Перейти к содержимому






Фотография

Джо Свифт - «Неформальная история стражей порядка Королевства Рюкю»

Написано yamidako , 28 Февраль 2019 · 133 Просмотров

Джо Свифт

«Корни Рюкю кобудзюцу»

«Неформальная история стражей порядка Королевства Рюкю»

(опубликовано в Meibukan Magazine 10-2008)

 

Каждое общество нуждается в особой группе людей для своей защиты – правоохранительных органах. Старое королевство Рюкю не было исключением.
В отличии от армии, где летальность — это альфа и омега, стражи порядка часто должны задержать подозреваемого, не допуская его смерти. Неудивительно, что на протяжении всей человеческой истории, представители этой профессии разрабатывали эффективное нелетальное оружие и приемы боя без него.

 

Изображение

Сэйкити Уэхара демонстрирует болевой прием на своем ученике Сакон Канэнори Мацуо. Стражи порядка должны были хорошо владеть такими техниками.

 

В этой статье дается краткий обзор правоохранительных органов старой Окинавы и их возможное влияние на развитие каратэ и Рюкю кобудзюцу.

 

Хирадзё

 

В старом королевстве Рюкю заниматься гражданским правоприменением было поручено ведомству под названием хирадзё. Помимо уголовного и гражданского судопроизводства и правоохранительных задач сотрудники хирадзё занимались и вполне мирными делами – поддержанием чистоты на улицах, работе в полях и лесах Сюри и охраной королевских гробниц Удун Яма (Хокама, 2007).
Судьи также были чиновниками хирадзё (Накамото, 2007). Тикусадзи (уфутику, или старшие инспекторы и вакитику, младшие инспекторы) выполняли функции полицейских офицеров и им было дозволено носить железные дубинки (саи).
Садзи (уфусадзи – старшие и вакисадзи, младшие) были, по сути, уличными полицейскими, и у них на вооружении был длинный посох (бо).
Подробнее о хирадзё на английском языке см. (Маккарти, 2005) и (Маккарти, 2007).

 

Изображение

Старая карта Сюри с нанесенными отметками о расположении хирадзё.

 

Бодзюцу

 

Бодзюцу – это окинавское искусство боя шестом. Как говорилось выше, патрульные полицейские хирадзё носили длинный посох и использовали ее в своей повседневной деятельности, включая задержание преступников.
Кажущийся обманчиво простым, бо является основным оружием в большинстве современных систем Рюкю кобудзюцу. Кроме очевидных техник блоков, отбивов, ударов и тычков, бо также может использоваться для болевых на суставы противника и выполнения бросков (см. фото).

 

Изображение

Уэхара Сэйкити демонстрирует болевой с помощью бо. Считается, что стражи порядка старого королевства Рюкю владели такими приемами.

 

Некоторые классические ката с бо

Сюси-но кон

Сакугава-но кон

Сиротару-но кон

Ёнэгава-но кон

Тинэн Сикиянака-но кон

Сунэкакэ-но кон

Уфугусуку-бо

Урасоэ-но кон

Соэиси-но кон

Суэёси-но кон

Токуминэ-но кон

Тёун-но кон

И многие другие…

 

Изображение

Сакон Канэнори Мацуо, ученик Уэхара Сэйкити, выполняет бросок с помощью бо.

 

Сайдзюцу

 

Сайдзюцу – это использование железной дубинки в виде трезубца. В отличии от японского дзюттэ (дзиттэ), сай служил своего рода полицейским значком для уфутику. Помимо этой статусной функции, сай использовался для отдания приказов подчиненным – на манер дирижерской палочки, для управления большими скоплениями народа, для защиты охраняемых лиц – от короля до правительственных чиновников и иностранных дипломатов, наконец, как орудие против сопротивляющихся преступников. В дополнение к своему очевидному боевому назначению, сай с давних времен использовался практиками каратэ как эффективный снаряд для развития и укрепления ловкости и силы пальцев, запястий и предплечий (Мабуни, 1938).

 

Изображение

Саи

 

На фотографии ниже Синэй Кьян показывает одно из основных положений при выполнении ката сайдзюцу.

Изображение

Синэй Кьян, ученик Кина Сёсэя демонстрирует сайдзюцу стиля Уфутику.

 

Некоторые классические ката с саями

Уфутику-но сай

Мацумура-но сай

Цукэн Ситахаку-но сай

Тятан Яра-но сай

Хамахига-но сай

Когусуку-но сай

Синбару-но сай

Тибана-но сай

И многие другие…

 

Канагусуку уфутику

 

Невозможно говорить об окинавских стражах порядка и их связи с Рюкю кобудзюцу и не упомянуть известного мастера сайдзюцу Масанра Канагусуку, также известного как Канагусуку уфутику и Усумэй Кани. Подробно о нем можно прочитать в публикации Масахиро Накамото 2007 года (см. библиографию).
Масанра Канагусуку родился в 1837 году в Тобару, Сюри. Он считался мастером сайдзюцу и большую часть знаний в боевых искусствах получил от Удуна Ёсимуры, человека, который помог отцу-основателю Годзю-рю Канрё Хигаонне получить разрешение на посещение Китая.
Среди учеников Канагусуку были Модэн Ябику и Сёсэй Кина. Кина пришел в Гибо, Сюри, в 1907 году чтобы изучать сайдзюцу у почтенного полицейского инспектора в отставке Канагусуку, чье социальное положение резко ухудшилось после революции Мэйдзи и в то время он управлял влачившим жалкое существование антикварным магазином. Кина стал последним учеником Канагусуку. Верный старым традициям, мастер несколько раз отказывался принять Кина, но настойчивость юноши окупилась и он в течении пяти лет изучал суть каратэдзюцу, сайдзюцу и бодзюцу.

Изображение

Полицейский инспектор и мастер сайдзюцу Масанра Канагусуку. Эта фотография была обнаружена мастером кобудо и историком Масахиро Накамото из Бунбукан Додзе. Считается, что она была сделана неким англичанином в Эдо (старое название Токио) во время одной из поездок Канагусуку в японскую столицу в качестве телохранителя короля Ику Сё или короля Тай Сё.

 

Канагусуку часто говорил: “Если вы собираетесь изучать мой стиль, вам запрещается подвергать сомнению техники или менять ката по своей прихоти.» Он также предостерегал своих учеников от употребления алкоголя, курения, азартных игр и драк, поскольку это противоречит самой сути боевых искусств. Хотя Канагусуку не пил, всякий раз бывая на празднике, он принимал чашку алкоголя и просто делал вид, что пьет его из вежливости к человеку, предложившему ему напиток.
Канагусуку служил королям Ику Сё и Тай Сё и бывал в Эдо (старое название Токио) вместе с ними в качестве телохранителя. Считается, что именно в столице сделал знаменитую теперь его фотографию (см. выше) некий англичанин.
Даже в преклонном возрасте Канагусуку тренировался, нанося удары по макиваре, которую вкопал около колодца, таская тяжелые камни и ведра воды из этого колодца. Канагусуку сказал своей внучке Киё Иха: «После того, как я умру, проверь во время синкучи1 мои бедра.» Мастер умер 13 октября 1916 года. Выполняя обряд синкучи, Киё Иха заметила, что, хотя у большинства нормальных людей кости разделяются после того, как плоть сгнила, тазобедренный сустав Усумэй Кани все еще был цел. Это свидетельствует о тяжелых тренировках уфутику.

 

Заключение

 

Хотя, конечно, упомянуты не все, по приведенному ниже списку видно, что многие известные исторические и современные мастера окинавских каратэ имели отношение к полиции. Возможно, их тянуло использовать свои навыки в непредсказуемой боевой обстановке. Или же именно кипящий в их крови дух уфутику и тикусадзи повел их по этому пути.

 

Изображение

Основатель Сито-рю каратэдо Кэнва Мабуни был полицейским офицером на Окинаве.

 

Некоторые исторические и современные мастера боевых искусств, имевшие отношение к охране правопорядка

Санда Канагусуку

Кэнва Мабуни2

Тёдзун Мияги3

Сэйко Хига

Дзинан Синдзато

Мэйтоку Яги

Эйити Миядзато

Сёсин Нагаминэ

 

Об авторе (на момент публикации статьи в Meibukan Magazine)

 

Джо Свифт является обладателем 4 дана Годзю-рю. После девяти лет изучения стиля Иссин-рю в США он отправился в Японию, где с 1995 года практикует Годзю-рю. На данный момент он занимает должность помощника инструктора в Мусинкан Сёрэй-рю каратэ и кобудо додзё сэнсэя Уэмацу в Канадзава, Япония, и сибутё в его токийском филиале.

 

Примечания

  • Синкучи, буквально “омовение костей", один из обычаев старого Рюкю, по которому тело умершего помещали в семейную гробницу на несколько лет, а затем эксгумировали, очищали кости и перезахоранивали. Похожая история есть и о легендарном буси Мацумуре.
  • Согласно Сэйкити Уэхара (1995), Тёю Мотобу обучил Кэнву Мабуни искусству связывания противника веревкой поскольку тот служил в правоохранительных органах. Тёю Мотобу преподавал “секретную” семейную школу, известную как Мотобу удунти.
  • Хотя Мияги сам не был полицейским, его учениками были многие стражи правопорядка. К тому же в течение нескольких лет после Второй мировой войны он обучал карате в Полицейской академии Рюкю.

 

Библиография

 

Burial Rites of the World: Okinawa, online resource. http://www.sousaiken.com/ssk/world/okinawa.html
Hokama, T. (2007) Personal Communication: Hirajo, Ufuchiku and Chikusaji, dated November 13, 2007.
Iwai, K. (2000) Motobu Choki & Ryukyu Karate. Tokyo: Airyudo.
Mabuni, K. and Nakasone, G. (1938) Kobo Jizai Karate-do Nyumon. Tokyo: Kobukan.
McCarthy, P. (1993) “The Sapposhi, Pechin, and Samurai.” Karate International, Vol 3 No 10.
McCarthy, P. (1995) Bubishi: The Bible of Karate. Rutland: Tuttle.
Murakami, K. (2007) Personal Communication: Ufuchiku and Chikusaji, dated November 10, 2007.
Nakamoto, M. (1997) Okinawa Dento Kobudo. Uruma: Yui Shuppan.
Uehara, S. (1995) Bu no Mai: Ryukyu Oke Hiden Bujutsu Motobu Udundi. Tokyo: BAB Japan.



  • kek, ВиШень и Vladimir Balyakin это нравится