Перейти к содержимому






Фотография

Тосихиро Осиро: о разнице между новым и старым каратэ

Написано clover , 28 Март 2017 · 2 993 Просмотров

On Ko Chi Shin: «Изучая старое, поймешь новое»

 

Интервью с мастером Тосихиро Осиро (9 дан Сима-ха Сёрин-рю и 8 дан Ямани-рю)
«American Samurai» № 7, июль 2002

 

Изображение

 

Хотелось бы узнать ваше мнение о современных методиках обучения.

 

Я взялся за исследования некоторых классических БИ, чтобы определить цели, перспективы и возможные проблемы каратэ, практикуемого сегодня. В некоторых БИ традиции сохраняются и развиваются, а про каратэ говорят, что это прежде всего боевые навыки, а как искусство - оно вторично. И такое мнение разделяют даже известные мастера каратэ.

 

Для лучшего понимания такого мнения нужно сначала выяснить, что такое «традиционное (старое) каратэ», которое ранее практиковалось на Окинаве и сравнить его с современным.

 

В начале прошлого века каратэ подверглось существенному изменению в целях преподавания его учащимся школ. В 1901 г. в виде эксперимента оно было введено в учебную программу начальной школы города Сюри. Примерно в 1905 г. мастер Итосу создал 5 форм ката Пинан. В начале 1920-х гг. мастер Фунакоси распространил каратэ с Окинавы на основную территорию Японии. Вскоре в Японию приехали и другие мастера каратэ, например, Тёки Мотобу и Кэнва Мабуни.

 

Однако, к тому времени, как каратэ попало в Японию, оно уже было полностью трансформировано (т.е. еще на Окинаве) в физкультуру и спорт. Поэтому когда мастера БИ в Японии впервые увидели это окинавское искусство, то отнеслись к нему с определенной долей скептицизма (см. воспоминания мастера Кониси). По их мнению каратэ не тянуло на то, чтобы считаться полноценным «боевым искусством». Это было потому, что им была представлена физкультурная версия каратэ, а не та, которая существовала ещё до того, как мастер Анко Итосу сделал изменения.

 

Почему каратэ превратили в физкультуру?

 

Чтобы понять это нужно рассмотреть тенденции в японском обществе того времени. Это была эпоха Тайсё (1912-1926 гг). Время больших перемен в истории Японии. Реставрация Мэйдзи только закончилась. Япония начала модернизацию взяв за примеры финансовые, военные и образовательные системы Великобритании, Германии, Франции и США. Бывшему самурайскому сословию было запрещено носить мечи, а также предписано обрезать волосы на европейский манер.

 

Нынешняя политическая система Японии была создана к 1885 г. По мере роста индустриализации Японии начался и рост милитаризма. Все это непосредственным образом отразилось и на БИ. Государственные лидеры были заинтересованы в новом поколении молодых людей, которые были бы «морально» и физически крепки.

 

С этой целью на первый план были выдвинуты идеалы Будо. БИ рассматривались как средство для укрепления духа и тела японской молодежи. Дзюдзюцу мастером Кано было реформировано в дзюдо. Из различных школ кендзюцу было создано кендо. «Физкультурное» каратэ также идеально подходило для этих целей. Причём из всех видов БИ превратить каратэ в физкультуру было проще всего. Физкультура и спорт, конечно, сами по себе - вещи неплохие. Именно благодаря этому каратэ обрело такую популярность во всем мире.

 

Изображение

 

Однако, следует знать, что каратэ как БИ сильно отличается от его физкультурно-спортивной версии. Старое традиционное окинавское каратэ, главным образом, сосредотачивалось на навыках самообороны.

 

Современное каратэ, распространенное сейчас в мире, изменено так, чтобы вовлечь в него, как можно больше людей. Если бы оно не было упрощено, то оно не стало бы настолько популярным. Особенно большие изменения в мировом каратэ произошли за последние 20 лет.

 

Методика обучения, которую использует ваш преподаватель так же сильно отличается от той, которую использовали в прошлом. Методика обучения, которую использовали в старых традиционных БИ не подходит для массового преподавания. Старая методика - смотри и повторяй – без всяких объяснений – подходит только, если у преподавателя имеется лишь несколько учеников.

 

В армии важно, чтобы любой взвод или батальон действовал слаженно. Если каждый солдат будет делать что ему вздумается, то взвод или батальон будет небоеспособен. Военные имеют силу в единстве. В современном каратэ так же распространена тенденция выполнять действия группой - по команде инструктора. Это упрощенное преподавание так же является причиной, по которой каратэ с легкостью распространилось по всему миру.

 

Однако, это упрощение каратэ (и методики его преподавания) со временем стало вызывать у людей вопросы по поводу ката, как главного инструмента обучения. «Разве можно с помощью ката научиться эффективно сражаться?» «Что значат в них те или иные движения?» «Как всё это применять?».

 

Поэтому, чтобы понять ката необходимо вернуться к их первоначальной форме, к той, которая существовала ещё до того, как каратэ было изменено в физикультурно-спортивную версию. Другими словами надо исследовать практику ката, которая существовала почти 100 лет назад, прежде, чем каратэ начало распространяться за пределы Окинавы.

 

Возможно ли вернуться к старому каратэ?

 

Вернуться к старой версии каратэ, которая совсем иная, чем популярная сейчас в мире? Это сложно, и, возможно, не совсем обязательно. Если вы разъясните людям, что означают те или иные действия в ката согласно трактовок старого каратэ, то они могут выйти на иной уровень понимания и смогут затем начать практиковать методы старого каратэ. Посредством этого процесса – «объединения старого и нового» - можно достичь чего-то большего. Можно существенно обогатить современное спортивное каратэ. И чтобы достичь такого синтеза нужно обратиться к исследованиям методов, существовавших в старом традиционном окинавском каратэ.

 

В наше время на шоу часто демонстрируются бункаи (применение техник из ката). И они весьма далеки от реальности. Нужно интегрировать старые первоначальные идеи в современный формат ката, а также уделить больше внимания таким важным стратегическим понятиям, как «сэйчусэн» и «эмбусэн». Можно улучшить новое, если сочетать его со старым для лучшего понимания. Только проделав такую работу мы сможем развеять сомнения у тех людей, которые считают, что «ката не работают».

 

Что такое сэйчусэн?

 

Говоря кратко, это «линия обороны» или «линия нападения». «Сэйчу» на японском означает «середина», а «сэн» - «линия». Если вы защищаетесь, то сэйчусэн – это условная «граница», которую пересекает противник, вторгаясь в ваше личное пространство. А если атакуете, то сэйчусэн это «граница» личного пространства вашего противника, которую вы должны пересечь, чтобы поразить его. Для выживания вам необходимо уметь защищать свой сэйчусэн и проникать сквозь сэйчусэн противника.

 

Сэйчусэн также имеет отношение и к стратегии обороны тела. Если вы располагаетесь перед противником фронтально, например, в «хэйсоку-» или в «хэйко-дати», то широкая площадь вашего туловища предоставляет противнику большой выбор для вариантов атаки. Поэтому вместо фронтального положения тела по отношению к противнику предпочтительнее скручивать туловище полубоком - в положение «ханми» (т.е., примерно под 45 градусов), уменьшая тем самым площадь своего тела. Т.е., говоря иными словами, вы просто сужаете сэйчусэн своего тела, облегчая себе задачу по его защите.

 

Вы можете рассказать об эмбусэн, балансе и перемещениях?

 

Многим при слове «эмбусэн» сразу вспоминаются линии выполнения ката, а также необходимость выполнения ката в точном соответствии с эмбусэн. Однако, эмбусэн означает не только это. Эмбусэн – это и надлежащее перемещение тела - навык, который по сути является одной из главных целей практики ката. Умение точно перемещаться по линиям схемы ката – это не настолько важно, насколько важно умение правильно перемещаться. Эффективность техник во многом зависит от перемещений.

 

Умение правильно перемещаться, на самом деле, это – один из главных навыков. Этот способ перемещения полностью отличается от способа ходьбы, к которому мы привыкли в обычной жизни. Нужно научиться перемещаться - как вперед, так и назад - с пониженным центром тяжести ровно на одном уровне - не подскакивая и не опускаясь на каждом шаге. Нужно уметь перемещаться слитно всем телом. Если вы сначала вынесете ногу вперед, а затем перенесете на нее вес тела с задней ноги, то между этими действиями возникнет микроскопическая задержка.

 

Мы, японцы, говорим о необходимом движении так: «все части тела должны смещаться одновременно». Например, вас атакуют и вы делаете уход назад. Нельзя сначала отвести ногу, а потом перенести на нее туловище, нужно переместиться назад сразу слитно, единым телом. Не должно быть никакой временной задержки.

 

Кроме того, если вы сначала выносите ногу и только затем переносите на нее весь вес тела, вы не можете воспользоваться в исполняемой вами технике всей массой своего тела целиком.

 

Навыки в перемещении всем телом требуют долгой практики ката.

 

Изображение

 

В БИ много говорится о важности контроля над балансом при перемещениях. Однако, немногие люди знают, что баланс при обычной (бытовой) ходьбе и баланс при перемещениях в БИ различны. При перемещениях в БИ применяется метод намеренной неустойчивости (нанба-аруки). Т.е., в БИ используется момент контролируемой неустойчивости. Например, при бытовой ходьбе, для того, чтобы шагнуть вперед из положения стоя, с распределением веса тела на ногах 50/50, нам, чтобы переместиться, нужно приложить усилие для преодоления силы гравитации. В БИ, для того, чтобы сдвинуться, сначала «отключают баланс» - немного подают вперед (с опаданием вниз - из-за «отключенного» баланса) центр тяжести тела (тандэн), что значительно облегчает и ускоряет старт перемещения, поскольку вместо преодолетия силы гравитации, она используется, как «стартер» движения. В результате перемещения становятся более естественными и гладкими, с минимальными затратами усилий, а также – быстрыми и впезапными - без «телеграфирования» для противника.

 

Зачастую люди пытаются усиленно тренировать скорость перемещений за счет убыстрения работы ног, но перемещения за счет только одного толчка ногами всегда будут сравнительно медленными. Используя силу гравитации с помощью «опадания» центра тяжести, вместе с надлежащим состоянием ума, вы будете в состоянии перемещаться намного более быстро (и делать правильный тайминг), а стало быть эффективнее применять технику. У нас это называется «использование тандэна для перемещений».

 

Каково ваше мнение о спортивном каратэ?

 

Каратэ стало популярным в мире благодаря его спортивному варианту, чего оно бесспорно никогда бы не достигло оставаясь на уровне БИ. Если люди начнут интегрировать методы БИ каратэ в спортивное каратэ, то это будет способствовать его дальнейшему укреплению.

 

Какие существуют проблемы, на ваш взгляд, в современном каратэ?

 

Прежде всего, мне бы хотелось, чтобы больше людей задумывались над тем, как и за счет чего обеспечивается эффективность техник в каратэ. Если они поймут, что каратэ это не просто заучивание техник, то они примутся за исследования методов, содержавшихся в старом каратэ, которые они затем смогут интегрировать в современное. Если обратиться к действительности, то сейчас лишь небольшой процент людей на самом деле вдумчиво изучает каратэ. Большинство ходят в додзе, чтобы просто бездумно «помахать руками и ногами». Однако, ученики могли бы значительно увеличить эффективность своей техники, если бы исследовали методы использования тела (тайдзюцу).

 

Еще меня волнует тема влияния оценок судей на состояние современного каратэ. Например, как сейчас судьи определяют победителя в соревнованиях по ката? Зачастую исходя из своих представлений, что ката такого-то участника было самым впечатляющим. Если мы сможем повлиять на представление судей о каратэ, то и каратэ изменится. Ведь, участники соревнований – не дураки, они, естественно, приспосабливаются к критериям, формируемым судьями. Поэтому большая задача состоит в том, чтобы поднять уровень компетентности судей в каратэ, чтобы они могли понимать и видеть тонкости движений. Нужно влиять на их взгляды, чтобы они понимали то, к чему мы на самом деле стремимся в своей практике. Иначе получается, что судьи оценивают ката без всяких понятий об эффективности телодвижений, в результате чего действительные мастера проигрывают. Поэтому судьи должны быть высококвалифицированными людьми. Будучи председателем Технического комитета по кобудо (оружие), я чувствую, что это - моя обязанность найти способ повысить судейскую квалификацию. В конечном итоге это должны быть люди, которые будут оценивать ката исходя не из эстетической точки зрения, а из технической. Но остается вопрос, как это сделать.

 

Каратэ происходит с Окинавы. Невозможно рассматривать каратэ отдельно от его культурного контекста. Если человек не знает или не понимает культуры Окинавы, то он не способен дать адекватную оценку этому искусству. Например, кобудо находилось под длительным влиянием БИ Китая. Также в Годзю-рю ощущается сильное китайское влияние. Сюри-тэ, которое несмотря на то, что имело влияние китайских БИ, все же в методах и принципах телодвижений ближе к японскому будзюцу. При этом следует помнить, что когда Сюри-тэ с Окинавы попало в Японию, оно уже представляло из себя физкультурно-спортивную версию. Поэтому японцы, увидев эту «окинавскую физкультуру», не сочли его за БИ.

 

Изображение

 

Если вы действительно хотите понять, какими были принципы и методы в истинном Сюри-тэ, то вместо того, чтобы ездить в Китай, отправьтесь в Японию и изучите принципы и методы в будзюцу. В Сюри-тэ содержатся те же основные принципы, что и в дзюдзюцу, кендзюцу и пр. искусств. Исходя из моего личного опыта в Ямани-рю, скажу, что, например, принципы работы этого стиля сходны с искусством копья в части того, как вы применяете бо (то же в нагината или кендзюцу), а не просто размахиваете, отбиваясь им. Если посмотреть фотографии традиционных окинавских мастеров, то вы увидите те же позиции в традиционных БИ Японии. Так что корни Сюри-тэ находятся в материковой части Японии.

 

Что такое «будзюцу» и «будо»?

 

Будзюцу - это всё, что касается практики физических навыков. Будо – это работа по совершествованию ума. Будо неразрывно связано с будзюцу. Т.о., в каратэ стратегии, методы и принципы, связанные с техникой, а также сама техника относятся к будзюцу, а надлежащее состояния ума и цели практики будзюцу относятся к будо.

 

Сейчас множество людей уделяют внимание исключительно навыкам тела, не особо стараясь научиться надлежащему для боя состоянию ума и не задумываясь над идеями совершенствования своего характера. Это происходит, вероятно, потому, что изучение будзюцу само по себе уже является очень сложной задачей. Обучение тела – будзюцу - требует долгих лет тренировок, так что люди не всегда могут найти в себе силы посвящать себя еще и практике будо. Тем не менее, нужно знать, что высшее мастерство в будзюцу без практики будо – не достижимо.

 

Что еще, по-вашему мнению, нуждается в изменениях в современном каратэ?

 

Прежде всего необходимо существенно повысить уровень компетенции людей, преподающих каратэ. Нужно культивировать интерес к углубленным исследованиям принципов и методов каратэ, как у преподавателей, так и у учеников.

 

В этих целях необходимо проводить больше семинаров. Например, на последнем семинаре я разъяснял судьям на что прежде всего следует обращать внимание при оценке участников соревнований. Как отличать удары бо, сила которых достигается исключительно только за счет мускулов рук, от ударов бо, в которых сила достигается за счет давления всей массой тела. Я объяснил им разницу между перемещениями в БИ и простым шаганием в стойках, а также что такое сэйчусэн и стратегии его использования.

 

Т.о, разъясняя все эти тонкости я надеюсь повысить уровень компетентности судей не только в кобудо, но и в каратэ, поскольку принципы и методы кобудо непосредственно связаны с каратэ. Собственно, они одни и те же.

 

Можете ли вы объяснить или привести примеры того, насколько изменилась техника?

 

Например, манера исполнения гедан-бараи сейчас сильно изменена. Т.е., способ использования руки отличается. Сейчас блокировка выполняется не мягкой частью запястья (область сэйрюто) , а со стороны кости (ван). Угол локтя обращен наружу («смотрит» в сторону), в старом каратэ угол локтя повернут вовнутрь («смотрит» в пол, как при татэ-цуки). В новом варианте конструкция блокирующей руки жесткая, в старом варианте - мягкая. Методы, на которых основывается выполнение старого гедан-барая довольно сложные, вероятно поэтому он стал преподаваться в упрощенном варианте для его массового преподавания.

 

Еще один пример – «использование бедер» - это понятие зачастую трактуется неверно. У японцев «использование бедер» означает не то, что думает большинство американских практиков. Человек «опадает» телом (на мгновение отпускает баланс) и одновременно с этим скручивает все тело по центральной оси тела (поворачивается, как «флюгер» на штыре), что позволяет не только уменьшить площадь тела для поражения противником, но и мгновенно стратовать с места (нанба-аруки). «Использование бедер» на самом деле означает использование спины - для «бросания» плеча, которое, в свою очередь, «бросает» руку вперед, раскрепощенно (мягко), т.е., с использованием метода (тайдзюцу), который называют «текучестью тела». Тогда ваши перемещения будут не статическими (шаг-встал, шаг-встал, шаг-встал и т.д.), а динамическими (шаг, шаг, шаг - безостановочно). В этом заключается разница между истинной и имитируемой (изображаемой) скоростью. Таков был способ перемещений (т.е. нанба-аруки) в старом каратэ. Я думаю для тех, кто желает достичь больших высот в БИ изучение тайдзюцу крайне важно.

 

Так же в старом каратэ отличается манера выполнения ударов и их поражающий эффект. В современном каратэ удары выполняются физически напряженным (жестким) телом, в результате чего поражающая мощь снижается из-за эффекта отбрасывания («амортизирования») части энергии обратно в тело бьющего. Исходя из современных требований к безопасности в спорте уменьшение поражающего эффекта это даже, вероятно, хорошо. Но в старые времена все было наоборот, нарабатывались максимально поражающие удары. В старом каратэ тело до момента контакта руки с поверхностью тела противника оставалось раскрепощенным (мягким). В момент контакта с телом противника происходило кимэ – сгенерированная массой тела энергия выпускалась в точку контакта с телом противника. В современном каратэ удары на самом деле медленные – в них невозможно достичь сильного разгона, поскольку этому препятствует физическая напряженность. Как только мышцы начинают напрягаться техника начинает замедляться.

 

Еще тут следует отметить одну проблему - при тренировке ударов в современном каратэ зачастую используется методика обучения, при которой удары вообще наносятся только «по воздуху» (сундомэ). Методика обучения должна предусматривать способы отработки ударов, когда вся мощь свободно и полностью выпускается в точке контакта (типа, лапы или макивара). Также следует использовать более гибкие макивары вместо жестких. Жесткие макивары отбрасывают часть энергии.

 

Целью практики ката является не просто разучивание техник и умения перемещаться, но и овладение методами высвобождения энергии в техниках. Кумитэ учит эти техники применять, а также дистанции (ма-ай) и таймингу. Ката и кумитэ дополняют друг друга. Если вы узнаете какие методы (тела) есть в каратэ, то это оживит вашу практику.

 

В современном каратэ распространена такая тенденция: сначала ставят ногу, а потом бьют. А в старом каратэ шаг (нанба-аруки) и удар выполняются одновременно (или удар быстрее шага). В действительности, шаг и удар должны быть слитными, тогда энергия будет идти вместе с техникой. Если же вы сначала шагнете, а потом – ударите, то часть энергии, сгенерированная шагом уйдет в пол, а не в цель.

 

Поэтому нужно научиться делать удар с одновременным переносом массы тела вместе с шагом вперед. По такому принципу удар должен выполняться и в ката, и в кумитэ. Но вы не сможете понять все нюансы такой техники удара, пытаясь рассмотреть ее на видео. Нужен опытный учитель, который сможет объяснить принципы и исправить ошибки в ходе практики.

 

Любопытство людей достигает пика, когда они посещают семинары Осиро. Существует так много того, чему можно еще научиться, которое во многих отношениях отличается от того, чему многие научились.

 

Не начинайте перемещение тела с отталкивания ног. Вместо этого начинайте движение с выноса центра тяжести вперед. В ката старого каратэ остановки между действиями практически не делались – каждая техника безостановочно переходила (перетекала) в другую. В современном каратэ действия в ката делаются нетекуче – с замираниями (остановками) между ними. Но разве мы останавливаемся в реальном бою? Нет, пока противник не будет повержен. Поэтому беспрерывность телодвижений - до момента поражения противника - очень важна. Не должно быть и чрезмерной размашитости техник, нельзя показывать со всей очевидностью противнику то, что вы делаете. Действия рук мягки (их направляют мышцы спины), в них нет никакого физического напряжения.

 

Благодаря современному каратэ это искусство получило потрясающую популярность во всем мире. Однако, в нем утрачены методы старого каратэ, которые нам теперь необходимо восстановить. Нужно исследовать. Нужно переучиваться. Нам нужно взять то, что мы имеем сейчас и интегрировать в него то, что было раньше. Старое каратэ – это настоящее БИ.

 

Цуки-вадза: как было и как стало
Каратэ: старая форма стоп при ударах ногами
Удар в движении – этапы прогресса



  • Hapkido Lab., Samuke и амдатр это нравится



Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу