Перейти к содержимому






Фотография

Асагао-но-Хана: один из древних кудэнов Дайто-рю

Написано clover , 17 Январь 2017 · 1 755 Просмотров

Изображение«Асагао», Утагава Хиросигэ (1797-1858)

 

Asagao No Hana: An Ancient Kuden

 

(перевод clover)

 

Асагао – буквально «утренний лик» – японская разновидность вьюнка (Pharbitis) -ипомея.

 

Вьюнок Асагао — живет одно утро, но переживает такую же полную жизнь, как сосна, живущая тысячу лет.

 

Сенсей Ota Terao, преподававший БИ в клане Сэндай, писал в своих наставлениях: «Самурай, который игнорирует окружающую его красоту, не сможет познать наиболее ценный урок и не может по праву называться истинным воином. В цветении сакуры существует больше боевой мудрости, чем в кровавом опыте, приобретенном на полях сражений.»

 

Это изречение, безусловно, заключает в себе весьма глубокий смысл, касающийся не только пути направления изучения и обретения истинного боевого духа, но и техники.

 

Наблюдения за природой было источником вдохновения для тех, кто создал методы и техники, которые мы практикуем сегодня. Наименования методов и техник большинства старинных традиционных рю Будзюцу имеют довольно образные «поэтические» названия, т.е. они весьма далеки от воинственных терминов. И Дайто-рю отнюдь не исключение.

 

Aсагао-но-Хана (цветок ипомеи), по мнению многих мастров, является одним из старейших Кудэн в Дайто-рю. Этот Кудэн считается одним из основных Хиги (секретов) в Дайто-рю, непосредственно связанных с применением метода Айки.

 

********

 

Айки – Асагао

 

В Дайто-рю есть устная передача, которая гласит: «Раскрытие кисти, подобно цветку Асагао» (Асагао-но-Тэ). (Видео раскрытия бутона Асагао) Асагао – это ползучее лианоподобное растение (т.е. завивается вокруг различных предметов точно также, как наш вьюнок).

 

Изображение
На первой картинке показана форма кисти руки, подобная цветку Асагао. На нижних – Айки-агэ (поддев тела противника вверх для опрокидывания)

 

 

По аналогии с вьюнком Асагао мы должны добиваться реализации действий по принципу «спирали» между ногами и руками, или образно говоря - от Земли к Небесам, а также стремиться поглощать силу партнера, т.е. заимствовать его же поток энергии.

 

Т.е. образ Асагао заключает в себе определенные принципы и концепции, связанные с применением Айки. По моему мнению, метод входа Ирими тэнкан (в терминах Каратэ – Ирими-каваси. В Сётокай (и в некоторых направлениях Сётокан, где это практикуют) отработка Каваси ведется с помощью Тен-но-ката) в Айкидо, который, вероятно, «перекочевал» в него из Дайто-рю, является гораздо более глубоким понятием, чем просто «наивным» Тай-сабаки – уходам и входам в различных направлениях.

 

С точки зрения «механики» вход Ирими тэнкан можно сравнить с принципом «Винта» (буквой S) - перемещение на встречу противнику с разворотом на 180 градусов, т.е. выполняется уход с линии атаки только за счет разворота, что также образно можно сравнить со «Спиралью» (витком вьюнка Асагао). Это же является «механизмом» выполнения Кокю тандэн хо. Метод Ирими Тэнкан связан не просто только с «кривой» траекторией входа, но с принципом «свободного маха маятника» (Фигуры Лиссажу), а также с кривыми синхронного напряжения и компрессионного сдавливания в теле при кручении. Кроме всего прочего, Ирими тэнкан связан с торсионным стрессом или с противодействием противнику по двум Осям одновременно, что Уэсиба называл Juuji*. Факт, что однажды он сказал, что его искусство на самом деле вернее было бы назвать «Jujido»**.

 

____________

 

Коротко:

 

* Juuji – объединение двух противоположностей, например: бытие-небытие, кацу-сэцу, инь-ян и пр., отражающее принцип гармонии, который существовал уже во времена Ягю.
** Относительно «Jujido» («Крест Айки») писал сихан Seiseki Abe (10 дан) в статье «The Doka of O'Sensei», опубликованной в 1936 г. в Budo Renshu. Уэсиба говорил, что его искусство - это любовь, что это религия не будучи религией, и что надо побеждать добром своего врага, а не мстить, уподобляясь ему, аналогичным злом. Он также называл свое искусство, как «Jujido» [十字道] - «Путь скрещения двух форм».

 

«Путь (физический) - в скрещении (форм) Небес и Земли (Jujido),
Который ведет к обретению необходимой (в бою) «Крепости» («плотность» тела (в терминах Каратэ – Мутими) и неопрокидываемость (в терминах Дайто-рю – Недвижимое движение)).
Путь (ментальный) – в скрещении (форм) Гармонии (Понимании) и Радости (Добродушия), образующих «Парящий мост» (Ame no Ukihashi или Tanchi; практика спиритуального Дзё-ката),
Который связует Небеса с Землею.»

 

Иногда он использовал и другой образный термин для Айки [合 氣]: «Крест Aйки» [愛 氣] (Доброта-Kи)
___________________

 

Образ сжатия и расжатия лука (тело - пять луков. Видео) отражает принцип работы тела, которое абстрактно представляется сферической структурой, т.е. будто тело – это «большой шар». Эта воображаемая сферическая структура тела обладает двумя разными осями кривизны. Когда человек выполняет противодействие противнику, его воображаемая сферическая структура тела становится «вогнутой» спереди, приобретая «натяжение» по вертикали и горизонтали: низ таза слегка подбирается, верхняя часть грудь слегка ссутуливается, руки слегка «ввернуты» внутрь и опущены вниз – в результате позвоночник принимает форму согнутого лука («вбирающего позвоночника» - в виде буквы «С»). При этом ноги фиксируются в нейтральном («расслабленно-взведенном») состоянии (in-yo, инь-ян), когда ноги присогнуты так, что колени оказываются примерно вровень с линией пальцев ног, а вес тела больше «опирается» на пальцы ног, чем на пятку.

 

Чтобы «отторгнуть» от себя противника - опять же представляя тело человека в виде сферы - необходимо изменить «кривизну» сферы также по двум осям только наоборот, т.е. осуществляется сферическое выпучивание. Скрученные слегка внутрь руки разворачиваются наружу, позвоночник из буквы «С» выпрямляется в прямую линию, верхняя часть спины работает «в связке» с плечами, слегка вогнутая грудь распрямляется, а вес тела переходит больше с пальцев на пятку у ноги, которая ближе к телу.

 

Другой образ сферической деформации тела – это присогнуть тонкую стальную пластину, а потом ее отпустить – при этом обратить внимание с какой большой скоростью и силой она возвращается в исходное положение. Если эту стальную пластину еще и перекрутить, к примеру, слева направо - это будет соответствовать принципу Тенти (Tenchi - Небеса и Земля; Небеса\агэ\вверх – Земля\сагэ\вниз - на одной стороне пластины будет Подъем, Выкручивание, Открытие, а с другой - Опускание, Закручивание, Закрытие. Это скручивание имеет устойчивость, потому что эксцентрика напряжений находится на двух разных осях (Небеса и Земля) сразу, что вызывает форму напряжения, которая проявляется в третьей оси (Небеса и Земля, а между ними - Человек). Если поймете эту «механику» приобретения потенциала и его перехода в кинетику и научитесь этим пользоваться, то вы сможете делать удивительные вещи, подобно гироскопу.

 

Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии

Юкиёси Сагава, Такахаси Масару и Диафрагментальное дыхание в Дайто-рю
Индивидуальные вспомогательные практики для Кокю-рёку и Ки в Дайто-рю Айки Будо
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу

Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)



  • ВиШень, Hapkido Lab. и Hattori это нравится



Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу