Перейти к содержимому






Фотография

Интервью с Сугавара Тэцутака (7 дан Айкидо Айкикай, Кёси Карате Годзю-рю, Кёси Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю). 25.03.2014

Написано Fudoshinkan , 22 Август 2018 · 238 Просмотров

Изображение
Джефф Синха: Когда и почему вы начали заниматься айкидо?

 

Сугавара Тэцутака: Мне было 20 лет, когда я впервые познакомился с Айкидо. Годом ранее я покинул Хоккайдо, где родился и вырос, чтобы жить с моими сестрами в Токио Сибуя [центральный Токио]. У нас было очень мало денег, поэтому в течение полутора лет меня готовили, как синто-буддийского монаха, я занимался в смешанном стиле под названием Ten no Do [пер. "Путь Императора"]. Понятия не имею, почему его так назвали (смеется). Я носил белые одежды и хакама,и каждый день я должен был ходить от дома к дому прося милостыню. Посещая около 250 домовкаждый день и собирая около 1000 йен – что не слишком много (смеется), я отдавал эти деньги нарелигию. На самом деле у меня не было большого интереса становится монахом, но для меня это было хорошим опытом. Некоторые люди, особенно Сока Гаккай (другая религиозная группа) оченьзлились на меня – хотя я никогда не держал зла на них. Просто я принимал все, что мне давалось, и плохое, и хорошее .
Вот тогда-то я и познакомился с Айкидо. Хомбу Додзё по Айкидо было довольно близко к тому месту, где я практиковал, и основатель айкидо Морихей Уэсиба Сэнсэй послал своего учидэси учитьАйкидо монахов. Через некоторое время я остался единственным в нашей группе, кто продолжал практиковать Айкидо. В то время, как другие забросили занятия, я практиковался постоянно. Затем, некоторое время спустя, основатель нашего религиозного ордена позвал меня, что бы сказать три вещи: Сначала он посоветовал мне прекратить заниматься как монах, чтобы начать практиковатьАйкидо. Он сказал мне, что О-Сэнсэй был «великим учителем», и что такой учитель приходит только раз в 700 лет. Поэтому для меня важно учиться у него. На тот момент мне было 19 или 20 лет, и я ни в чем не сомневался. Я сказал: «Да, наставник, я пойду!". Следующий совет, который дал мне учитель – это изучать китайскую теорию Инь и Ян, и, наконец, он посоветовал мне изучать английский язык, потому что это мне понадобится, когда я буду путешествовать. Он сказал мне эти 3 вещи. И я хотел их сделать, потому что для меня это было легко.

 

Джефф Синха: Были другие учидэси в то время?
Сугавара Тэцутака: Да, в Хомбу Додзё были Чиба Сэнсэй, Тамура Сэнсэй и Канэи Сэнсэй, которые были учидэси Хомбу Додзё и научили меня базовым теориям айкидо. Примерно через год я переехал в Ивама в префектуре Ибараки, как учидэси Морихэя Уэсиба.
Когда к Ивама Додзё приходили посетители, мы всегда занимались в жестком стиле, но когда они уходили мы практиковались и в более мягком. Я наслаждался своим временем в Ивама (смеется). Моим сэмпаем, пока я был в Ивама, был Хидэо Хиросава. Сэмпай Хиросава окончил среднюю сельскохозяйственную школу, так что он был профессиональным фермером - он учил меня выращивать различные культуры. Каждый день мы занимались сельскохозяйственными работами. Он научил меня посадке риса, прополке и другим селькохозработам. Спустя 50 лет он все еще живет в Ивама и преподает Айкидо в Shogakkan Publishers в центре Токио.
В Ивама Додзё также учили каэси ваза - не много форм, но я решил никогда не забывать эти методы - и тогда, 45 лет спустя, я создал ката каэси ваза - 42 движения в 4 группах.

 

Джефф Синха: Вы когда-нибудь были в качестве укэ у О-Сэнсэя?
Сугавара Тэцутака: Да, я был укэ у О-Сэнсэя. В то время ему было около 70 лет, и его стиль был очень мягким. Если кто-то использовал очень жесткий стиль против другого ученика, он ругал нас и говорил, что мы должны использовать только мягкий стиль. Морихэй Уэсиба говорил, что ученики должны быть мягкими, как и он сам.
О-Сэнсэй всегда учил нападать в одном ритме - что бы сконцентрировать всю свою энергию и иметь возможность двигаться и атаковать в такт. Так же у него была идея – не смотреть в глаза. Он говорил: "Не смотрите в глаза! Используйте концентрацию ! ". В додзё О-Сэнсэй ничего не объяснял, будь это сложно или просто – он ограничивался словами "Просто смотрите (на меня)! Только будьте осторожны ! ".
После многих лет практики я, наконец, понял, что сосредоточенность необходима во всем, что делаешь - когда Морихей Уэсиба кушал, он был сосредоточен на своих палочках, пище лежащей на столе, и т.д.
О-Сэнсэй также учил нас, как стоять на ногах так, чтобы, если другой ученик толкнет тебя, твоя голова никогда не запрокидывалась назад. Он часто специально садился и никто не мог его сдвинуть. Даже двое нападавших не могли это сделать. Таковы были его представления об учении. В то время я был еще очень молод, потому я плохо понимал, что-либо о концентрации, однако, позже, после изучения Катори Синто Рю, эти идеи потихоньку начали до меня доходить. И я пришел к пониманию всего, но необходимо было время (смеется). Я думал, что у многих учеников были проблемы с пониманием его учения, его идей, к тому же это не объяснялось подробно. Мы могли только получить представление о том, чему он учил, но прийти к пониманию этого можно лишь на практике с течением времени.

 

Джефф Синха: Почему вы начали практиковать Катори Синто Рю?
Сугавара Тэцутака: Катори и Айкидо очень похожи. Возможно, у обоих основателей были похожие идеи и дух. Основатель Катори Синто Рю, Иизаса Иэнао (1387 - c.1488) и основатель айкидо жили с интервалом в 600 лет, но их идеи почти одинаковы. Мой религиозный учитель сказал, что великий мастер появляется раз 700 лет - и учредители Айкидо и Катори очень похожи.
Созданное мною кумидзё комбинирует в себе техники с мечем в Айкидо и Катори Синто Рю. Восемь кумидзё (меч против дзё) основаны на ката 31 движение. Пять дзёай (дзё против дзё) основаны на ката 13. Влияние Катори Синто-рю есть и в кумидзё и в дзёай.
У меня всегда есть вопросы по поводу боевых искусств, и мои исследования растут с каждым годом все больше. В начале было дзюдо в школе, затем я начал заниматься айкидо, а позднее я опубликовал 5 томов серии Традиционное Айкидо Сайто Сэнсэя.
В итоге, когда были опубликованы эти тома, я начал искать, о чем будет следующая книга, поэтому я пошел в Национальную библиотеку и исследовал истоки и основы японских боевых искусств. Я обнаружил, что там было много различных стилей и школ - одни для мечей, другие для борьбы с копьями и т.д., но только Катори Синто Рю содержал это все. Вот почему я решил начать публиковать серию Катори Синто-рю. Я пошел в Shinbukan Dojo к Отакэ Рисукэ в Нарита, префектура Чиба, и он согласился разрешить публикацию по Катори [до сих пор в Катори Синто Рю очень ревностно относились к своим методам, они были закрыты для иностранцев]. Когда первый том был опубликован, его старый учитель плакал, так как получил книгу в подарок, также Отакэ Сэнсэй был очень благодарен, и я был очень счастлив. Я никогда не забуду этого. Тогда я начал вторую, третью книгу, и по чуть-чуть публиковал о Катори Синто Рю.
Позже я поступил в школу и стал тренироваться в разработке методов изучения Катори [Сугавара Сэнсэй стал уполномоченным инструктором в 1986]. Стиль Катори Синто Рю был очень трудным - основатель был вассалом, который имел 50 солдат семьи Чиба (сегодня префектура Чиба) и боролся с вторжением монголов Хубилай-хана в Кюсю. После всего этого с помощью медитации и его практики у древнего храма Катори, Оку но Мия, он разработал искусство меча Катори Синто-рю.
Широкую огласку Катори Синто рю на Западе дал Донн Дрегер. Донн Дрегер, американский солдат, который отправился в Японию после Второй мировой войны. Позже Донн Дрегер покинул армию еще до выхода в отставку, так и не дождавшись пенсии, начал изучать японские боевые искусства. Он был довольно бедным, но учился не только Катори, изначально он изучал Мусо Синдэн Рю дзёдо, а также изучал дзюдо и получил очень высокий ранг, но его колено было разбито много раз из-за повреждений. Я практиковал с ним в додзё Отакэ Рисукэ сэнсэя. Донн Дрегер написал много книг и стал известен в Японии. Он также работал с моей книгой «Божество и меч - Катори Синто-рю" с его другом английским переводчиком.
В следующей моей книге было продолжение "Традиционное каратэ-до - Окинава Годзю-рю". Я изучал традиционные формы – а не только стиль, используемый в соревнованиях. Так что во время редактирования и публикации этих работ я мог изучать и осваивать самые сокровенные тайны этих различных стилей и боевых искусств, чему я был очень рад.
Вот почему я практиковал не только Айкидо - я занимался Катори Синто-рю, окинавским каратэ Годзю-рю, затем Тайцзы цюань и другими китайскими боевыми искусствами. В 1989 году я отправился в Китай в компании четырех человек для расследования связи между китайскими боевыми искусствами и окинавского каратэ Годзю-рю. Мы сравнивали много ката Санчин китайских школ боевых искусств в городе Фучжоу с окинавским годзю-рю Санчин. Вскоре после этого один исследователь объявил, что нашел корень окинавского каратэ, поэтому я остановился, чтобы исследовать более подробно эту тему.
Тогда я нашел отличного инструктора, которая преподавала Багуаджан в Ассоциации боевых искусств в городе Фучжоу. Сейчас она является инструктором Тайцы цюань в моем додзё, поскольку переехала в Японию в качестве студента школы японского языка, а затем студента Токийского университета. Она жила в моей школе во время учебы. Я практиковал с ней стиль Чэнь Тайцзы цюань и другие китайские боевые искусства. Эти различные стили создают хорошие человеческие взаимоотношения, идеи и техники в Катори Синто-рю и айкидо. Коммуникация в мире очень важна для меня.

 

Джефф Синха: Изменилось ли современное Айкидо в сравнении с тем, что вы видели и пережили в Хомбу?
Сугавара Тэцутака: Айкидо сегодня очень популярно. О-Сэнсэй дал указания своим учидэси ехать за границу - Чиба Сэнсэй отправился в Англию, а затем в США;. Тамура Сэнсэй уехал во Францию​​, Канаи Сэнсэй в США, а Тохэй Сэнсэй был в районе Чикаго. Я думаю, что этим учителям приходилось всегда поддерживать свое обучение и практику так, что бы повышать свой уровень, а это очень трудно, если рядом нет старших преподавателей, которые помогут сосредоточиться, и покажут пути совершенствования.
В течение 30 лет я преподавал Айкидо и Катори Синто Рю в Калифорнии, потом в районе Чикаго и позже в Вашингтоне, и т.д. Именно поэтому мои студенты, которые сейчас являются инструкторами айкидо и Катори, значительно улучшили свои навыки. Я отправился в район Чикаго и Канзас-Сити в Миссури после смерти Канаи Сэнсэя и Тохэя Сэнсэя. В прошлом году жена Тохэя Сэнсэя посетила один из моих семинаров и подарила мне рубашку (имеется в виду нижняя рубашка, футболка, майка).

 

Джефф Синха: Как практически используется айкидо в реальном бою?

 

Сугавара Тэцутака: Бой длится очень короткое время, но тренировки длятся час-полтора. Стили современного дзюдзюцу – это стиль уличных боев, мой мягкий стиль в данном случае тоже будет эффективен. Ранее я боялся уличных боев, но сейчас не так сильно (смеется). Самое важное это психологическая устойчивость, если вы боитесь – то техника не будет эффективной. Я создал вариации кумидзё так, чтобы человек не становился слишком привязан к форме. В результате нападения, и на тренировках, если кто-то меняет свой стиль - то необходимо так же быстро изменить свой, что бы противостоять противнику. Это наиболее приближенный к "реальному" способ борьбы. Я всегда ищу способы простого обучения. Это очень важно.

 

http://www.fudoshink...i-tensin-sioden

 

Перевод интервью с сайта http://www.aikidoenl...ugawara-sensei/



  • Orb и Саблин это нравится