Перейти к содержимому






Фотография

Что такое До (Путь)-24?

Написано clover , 11 Декабрь 2017 · 1 299 Просмотров

(к началу книги)

 

 

Ученик, или деси

 

Ученик, который платит за обучение в школе или за курсы - это покупатель. В Японии такой ученик называется «сейто». Ученик какой-либо формы До называется «деси», это слово, наверное, ближе по значению к понятию подмастерье. Поскольку Путь не продается и додзе это не контора для бизнеса, то деси как бы не берет уроки и не платит за обучение. (Здесь не имеется в виду, что за занятия в додзе не взимается оплата, но это скорее денежное пожертвование или подношение, чтобы помочь додзе продолжать функционировать и поддержать сенсея).

 

Школьники посещают занятия и ожидают, что их будут учить. Деси вступает в додзе, чтобы открыть и принять Путь. Присоединение к додзе это скорее принятие человека в семью, чем просто посещение им занятий. Школьники ищут информацию. Деси вступает на путь трансформации и достижения понимания. Школьники запоминают факты, деси учится путем практики.

 

Учиться — значит расти, расти — значит изменяться. Чего мы ищем — действительного роста и, следовательно, неизбежного изменения, или мы больше заинтересованы в умственной стимуляции и/или изменении наших физических навыков? Для деси это ключевой вопрос.

 

Когда я впервые начал преподавать Син-син-тойцу-до, то обратил внимание на очень интересный момент. Принципы объединения сознания и тела, используемые в этом искусстве, универсальны, подходят для различных людей и предметов. Соответственно некоторые ученики неизменно приходили в восторг от того, что я говорил или предлагал попробовать на занятиях такие вещи, в которые они всегда верили или думали, что они возможны. Хотя подобный энтузиазм кажется абсолютно безвредным, иногда это не совсем так.

 

Некоторые из этих ярых участников занятий бросали практику так же быстро, как и начинали. Я задал себе вопрос: почему? И обнаружил, что такие ученики очень быстро загораются, когда я каким-либо образом подтверждаю их веру или ожидания, и моментально угасают, когда я чем-нибудь удивляю их, или новая информация бросает им вызов, конфликтует с тем, во что они так неистово верили. Причём это явление характерно не только для моего додзе.

 

Что на самом деле мы ищем: способ для собственного роста, что подразумевает перемены, или просто пытаемся найти подтверждение тому, что уже испытали и во что верим?

 

Если какие-либо проблемы случаются снова и снова, значит мы пытаемся решить их с помощью старых способов, с помощью того, в чем убедились в прошлом. А это, в свою очередь, влияет на то, кто мы есть сейчас. Чтобы разорвать этот круг, необходимо порвать связь с прошлым, с уже известным и окунуться в неизведанное. Додзе, мы сами, сенсей — все это существует в настоящем. Цепляться за прошлое в форме наших убеждений, прежних условий существования, условностей любого вида — значит превращать настоящее в еще одну форму нашего прошлого.

 

До, или Дао, это Путь вселенной. Путь всегда существующий в настоящем, изменяющийся и неизменный, от момента к моменту. Когда становишься на Путь, ты получаешь свободу, выражающуюся в непрерывном изменении и никогда не прекращающемся росте. Способно ли сознание, зацикленное на прошлом, как в «удавке», из которой невозможно вырваться, открыть для себя такой Путь?

 

Свобода кроется в адаптивности к новым условиям, а эта приспособляемость возможна только в сознании, охватывающем постоянно меняющийся текущий момент — уникальный момент, который никогда не существовал до этого, и поэтому по своей природе неизвестный, а значит, полный новых неограниченных возможностей.

 

Накопленное знание не является аналогом понимания. Человечество накапливало знания в течение многих поколений. Хотя эти знания и были в чем-то полезны, однако, они не привели к глобальной трансформации человечества: войны, расизм и бедность по-прежнему существуют. Понимание достигается от момента к моменту. Момент вечен, он существует вне временных границ. Путь подобен этому моменту — вечен и всеобъемлющ.

 

Рейдзи

 

Описанное выше, конечно же, не является догмой. Как в Японии, так и на Западе тоже есть свои исключения. Некоторые сенсеи видят себя в роли школьных преподавателей, и далеко не все сенсеи называют свой зал додзе, а учеников - деси . Тем не менее то, что я описал выше, представляет собой традиционный подход к практике Пути, и осведомленность о таком подходе к обучению может существенно помочь ученикам, практикующим в традиционных школах. Несомненно, некоторое представление относительно того, чего можно ожидать в более традиционном додзе, может существенно уменьшить возможность т.н. «культурного шока».

 

Культурный шок в данном случае не является преувеличением. Так как многие сенсеи это японцы или люди с Запада, долгое время тренировавшиеся в Японии, то переступив порог додзе, вы внезапно окажетесь в совершенно незнакомой обстановке. Даже, если ваш новый сенсей изо всех сил старается, чтобы вы могли почувствовать себя «в своей тарелке» или пытается объяснить свое учение в наиболее доступном для западного человека виде - даже не рассчитывайте на то, что он будет вести себя подобно школьному учителю. Большинство настоящих сенсеев очень милые люди, а японская культура всегда открыта для новых знакомств. Подобные вещи могут ввести вас в заблуждение, и вы начнете думать, что ваше новое додзе не отличается от спортивного клуба. Но, если место, в которое вы пришли, это настоящее традиционное додзе и в нем преподает подлинный сенсей, то вы сильно заблуждаетесь. Как и любая культура, додзе имеет определенные законы существования, которые могут быть вам абсолютно незнакомы или, возможно, вы просто не можете их принять. Из-за того, что культура, принятая в додзе, далеко не всегда похожа на то, что сегодня принято в современной Японии, даже японец здесь может испытать подобие культурного шока.

 

И все же помимо других чрезвычайно важных аспектов практики До, не следует забывать и о возможности культурного обмена, и единственное, что может сделать этот аспект практики негативным, это наша предвзятость, стремление оставаться только в тех рамках, где нам удобно и комфортно. Более того, другая культура, в которую вы теперь погружаетесь, другая не только потому, что она имеет ярко выраженный японский подтекст. Самое важное и в то же время неуловимое отличие состоит в культуре самого Пути, которая не всегда согласуется с современными культурными нормами.

 

В Японии вообще, и в додзе в частности, способ гармоничного взаимодействия с сенсеем и другими деси называется рейдзи — «культура уважения». Рейдзи часто переводится как «этикет», но мне кажется, что такой перевод слишком уж упрощает эту концепцию.

 

Дух рейдзи

 

Все создания произошли из вселенной, и в духовном смысле являются проявлениями ее созидательного импульса. Мы все происходим из одного начала и после смерти возвращаемся в то же самое состояние. С этой точки зрения мы связаны друг с другом и со всеми вещами, существующими во вселенной. Когда жизнь рассматривается целостно, все люди, растения и животные заслуживают равного уважительного отношения.

 

Уважение ко всему другому является равным уважением и к самим себе, потому что мы существуем по воле природы и с помощью ее Ки. В идеале рейдзи в практике Пути представляет собою действия, с помощью которых мы выражаем уважение — рей — ко всему существующему.

 

В Японии достаточно часто можно слышать, как мастера Пути говорят, что «Такое то и такое то До начинается и заканчивается рей». Например, в чайной церемонии уважение к природе и другим участникам церемонии считается самым важным элементом. Подтверждением этого факта также являются 4 основы тядо: гармония, уважение, чистота и спокойствие, которые на самом деле высоко ценятся во всех формах Пути.

 

Западные ученики До иногда думают, что рейдзи это только поклоны. Конечно, рей на самом деле значит «поклон, кланяться», но, кроме этого, еще и «уважение», указывая, т.о., на взаимосвязь обоих понятий. И что еще более важно, рей, означающий как поклон, так и уважение, показывает исторически сложившуюся традицию не разделять сознание и тело, мысли и действия. Поклон, тем не менее, является одним из многих физических проявлений рейдзи, которые важны нисколько не больше, чем выражаемое ими отношение.

 

Возможно, для кого-то будет сюрпризом узнать, что такое серьезное отношение к рейдзи и другим аспектам Пути встречается в Японии далеко не всегда. Для многих японцев поклон это просто поклон, а рейдзи приравнивается к воспитанию. Возможно, такой способ принимать все как есть, не такой уж и неожиданный, это не многим отличается от того, как мы на западе относимся к рукопожатию. Как часто это действие выполняется искренне? В этом смысле японская культура не многим отличается от западной.

 

Многие западные (и некоторые японские) учителя До считают, что не смотря на то, что Путь и формы его практики распространились на Западе, существенного скачка в их развитии, тем не менее, не последует. Почему? Потому что они для нас чужеземные, японские, поэтому мы вряд ли будем принимать все на веру. Это, конечно же, в известной мере не относится к искренним и серьезным ученикам, тем, кто пытается заглянуть дальше, увидеть больше, чем просто внешнюю форму искусства, его омоте.

 

Путь БИ - айкидо - является очень хорошим тому примером. Многие учителя в Японии отмечают то, насколько западные ученики склонны серьезно искать духовную форму будо. Они даже жалуются, что в Японии ученики часто относятся к занятиям как к хобби, программе по поддержанию здоровья или еще одной грани своей социальной жизни. И в наши дни число практикующих айкидо вне Японии намного превышает количество адептов этого искусств в стране его происхождения. Точно так же многие учителя тядо в Японии, не без оснований говорят, что в наши дни тядо стало чем-то вроде «пансиона благородных девиц» для молодых японок, которые хотят выглядеть хорошо воспитанными, с целью значительно увеличить шансы на удачное замужество.

 

Однако, чтобы правдиво освещать события, необходимо отметить, что хотя подобные явления и не редкость в наши дни, далеко не все ученики на Западе правильно понимают айкидо, тядо и другие До, практикуемые в качестве Пути. Еще меньше учеников осознают, почему рейдзи является чем-то большим, чем просто этикетом. Также не стоит думать, что если японцы не рассиживаются, философствуя о своих искусствах, а западные ученики только этим и занимаются, то японцы не серьезно относятся к духовной составляющей своих практик. И все же благодаря тому, что мы еще недостаточно знакомы с подобной практикой Пути, ритуалами и обычаями, потенциал для нового, более энергичного исследования Пути (и рейдзи) достаточно велик.

 

Глубочайшие корни, истоки До, находятся в человеческом сердце, где не существует никаких границ и национальностей. Чтобы действительно хорошо понять смысл рейдзи и До, необходимо исследовать культурный контекст, в котором они развивались.

 

 

(продолжение...)






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
22 23 2425262728
2930     

Поиск по блогу