Перейти к содержимому






Фотография

Что такое Матаёси кобудо

Написано yamidako , 17 Февраль 2019 · 190 Просмотров

Что такое Матаёси кобудо

 

Фред Лозе и Майкл Клейтон
Переведено и опубликовано с любезного разрешения г-на Фреда Лозе, на чьем сайте находится оригинал статьи.
Перевод П. Бобров

 

Матаёси кобудо – признанное во всем мире боевое искусство, но единого мнения о его содержании, правильной практике и происхождении названия нет. Хотя многие могут (или, по крайней мере, утверждают, что могут) дать определение Матаёси кобудо, термин этот неясен и вызывает споры. Матаёси Синпо никак не называл свое искусство и некоторые старые его ученики, начинавшие в 60-е и заставшие первые годы ДОКР, не приемлют название «Матаёси кобудо». Они твердо убеждены, что хотя Матаёси Синпо и был лидером, знания и техника собирались из разных источников и компилировались вместе как для Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй, так и для его додзё Кодокан. Поэтому они считают, что название «Матаёси кобудо» не отдает должное вкладу других людей. В то же время различные группы, практикующие свои вариации Матаёси кобудо по всему миру, утверждают иногда, что только их школа «аутентичная и настоящая». В результате употребление термина становится несколько чреватым, особенно для тех, кто не знает всей подоплеки.

 

Происхождение и особенности термина «Матаёси кобудо»

 

Матаёси Синко (умер в 1948 году) был известным окинавским мастером боевых искусств. Многие и многие желали стать его учениками и изучать кобудзюцу. После его смерти лучшим мастером боя с оружием стал считаться его сын Синпо, который работал в центральной Японии и вернулся на Окинаву в 1960 году. Вскоре он начал преподавать, и в 1970-х годах открыл свой додзё - Кодокан. По свидетельствам «из первых рук», термин Матаёси кобудо не использовался до 1960-х годов и, вероятно, впервые появился среди американских солдат, занимавшихся в те дни у Матаёси Синпо. Сам мастер по-разному называл свой стиль: «Рюкю кобудзюцу», «Окинава кобудо», «Моё кобудо», «Кингай-рю» и «Кингай-рю тодэ кобудзюцу». Оружейные техники он поначалу называл просто «кобудзюцу», а после 1970 – «Окинава кобудо». Некоторые западные источники указывают, что в поздние годы (1990-е) Матаёси Синпо использовал термин «Матаёси кобудо» для обозначения того кобудзюцу, что он унаследовал от отца. По другим свидетельствам, в частности, окинавских учеников мастера, термин не использовался до его смерти в 1997 году. Впервые на Окинаве он появился начертанный на знамени на траурной церемонии после смерти мастера Матаёси.
Поэтому, как представляется, термин «Матаёси кобудо» был введен другими, вероятно, западными учениками, которые желали найти ёмкое название для
преподаваемого Матаёси Синпо кобудо\кобудзюцу. Думается, на Окинаве он использовался несколько бессистемным образом, и в настоящее время различные группы либо используют его, либо отвергают по каким-то собственным причинам. На международном уровне этот термин хорошо известен в кругах боевых искусств, и используется для обозначения кобудо, преподававшегося Матаёси Синпо. В то же время, хотя он неофициально используется на Окинаве и в глобальном масштабе, почти никто из старших учеников Матаёси Синпо не использовал его для официального названия своей организации или додзё. Скорее, оно выступает в качестве разговорного названия, нежели официального и поэтому неудивительно, что его смысл размыт. Однако это отсутствие четкого определения, используемого официально или нет, привело к многочисленным разночтениям во мнениях о том, что является Матаеси кобудо, а что нет.
Цель этой статьи - попытаться дать некоторое представление о том, какие возможные определения существуют для этого термина, и тем самым предоставить практикам школы Матаёси точку отсчета в большом мире кобудо. Эта статья написана исключительно в целях исследования возможных версий при помощи имеющихся фактов и максимально непредвзята. Она не предназначена для того, чтобы дать определение, которое должна принять большая часть практикующих Матаёси кобудо и тем самым определить практику и линию передачи. Напротив, цель состоит в создании некой основы для изучения различных точек зрения на то, что такое Матаёси кобудо, рассматривая различные возможные определения термина и то, как они могут быть применены к этому аморфному, двусмысленному, а иногда очень политизированному термину. Авторы понимают, что их собственный опыт может порождать предвзятость, и потому (учитывая, что происходят из разных слоев общества, стран, являются учениками разных мастеров) взяли на себя труд тщательно изучить источники друг друга. Таким образом это эссе претендует на нейтральность. Хотя с разных исторических и политических точек зрения определение Матаёси Кобудо может показаться очевидным, различная терминология, используемая в разных организациях, дает понять, что это не так. Поэтому, чтобы начать обсуждение, мы хотели бы представить некоторые возможные определения Матаеси Кобудо и кратко взглянуть на их сильные и слабые стороны.

 

«Матаёси кобудо» — это кобудзюцу, передаваемое в семье Матаёси

 

Это определение исходит из того, что кобудзюцу было связано с семьей Матаёси на протяжении многих поколений и предполагает непрерывную передачу. Так утверждали Матаёси Синко и Синпо и примем это за факт. Но такое отождествление как минимум неточно, поскольку подразумевает ограничение: Матаёси кобудо — это только то, что передавалось в семье. Учитывая, сколько Матаёси Синко обучался у разных мастеров, такая формулировка оставляет за скобками всё изученное у Го Кэнки и Кингая – саи,
тонфы, нунтяки, каму, все ката с бо из основной современной программы – т.е., по сути, большую часть арсенала школы.
Кроме того, придется исключить то, что с помощью учеников и партнеров по тренировкам добавил к системе Матаёси Синпо. Из доступных на данный момент документов следует, независимо от содержащихся в ката принципов, что основным элементом, пришедшим из семьи Матаёси, является только ката «Цукэн Акатю-но Эку Ди».
Матаёси Синпо гордился своей родословной, выводя ее от легендарного Гима Синдзё (в семье даже передавался по наследству его бо) и долгой связью своего рода с боевыми искусствами, это была ключевая черта его личности. Но, хотя термин «Матаёси кобудо» связывает его имя с боевыми искусствами, надо понять, насколько с кобудо связана семья. Как отмечалось выше, многие из практикуемых ныне техник и ката происходят не от Синко, Синпо или кого-то еще из их рода. И, наконец, Матаёси Ясуси, который является действующим главой семьи и Сокэ Кодокан додзё, никогда не практиковал боевые искусства и называет себя «только сын, внук, но не мастер».
Как мы видим, определение Матаёси кобудо, как исключительно «кобудо, передававшегося в семье Матаёси на протяжении нескольких поколений», не учитывает большую часть нынешней программы. Это также подразумевает, что искусство умерло, поскольку никто из семьи Матаёси не практикует кобудо сегодня. Учитывая, что Матаёси кобудо содержит много техник, пришедших из-за пределов семьи, а также в настоящее время существует прежде всего благодаря практике и распространению тех, кто находится вне её, трудно признать жизнеспособность такой формулировки. Несмотря на значимость семьи и ее влияние, Матаёси кобудо вышло за ее рамки.

 

«Матаёси кобудо» – это кобудзюцу Матаёси Синко

 

Матаёси Синко был очень известным окинавским мастером боевых искусств начала XX века. Помимо своего отца Матаёси Синтина, который передал ему семейные техники, он учился у Сиси Рёко, Агэны Тёкухо, Ирэ Окины, Ямани Тинэна, Кингай Роси, Го Кэнки и некоторых других окинавских и китайских мастеров. Многие люди тренировались у Матаёси Синко в нескольких его додзё на Окинаве. Хотя есть обоснованное мнение, что стержень сегодняшнего Матаёси кобудо это наследие Синко, существуют определенные проблемы с таким определением.
Многие мастера боевых искусств могут проследить свои техники кобудзюцу до Матаёси Синко и его учеников. Поскольку некоторые из них не тренировались у Синпо, это потенциально может нарушить любую теоретическую монополию на Матаёси кобудо со стороны Синпо и его учеников. Тем не менее, большинство из них, Маэсиро Сюсэй, например, тренировались вместе с Матаёси Синпо или были членами Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй. Таким образом большинство из наследия Синко тем или иным образом проходит через его сына Синпо, что ослабляет позиции такой формулировки.
Более того, она также подразумевает, что любые сделанные Матаёси Синпо изменения или дополнения к системе не являются Матаёси кобудо, и потому он и все его ученики остаются за рамками школы. Это кажется неразумным, если не сказать больше.
Сохранение и передача наследия своего отца – один из самых важных вкладов Матаёси Синпо в окинавские боевые искусства. Материал и концепции, пришедшие от Синко и его учителей, являются ядром школы. По этой причине Синко можно считать основным источником искусства, и таким образом его вклад может стать определяющим для Матаёси кобудо. Однако, по мере роста популярности и мастерства, возможно превосходящего отцовское, Матаёси Синпо вышел на передний план. Соответственно, ограничивать термин Матаёси Кобудо тем материалом, что пришел от Матаёси Синко, неправильно.

 

«Матаёси кобудо» – это кобудо Матаёси Синпо

 

Матаёси Синпо был известен как мастер и пропагандист окинавских боевых искусств вообще и кобудо в частности. Он был ключевой фигурой в становлении термина «кобудо» и систематизации этого искусства, начавшейся в 60-х годах ХХ века и продолжающейся по сей день. Мастер Матаёси стремился создать базу, на основе которой кобудо можно было бы преподавать так же, как уже познавшее успех каратэ. Вместе с другими специалистами в 1972 году он создал организацию, названную Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй (全 沖 縄 古 武 道 連 連) и стал ее президентом.
Кобудо в передаче Матаёси Синпо основывалось на наследии его отца, но также он учился и у других мастеров, чей вклад в создание школы, как и некоторых его старших учеников и коллег, несомненен. Можно с уверенностью говорить, что нынешняя популярность окинавского кобудо - заслуга Матаёси Синпо. Благодаря его просветительской деятельности и руководству додзё и ДОКР не удивительно, что такое определение кажется разумным.
Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. На протяжении жизни Матаёси Синпо по-разному преподавал техники, их последовательности и даже ката. Отчасти под влиянием других (чьи методы и ката он перенимал), отчасти благодаря возрастанию собственного мастерства, но, как бы то ни было, люди в 80-90-х годах учились у него по-другому, нежели в 60-х. Путаницы добавляет и то, что он временами преподавал немного по-разному разным ученикам, основываясь на их опыте в каратэ. Поэтому, хотя в теории и кажется, что все просто, на практике трудно определить, какая часть учения Матаёси Синпо приоритетна, если можно так выразиться. Некоторые утверждают, что то, чему он учил в конце жизни было наиболее развитой техникой и представляет его «последнее слово». При этом другие, занимавшиеся у него ранее, утверждают, что он учил их старыми методами «истинным» техникам. Что касается определения, бесспорно, что
учившиеся непосредственно у Синпо в разные периоды демонстрируют разное кобудо. Любая претензия на «истинность» или «правильную передачу» является лишь частным мнением. Конечно же термин «Матаёси кобудо» подходит к любому кобудо, которому обучал Матаёси Синпо, но не дает приоритета какой-то определенной технической части или временному периоду.

 

«Матаёси кобудо» – это кобудо Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй

 

В конце 60-х годов многие окинавские мастера кобудзюцу решили объединиться для продвижения своего искусства под новым названием «кобудо». Они не хотели, чтобы их путали с каратэ и для того, чтобы отличиться приняли новый вид униформы – черный верх и белый низ. Эта организация стала известна как Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй (ДОКР), а Матаёси Синпо стал ее первым президентом. Было принято решение использовать ранее разработанный Матаёси Синпо логотип, состоящий из Кику, окружающего Мицу Домоэ. Хидари Мицу Домоэ олицетворяет королевство Рюкю, а Кику – дань уважения как Синко, так и японскому императорскому дому. Кику (хризантема) на Окинаве является символом роста и процветания и это стало дополнительным доводом в пользу принятия ее частью эмблемы. На протяжении жизни Матаёси Синпо несколько раз вносил изменения в логотип, но все они были незначительными. Основой обучения в ДОКР было кобудо Матаёси Синпо, но, хоть он и был президентом, также включало техники, ката и оружие других мастеров. Правильно это или нет, но преподаваемое в ассоциации кобудо благодаря его руководству организацией стало известно на Западе под именем «Матаёси кобудо». Униформа и логотип ДОКР также ассоциировались с его именем.
ДОКР все еще существует и в настоящее время возглавляется Мияги Коки при поддержке нескольких окинавских мастеров. Матаёси кобудо с очень веским основанием можно определить как кобудо ДОКР. Матаёси Синпо был президентом организации с момента ее основания и до своей смерти, а его додзё Кодокан было головным додзё ассоциации. Но и тут есть определенные вопросы. Члены додзё по-разному демонстрировали технику при жизни сэнсэя Матаёси, и он не видел в этом большой проблемы, но теперь затруднительно определить какая вариация является более «истинной». После смерти Матаёси Синпо организация попыталась стандартизировать технику, что привело к уходу ряда старших ее членов. Таким образом, хотя ДОКР на протяжении десятилетий во многом являлся домом для кобудо сэнсэя Матаёси, существовало много вариантов выполнения техники, много мастеров уже ушедших из организации, не говоря уже о тех, кто в ней никогда не состоял. На сегодняшний день нельзя сказать, что Матаёси кобудо и ДОКР идентичны. ДОКР был, конечно, центром развития и распространения Матаёси кобудо, но уравнивание этих терминов исключает всех, не являющихся членами организации, включая многих старших учеников Матаёси Синпо. Очевидно, что это не разумно.

 

«Матаёси кобудо» – кобудо Кодокан додзё

 

Это определение весьма похоже на уравнивание Матаёси кобудо с тем, что преподавал Матаёси Синпо. Хотя он и был президентом ДОКР, а его додзё Кодокан было хонбу додзё, техники и ката в Кодокан порой отличались от других додзё ДОКР. Матаёси Синпо вносил изменения в кобудо на протяжении всей жизни, и ученики его додзё первыми отрабатывали нововведения и, в отличии от тех, кто занимался у других членов ДОКР могут претендовать на то, что были ближе к мастеру. Некоторые считают, что те, кто больше и дольше тренировался у Матаёси Синпо, являются истинными наследниками его кобудо, но это утверждение легко оспаривается тем, что, по крайней мере на Окинаве, ученики Кодокан всегда считались «младше» по отношению к мастерам ДОКР. В то же время некоторый приоритет отдается поздним ученикам Матаёси Синпо, что имеет некоторый смысл, но оспаривается теми, кто обучался ранее, не принял изменений, произошедших после их ухода из додзё, и заявляет, что обучают «старыми способами». В сочетании с тем, что было много других додзё, где преподавалось кобудо Синпо и\или ДОКР, ориентироваться на Кодокан, как окончательный источник знаний, означает исключить многих старших практикантов школы.

 

«Матаёси кобудо» – это кобудо Гакия Ёсиаки

 

Перед своей смертью в 1997 году Матаёси Синпо назначил Гакия Ёсиаки техническим директором Кодокан додзё, по сути – третьим Кантё его школы кобудо. Мастер считал, что именно Гакия, чьи знания и умения он выделял среди других учеников, был лучшим выбором для передачи своего наследия. Таким образом, после смерти Синпо многие ученики (особенно западные) перешли в обучение к Гакия. Итак, если предположить, что Матаёси кобудо — это то, чему учил Матаёси Синпо, и лучшим оно было в конце жизни, то его преемник является воплощением его наследия.
Есть, однако, ряд проблем, усложняющих такую теорию. Надо отметить, что Гакия не был выбран в качестве технического директора ДОКР, и в этой организации он считался бы относительно младшим. В ДОКР были свои мастера, Маэсиро Сюсэй и Мияхира Тёсин, например, а также другие, дольше обучавшиеся Кобудо и имевшие более высокий ранг. Именно они возглавили большую организацию после смерти сэнсэя Матаёси. В то же время были и другие бывшие члены Кодокан или ДОКР, старше рангом или обучавшиеся дольше Гакия-сэнсэя. Ни один из этих факторов не влияет на волеизъявление Матаёси Синпо, назвавшего Гакия своим преемником, но создает более сложный контекст для определения, поскольку отсекает всех практиков, не перешедших к Гакия в ученики или тех, кого не принял он сам. Другие
старшие ученики Матаёси Синпо в Кодокане были его сверстниками и не принимали Гакия в качестве сэнсэя после смерти мастера, также, как и старшие практиканты из ДОКР и других додзё, но это не значит, что они не занимаются Матаёси кобудо. Покинув Кодокан в 2001 году, Гакия основал свою организацию под названием «Окинава Кобудо Доси Рэнсэйкай». Хотя его преданность передаче кобудо от Синпо не вызывает никаких сомнений, сам он никогда не использовал термин «Матаёси кобудо» для обозначения своего искусства. Подводя итог заметим, что хотя для некоторых преемственность от Матаёси Синпо является достаточной для определения, слишком много в этой теории слабых мест.

 

«Матаёси кобудо» — это кобудо Мияхира Тёсина и Маэсиро Сюсэя

 

Наивысший ранг в ДОКР и среди учеников Матаёси Синпо имели Мияхира Тёсин и Маэсиро Сюсэй. После смерти мастера Матаёси Мияхира стал президентом, а Маэсиро техническим директором ДОКР. Мияхира был настолько строгим приверженцем передачи техники в том виде, как утвердила ДОКР на заре своего существования, что сделал выговор Маэсиро, когда тот на демонстрации показал технику с незначительными вариациями. В результате технический директор ДОКР Маэсиро Сюсэй покинул организацию. Тем, кто считает, что кобудо ДОКР наиболее соответствуют понятию «Матаёси кобудо», естественно кажется, что Мияхира и Маэсиро являются наследниками стиля, а значит и названия. Конечно же, все вопросы, возникающие к ДОКР в этом плане, также актуальны и здесь. Кроме того, первым учителем Маэсиро был ученик Матаёси Синко Какадзу Мицуо, а не Матаёси Синпо, что слегка отдаляет нас от согласия с этой формулировкой. Она, конечно, имеет свои достоинства, но является неполной, поскольку исключает любого, кто не связан с кем-то из этих двух мастеров.

 

«Матаёси кобудо» – кобудо под общим надзором Матаёси Ясуси

 

Матаёси Ясуси, единственный сын Синпо, получил от отца титул Сокэ Кодокан додзё и Кингай-рю тодэ кобудзюцу. Хотя он и не изучал кобудзюцу и тодэ в достаточном объеме, большее значение имеют его знания о жизни отца, семейной истории и духовной подоплеке кобудо. Разделение роли Сокэ и шеф-инструктора достаточно необычно для японских боевых искусств. После смерти Синпо несколько человек занимали должность технического директора Кодокан. Для многих людей во всем мире Кодокан считается духовным центром Матаёси кобудо. Матаёси Синпо решил, что его сын будет Сокэ и духовным главой додзё. По этой причине многие считают естественным обращаться к Ясуси по любым вопросам, связанным с Матаёси Синпо и его искусством.
Однако, хотя Ясуси занимает должность Сокэ Кодокан, только несколько старших инструкторов связаны с додзё. Старейшие учителя общаются с Кодокан додзё весьма ограниченно. При жизни Матаёси Синпо додзё
называлось просто Кодокан, теперь же называется «Матаёси кобудо Кодокан». И хотя некоторые претензии на владение этим термином имеют место быть, с таким количеством рассредоточенных по всему миру практиков и учителей, затруднительно принять Кодокан как единственный источник того, что неофициально называют Матаёси кобудо.
По сути, это определение является развитием семейной версии (см. выше), и тезис о распространении искусства за пределы семьи справедлив и в этом случае. Ясуси, безусловно, глава Кодокан додзе и обеспечивает уникальную живую связь с семейной историей, но количество практиков кобудо его отца во всем мире слишком велико. Несмотря на то, что его уникальное положение как Сокэ Кодокан наделяет его немалым влиянием, само количество не связанных с ним старых мастеров подтверждает, что Матаёси кобудо это больше чем практика, осуществляемая под его надзором.

 

«Матаёси кобудо» – кобудо кого-либо из старых учеников, ныне руководящих своими организациями

 

В различных итерациях, это самая существенная проблема принадлежности термина «Матаёси кобудо» на сегодняшний день. Во множестве организаций по всему миру преподается Матаёси кобудо. Большая часть из них возглавляется бывшими учениками Матаёси Синпо, имевшими высокий уровень и тренировавшимися с ним с начала 1960-х годов. Например, это Адания Сэйсукэ, Тинэн Кэнъю, Андреа Гуарелли, Исики Хидэтада, Итокадзу Сэйсё, Киндзё Такаси, Мияги Коки, Осиро Дзэнэй, Нил Столсмарк, Кимо Уолл и Ямасиро Кэнъити. Учитывая их ранги и опыт, все они могут претендовать на продолжение традиции Матаёси кобудо, но очень трудно выделить из них кого-то одного, поскольку это принизит всех остальных, не говоря уже о Гакия Ёсиаки и Матаёси Ясуси, что совершенно невозможно. Разумный подход к определению «Матаёси кобудо» не позволяет поддержать претензии кого-либо из относящихся к этой группе.

 

Дискуссионный вопрос: А может, Матаёси кобудо – это все вышеперечисленное?

 

Итак, к чему же мы пришли? Во многих отношениях все приведенные выше определения термина «Матаёси кобудо» могут считаться верными, по крайней мере частично. Действительно, очень сложно полностью отказаться от любого из них и тем самым сказать, что они не относятся к Матаёси кобудо. В то же время, не стоит изолировать весь спектр возможных значений. Многие из приведенных формулировок являются слишком категоричными, что не позволяет принять их и сужает возможное количество практиков их поддерживающих.
Из всех представленных понятий наиболее точным и объединяющим большинство других представляется «Матаёси кобудо – кобудо, которому учил Матаёси Синпо». Оно допускает разночтения по времени и технической
составляющей, собирает вместе учеников Синпо разных годов и членов ДОКР. Пусть это и не устроит до конца тех, кто хочет единолично владеть термином «Матаёси кобудо», все же это лучший вариант, учитывая его происхождение. Все-таки название появилось не сверху, а снизу, без всякого умысла. Ученики неформально и с любовью прозвали так то, чем занимались. Есть сведения, что хотя сам Матаёси Синпо не имел отношения к созданию термина, он слышал про него и не возражал чтобы другие его использовали. Сегодня ученики самых разных школ называют себя практиками Матаёси кобудо прежде всего потому, что все они признают, что вне зависимости от линии передачи, то, чем они занимаются восходит к Матаёси Синпо.
Большинство учеников Матаёси Синпо помнят, что он очень строго относился к правильному выполнению техники, и потому весьма ранимо относятся к демонстрациям «Матаёси кобудо», на которых видят то, что мастер называл неверным. Но это не имеет большого значения. Мы возвращаемся к тому, что Синпо по-разному обучал на разных этапах своей жизни и его ученики из разных периодов могут иметь совершенно свое понимание о правильной технике и неудивительно, что глядя на другие версии считают их неверными. Но кобудо Синпо не было статичным и его не следует ограничивать.
Отчасти благодаря большому количеству практикующих во всем мире, технический арсенал Матаёси кобудо столь разнообразен. Порой кобудо различных линий передачи может выглядеть весьма по-разному для опытного глаза. Однако, разговоры о том, что одна линия превосходит другую, могут быть только личным мнением или даже вопросом политики. Оценить это каким-либо объективным способом невозможно. Конечно, допустимы вопросы о понимании и качестве обучения, но, опять же, они зачастую субъективны и, как и терминология, не имеют большого значения по сравнению с техническим содержанием. Поэтому, возможно, разумно предположить, что все линии передачи от старших учеников Матаёси Синпо, ДОКР и учеников учеников Матаёси Синко представляют Матаёси кобудо.
Действительно, творческий подход Синпо к искусству нашел отражение в различных организациях, основанных его учениками. Хотя все они следуют его учению, большинство из них теперь практикует ката, которые их основатели разработали после смерти Синпо. Являются ли эти новые ката и ходзё ундо Матаёси кобудо, если они не имеют отношения к Матаёси Синпо? Есть мнение, что нет, хоть они и основаны на старом материале. Со временем эти изменения внесут еще больший раскол, поскольку влияют на основы. А с другой стороны это признак освоения техники и творческого подхода, который так ценил Синпо в своих учениках.
Огромное количество людей, тысячи, даже десятки тысяч, по всему миру называют то, что они практикуют Матаёси кобудо. Это значительное достижение для человека (Матаёси Синпо), посвятившего свою жизнь развитию и популяризации кобудо. Хотя на практике и существуют различия, все те, кто практикует сегодня Матаёси кобудо, по сути продолжают его дело – всеми силами распространять искусство кобудо.
Сам Синпо всю жизнь дружил почти со всеми своими учениками, включая тех, кто практиковал кобудо немного по-другому. Он приветствовал их всех в Кодокан додзё и приезжал с визитами в их залы по всему миру. Некоторые из его старших учеников говорят, что он хотел бы, чтобы различные группы приняли друг друга и поделились своими взглядами на искусство, а не препирались, у кого настоящее Матаёси кобудо, ведь Синпо никогда не использовал этот термин и не определял четко рамки своей школы. Именно по этой причине правильно будет сохранить определение в широких рамках. Глобальное сообщество людей, объединенных общим интересом к искусству одного человека, посвятившего свою жизнь его пропаганде, пропаганде культуры, из которого вышло его мастерство, и благополучию своих последователей.



  • kek, ВиШень и Vladimir Balyakin это нравится