Перейти к содержимому






Фотография

Принципы Айки и Кудзуси

Написано clover , 13 Январь 2017 · 1 820 Просмотров

How the Principle of Aiki relates to Kuzushi
Martin Ramirez

 

(перевод clover)

 

Существует два основных принципа, которые должны быть тщательно поняты каждым практиком Дзюдзюцу. Принцип Кудзуси и принцип Айки. Они оба дополняют друг друга - взаимосвязаны, т.е., одно не может существовать без другого. На первом этапе изучается Кудзуси. В своем простейшем понятии Кудзуси - это искусство «разрушать равновесие противника». Эта концепция имеет главное значение в таких видах БИ, как Дзюдо, Дзюдзюцу, Айкидзюдзюцу, Айкидо и даже Каратэ. Существует два основных способа выведения противника из равновесия, оттолкнуть или притянуть его. Цель «толкать или тянуть» заключается в том, чтобы сместить центр тяжести у противника. Есть 8 положений или направлений, в которых противник может утратить свое равновесие (баланс). Если вы мастер Кудзуси, то знаете насколько проще будет применять блокировки или броски, если противник уже начал падать вследствие утраты им равновесия.

 

Название «Мягкое искусство» (Дзюдзюцу) происходит именно из-за применения Кудзуси и Айки. Если вы выполняете Кудзуси правильно, то ваши техники будут с виду очень легкими, гениально «простыми». Принципы Кудзуси и Айки присутствуют абсолютно во всех видах бросков в Дзюдзюцу и Дзюдо. Если это делается правильно, то применение Кудзуси и Айки будет незаметным не только для зрителей, но также и для противника. Каждый раз, когда вы исполняете Кудзуси, думайте о том, как работают законы физики. Если вы смещаете своему противнику центр тяжести с помощью «нажатия» или «выдергивания», то соперник не сможет оказать никакого сопротивления применяемой к нему техники. Т.о. правильный Кудзуси яляется гарантом эффективности выполнения техник. Хорошее упражнение для практики Кудзуси – это Рандори. Рандори — это метод практики, в которой вы пытаетесь бросить своего партнера раньше, чем он бросит вас. Этот тип практики развивает чувство «слушанья» равновесия противника и умение применять Кудзуси в ходе перемещений и действий, как своих, так и партнера.

 

Еще одни базовым принципом, который требует тщательного изучения, является Айки. Айки напрямую связано с Кудзуси. Рассмотрим принцип Айки и как он взаимосвязан с Кудзуси. Базовое определение Айки — это подхват, присоединение или объединение усилий с противником. Эквивалентом Айки в корейских БИ является «Хапки» в Хапкидо. Обладание навыком в Айки – это умение эффективно использовать не только свою энергию, но и энергию противника («Заимствование силы»). Для Кудзуси правильное применение энергии имеет решающее значение. Если вы знаете, как во время боя эффективно использовать энергию вашего противника и свою, то все техники будут выполняться «мягко», т.е. - без надрывных усилий. На основе Кудзуси и Айки любой человек может побеждать противников, которые крупнее и\или физически сильнее его. Субтильного телосложения человек, который обладает навыками в Кудзуси и Айки, способен побеждать в бою именно за счет этих принципов. Все методы, связанные с выполнением Айки, очень тонкие и требуют задействования «микроскопических» объемов физической силы. Концепция Айки состоит из трех аспектов. Первый аспект «подключение» к действию противника, а не жесткое противостояние. Мы не ставим целью пытаться своей силой пересилить силу противника (т.е. – не давать ему никакого сопротивления), так же, как в Кудзуси. Вместо этого, мы должны научиться усиливать свою силу за счет силы противника для достижения максимальной эффективности техник. Так же, как и в Кудзуси, при выполнении Айки мы делаем наше тело «невесомым» для действий и ощущений противника (* как будто он сражается с бесплотным духом). Цель, что в Кудзуси, что в Айки одна – разбалансировать противника во время его атаки посредством надлежащей фокусировки и использования энергии - «Айки». Исполнение Кудзуси и Айки требует слаженной работы ума и тела. Вторым аспектом является перехват инициативы у атакующего соперника с помощью действа, которое превращает боевую ситуацию в выгодную для себя. Третьим аспектом является использование своей внутренней силы, т.н. Ки. Т.о., упражняясь в Рандори, следует пытаться объединить эти оба принципа для обеспечения максимальной эффективности техник с минимальным усилием.

 

Кудзуси это искусство разбалансировки противника и требует применения Айки для максимальной эффективности техник. Или говоря иными словами, «толкая или тащя» нужно уметь использовать, главным образом, чужую силу.

 

BENGJUN

 

(перевод clover)

 

Да, так или иначе, вы вероятно никогда не слышали этого термина... на китайском языке. Оно наиболее известно в японском произношении – «Кудзуси». Как правило Кудзуси переводится как «разрушение баланса», и оно является базовым навыком, в основном, в различных искусствах борьбы: Дзюдо, Дзюдзюцу и Айкидо.

 

Иероглифы для Кудзуси на китайском языке читаются, как «Вengjun». Один из знатоков китайского заявил, что первый символ («Вeng») переводится как «Снести», но это неверно. «Beng» по смыслу ближе к «Разваливаться». Второй символ («Jun») переводится как «баланс» или «равновесие». Термин «снести», может вводить в заблуждение, давая неправильное представление, как нечто делаемое через силу, посредством взрывного усилия, что к Вengjun/kuzushi совершенно не относится. Значение Вengjun/kuzushi в каком-то смысле скорее соответствует понятию «коллапс». Ненатужное исполнение техник является следствием применения Вengjun/kuzushi (заставляющего противника пытаться вновь обрести свое равновесие, чтобы не упасть) - действа, которое практически невозможно увидеть глазами стороннего наблюдателя.

 

Не так давно я просмотрел в интернете видео дзюдоистов, участвовавших в различных мероприятиях. Я думаю, что то что я увидел, заставило бы д-ра Кано (основателя Дзюдо) нервно «перевернуться в гробу». Сейчас уже фактически никто не выполняет техники на основе Кудзуси (* а это - ключевой метод в Дзюдо). Вместо этого участники тянут и дергают друг друга изо всех сил. Многие броски были успешно выполнены лишь потому, что один просто насилу отрывает другого от татами, а затем бросает. «Дзю» («Ju») в Дзюдо, означающее по смыслу примерно, «уступить, чтобы применить», видимо уже «выкинуто за борт».

 

Дзюдо изначально было совершенно другим, достаточно посмотреть на старое видео с Kyuzo Mifune, одного из последних 10 данов в Дзюдо. Его исполнение техник выглядит «расслабленно», его действия легки и невесомы, как шёлк. Его применение Кудзуси невероятно тонко, и не уловимо даже для противника. Это является истинным Мастерством.

 

Bengjun\kuzushi является базовым методом для всех стилей БИ, в которых бросание врага на землю является главной целью его повержения. Абсолютно - во Всех Бросковых Стилях. Bengjun\kuzushi должно предварять Все - не только броски, но даже удушающие. Без Bengjun\kuzushi эффективное выполнение техник Циннa очень осложнено, если вообще возможно. Отсутствие навыков в Bengjun\kuzushi, приводит к тому, что два соперника сближаются, а затем ухватившись друг за друга, начинают, сопя и отдуваясь, устраивать совместную «возьню» на татами, в которой каждый просто пытается пересилить другого. Глядя на это можно сказать только одно: «oops!».

 

Так что, если вы еще не освоили Вengjun в своей практике Циннa, вам следует вернуться назад и изучить этот базовый метод, или хотя бы понять, как он работает. А еще лучше, попросите помощи в этом деле у вашего инструктора.

 

И что касается бросков... Ну, большинство бросков просто не могут быть выполнены без правильного Вengjun, если конечно же вы не планируете буквально изо всех сил оторвать вашего противника от земли и бросить. На видео Мифунэ бросает противников, которые не менее чем вдвое моложе его. Им по 20 лет «с копейками», тогда как Мифунэ было далеко за 60. Кроме того, они превышали Мифунэ в весе на не менее, чем 40 фунтов (са. 18 кг). Сам Мифунэ весил едва ли более 110 фунтов (са. 50 кг) в «мокрой шубе». Тем не менее он бросал своих противников, словно тряпичных кукол!

 

Вengjun подразумевает гораздо более тонкие методы, чем просто только грубо толкать или тянуть соперника в разные стороны для того, чтобы затем применить на нем бросковую технику. В одной из моих книг я описывал характеристики и свойствах баланса человека. Я рассказывал в ней, что баланс (возможно лучший термин для этого - «равновесие») зависит не только от физические позы, но и от психилогического состояния человека (* например, одно дело пройти по доске на полу, и другое – по той же доске над пропастью). Физическая поза и психологическое состояние человека взаимосвязаны - если утрачивается контроль в одном, то это приводит и к разрушению другого. То же самое действует и в отношении Вengjun, «разбалансировку» противника можно произвести не только вследствие ваших физических воздействий на него, но и психологических!

 

Чтобы «взломать» психологический настрой у противника следует заставить его утратить свой Shengxin (на японском – Zanshin) – его психическую/духовную сосредоточенность и уравновешенность. Например:

 

• Можно отвлечь его внимание. Сделать что-то такое, на что он будет вынужден переключить свое внимание. Хорошим примером этого является какое-то фальшивое или неожиданное действие.

 

• Если противник ошеломлен или испуган, что привело к утрате им своего первичного боевого порыва, то это значит, что его ум находится в замешательстве, и его легко победить.

 

Помните, что если вам удастся «разбалансировать» ум противника, то его баланс тела также пострадает. Есть одна история о д-ре Дзигаро Кано, основателе Дзюдо, которая хорошо иллюстрирует эту идею. Кано был приглашен какими-то его практиками для прочтения лекции о Дзюдо на американский корабль. Американцы хотели проверить мастерство Кано и привели моряка, который был флотским чемпионом по боксу. Они предложили Кано продемонстрировать свое мастерство на этом молодой громиле.

 

Наряд Кано мало подходил для такого состязания. Он был одет в костюм. Кроме того он понимал, что если он травмирует американского военнослужащего, то он него могут возникнуть проблемы с законом.

 

Так они стояли друг против друга - боксер в шортах и боксперчатках, и Кано в своем строгом деловом костюме. Внезапно Кано поднес руку к нагрудному карману пиджака, и выхватив из него носовой платок, ловко взмахнул им в воздухе. Боксер невольно взглянул на платок и в тот же момент Кано быстро приблизился к нему и с легкостью его бросил.

 

ВОТ ЭТО - Дзюдо. Это также является прекрасным примером высочайшего уровня мастерства в Вengjun. Очень жаль, что так мало современных дзюдоистов стремятся к достижению такого уровня мастерства.

 

Совершенно очевидно, что Вengjun является неотъемлемой частью любой техники, будь то бросок, захват, удар ногою или удар «прямо в жбан». Чтобы сделать технику действительно эффективной применение Вengjun является абсолютной необходимостью. В настоящее время практики Каратэ и Кунгфу вообще не обращают внимания на изучение этого тонкого искусства, они просто мутузят друг дружку до тех пор, пока кому-то одному не удается достать ударом другого. Это сродни нечто вроде «Боя подушками». Это может быть бой, но он не имеет никакого отношения к боевому ИСКУССТВУ.

 

Но для эффективного выполнения техники, противник должен быть разбалансирован умственно или физически в течение достаточного запаса времени для того, чтобы завершить выполнение на нем техники до конца! Это не сложно понять - у противника баланс должен быть нарушен так, чтобы у него не было возможности стремительно восстановить его, иначе он сорвет возможность применения к нему техники.

 

Чтобы не делал противник - наносил два или несколько ударов руками (или в сочетании с ударами ногами), делал удар и бросок, удар и захват или иные виды атак – любое разворачивание атакующих комбинаций может быть сорвано с помощью выведения соперника из равновесия еще на первом же его действии. И обретение такого навыка потребует долгих лет вдумчивых тренировок.

 

При этом не следует забывать, что эффект от разбалансировки ума равен эффекту от разбалансировки тела.

 

Так что даже в ударных стилях, таких как Каратэ и Кунгфу, методы разбалансировки противника должны обеспечивать надлежащую эффективность выполнения техник. Это - истинное искусство. Это также является «барометром», по которому можно измерять реальные навыки практикующего. Попытки выполнения Вengjun/Кuzushi у начинающих зачастую очень неловкие и неуклюжие, хорошо заметные со стороны. У более опытных в этом деле практиков они уже более «скрытые». Ну, а у мастеров высочайшего уровня эти навыки уже настолько филигранные, что они практически не видны никому, за исключением тех, кто априори знает, на что «смотреть».

 

Надо сказать, что мастеров в Кудзуси в современном мире существует очень мало, большинство не имеет даже теоретических представлений о нем.

 

****************
Об авторе:

 

Pete Starr практикует боевые искусства для почти 50 лет, имеет черный пояс по каратэ Кёкусинкай, подготовку в традиционных Шаолиньских стилях, в Синъицюань и Багуацюань. Является автором книги «The Making of a Butterfly». (Еще одна из его книг «Martial Maneuvers: Fighting Principles and Tactics of the Internal Martial Arts»)

 

Kудзуси
Тандэн
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Метод взаимосвязи

Ирими, Ири - «Вход» в противника
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу