратэ To'onryu, также знал и преподавал - в целях изучения учениками основ блокирования и нанесения ударов руками и ногами - ката под названием «Чаннан» (Estrada, 1998).

 

Сирагума-но Ката (Shiraguma no Kata)

 

Согласно некоторых сведений Цукуо Иваи, одного из самых известных историков БИ, а также сына Тёки Мотобу – Тёсей Мотобу (Chosei Motobu), который преподает аутентичное каратэ своего отца в районе Гунма г. Осака, в стиле Motoburyu Karatejutsu преподается Сирагума-но Ката, которое Тёки Мотобу также называл, как «Чаннан». Но по мнению Тёсей, это ката – «Сирагума-но Ката» довольно сильно отличается от ката Пинан (Iwai, 1997).

 

О другой версии создания Пинан

 

Еще одной версией возникновения ката Пинан является отрицание того, что Итосу «с нуля» создал Пинан. Он его не создавал, а переделал в Пинан какую-то форму из китайского hsing/quan, возможно, называющуюся «Чаннан». Согласно этой теории Итосу изучал Чаннан у некоего китайца с судна, потерпевшего кораблекрушие у берегов Окинавы, и поселившегося затем у г. Томари. Итосу «разрезал» на 5 частей это китайское таолу, назвав их «Пинан», потому что его оригинальное китайское название «Chiang-Nan» было «неблагозвучным»* для окинавцев (Bishop, 1999 ). (* в то время роста японского милитаризма все китайское считалось «неуместным и неблагозвучным», в т.ч. и «китайская рука».)

 

По одной теории, источником ката Чаннан был некий китаец из Томари на Окинаве, который до этого проживал в Китае, где-то в районе Аннан (Annan * Таких в Китае аж 5 штук. Вероятно тот, который около Fuzhou – напротив Окинавы), а по другой - этого китайца самого звали Аннан (Bishop, 1999). По третьей теории, китайца звали не Аннан, а Чаннан (Iwai, 1992), и это именно он был тем мастером, у которого Итосу изучал таолу из hsing, поэтому Итосу называл это ката Чаннан, а позднее, переделал это ката, добавив в него элементы из ката Кусанку Дай, и дал ему новое название – «Пинан» (Gima, и др., 1986; Kinjo, 1999).

 

Есть еще также интересные сведетельства Икен Токасики (Iken Tokashiki) из Окинавской ассоциации Годзю-рю Томариди (Okinawa Gojuryu Tomaridi Karatedo Association) о том, что Итосу выучил ката Чаннан/Пинан у некоего китайца из Томари за один вечер. Поскольку обстоятельно изучить ката за один вечер невозможно, то это является причиной того, что традиция каратэ Томари в обучение ката Пинан не включила (Okinawa Pref., 1995).

 

Это свидетельство также перекликается с высказываниями одного из лучших учеников Итосу, Кенцу Ябу, который говорил своим ученикам: «Не тратьте время на практику ката Пинан, вместо этого лучше делайте Кусанку.». (Gima, и др., 1986, с. 86).

 

Заключение

 

Проведенные за последнее время дополнительные исследования, включая углубленный технический анализ ката Мотобу Сигарума-но Ката, свидетельствуют о том, что ката серии Пинан – это «не давно уже утраченное» ката, а результат постоянной и неизбежной эволюции боевого искусства.

 

Не смотря на то, что некоторые историки подвергают это сомнениям, все же, большинство первичных письменных свидетельств указывают на то, что именно с Итосу начинается преподавание ката Чаннан, которое было затем им переделано в ката Пинан, исходя из его собственных идей, опыта и анализа.

 

В любом случае, Анко Итосу внес свой вклад в боевые традиции старой Окинавы, и его, вероятно, всегда будут помнить и чтить, как одного из самых первых учителей, приподнявшего завесу секретности, которой каратэ-до было окутано в старину.

 

Примечания:

 

(1) Имена мастеров в этой статье указаны в порядке - сначала имя, потом – фамилия. В японской традиции обычно наоборот, фамилия указывается первой.

 

(2) Согласно сведениям, приведенным известным японским историком боевых искусств Рюдзо Фудзивара (Ryozo Fujiwara) в своей книге «Kakutogi no Rekishi» (История боевых искусств), опубликованной в 1990 году, Фунакоси изучал сначала ката Печурин (Супаринпей) у мастера Тайтэ Кодзё (Taite (Kojo) Kogusuku, кит. – Zai; проживал в г. Кумэ, 1837-1917), затем ката Кусанку у Анко Асато и, наконец, ката Найфанти у Итосу.

 

(3) Английский перевод этого письма см. стр. 89 (McCarthy, 1990) Перевод на русский.

 

Библиография:

 

Bishop, M. (1999) Okinawan Karate: Teachers, Styles and Secret Techniques, 2nd Edition. Boston: Charles E. Tuttle, Co.

 

Estrada, E. (1998). Personal Communication: Kyoda and Channan.

 

Fujiwara, R. (1990). Kakutogi no Rekishi (History of Martial Arts). Tokyo: Baseball Magazine.

 

Funakoshi G. (1976) Karatedo: My Way of Life. Tokyo: Kodansha International. Мой перевод на русский.

 

Funakoshi G. (1988) Karatedo Nyumon. Tokyo: Kodansha International. Tr. by John Teramoto.

 

Gima S. and Fujiwara R. (1986) Taidan: Kindai Karatedo no Rekishi wo Kataru (Talks on the History of Modern Karatedo). Tokyo: Baseball Magazine.

 

Iwai T. (1992). Koden Ryukyu Karatejutsu (Old-Style Ryukyu Karatejutsu). Tokyo: Airyudo.

 

Iwai T. (1997) Personal Communication: Shiraguma no Kata.

 

Kinjo A. (1999) Karate-den Shinroku (True Record of Karate's Transmission). Naha: Okinawa Tosho Center.

 

Kinjo H. (1956a). "Pinan no Kenkyu (Study of Pinan) Part 1." Gekkan Karatedo June 1956. Tokyo: Karate Jiho-sha.

 

Kinjo H. (1956b). "Pinan no Kenkyu (Study of Pinan) Part 2." Gekkan Karatedo August 1956. Tokyo: Karate Jiho-sha.

 

Kinjo H. (1991) Yomigaeru Dento Karate 1 Kihon (Return to Traditional Karate Vol. 1, Basic Techniques) - video presentation. Tokyo: Quest, Ltd.

 

Mabuni K. and Nakasone G. (1938) Karatedo Nyumon (Introduction to Karatedo). Tokyo: Kobukan.

 

McCarthy, P. (1996) "Capsule History of Koryu Karate." Koryu Journal Inaugural Issue. Australia, International Ryukyu Karate Research Society.

 

McCarthy, P. (1999) Ancient Okinawan Martial Arts: Koryu Uchinadi, Vol. 2. Boston: Charles E. Tuttle, Co.

 

Miyagi T. (1987) Karate no Rekishi (The History of Karate). Naha: Hirugisha.

 

Motobu C. (1932) Watashi no Toudijutsu (My Karate). Tokyo: Toudi Fukyukai.

 

Murakami K. (1991). Karate no Kokoro to Waza (The Spirit and Technique of Karate). Tokyo: Shin Jinbutsu Oraisha.

 

Nagamine S. (1986) Okinawa no Karate Sumo Meijin Den (Tales of Okinawa's Great Karate and Sumo Masters). Tokyo: Shin Jinbutsu Oraisha.

 

Nihon Karate Kenkyukai (1956) Zoku: Karatedo Nyumon (Introduction to Karatedo: Continued). Tokyo: Wakaba Shobo.

 

Okinawa Prefecture Board of Education (1994). Karatedo Kobudo Kihon Chosa Hokokusho (Report of Basic Research on Karatedo and Kobudo). Naha: Nansei.

 

Okinawa Prefecture Board of Education (1995). Karatedo Kobudo Kihon Chosa Hokokusho II (Report of Basic Research on Karatedo and Kobudo Part II). Naha: Nanasei.

 

Sakagami R. (1978) Karatedo Kata Taikan (Encyclopedia of Karatedo Kata. Tokyo: Nichibosha.

 

Sells, J. (1995) Unante: Secrets of Karate. Hollywood: Hawley.

 

-------------

 

Об авторе:

 

Джо Свифт, родом из штата Нью-Йорк (США). Переехал в Японию в 1994 г. Он имеет дан в Иссин-рю каратэ-до. В настоящее время является помощником инструктора (3-й дан) в додзё Mushinkan Shoreiryu Karate Kobudo, находящемся в Канадзава, Япония. Он также является членом International Ryukyu Karate Research Society and the Okinawa Isshinryu Karate Kobudo Association. В настоящее время работает переводчиком в Ishikawa International Cooperation Research Centre, расположенном в Канадзава. Он также является со-редактором интернет-журнала FightingArts.com.

 

Мастера Сёрин (Анко Итосу)
Записи Фунакоси рассказов мастера Azato
Ката и бункай «Хейян» и «Текки» Каратэ-До Сётокай
История поисков фото Итосу Анко Окина



  • Hapkido Lab. и Итагаки это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу