Перейти к содержимому






Фотография

Кадзицука Ясуcи. Мастер Кокоро.

Написано Fudoshinkan , 25 Сентябрь 2017 · 790 Просмотров

Кадзицука Ясуcи. Мастер Кокоро.

Кадзицука Ясуси - 11-й патриарх школы Ягю Синган-рю тайдзюцу. Во время общения с ним просто хочется подставить «ладони» души и «умыться» этими японскими смыслами, чтобы ощущения себя и мира стало четче и судьба начала иной верный отсчет. Кстати, когда Сэнсэй рассказывает, он помогает себе именно ладонями, прочерчивая лаконичный и совершенный рисунок жестов. И в момент перевода он внимательно смотри тебе в глаза, словно убеждаясь, что ты проникся сказанным. Хотя, кажется, ты понимаешь его даже, когда он говорит по-японски, потому что, абсолютная мудрость открывается и, благодаря, мелодике его речи. А объясняет все Сэнсэй простыми словами и на простых примерах, повторяя одну и ту же мысль несколько раз.

 

Визит Кадзицука Сэнсэя в Украину организован Днепропетровской областной Ассоциации Джиу-джитсу (руководитель Владимир Скрипнюк) http://www.ju-jutsu.dp.ua/. 2- 5 июня Сэнсэй провел семинар в Харькове, а затем прибыл в Днепр. Культурную программу в нашем городе обеспечивало Общество японской культуры «Фудошинкан»(руководительДмитрий Масько) http://www.fudoshinkan.org/

 

Подобные семинары и мастер-классы школы Ягю Синган-рю тайдзюцу в Украине (Харьков, Днепр, Кривой Рог, Луцк, Лазурное (Херсонская область) ) проводятся с 2011 года.

 

Юность, мама и «глаза души»
Мама Кадзицука - Нобуко сан была христианкой-протестанткой и отдала сына на обучение в миссионерскую начальную школу Кантогакуин. Позднее, Кадзицука учился в католической гимназии, а религией в его семье был дзэн-буддизм школа Сото-сю. И этот спектр релиогиозных познаний, что показательно для Японии в целом, изначально создавал у Кадзицука более объемную и целостную картину веры и мира.
Нобуко сан умерла, когда сыну исполнилось 10 лет и через два года отец женился вновь. Мачеха Чиё сан была учителем чайной церемонии, а ее племянник и двоюродный брат Сэнсэя, изучал Будо под покровительством Муто Сэнсэя . Здоровье Кадзицука имел слабенькое и, когда ему исполнилось 13 лет, Чиё сан решительно настояла на его занятиях в школе Ягю Синган-рю (http://www.ju-jutsu....gyu-shingan-ryu). В начале занятия восточными единоборствами было продиктовано именно настойчивостью Чиё сан, но постепенно изучение школы увлекало юного Кадзицука  Ясуси. И когда, становилось тяжело и хотелось отказаться, Чиё сан вновь и вновь вдохновляла его на дальнейшее изучение боевых искусств.
Ради сохранения и развития традиций Аракидо - системы, включающей обучение в двух традиционных комплексных школах японских боевых искусств - Ягю Синган- рю тайдзюцу и Ягю Синкагэ- рю хэйхо (http://www.ju-jutsu.dp.ua/arakido), японские наставники были готовы отдать свою жизнь. С одной стороны, цена непомерная, а с другой – именно это и обеспечивает великую силу энергии восточных единоборств, передающуюся из поколения в поколение.
Будо- одна из самых древних и великих культурных ценностей, наравне с искусством чайной церемонии и оформлением композиций из растений. Может показаться удивительным, что японцы ставят в один ряд, казалось бы, несовместимые вещи, но, единоборства это не просто комплекс упражнений или зарядка. Боевые искусства являются неотъемлемой частью японской культуры. Также на них огромное влияние оказывает восточная философия, основным принципом которой является непрерывное совершенствование внутреннего мира и души человека.
В истории кобудо всегда присутствовали философские понятия. Одним из таких является понятие "глаза души", которое является основоположным в школе Ягю Синган- рю тайдзюцу. Это позволяет чувствовать или читать намерения оппонента посредством внутренних ощущений и ничего не видеть, кроме сути, которая и обеспечивает быструю победу. Вместе с тем, данная школа была создана как комплексная боевая система с большим набором оружия и внушительным арсеналом приёмов борьбы.

 

Будо как воздух
В 1974 году Кадзицука Ясуси окончил Технологический институт Шибаура в Токио и поступил в компанию «Tokyo keiki», где работал инженером на линии производства авиационных приборов. Его отношение к Будо в эти годы изменилось, потому что появились желающие заниматься и брать уроки у него самого. Тогда-то и пришло понимание правильности выбора. В 1992 году в городе Куроисо он начал преподавание школ Ягю Синган-рю тайдзюцу и Ягю Синкагэ-рю хэйхо. К этому времени, его наставник Муто Масао Сэнсэй заболел и на Кадзицука Ясуси, который был самым старшим из учеников, взвалилось много дополнительных забот.
Он продолжал работать на фирме и совмещать это с изучением Будо, потому что в Японии заниматься исключительно восточными единоборствами не принято. А вот жертвовать занятиями ради работы, считается приемлемым, во всяком случае, так говорят сэнсэи. Кадзицука же удавалось гармонично сочетать то и другое.
Когда он женился, то с понедельника по пятницу работал, а в субботу и воскресенье тренировался, поэтому много времени уделять семье не получалось. Но близкие,  с великим уважением относилась к его занятиям, понимая, что ему это необходимо, как воздух. И он ценил эту поддержку всегда.
В 2001-ом году, когда 10-й патриарх Муто Масао Сэнсэй скончался, Кадзицука Ясуси наследовал статус Сокэ школы Ягю синган-рю тайдзюцу и стал 11-м патриархом школы Ягю Синган-рю, а также наследовал Ягю Синкагэ-рю хэйхо по линии Оцубо Шихо.

 

Ничего невозможно без любви
- Если учитель и ученик, по Вашему мнению, равные путники в познании Будо, какими качествами должен обладать ученик, чтобы его путь действительно стал искусством?
- Говорить про особенности или качества, в данном случае, неверно. В школе есть старинная рукопись с песней о том, как стать лучшим мастером боевого искусства. Во-первых, необходимо любить свое дело, очень любить, без этого ничего невозможно и с этого все начинается. Также необходимо усердно заниматься, постоянно стремясь к новым достижениям и продолжать это дело, не останавливаясь несмотря ни на что. Это самое сложное, но, только таким образом, и возможно достичь успеха. Поэтому, речь не о качествах, а скорее о потребностях и убеждениях.
Когда ученики поступают в школу Аракидо, каждый имеет свой интерес: кто-то желает заниматься боевым искусством для здоровья, другой - нацелен на изучение истории. Поэтому требовать от разных людей равного совершенствования, невозможно. Хотя, бывают случаи, когда человек начинает заниматься Будо по одним причинам, а уже потом открывает для себя иные смыслы. «Только глазами души можно увидеть истинную суть вещей» - таков девиз школы.

 

«Ката» и цветок сакуры
- Как Вы думаете, почему «ката» (в переводе с японского – шаблон, форма) является основой обучения в традиционных школах боевых искусств?
- Освоение «ката» и передача знаний, накопленных за много лет – это самое главное. Не создатели Будо придумали «ката», а сама история Японии, основанная на многовековых военных действиях, в том числе. Левши иногда спрашивают:«А есть ли ката для левой руки?» Это то же самое, что попробовать к цветку сакуры добавить еще один лепесток. Сделать это невозможно, потому что в пяти лепестках - суть природы. Так и в «ката» изменения недопустимы, в противном случае, нарушается традиция старинного боевого искусства.
Мы учимся на своих ошибках и этот опыт передаем нашим ученикам, давая им шанс избежать неверных шагов и достичь успехов. Но «ката» никогда не делает людей и их пути одинаковыми, потому что у каждого свои физические особенности, характеры и в разных случаях знания могут иметь свое наполнение и«звучание».Если опять же сравнивать с сакурой, то это как внешние характеристики ее цветка: они тождественны, но каждый цветок при этом неповторим.

 

8 сторон, приносящих победу и интуиция, как спасение
- Поясните пожалуйста, суть «8 -ми сторон, приносящих победу в бою» («hakkahissho»).
- На тебя могут нападать с 8 сторон, а ты должен защищаться одним ударом, не делая лишних движений. Суть в том, что при этом меч надо опускать ровно и прямо. Да, сложно, но если научиться, таким образом преодолевать самое короткое и опасное расстояние, то всегда можно победить. Конечно, это страшно, когда на тебя нападают с мечом, и в какие-то доли секунды ты можешь колебаться, но спасти может только этот быстрый, молниеносный и единственный удар вперед. (Кадзицука Ясуси и Дмитрий Масько показывают его.прим. автора). Для того чтобы овладеть им, необходимо иметь опыт многолетних тренировок, ведь все очень просто лишь в теории, а на практике это необходимо отабатывать .
«Защищаться одним ударом, не делая лишних движений» по кратчайшему пути, согласитесь, совершенная образная формула для жизни и вне боевых искусств.
- Какова, на Ваш взгляд актуальность Вашей школы в современных условиях?
Есть два важных и взаимосвязанных момента. Во-первых, самозащита, что весьма актуально, но обезопасить себя боевыми искусствами во время автокатострофы или масштабных стихийных бедствий, невозможно.А вот развить интуицию, благодаря занятиям Будо, чтобы вовремя почувствовать приближение опасности и суметь избежать ее, - реально, хотя и очень сложно.
Кадзицука вспоминает свой первый приезд в Украину. Машина двигалась по ночной дороге и Сэнсэй спал. Неожиданно он проснулся с острым желанием надеть привязной ремень, чего раньше никогда не случалось. Через несколько минут произошла страшная автокатастрофа, в результате чего новая машина ремонту не подлежала. Его спасло именно «шестое чувство» и к таким импульсам нужно всегда прислушиваться, считает Сэнсэй.

 

808 богов, японское метро и скрытые возможности
-В чем видны основные акценты влияния буддизма и синтоизма на развитие Аракидо ?
- Боевое искусство – это не развлечение, а, как я уже говорил, реальная практика войны. Люди серьезно к этому относились и в моменты опасности надеялись на Бога. Эта исторически-духовная память присутствует в разных школах боевых искусств.
Что касается религий, то в Японии их сосредоточено множество и все очень переплетено, хотя цель верований едина.
Безусловно, дзен-буддизм серьезно влиял на разные восточные школы, но, занимаясь лишь медитацией, не станешь мудрее или сильнее. Это лишь один из способов приблизиться к Богу, который приоткрывает пути познания себя.
8 патриарх  Ягю Синган-рю тайдзюцу  Хосино Тэнчи был христианином, который тоже занимался медитацией, а в школе того времени хранилась рукопись со списком 808 японских богов и наказаний, которые можно получить от каждого, если нарушить их наставления. Так вот, вышеупомянутый патриарх оставил потомкам в рукописи лишь перечень возможных наказаний, а от кого они последуют, убрал. И это наглядно демонстрирует, практически равноправное присутствие в Японии различных религий.
Напомню, что Сэнсэй в молодости учился в католической гимназии, но это не препятствовало ему заниматься боевым искусством, а религией в его семье был дзен-буддизм школа Сото-сю.
- Каким духовным и физическим изменениям способствуют занятия в школе?
- О развитии интуиции и верной реакции на происходящее, мы уже говорили. Также, из видимых плюсов – освоение методов дыхания, которым каждый может научиться и окажет положительное влияние на свое здоровье. Многолетние тренировки делают человека и духовно более сильным. Безусловно, есть и скрытые плюсы, но их уже открывает каждый для себя индивидуально.
В качестве шутки Кадзицука приводит пример того, что занятия Будо помогут, благодаря «ханми» (положению тела вполоборота) свободно перемещаться в переполненном японском метро.

 

Безграничное Будо, усердные украинцы и другие задачи
- Почему, по-Вашему, нужно развивать Аракидо за пределами Японии?
- Боевое искусство, рожденное в Японии,мощно связано, прежде всего, с местной традицией, но это не означает, что оно создано только для отдельно взятой страны. Будо имеет много полезного для всех, так почему же не развивать это и за рубежом. А когда люди по всему миру получают положительные результаты от влияния школы – для меня это большое счастье.
Вместе с тем, возникают и некоторые сложности, потому что жители других стран имеют иное телосложении, а «ката», создана для миниатюрных японцев. Этот вопрос необходимо решать, чтобы все желающие могли осваивать Будо, но без изменения его сути и утраты главного. А если бы Аракидо не перешагнуло японских границ, то и других задач бы не было, а значит и развития школы и ее адаптации в современном мире.

 

На вопрос что дает Сэнсэю проведение мастер-классов и семинаров в других странах и в Украине вчастности, он ответил: «Многое…». Уточнив при этом, что в Японии такие вопросы невозможны, потому что ответа они не имеют.
Украина видится ему, как страна усердных и серьезных людей и относится это не только к тем, кто занимается боевыми искусствами.
Нашу встречу Мастер Кокоро (в переводе «сердце») закончил фразой:«Верю, что и дальше вы будете развиваться». А, когда Исида Асако это переводила, Кадзицука вновь посмотрел на меня внимательно, дотрагиваясь до моего «кокоро».

Елена Емельянова

 

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала Обществу японской культуры "Fudoshinkan" и его руководителю Дмитрию Масько, а также переводчицам Анне Измайловой и Исида Асако.



  • ВиШень, yamidako, hippy и 3 другим это нравится