Перейти к содержимому






Фотография

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 6

Написано clover , 27 Ноябрь 2016 · 1 074 Просмотров

Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя - 6

(предыдущая часть)

 

(перевод clover)

 

Практическое применение

 

Пять Законов и Восемь Божественных Координат, основывающиеся, как уже рассказывалось выше, на законах вселенной, и передававшиеся из поколения в поколение мастерами Касима син-рю, являются базовыми принципами в этой рюха. Но чтобы исследовать бугэй Касима син-рю, как историческое явление, понять его, и родственные ему рюха, как часть жизни и культуры самураев, мы должны также рассмотреть, как эти базовые принципы применялись на практике.

 

В сертификатах мастерства в Касима син-рю перечисляются Пять Законов, а также приводятся 20 форм их применения, называемых «Оио-синрике». В сертификатах Дзики Кагэ-рю их перечисляется 15, и они датируются «благоприятным днем 2-ого месяца 9-го года эпохи Генроку», т.е. - 1696. Однако, что в сертификате Касима син-рю, что в Дзики Кагэ-рю эти формы изложены только в названиях, т.е. без каких-либо комментариев, что делает практически невозможным проведение анализа – как их трактовали в старину. Одно только определенно известно, что эти «формы» датируются 17 в.

 

Судя по названиям этих форм можно с уверенностью сказать, что они основываются на принципах Пяти Законов и Восьми Божественных Координат. Поэтому их изучение поможет исследованию философии и науки боя бугэй Касима син-рю, и кроме того, поможет разобраться с тем, что прячется за красивой терминологией, принятой в рюха бугэй. О 4-х из 20 форм (нукитати-но-кото, татадзу-но-кати, гонтайю и айки) выше уже рассказывалось. В целях удобства анализа оставшиеся 16 можно условно поделить на две категории – одна, это те, которые относятся к применению физических и/или психологических навыков и те, которые связаны с вопросами стратегии и тактики.

 

Главной, исходной из всех физических навыков в бугэй является тема позиций. Статичные позы и способы перемещений во время боя являются той базой, которая дает основу для выполнения техник. Согласно доктрины Касима син-рю, есть три вида ситуаций, называющиеся «три отвращения» (митцу-но-кираи), которые категорически следует избегать: «фиксированные ноги» (суэ-аси), «переминающиеся ноги» (уки-аси) и «прыгающие ноги» (тоби-аси).

 

«Фиксированные ноги» - это ситуация, когда вес тела распределен в равной степени на обе ноги, «переминающиеся ноги» - это ситуация, когда вместо того, чтобы «посадить» весь вес тела на одну ногу человек начинается постоянно менять вес тела с одной ноги на другую, или постоянно смещает положение ноги. В обоих этих случаях, по мнению мастеров Касима син-рю, будет существенно ограничиваться свобода движения, т.е. человек будет не в состоянии плавно и мгновенно перемещаться во всех направлениях, ему придется либо порывисто прыгать, либо скакать, как воробей для преодоления инерции или нестабильности своей позиции. Какая-либо ошибка часто приводит к третьему виду «отвращения», тоби-аси – ситуации, когда человек прыгает, вперед, назад или в сторону, приземляясь сразу на обе ноги. Такая ситуция считается крайне неустойчивой, поскольку в воздухе человек не может ни остановиться, ни изменить своего направление движения, в полете он имеет не опоры для тела, которая дает основу для выполнения техник.

 

Изображение

 

Как уже рассказывалось выше, надлежащее выполнение техник в Касима син-рю называется «Меч, Ум и Тело - это Триедино» («Меч, ум и тело действуют как три компонента единого действия). Для того, чтобы брать под контроль манипуляции противника мечом, воин должен уметь распознавать намерения посредством одновременного «видения» его Ума и Тела. В терминах бугэй это называется «Мэцукэ» («позиция для взора»). Глаза – пресловутое «зеркало души» – являются ключом к пониманию не только психологического состояния, но даже мыслей; выражение глаз противника часто выдают «намерения» остальных частей тела. Согласно доктрины Касима син-рю необходимо распределить внимание сразу на три «объекта» - глаза, тело и оружие оппонента, т.е. не «привязывать» свой взгляд ни на один из них.

 

Для удержания во внимании сразу трех «объектов» требуется, безусловно, нечто большее, чем просто визуальное восприятие в обычном смысле. Мастера бугэй часто описывают такую способность, как Чувство, а не визуальное наблюдение, потому что они «ощущают» намерения противника, а не просто смотрят, анализируют, а потом реагируют, как это делают обычные люди. Кроме того, умение «чувствовать» намерения противника вместо того, чтобы их «разглядывать», дает в итоге существенный выигрыш во времени - мастера могут не только брать по контроль действия противника, но и делать это более спокойно («замедление» времени), а стало быть и более адекватно отвечать, исходя из степени серьезности нападения, т.е. они способны Не Причинять Ненужного Вреда – одной из фундаментальных идей, также проистекающей из хоё-дока. В Касима син-рю такая способность соотносится с понятием «Айки», или «взаимный дух». Айки, как было рассказано ранее, в концепции хоё-дока имеет аспект Ура (* другой аспект Омотэ - гонтайю (баланс мощности)), который проистекает из аксиомы «Луна на воде» (Суигэцу-но-гокуи) - это умение находить эмоциональный и духовный баланс с противником. Суть его действа связана с традиционными представлениями китайцев и японцев о «внутренней энергии» - Ци\Ки, циркулирулирующей в организмах всех живых существ. Адепты учатся гармонизировать свое ки с ки соперника, или говоря иными словами – ки противника при его ударах не «гасят», а «вбирают» (заимствуют), усиливая т.о. собственную ки при ее обратном «выпуске» в тело противника. Опытные мастера даже способны «прочувствовать» изменения в потоке ки противника, когда он только намеревает нападение или иные действия. Они чувствуют ее «колебания», что также помогает им «прочитать» движения противника еще до того, как тот перейдет к очевидным физическим действиям.

 

Также в бугэй много внимания уделяется правильному хвату оружия – «тэ-но-ути» («кисти рук»; подробности хвата у Огасавара-рю) и навыкам применения методов, в особенности - генерации усилия и передачи его через свое оружие. Одной из наиболее важных форм практики тэ-но-ути в Касима син-рю является «кири-отоси» (удар вниз) (см. с 0:10). Эта форма очень важна, что подтверждается тем, что она есть в оио-синрике-списках и Касима Кагэ-рю, и Касима Дзики. Эта форма также может иметь другое название - «сокуи-тати» (меч подобный клейкому рису) – сначала воин делает удар («залипание») своим оружием сверху-вниз примерно в области середины оружия атакующего, и через мгновение после этого доводит до конца этот удар «качком-нажимом» туловища, т.е. выпуская ки, объединенное с ки противника, через свое оружие в тело противника (Ки-рёку/Тоатэ/Хаккэй/Тинкути/Фа-цзинь – всё об одном). Для этого воин должен сохранять состояние своего тела (и хват) «ни жестким, ни мягким» (в терминах каратэ – Мутими), как бы его оружие становится «липким», что позволяет не только отводя оружие противника «залипнуть» к нему своим оружием, но и надавив после этого телом свалить соперника на земле. Правильно выполненное кири-отоси должно вбирать энергию нападения противника и моментально ее перенаправлять через оружие обратно в тело противника, что приводит к срыву дальнейшего развития его атаки. Это пример хоё-дока («воспринять и поглотить») в самом буквальном смысле. Если «мягкий» способ блокирования сравнить с «жесткими», то последний несет в себе большие риски, поскольку «жесткий» отбив на самом деле может дать опытному сопернику новый импульс для последующего удара, т.е. опытный мастер может с легкостью использовать импульс отбива для продолжения ударов.

 

Чтобы максимизировать свою мощность, как для кири-отоси, так и для всех прочих техник, адепт Касима син-рю стремится сконцентрировать все ресурсы тела в одном направлении или в одной точке, полностью устраняя любые «посторонние» мышечные напряжения или «нервные энергии», т.е. все то, что будет препятствовать выполнению поставленной задачи. Он приобретает эту способность, под названием «Сотаи-но-симэ» («концентрация тела» или более буквально - «мобилизация возможностей всего организма») путем сосредоточения внимания и тренировки (дисциплинирования) тела с помощью различных упражнений, например, «Кэса-гири» в кен-дзюцу Касима син-рю или «Реики-но-хо» (Айки-агэ ! На форуме писали, что айки-агэ касима син-рю сходно с ДР, но отличается от айкидо) в явара Касима син-рю (будет описано в главе 4). Кроме того, он учится дисциплинировать ум для целей боя посредством медитации. Опытные в «концентрации тела» (сотаи-но-симэ) мастера бугэй способны мускульную (биомеханическую) «плотность» тела (мутими) объединять с ки. При достижении высочайшего мастерства человек способен использовать ки само, как оружие (Тоатэ\Хаккэи).

 

Киатэ (удары с ки) образует основу киай-дзюцу (искусства киай), сутью которого является способность управлять своей и противника «физической энергией» посредством дыхания. «Киай» (слияние ки) является инструментом и конструкцией, которая изучается практически во всех традиционных рюха бугэй. Как писал один автор, киай – это своего рода «источник психологической энергии, которая побуждает людей к действиям (...) Киай-дзюцу - это искусство концентрации и проецирования психологической энергии на объект с целью разрушить или подчинить его (кидзэмэ). Физически это искусство связано с особым способом дыхания.».

 

Слова «ки-ай» и «ай-ки» пишутся одинаковыми иероглифами, но в разном порядке. Киай является аспектом Омотэ у Айки. Т.о. киай является элементом Айки (которое, в свою очередь является аспектом Ура Суигэцу-но-гокуи – об этом писалось выше), поэтому киай связан с методом Айки - «взаимный дух» - (1) объединением своей ки с ки противника, а затем (2) выпуском «объединенной ки» обратно в тело противника. В этом действе киай связано со второй фазой - «выпуск ки в тело противника».

 

Мало искушенные в бугэй люди часто думают, что Киай - это типа «победных криков в каратэ», т.е. крики, сопровождающие поражающие удары на соревнованиях, но такие крики скорее сродни крикам «ура» войск на поле боя или вскрикам спортсменов в моменты интенсивных физических нагрузок – все они не то, что представляет собою истинный Киай. Кроме того, надо иметь ввиду, что Киай не во всех рюха сопровождается криком (в Гендай), в некоторых из них Киай вообще может быть беззвучным (в Корю), это не влияет на его эффективность. В Киай важно одно - он должен содержать, как свою ки, так и ки противника (Айки).

 

Теория киай-дзюцу исходит из того, что физические и духовные силы всех живых существ основываются на дыхании. Процесс вдохов и выдыхов иногда образно сравнивается с «толканием камня вверх и спуском его вниз по горе». Вдох таит в себе потенциальную мощь, как скрытая энергия накапливается в камне по мере толкания его в гору. При выдохе эта мощь высвобождается, как отпущенный камень катится с горы вниз. При этом вдобавок гравитация постепенно усиливает скорость качения камня. Подобным же образом дыхание содействует увеличению применяемой силы.

 

Но так же, как камень, скатившийся до подножия горы и замерший там неподвижно, у живых существ есть момент физической и духовной слабости в интервале после выдыхом и началом нового вдоха. Именно в этот краткий момент и применяется киатэ к противнику вместе с выпуском ки, «увеличенной» за счет ки соперника (объединенной), разрушая самообладание и уничтожая способность противника атаковать или сопротивляться. Однако, применять киатэ необходимо с определенной долей осторожности, в нем используется только около 3\5 от всего объёма лёгких. Если при киатэ полностью опустошить лёгкие это повлечет за собой двительную паузу перед тем, как сделать вдох, а это значит, что наступит пауза перед тем как выполнить любые последующие действия. Техники воина, т.о., станут разрозненными (срыв текучести), позволяя противнику атаковать интервале между ними. Такую ситуацию называют «поймать киай за хвост». Но правильно выполненное киатэ является грозным оружием. Есть много историй про мастеров, в которых рассказывается, как они сбивали криком пролетающих птиц или отбивали нападение только с помощью киай.

 

Изображение

 

Например, подобного рода история случилась с Сэки Хумитакэ, текущим сиханкэ Касима син-рю, когда он ездил в 1969 г. по своим научным делам в Канаду. Вечером Секи (биолог) в сопровождении ассистента возвращался по лесу в лабораторию после сбора образцов с лососёвого нереста. В какой-то момент он встревожился от ощущения кого-то очень опасного (сакки) по близости. Единственный человек, который был рядом - это его помощник, в котором он был уверен, что тот не причинит ему вреда, поэтому он подумал, что все это ему только померещилось. Но пройдя немного дальше он заметил темный силуэт, который мелкнул в кустах рядом с дорогой. А потом, прежде чем они с помощником успели сообразить, в двух метрах от них на дорогу выскочил большой черный медведь, который встал перед ними на задние лапы, и замер от неожиданности, поняв, что перед ним люди. Сэки мгновенно сообразил, что медведь находится слишком близко и успеет наброситься на них прежде, чем они успеют убежать. Он решил не двигаться и следить за тем, что будет дальше. Медведь начал выказывать признаки всё большего возбуждения, его дыхание стало более прерывистым и шумным. И тогда Сэки решил попробовать. Он уловил ритм дыхания медведя, и в момент паузы между выдохом и вдохом применил киатэ. Медведь замер от неожиданности, затем «очнулся», опустился на четыре лапы и, повернувшись, убежал в лес, оставив двух ученых с опаской далее пробираться домой.

 

(продолжение...)






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу