Перейти к содержимому






Фотография

Ирими, Ири - «Вход» в противника

Написано clover , 26 Ноябрь 2016 · 1 293 Просмотров

Изображение

 

Суть Shotokai заключается в технике, называемой «irimi».

 

Entering The Opponent – Irimi, Iri

 

Robert D. Bessler

 

Хочу рассказать о концепции «входа» (irimi, iri, iriguchi mi) в боевых искусствах. Это – мое понимание этой концепции. Ваш стиль может иметь свои особые дополнительные методы и различия в уровнях его применения. Как это часто бывает, боевые и духовные понятия нередко выходят за рамки возможности их точного описания. Я лишь попытаюсь описать неописуемое в меру своих возможностей, которые основаны на чувстве, полученном на основании собственного опыта.

 

Понимание концепции «входа» имеет основополагающее значение для успешного применения техники. Независимо от стиля или школы, при выполнении техник в той или иной форме совершается движение «входа». В искусстве Айки-до отточенность в этом навыке может достигать невероятно высокого уровня, это реально, и может иметь также жизненно важное значение и в других стилях боевых искусств. В рамках Айки-до «вход» - это фундаментальная концепция, поэтому его можно найти в каждой его технике. «Входы» наряду с техниками скрадывания являются общей концепцией в рамках Ниндзюцу.

 

Для того, чтобы сделать удар рукой или ногой либо бросить противника, необходимо, обычно, сначала «войти» в его «пространство». Не смотря на то, что есть отдельные способы, которые не требуют этого, концепция «входа» является общей для всех боевых искусств. «Вход» имеет много уровней глубины мастерства, и я хотел бы рассказать вам о некоторых из них, чтобы помочь вам в совершенствовании своих способностей по «входу» и контролю над противником. Если у вас слабые понятия о концепция «входов», то большинство ваших техник будут предрешены на неудачу еще до начала их использования.

 

В концепции «входов» нет никаких мистических идей, которые обычно ассоциируются с понятием «ки». Это на самом деле реально и является общей частью большинства методов. Однако, «вход» редко хорошо объясняется словами, если объясняется вообще. «Вход» - это концепция, касающаяся практики применения в поединке разума, тела, дыхания и «энергии». «Вход» относится к физическим и психологическим техникам одновременно. Есть также и дополнительные возможности, которые лежат в плоскости использования энергии и техник дыхания для «входов», но я ограничусь в этой статье лишь рассмотрением только психо-физического уровня.

 

Ирими (входы) в стиле Сётокан

 

«Вход» в противника предваряется психологическим воздействием на него, поэтому я начну с этого, поскольку оно напрямую коррелирует с тем, как «входы» применяются. Многие слышали истории про то, как выигрываются поединки без физического контакта. В большинстве случаев - они правдивы, поскольку успешное проникновение в «личное пространство» противника неизбежно приводит к победе. Такое позволяет сделать особое состояние ума воина, называемое fudoshin (дзэн – недвижимый ум), в котором устраняется «перегруженность» ума различными мыслями и сомнениями, что в конечном счете может привести к поражению.

 

Использование особого состояния разума встречается во многих боевых искусствах. Например, в тайцзи применяется метод «держать глаза открытыми», чтобы движениями «входить» в особое состояние. Успокаивающие ритмические движения в формах тайцзи позволяют уму «расслабиться» настолько, что он «теряется» в форме, что, однако, может быть контрпродуктивным в бою. Энергия следует разуму. Таким образом, чтобы ум был «в нужном месте и в нужное время» при выполнении физических действий имеет очень важное значение. Это был только лишь еще один пример того, как ум используется в практике боевых искусств.

 

При встрече с противником, после принятия положения камаэ, или боевой стойки, прежде всего необходимо установить боевую дистанцию (ма-ай), т.е. - пустого пространства между вами и вашим противником, а затем заполнить это пустое пространство своим психологическим присутствием. После этого вы можете «пройти» еще глубже – «войти» в личное пространство вашего противника. Для этого сначала необходимо сконцентрировать свое «Внимание и Понимание» в пустом пространстве, затем распространить их До, и далее - Внутрь личного пространства противника, создав таким образом некую «связь» между ним и вами. Когда вы «войдете» в личное пространство противника, ему станет сложно распознавать ваши замыслы и намерения, что позволит вам тем самым «замаскировать» свои последующие действия или позволит эффективно применить методы обмана.

 

Необходимо «завладеть» пространством и контролировать его с самого начала. Эта психологическая экспансия является только одним из способов использования ума в боевых искусствах. Установив психологический контроль над пустым пространством, можно более легко предвидеть то, что произойдет или не произойдет в нем. То же самое справедливо и в отношении вашего оппонента. Если вы «войдете» в личное пространство противника, то сможете легко контролировать его действия. Но есть еще более глубокий уровень «входов» в противника, когда контроль устанавливается не только над его действиями, но и над его сознанием. Помните, что психологический «вход» в противника всегда должен предшествовать физическому «входу».

 

Для установления психологического доминирования над противником применяется также метод сэйка-тандэн или нижний даньтянь. Это также способствует «входам» в пространство соперника. Также можно использовать метод среднего даньтяня или центра сердца для подавления духа противника. Это тоже можно рассматривать как форму установления «связи» между вами и противником. В боевых искусствах часто говорят, чтобы победить противника, нужно двигаться в гармонии с противником, или – «установить связь» с ним. Это часть того, что подразумевается в этом отношении. Такой принцип «входов» в противника очень распространен в искусстве Айки-до.

 

Тренируя расслабление и повышая чувствительность ума* (*«пустой\неподвижный ум» - для этого можно использовать методики дзэн) можно реально почувствовать, как это происходит. Есть на самом деле нечто вполне реальное, что будет ощущаться просто в «воздухе»,когда человек достигает определенного опыта во «входах». В своих последующих статьях я расскажу об энергии и техниках дыхания, используемых для «входов». Во многих фильмах про самураев встречаются сцены, когда оба воина стоят замерев в выбранных ими позах. Между ними происходит психологический бой за превосходство в пространстве между ними. Ни один из воинов не двинется, пока не почувствует, что он превзошел другого в этой стадии сражения. Тогда, один из воинов может признать свое поражение, и далее будет выбирать – либо он вообще откажется от продолжения боя, либо может излить свою злобу за психологический проигрыш в физической ярости.

 

Физический уровень «входа» знаком практически каждому мастеру боевых искусств. Это момент, когда воин концентрирует всю свою внутреннюю энергию, рассчитывает малейшую возможность для «открытия» противника и делает «вход».

 

На физическом уровне «вход» - это проникновение в личное пространство противника, которое он «открыл» сам или это сделали вы. При проникновении в личное пространство противника вами выполняется перемещение своего тела в выбранном направлении для того, чтобы сделать блок или удар. Физический «вход» в чужое пространство в большинстве случаев может быть выполнен только тогда, когда вы знаете, что это можно сделать безопасным для вас образом. Чтобы обеспечить себе безопасный физический «вход» в пространство противника необходимо использовать момент, когда соперник разбалансирован, расконцентрирован или поддался на вашу ложную технику. Таким образом, предварительное психологическое и\или физическое воздействие на противника создает момент во времени и пространстве, чтобы физически «войти» в его личное пространство и атаковать безопасным для вас образом.

 

В ниндзюцу ко «входам» применяется метод вкрадывания. «Вкрасться» - это «проникнуть» в личное пространство противника или «войти» фактически в его состояние, при котором он не в состоянии воспринимать того, что с ним произошло. Нередко, такой воин может «входить» и контролировать ум своего противника не только, чтобы иметь возможность занять пространство между ним и его противником, но даже и всего пространства вокруг. В ниндзюцу большое внимание уделяется тонкости техники, будь то она психологическая или физическая. В ниндзюцу считается, что если технику можно увидеть или почувствовать, то это плохая техника. На продвинутых уровнях многих других стилей боевых искусств присутствует та же философия. Если человек способен применять технику «входа», то необходимость в совершении очевидных физических действий для него значительно уменьшается или их становится выполнять значительно легче.

 

В некоторых пособиях по боевым искусствам иногда встречается иллюстрация воина, окруженного сферой. В любом виде боевого искусства этой сферой обозначается возможность использования арсенала техник, а также направлений движений, что особенно важно в искусство японского фехтования. Иногда указывается 6 направлений, 8 направлений или даже 10. Эта сакральная геометрия боевой площади, которая часто изображается на листе «плоским» квадратом или кругом, по сути сферична, т.е. – трехмерна, поэтому ее следует считать многоцелевым шаблоном, содержащимся в сфере. Тоже самое касается линейной концепции, изображенной «плоско» на листе, она по сути является сферой.

 

Самурай стремиться «занять» эту сферу пустого пространства своим мощным и очевидным присутствием. Самурай-мастер «входит» в это пространство таким образом, что остается мало сомнений в том, кто контролирует это пространство. Если самурай обладает большой храбростью, то он выполняет «захват» пространства своим сильным чувством духа. Такое подавление противника выполняется за счет психологического «входа» в личное пространство соперника, что не всегда заметно глазу, но без сомнения, реально ощущается. Независимо от того, как будет выполняться физическая техника - мягко и легко или жестко и сильно – психологический «вход» в пространство противника сделает ее намного более действенной и эффективной.

 

В искусстве самурайского меча говорят, что начинающий ученик «имеет свой ум в руках», продвинутый – «в кончике лезвия меча», а мастер - «вне лезвия». Однако, сейчас многие люди стали настолько неуклюжи в своих умах, что он даже «не достигает их рук», либо, большая часть их ума «не присутствует в теле вообще». Задача, стоящая перед современными инструкторами фехтования, заключается в том, чтобы помочь ученикам «включать» их ум, чтобы они могли сначала «направлять его в свои руки», а затем распространять и на новые уровни.

 

«Вход» или irimi, является лишь одной из важнейших концепций, содержащихся в пределах глубин мастерства в боевых искусствах. Я рекомендую практикам боевых искусств сосредоточиться на изучении этой концепции и доведении своих навыков до высочайшего уровня. Изучение этой концепции может быть осуществлено самостоятельно, и когда в действительности будет понята эта концепция, можно будет перейти к тонкостям ее применения. Я заметил, что ученики нередко просто забывают о необходимости выполнения психологического «входа», торопясь перейти сразу к выполнению физических действий. Но, как только ум будет успешно «очищен» от эгоцентризма (через практику дзэн), лихорадки волнения больше не будет, поэтому появится возможность применения психологических «входов», что позволит существенно повысить свой уровень мастерства в боевых искусствах. При эгоцентризме разум воспринимает окружающее через «призму» своего воображаемого «Я» («самости и своей исключительности» – дзэн) в связи с чем возникают различные негативные чувства и ненужные эмоции, например, гнев или месть – желание кого-то избить, - или тщеславие - побеждать, чтобы чувствовать себя «выше» других, в таких случаях методы психологического «входа» будут оставаться недостижимой целью. Когда ум спокоен, т.е. без эгоцентризма, он будет будет всегда готов к использованию для техник ирими на высочайшем уровне.

 

Помните, что начинать надо постепенно и осторожно. Уважайте своих партнеров на тренировках. Robert D. Bessler, 3xpansion, LLC не несет никакой ответственности за неправильное использование или неправильное понимание материалов, представленных в блоге. Всегда руководствуйтесь инструкциями лицензированных профессиональных мастеров, прежде чем пытаться применять любой из этих методов. Пожалуйста, используйте здравый смысл и пребывайте в безопасности.

 

------------------------

 

P.S. «Совершенно необходимо научиться противостоять захватам сзади; нужно старательно развивать в себе просветленную способностьадаптироваться к ситуации и свободно поворачиваться влево, вправо, вперед или назад, чтобы обойти и бросить противника. Предполагается, что освоение техники борьбы при нападении сзади развивает шестое чувство; в этом виде будзюцу мы учимся действовать интуитивно. Для развития интуиции и способности немедленного реагирования необходимо ежедневно упражняться в отражении тыловых атак.» (М. Уеcиба. Будо)

 

! Ирими - это важная техника не только для Айкидо, но для Каратэдо:

  • Question: У каких мастеров Айкидо занимались долгое время мастера - «легенды» каратэ (обладатели 8-9-х Данов)?
  • Аnswer: KANAZAWA Hirokazu (10-й Дан Сётокан Каратэ) и NAKAYAMA Masatoshi (9-й Дан Сётокан Каратэ) занимались долгое время у СИОДА Годзо, EGAMI Shigeru (основатель Сётокай Каратэ, 9-й Дан) и KASE Taiji (9-й Дан Сётокан Каратэ) — у ИНОУЭ Нориаки, племянника Основателя, OTSUKA Hironori (основатель Вадо-рю Каратэ) и YAMAGUCHI Gogen (основатель Годзюкай Каратэ) — у Основателя Айкидо, УЭСИБА Морихэй, HIGAONNA Morio (основатель Окинавского Годзю-рю, 10-й Дан) и OYAMA Masutatsu (основатель Кёкусинкай Каратэ) — у ТАДА Хироси, ути-дэси Основателя Айкидо.
Enzan no metsuke: «Не смотри ни на что, тогда увидишь всё»
Рассчет Ма-ай
Тандэн
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Метод взаимосвязи

Ирими в Motobu Udundi
Кудзуси






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу