Перейти к содержимому






Фотография

Мацуо Басё и его лягушка. Неожиданный разрез.

Написано Fudoshinkan , 30 Ноябрь 2020 · 301 Просмотров

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

 

Вряд ли найдется человек, интересующийся Японией и не знающий этого знаменитого хайку великого японского мастера в переводе Веры Марковой или каком-либо ином. О самом процессе его создания и о том, что имел в виду Басё, когда начертал свои бессмертные 17 слогов, написаны трактаты, намного превосходящие своим объемом лаконичные трехстишия.
По одной из версий, например, Басё приступил к работе над хайку в 1682 году, а закончил весной 1686 и посвящалось оно изначально не лягушке, а цветам ямабуки. Причем, первые комментарии о том, что имел в виду Мастер, оставили его ученики, никто из которых не достиг его уровня, но все готовы были объяснить непосвященным, что на самом деле Учитель хотел сказать этими 17 слогами.
Однако, если мы взглянем на биографию Басё и внимательнее отнесемся к личности некоторых из этих учеников, истина откроется перед нами сразу и во всем ее великолепии — подобно тому, как звук плюхающейся в коричневую воду лягушки дает стартовый сигнал для взрыва сатори.
Будущий поэт родился в 1644 году в «столице ниндзя» — городе Ига. Его родителями были типичные жители этой местности, которых в литературе принято именовать скромным эпитетом «небогатые самураи». Учитывая, что эпоха, в которую они могли составить капиталы своими неординарными знаниями и умениями, только что ушла, а лучших представителей Ига, в том числе из знаменитого рода Хаттори, забрал с собой в Эдо Токугава Иэясу, становится понятно, почему такие семьи, как Мацуо, вынуждены были влачить жалкое существование. Тем не менее, будущий Басё (за свою жизнь он, как настоящий ниндзя, сменил не менее 5 имен) взялся за изучение не экономики сельского хозяйства, чтобы прокормить семью, а каллиграфии и поэзии. Почему? Ответ очевиден: кто может заподозрить хилого гуманитария в том, что он шпион и выполняет чье-то задание?
В Ига Басё начал работать на местного богатого самурая Тодо Ёситада — одного из наследников традиций ниндзя местного клана. После смерти Тодо в 1666 году его ученик отправился в столицу, где был принят на… государственную службу и уж конечно, не в качестве поэта (кто назовет государство, кроме почившего в бозе СССР, в котором поэтов содержали бы за счет госбюджета?).
На задворках Эдо, тихо, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания, Басё прожил до 1682 года, когда после ужасного пожара, стершего с лица города целые его кварталы, отправился в краткое путешествие в провинцию Каи. До сих пор непонятно, почему никто не связал между собой эти факты, хотя они выстраиваются в совершенно очевидную цепочку:
— В 1682 году сгорает столица сёгунов Токугава, и мощный полицейский аппарат, конечно, приступает к расследованию этой катастрофы. Вероятно, очень скоро удалось выяснить, что к поджогу могли быть причастны выходцы из Каи, принадлежавшей когда-то знаменитому полководцу Такэда Сингэну и до сих пор не простившие клану Токугава своего поражения в войне (в 1868 году аналогичная жажда мести приведет к власти в Японии «западные кланы»);
— Выходец из ниндзевского города Ига Мацуо Басё немедленно покидает Эдо, но отправляется не в поисках пропитания куда-нибудь к тучным рисовым полям Ямато, а в глухую горную провинцию Каи, где его вряд ли кто-то ждет, и где совершенно непонятно, на что он может существовать. Но это и не важно — ему приказано лишь разузнать, кто отдал приказ о поджоге Эдо. Выполнив свою задачу, Басё скоро возвращается в столицу и продолжает шлифовать образ поэта не вполне от мира сего с банановым деревцем перед скромной хижиной.
— Наконец, именно в 1682 году Басё впервые приступает к работе над хайку о лягушке, забраковав другие варианты — например, с цветами. Почему он так настаивает на земноводном? Ответ очевиден каждому, кто изучал историю ниндзюцу: лягушка или жаба — один из главных помощников легендарных ниндзя, их надежда, опора и мистический символ.
В повестях о ниндзя говорится, что именно жабы обладают сверхъестественными способностями для защиты хозяина: они могут плевать водой, маслом в глаз противнику, ослепляя его, и даже изрыгать огонь. Жабы способны тысячекратно увеличиваться в размерах, достигая высоты в холке около 17 метров и становясь надежным способом передвижения для хозяина, с невероятной скоростью перемещаясь по стране, преодолевая широкие реки и высокие кручи. Они участвуют в сражении, помогают справиться с другими огромными животными, выполняют любые поручения хозяина. Кто же этот хозяин? Ниндзя.
Не случайно именно про скромную лягушку пишет Басё лучшее стихотворение своей жизни. Ведь, как вспоминали его ученики, поначалу он пытался использовать значительно более банальные образы. Но посмотрите, как прокомментировал творческий поиск Басё его последователь: «Надобно с усердием вникать в исправления. В них — движения души Учителя!». А если мы вспомним, что этим человеком был земляк Басё по имени Хаттори Тохо — представитель того самого славного рода Хаттори, из которого происходил любимец первого сёгуна Токугава ниндзя Хаттори Хандзо по прозвищу «Дьявол», всё еще раз станет на свои места.

 

Мацуо Басё отправлялся в специальную командировку по розыску поджигателей в провинции Каи и в стихотворной форме уповал на верность и проворство своего мистического спутника — лягушки. Невидимая и неслышимая до поры, она сопровождала его жизнь и в банановой хижине в Эдо. Не раз и не два другие ученики становились свидетелями его диалога с Хаттори Тохо:
- Слышишь лягушку?
- Нет.
- А она есть.
- О, Учитель…
И не опубликовано это хайку было до 1686 года потому, что все это время продолжалась сложная и крайне секретная миссия Басё и его лучших учеников по защите Эдо от мятежников и поджигателей. Мастеру было некогда заниматься поэзией. Онвновьи вновь отправлялся в путешествия по стране, свободно передвигаться по которой было почти невозможно. Между всеми провинциями Японии тогда существовавли строго охраняемые границы, преодолеть которые можно было предъявив какой-то «документ-вездеход», неотразимо действующий на любых пограничников, какому бы князю они не подчинялись. Но выписана нищему поэту такая бумага-броня должна была быть не меньше чем в канцелярии самого сёгуна. Второй вариант - «верхом на лягушке», то есть с использованием специальных знаний и навыков ниндзя.

 

Скончался Мацуо Басё в маленьком городке Оцу неподалеку от Киото. На его могиле установлен памятник великому разведчику, законспирированному до такой степени, что сведения потомкам о своем ремесле он смог оставить только в виде замечательного поэтического шифра. Местные жители, шептались, прикрыв рот рукавом кимоно, что именно у этого камня 197 лет спустя после смерти Басё поклялся убить иноземного варвара — принца Николая из России другой выходец из провинции Ига —«японский городовой» Цуда Сандзо. Но у него не было лягушки...

 

Любителям ниндзя и хайку с искренней симпатией посвящается

 

Это шутка Александра Куланова.

 

https://www.facebook...439270626191984



  • Danatas и Sancho это нравится