Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-2?

Написано clover , 09 Декабрь 2017 · 945 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Влияние учения Конфуция на варианты японского Пути

 

Влияние Конфуцианства на социальные устои Японии, этикет, правительство и практически все аспекты общественной жизни страны было огромным.

 

Исторически сложилось, что хотя император всегда находился во главе страны, он не всегда управлял ею. Значительный промежуток времени ею правил сёгун и бакуфу (военное правительство). Начиная с 1603 г., после многолетней междоусобной войны, сёгун Токугава Иэясу привел страну к эпохе мирного сосуществования. В эпоху Эдо (1603-1867) страна находилась под управлением семьи Токугава, чье бакуфу активно заимствовало конфуцианские доктрины Китая, пытаясь т.о. оправдать моральную законность своей власти. Конфуцианство с его заботой о социальном поведении оказало огромное влияние на рейдзи, или этикет, который также затрагивает различные варианты Пути.

 

Токугава выбирал концепции консервативного направления Конфуцианства — Чу Хси — идеи социального приличия и почтительности по отношению к старшим, которые помогали Токугаве подкрепить свои взгляды на социальный порядок и обеспечить лояльность бакуфу. Тем не менее, это привело к возмущениям в определенных слоях общества против Конфуцианства, проповедуемого Токугавой.

 

Бакуфу создали список конфуцианских принципов, который был официально одобрен правительством. Заповеди были взяты из учения Чу Хси (1130-1200). В Японии его философия известна как Су-си или Тей-су. В этом учении основной упор делается на преданность родителям, коллективизм и служение господину, что превращало эту философию в идеальное средство для создания социальной сплоченности и преданности бакуфу Такугавы. Неоконфуцианство Чу Хси подчеркивало необходимость познания общего посредством изучения частного, что является центральной идеей всех видов Пути.

 

С ростом неудовлетворенности бакуфу и его вариантом Конфуцианства по всей стране, все большую популярность начала приобретать доктрина, отличная от учения Чу Хси. В Японии она называлась Ёомей. В основе этой доктрины лежало учение Ванг Янг-мина (1472-1529). В противовес интеллектуально ориентированной концепции Чу Хси, Ёомей придавала особое значение интуиции и личностному развитию. И что еще более важно, Ёомей особо выделяла необходимость контроля сознания через систематическое выполнение телесных практик. Ванг утверждал, что подобные телесные дисциплины приведут к росту добродетели. Он считал, что практика физических упражнений, как и другая физическая деятельность, укрепит единство мысли и действия, сознания и тела, а это, как нам известно, является самой сутью, идеалом всех форм японского До. Он повторял, что действия, а не слова — это путь к настоящему самосовершенствованию.

 

Ёомей выражает ту же духовность, что и Дзен, но в отличие от него, эта доктрина никогда не была так популярна на Западе.

 

Ёомей также подчеркивал большую ценность личности по сравнению с унаследованным положением. В любом случае, Ёомейское направление Конфуцианства, стоящее несоизмеримо ближе к Даосизму, чем ортодоксальное Конфуцианство, несомненно повлияло на формирование различных форм До и оказало на них такое же влияние, как и основное направление Конфуцианства, а может, даже и превзошло его.

 

Различные формы Пути появлялись, эволюционировали и претерпевали изменения под влиянием, как Конфуцианства, так и Даосизма. Но в отличие от древних китайцев, японцы не были столь поглощены метафизическим аспектом этих учений, и их интерпретация До оставалась более прагматичной. Другими словами от даосского Дао они взяли ровно столько, сколько и от конфуцианского.

 

Влияние Синто и Дзен-Буддизма на варианты японского Пути

 

Дзен и Синтоизм оказали огромное влияние на всю структуру культурных ценностей Японии. Схожим было их влияние и на формирование различных форм Пути. Синто, относящийся к местным аборигенным верованиям, означает «путь богов». Сам термин, возможно, пришел из Китая, и его написание на самом деле можно встретить в древних даосских и конфуцианских писаниях.

 

В Синто не существует никаких священных писаний, вся религия основана на поклонении и почитании природы во всех ее проявлениях, включая собственных предков. Центральная идея состоит в том, что все формы бытия, одушевленные или неодушевленные, имеют своих ками (божественные сущности). Считается, что ками обладают защитными свойствами, поэтому самой важной частью различных синтоистских фестивалей и праздников является завоевание расположения ками.

 

Из Синто практики Пути взяли традиционный упор на чистоту, безукоризненность и различные практики очищения (мисоги). Когда в Японии вы заходите в додзе, где практикуют БИ, или в школу каллиграфии, то часто можете увидеть учеников, выполняющих содзи, ритуальную уборку тренировочного зала или комнаты для занятий.

 

В Синтоизме акцент делается на поклонение природе, и это тоже сказалось на натуралистической направленности практики Пути — самой форме практики, стиле физических упражнений и эстетики До.

 

Саби («безыскусность») и Ваби («простота») представляют собой два главных элемента, формирующих всю эстетику Пути, и хотя они изначально были взяты из Дзен, в них ясно читается более глубокий и ярко выраженный синтоистский подтекст.

 

Учение Дзен-Буддизма возникло в 6 в. в Индии. Основателем считается монах Бодхидхарма, в японском — Дарума. Вскоре после основания Дзен, примерно в 520 году н.э., он ушел в Китай, где, согласно преданиям, просидел 9 лет лицом к стене, пока не достиг просветления.

 

Слово «Дзен» в японском языке является эквивалентом китайского «Чань», которое происходит от индийского Дхьяна. В Японию Дзен был привезен Эйсаем (1141-1215) и Догеном (1200-1253). Правящий военный класс Японии быстро принял это учение наряду с Сингон-Буддизмом и его идеей освобождения путем медитации, которая быстро вошла во все сферы жизни японского общества.

 

Дзенский акцент на отсутствие логического осмысления происходящего и реализацию единства с мирозданием оказал огромное влияние на становление японской культуры. Многие современные эстетические качества японских искусств имеют историческую связь с Дзен. Благодаря своему тотальному влиянию на японское общество, Дзен затронул и большую часть японских искусств — чайную церемонию, искусство создания букета, рисование кистью и многие др.

 

Дзен особенно подчеркивает необходимость преодоления самообмана, а Путь долгое время служил своего рода «проверкой реальности». Сидя в тишине и медитируя, довольно просто представить себе, что мы уже достигли полной невозмутимости сознания. В то же время если мы не способны продемонстрировать такое же Дзенское состояние при практике Пути, например сёдо или будо, то на самом деле мы занимаемся не чем иным, как самообманом, и до настоящей невозмутимости нам еще очень далеко. Если ученик сёдо не может оставаться отстраненным, когда его чрезмерно нагруженная чернилами кисть вот-вот заставит иероглиф растечься, потерять форму и эстетическую привлекательность, или если человек, практикующий кендо, не может сохранить невозмутимость при быстром приближении бамбукового меча, то в таком случае не приходится говорить ни о какой истинно дзенской непоколебимости сознания.

 

Идея Дзен заключается в том, что какой бы искусной ни казалась исполняемая нами техника, будь то чайная церемония или практика БИ, если сознание в этот момент не находится в покое, то телодвижения не являются практикой Пути. Именно эта идея, пришедшая из Дзен, и является той силой, которая позволяет превратить определенный вид деятельности в Путь.

 

(продолжение....)






Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 29 3031

Поиск по блогу