Перейти к содержимому






Фотография

В ката могут быть элементы Мудра?

Написано clover , 13 Июнь 2017 · 1 421 Просмотров

Изображение

 

Уэйн Муромото (W. Muromoto)

 

(сокращенный перевод clover)

 

Обучаясь боевому искусству я узнал про интересную вещь – Мудра – секретные приемы, которые являются одной из тайн буддизма «Миккё», практиковавшиеся в сектах Тендай и Сингон.

 

Эффективность этих приемов основывалась на высоком духовном и энергетическом потенциале. К сожалению, большинство мастеров современного будо Мудра больше не практикуют. Современное будо больше ориентировано на физкультуру и укрепление здоровья, и если преподаватель сам не является адептом буддизма, то использование тайных буддистских ритуалов, типа Мудра, Мантра (пение или чтение, повышающие духовную энергию) или Мандала (каллиграфия, картины или свитки, повышающие духовную энергию) не практикуется нигде: ни в дзюдо, ни в кендо, ни в иайдо, ни в кюдо, ни в каратэдо, ни даже в айкидо. Сам основатель айкидо Уэсиба Морихей был приверженцем синтоистской секты Омото-кё и использовал некоторые необычные ритуалы, например, Тинкон и Котодама, а также практиковал упражнения для «взращивания» внутренней энергии.

 

Несмотря на то, что Миккё или другие течения буддизма такие, как например, Дзэн, имеют общую цель - просветление – их пути достижения этого разные. В Миккё ритуалы и обряды восходят к древнейшим тантрическим добуддистским источникам, может быть, столь же древним, как доисторические магические шаманские обряды Азии, следы которых обнаружены в Индии, Тибете, Китае, Монголии и Японии. Дзэн снизил значимость этих тайных важных обрядов и перенес приоритеты на значимость состояния Разума, т.е. на достижение Пустотности. Это, конечно, упрощенное описание.

 

Я узнал об использовании Мудра в корю из разговоров с мастером Тенсин Сёден Катори синто-рю, Отаке Рисукэ, а позднее и от Дона Дрегера. Сенсей Отакэ рассказал о некоторых Мудра в его школе, которая является одной из самых старых, все еще существующих в регионе Канто (на востоке Японии).

 

Эти рассказы о Мудра мастеров корю проливают свет на некоторые странные телодвижения в ката, которые мы не можем логически понять, т.к. думаем, что это элементы обычной техники. Сенсей Отакэ на примере одного из ката с нагината из Катори синто-рю показал движение открытой рукой против клинка противника. Мы подумали, если бы расстояние было чуть короче, противник отрезал бы ему руку – зачем это? Сенсей Отакэ объяснил, что это элемент из Миккё – отведение рукой злого ками в сторону, чтобы «он не помогал противнику». Поэтому самураи опасались близкого сближения с противником. Сенсей Отакэ также описал другие ритуалы Миккё, например, которые совершаются перед боем, помогающие излечивать людей от ран и болезней и т.д.

 

Несколько лет спустя, когда я практиковался в Такеути-рю, сенсей показал мне, как нужно в определенном порядке располагать пальцы когда вкладываешь меч в ножны. Поачалу я думал, что это просто особенность данной школы, но он объяснил мне, что это тайный знак Мудра – означающий завершение боя, изгнание злого ками и вознесение молитвы за убитого: «И даже, если напавший был вашим врагом, как только он мертв, он становится буддой, поэтому вы должны молиться за него. Это - сострадание воина. В сражении вы должны убить его, а потом в течение определенного времени молиться за его успешный переход в мир иной. Таков один из ритуалов Бугейся.

 

Мудра и другие элементы из Миккё встречаются во многих школах корю (возникших до 1600 г.), потому что Миккё и Синто были официальными религиями сословия самураев. Все более поздние школы, т.е., возникшие после периода Токугава, находились под сильным влиянием неоконфуцианства, а позже дзэн-буддизма. Правда, дзэн был распространен среди некоторых воинов и в период Камакура (1300), но, судя по записям дзэнских священников, например, Такуана и Хакуина, он совершенно не влиял на развитие БИ до начала эпохи Эдо. В эпоху Эдо (1600-1868) БИ были одинаково под влиянием неоконфуцианства и дзэна, и даже, в начале этой эпохи, еще и под мистическим синто.

 

Когда основная религия Японии (синто) окончательно сменилась на дзэн, БИ стали нуждаться в новой доктрине для духовного развития. Из дзэн была взята новая философия и некоторые практики типа Дзадзэн, которые можно было использовать в качестве вспомогательных методов, но которые не ставили целью обращения воина в набожного монаха.

 

Миккё чаще всего использует Мудра в комбинации с различными ритуалами, пением и т.д.

 

Одна из основных Мудра связана с использованием открытой ладони в положении «сюто». Первые два пальца раздвинуты, а большой палец и другие пальцы сжаты. Это движение тонко скрыто в некоторых ката корю, особенно старых школ типа Тенсин Сёден Катори Синто-рю. Его также можно увидеть у некоторых статуй будды. Это знак «Меч просветления», который отсекает все заблуждения. Обхватывание одной рукою другую руку в кулаке перед грудью также имеет символическое значение, которое происходит из Миккё.

 

Еще один из ритуалов Мудра – Кудзи-но-ин – 9 знаков рукой с произнесением 9 особых слов, которые должны дать необходимую духовную энергию тому, кто их произносит. Двумя руками делаются волнообразные движения с произнесением 9 слов на Санскрите (бондзи).

 

Говорят, еще в недавние времена, некоторые мастера киай-дзюцу могли криком сбить птицу в полете, а потом крикнуть еще и вывести ее из оцепенения. Также говорят, что Уэсиба с помощью своей крика, насыщенного энергией Ки, мог вызывать психический шок у противника, а мастера Тайдзи без физического контакта, только с помощью энергии Цы могли отражать физические нападения. Именно поэтому, я вздрагиваю, когда вижу учеников на турнире по каратэ, которые кричат бессмысленное «киай!» или иной, своего рода, невразумительный выкрик, который они придумали сами. Киай отличается от какегоэ. Какегоэ – это просто выкрик. Киай же - это крик, который означает: «ай» - «встретить\объединить», «Ки» – «духовную энергию друг друга». Поэтому каждая школа имела свой специальный «киай», который демонстрировал использование их собственного стиля духовной энергии.

 

Кроме того, в корю используются особые звуки, типа «эи», «то», «иа», которые имеют определенное боевое значение согласно Миккё. Киай был вроде тайной мантры в корю. Эти энергетические слова не могли использоваться без особой важности. Когда вы кричите «киай», то с помощью своей энергии вы атакуете дух вашего противника, чтобы он был потрясен и повержен. Например, крик «иа» означал выброс вашей энергии в виде «выпущенной стрелы из лука» (по-японски - Иа). Т.е. ваш голос должен был пронзить дух противника подобно стреле. Для определенных движений использовались другие варианты выкриков.

 

Как ранее я уже говорил, в современном будо не практикуют Мудра, или что-то типа подобного. Тем не менее, я предполагаю, что и и в современной практике все еще присутствуют некоторые «рудименты», оставшиеся от Миккё. Например, в ката Кусанку (каратэ). Первое же движение в нем – это вероятный пример того, как с помощью «энергического удара» в область почек можно поразить дух противника. Раньше, в Синто, с примерно таким движением рук изображали Аматэрасу (богиню Солнца). Считается, что выполняя «движение солнца» вы поглощаете положительную духовную силу солнца. Возможно рудименты Мудра могут содержаться и в других ката.

 

Кроме того известно, что каратэ в древности подверглось влиянию придворных и ритуальных танцев, которые были связаны с верованиями окинавцев. Все это еще неисследованные области.



  • yamidako, Samuke и Firestar это нравится



Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324 25 262728
2930     

Поиск по блогу