Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-12?

Написано clover , 09 Декабрь 2017 · 849 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Глава 3. ДУХ ПУТИ

 

Новички склонны полагать, что искусство идет от тела. Они считают, что мастерское владение кистью в каллиграфии или мечем зависит от правильных движений руки. Те же, кто посвятил достаточно времени практике своего искусства, прекрасно знают, что именно сознание рисует на холсте, выражая себя через движения руки, и именно оно режет зачастую даже сильнее, чем самый острый меч. Другими словами, ни меч, ни кисть не могут сделать ни единого движения, если только сознание не сделает его первым. Это абсолютная правда, что же касается всех остальных аспектов практики традиционных японских искусств, то основная часть времени уделяется именно тренировке движений тела, поэтому нужен хороший учитель, способный научить сознание действовать таким образом, чтобы оно было способно вести тело, руководить им в процессе создания какой-либо конкретной формы искусств. Также необходимо научиться видеть сознание через действия тела и его артистические проявления. Отсюда становится понятным туманное на первый взгляд высказывание японских каллиграфов, описывающее практику письма кистью как «картину сознания».

 

Искусство происходит прямо из сознания

 

Следующий эксперимент позволяет убедиться насколько важно действие сознания при выполнении физических действий. Расположите ладони на некотором расстоянии друг от друга, кисти расположены вертикально, расстояние между ладонями – их ширина. Сядьте или встаньте, тело должно быть абсолютно вертикально, но расслаблено, глаза без напряжения смотрят на кисти рук. Цель упражнения заключается в одновременном движении обеих ладоней только с помощью концентрации внимания.

 

Прежде всего добейтесь устойчивого образа (создайте картинку) того, что ладони сдвигаются вместе. Теперь просто думайте, о том, что ваши ладони уже вместе и удерживайте эту мысль. Третий способ — «поговорите с собой», внутренне направляя ладони навстречу друг другу, заставляя их встретиться. Все три способа действуют абсолютно одинаково, имеют в своей основе один и тот же мыслительный процесс, но для каждого человека какой-то один из способов будет наиболее удачным.

 

Как я уже говорил, смысл упражнения заключается в том, чтобы использовать сконцентрированную «силу сознания для того чтобы вызвать движения тела и посмотреть, как оно автоматически реагирует на любую мысль, находящуюся у вас в голове.

 

Ключ в данном упражнении — это «автоматическая реакция», цель эксперимента — проверить возможно ли добиться такой реакции от вашего тела. Не пытайтесь специально свести руки. Просто сконцентрируйтесь на одной из мысленных установок или образов, описанных выше, поддерживайте умственную концентрацию (но не напрягайтесь) и посмотрите, что произойдет. Если вы в состоянии поддерживать высокую степень концентрации и ваше тело при этом остается расслабленным, то вы почти наверняка почувствуете, что тело движется без какого-либо сознательного усилия с вашей стороны. Это чувство движения абсолютно непохоже на то, что мы ощущаем, когда двигаемся обычным для нас способом, и оно является одним из секретов к достижению в нашем искусстве максимальной эффективности при минимальном усилии.

 

Японский Путь как отражение сознания

 

Когда меня спрашивают, каким образом До выступает в роли Пути, а не просто навыка, пусть и очень высокого порядка механического движения, я часто объясняю, что тело является отражением сознания, а это означает, что любое искусство может выступать в роли видимого проявления нашего внутреннего душевного состояния. Все движения нашего тела в танце или БИ, звуки флейты, линии чернил на холсте — все это действия, представляющие собой формы выражения нашего сознания через тело, а раз так, то они позволяют более полно взглянуть на нашу истинную природу. И именно на таком уровне понимания они начинают представлять собой практику различных форм Пути.

 

Сознание ведет тело и руководит его действиями. Подобная концепция отнюдь не ограничивается японскими До. Не так давно я читал о пианисте Лиу Чи Кунге. В 1958 г. он занял 2-е место за Ван Клибурном на конкурсе пианистов имени Чайковского. Вскоре после этого во время культурной революции в Китае был заключен в тюрьму. В течение 7 лет находился в полном одиночестве в камере. Когда он вышел из заключения, то практически сразу дал несколько великолепных концертов. Публика была просто поражена — несмотря на 7 лет, проведенных в тюрьме, не имея возможности играть на протяжении всего срока заключения, он не потерял ни капли своего таланта. Когда же его спросили, как ему удалось сохранить навыки игры, не имея под рукой инструмента, чтобы играть, он сказал: «Каждый день я играл в уме».

 

Гармонизация сознания и тела

 

Для создания произведения искусства требуется вдохновение, знание используемых инструментов, а также эффективная техника для применения этих инструментов.

 

Способность выражать себя в искусстве (жизни), достигая максимального результата при минимальных усилиях, требует умения максимально эффективно использовать сознание и тело. Одновременное естественное, практичное и гармоничное использование сознания и тела обеспечивает свободу действий и самовыражения и является наиболее эффективной техникой использования дарованных нам природой инструментов. Когда эта связь между сознанием и телом отсутствует или слаба, новичок в любом искусстве видит мастерство, навык, демонстрируемый инструктором, но сам на практике не может показать что-либо даже отдаленно напоминающее настоящее мастерство.

 

Мы достигаем внутренней гармонии с самим собой только тогда, когда сознание и тело объединяются и действуют как одно целое. Учась фокусировать всю энергию, получаемую от скоординированного действия сознания и тела, мы также вовлекаем в работу все наше существо, открывая для себя, т.о., наши скрытые таланты и возможности. В практике Пути эту полную и консолидированную энергию человека называют Ки.

 

(продолжение...)






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930     

Поиск по блогу