Перейти к содержимому






Фотография

Фред Лозе - Краткая история Матаёси кобудо (Часть 1)

Написано yamidako , 13 Март 2019 · 235 Просмотров

Окинава каратэ оружие история матаёси мияги кодокан кобудо

Краткая история Матаёси кобудо

 

Существует множество книг и статей, описывающих различные окинавские системы безоружного боя, а вот качественной литературы на английском языке об оружейном искусстве этого острова весьма немного. Есть небольшое количество источников, рассматривающих исполнение ката и их расшифровку, но явно не хватает литературы по истории и технике основных оружейных систем. Эта статья является попыткой начать заполнять некоторые такие пробелы при помощи тщательного изучения истории и содержания Матаёси кобудо.
Оружейные системы всегда были неотъемлемой частью воинского наследия Окинавы. На самом деле, тодэ (старое название окинавских боевых искусств) не делало различий между вооруженными и безоружными техниками, и воины-буси всегда практиковали и то, и другое. Многие стили сохраняются и сегодня, это и бодзюцу «тодэ» Сакугавы, и техники бо и сай Яры Тятана, искусство шеста и весла с острова Цукэн и некоторые китайские оружейные системы, практиковавшиеся на острове. Традиционно, эти оружейные техники преподавались вместе с безоружными. Также, как и ката каратэ они существуют у разных учителей в разных вариациях, но восходят к одному источнику. В середине ХХ века этот органичный метод обучения стал меняться. Поскольку стили окинавского каратэ стали приводится к системе формальной передачи «рю», то же самое произошло с оружейными школами.
На Окинаве существует несколько оружейных школ, но большинство из них (например, Хонсин-рю, Ямани-рю, Уфутику кобудо) остаются весьма немногочисленными, даже несмотря на кодификацию в «рю». Некоторые виды оружия сохраняются в отдельных школах каратэ, но им не придается большого значения. Эти техники и школы являются важной частью воинского наследия Окинавы вне зависимости от их происхождения. С середины прошлого века выделились две созданные на Окинаве оружейные школы, в которых помимо собственных учеников обучались представители стилей каратэ, где отсутствовала работа с оружием. Тайра Синкэн, ученик Фунакоси Гитина, в начале ХХ века начал собирать различные техники и ката кобудо. Он создал «Общество по сохранению и развитию Рюкю кобудо» («Рюкю Кобудо Ходзон Синкокай»), ныне известное по всему миру. Ранее, в конце XIX века, начала развиваться другая школа, в которой изучалось, в основном, оружие. Это школа кобудо семьи Матаёси.
Несмотря на всемирную известность и огромное влияние, которое она оказала на окинавские боевые искусства, о ней очень мало публикаций на английском и даже на японском языках. Большинство источников информации — это слухи, небольшие главки в книгах, короткие статьи, биографии на сайтах. Некоторые из этих данных противоречивы, а иногда и неверны. Эта статья не является истиной в последней инстанции, скорее попыткой подробнее рассказать об истории и содержании школы Матаёси кобудо. При написании я опирался на более чем 20-летний опыт тренировок под руководством Матаёси Синпо на Окинаве, а также у его ученика с начала 60-х годов Сакаи Рюго, мастера Гакия Ёсиаки и ученика Матаёси Синпо с 1962 года Кимо Уолла. Дополнительными источниками послужили многочисленные беседы со всеми указанными мастерами, ответы на вопросы, которые я им задавал, а также материалы интервью с сэнсэем Матаёси Синпо, взятого мной для другого проекта в 1995 году. Наконец, я опирался на небольшое количество информации на японском языке. Я надеюсь, что эта статья добавит ясности и поможет более полно осветить сокровище воинского наследия Окинавы.

 

Изображение

Основатели «Кокусай Каратэ Кобудо Рэнмэй» додзё. 17 декабря 1962.

Второй слева сидит Тайра Синкэн. В центре сидит Хига Сэйко.

Матаёси Синпо стоит четвертый слева.

 

Происхождение
Семья Матаёси возводит свою родословную к значимой в истории Окинавы фигуре, Дзима Синдзё (Маси Дзима Синдзё Ояката) (儀間 真常, 1557-1644). Дзима был потомком Осиро Анси (Уфугусику) и, хотя и не был мастером боевых искусств, оказал большое влияние на развитие острова. Он был чиновником по вопросам сельского хозяйства в правительстве Рюкю (см. Смитс, 1999) и покровительствовал Ногуни Сокану, который в 1604 году завез из китайской провинции Фуцзянь сладкий картофель (см. Керр, 2000). Дзима способствовал развитию этой агрокультуры и повышению урожая. Через несколько лет батат стал одним из важнейших растений на острове, а позже был завезен с Окинавы в Японию. Также Дзима занимался выращиванием сахарного тростника, как товарной культуры. Эти два импортированных растения резко изменили ход окинавской истории. Картофель подходил для климата и имел высокую питательную ценность, а значит обеспечивал продовольственный запас жителям. А дающий большой урожай сахарный тростник помогал экономике острова.
Доброе имя Дзима и Ногуни сохранилось в истории острова. В 1937 году в парке города Наха им был установлен памятник. А в 1993 году в Сумиёси-тё за государственный счет было восстановлено надгробие Дзима, снесенное 1959 году при расширении американской военной базы. Семья Матаёси является побочной линией, восходящей 16 поколениями к Дзима Синдзё. Многие члены семьи по мужской линии в память о великом предке имеют в своем имени иероглиф Син (). Именно эта частица стоит в именах Синко и Синпо. (Интервью с Матаёси Синпо, 1995)

 

Изображение

Дзима Синдзё

 

 

 

 

 

Изображение

Надгробие Дзима Синдзё

 

В какой-то момент в своей истории семья Матаёси стала ассоциироваться с боевыми искусствами. Неясно, как это произошло. Они не были тесно связаны с правительством Рюкю или военным сословием, не являлись известными учителями. Но, как бы то ни было, к моменту юности Матаёси Синко в семье уже существовала давняя традиция воинских искусств, передававшаяся на протяжении нескольких поколений. Первыми учителями Матаёси Синко были его отец, Матаёси Синтин и дед, Матаёси Синтоку. Они обучили его семейному стилю кэмпо и ряду оружейных техник, ярким примером которых служит любимая ката Матаёси Синтина «Цукэн Акатю-но Эку ди».
Современное Матаёси кобудо начинается с мастера Матаёси Синко. Он родился 18 мая 1888 года в районе Какинохана города Наха, а рос в деревне Синбару. Он был третьим – и единственным, проявлявшим интерес к боевым искусствам – сыном Матаёси Синтина. Будучи еще мальчишкой, он (помимо других вещей) изучал у отца и деда ката «Цукэн Акатю-но Эку ди», а отдельно у отца ката с бо «Кубо-но кон», «Ёнэгава-но кон» и «Яра-но кон». (по материалам ДОКР, 1999).
Позже его отец познакомил юношу со своим другом и партнером по тренировкам Агэной Тёкухо (также известным как Гусикава Тигагува и Хига-но танмэй) из деревни Гусикава. У него Синпо изучил техники с саями и камами, а также отшлифовал свои навыки с бо и эку. Он продолжил изучение оружейных техник у другого друга семьи, мастера Ирэ Окина (старик Ирэ или Дзитоуди Мосигуа) из деревни Нодзато близ Тятан1. Под его руководством он освоил техники с тонфами и нунтяку.
Всё свое детство и юность Матаёси Синпо посвятил боевым искусствам. Он продолжал искать мастеров и так познакомился с китайским торговцем чаем по имени У Сянь Гуй (на японском Го Кэнки). Го был мастером китайского стиля Белого Журавля и охотно поделился своими знаниями с молодым Матаёси2. Синко много слышал о великих китайских боевых искусствах и от своей семьи, и от Го Кэнки. Поощряемый последним, он решил отправиться за границу чтобы изучить их. Весной 1905 года в возрасте 17 лет Матаёси Синко покинул Окинаву и направился на Хоккайдо, планируя оттуда попасть в Маньчжурию3. Он проехал через весь остров Хоккайдо и Сахалин, прежде чем попасть на территории, где в то время отсутствовал закон – в Маньчжурию. Там он на некоторое время присоединился к группе кочевников (которых некоторые источники прямо называют бандитами). У них Синко научился верховой езде, использованию лассо, бола (сурутин) и важному для охоты и боя искусству метанию сюрикэнов. Это был очень суровый период в жизни Синко и, как он говорил, он многое понял о реальном бое в это время.

 

Изображение

Матаёси Синко

 

Через 2-3 года (неизвестно точно, сколько он оставался в Маньчжурии), Синко двинулся на юг. Он задержался в Шанхае, где практиковал какую-то форму шаолиньского кэмпо. Доподлинно неизвестно, что это был за стиль. Некоторые источники связывают его со знаменитой ассоциацией Цзинъу, но это маловероятно, так как она была создана только в 1909 или 1910 годах. Оттуда он направился к изначальной своей цели, в город Фучжоу провинции Фуцзянь. В то время в этом портовом городе была большая окинавская община и непонятно, почему он избрал такой окольный путь, ведь между Окинавой и Фучжоу было прямое сообщение, но, как бы то ни было, он прибыл к конечной цели своего маршрута, в дом Го Кэнки. Его встретил Го Коки, отец Го Кэнки, и вскоре Матаёси начал изучать под его руководством Фуцзяньский Шаолинь-цюань. Вскоре произошла еще одна знаменательная встреча. Видя усердие и талант юноши, Го Коки познакомил его со своим другом, мастером боевых искусств по имени Кингай4. Кингай-роси был немолод, всю жизнь изучал и преподавал боевые искусства и, как говорят, был старшим учеником в школе, где обучался знаменитый Чжоу Цзы Хе, учитель Уэти Канбуна. (по материалам ДОКР, 1999).
Кингай-роси называл свой стиль Кингай Нун или Кингай-рю (金硬流). Он говорил, что иероглифы его имени означают Кин (), как реакцию на изменения, а Гай () – твердость, подобно металлу, и поэтому он воплотил в себе идеал сочетания жесткого и мягкого. (по материалам ДОКР, 1999). Первый иероглиф часто имеет значение «золото» и школа также иногда упоминалась как стиль «Золотой птицы». Тренировки под руководством Кингай-роси были очень тяжелыми, но Синко рад был учиться у такого мастера и полностью посвятил себя практике. (по материалам ДОКР, 1999). Вместе с боевыми искусствами он изучал у Кингай-роси акупунктуру, прижигания мокса и традиционную китайскую медицину.
Между 1910 и 1918 годами Синко путешествовал на Тайвань чтобы познакомиться с местными боевыми искусствами, а также несколько раз наведывался на Окинаву. В 1915 году он был приглашен Фунакоси Гитином продемонстрировать кобудо в центральной Японии, и это, вероятно, была первая такая демонстрация. Затем, в 1920, Синко на несколько лет вернулся на Окинаву, где открыл кабинет китайской медицины. Также он сформировал группу по изучению боевых искусств (кэнкюкай), объединившую многих мастеров того времени. Вероятно, в это же время он тренировался вместе с Тинэн Санра (1842-1925)5, Сиси Рёко (1852-1925) и Осиро Тёдзё (1887-1935), шлифуя техники бо. В 1921 году вместе с Мияги Тёдзуном он участвовал в демонстрации рюкюских боевых искусств перед принцем Хирохито в большом зале замка Сюри. В 1929 году Синко представлял префектуру Окинава на мемориальных показательных выступлениях, посвященных императору Мэйдзи, прошедших в храме Мэйдзи в Токио. Он демонстрировал техники с кама и тонфа, а Фунакоси Гитин представлял каратэ. За это выступление он получил медаль от правительства6. В этот же период Синко женился и в 1921 году у него родился сын, Матаёси Синпо.
В конце 20-х или в начале 30-х годов он вернулся в Фучжоу к учителю Кингай-роси чтобы изучать оружейную часть системы – тинбэ, нунти, сансэцукон и сурутин. Перед возвращением Синко на Окинаву Кингай-роси вручил ему два свитка, верхний и нижний, с изображением Тайгэн Роси Кёмо (Гуанмин Да Юнсюай), покровителя Кингай-рю7. Свитки и сейчас хранятся в семье Матаёси. В 1935 году Матаёси Синко навсегда вернулся на Окинаву.
Он поселился в городе Наха и начал свое дело в сфере торговли. Также он продолжил врачебную практику и набрал группу по изучению боевых искусств. Он открыл залы в Наха, Тятан и Кадэна и обучал тем искусствам, которыми владел, работая над созданием системы, что позже станет называться «Матаёси кобудо». Синко был очень уважаем в среде окинавских мастеров боевых искусств и получил несколько прозвищ, таких как «Синбару Матаёси» (Матаёси из Синбару) и «Кама ну ти Матаёси» (Матаёси – руки-камы)8. Он скончался в мае 1948 года в возрасте 59 лет и его смерть стала тяжкой утратой для окинавского сообщества практиков боевых искусств.
После смерти Матаёси Синко главой школы стал его сын Синпо. Он родился 27 декабря 1921 года в деревне Ёмитан и начал тренироваться под руководством отца, когда ему исполнилось четыре. Отец обучал его так, как когда-то учился сам – знакомил Синпо со своими друзьями, коллегами-учителями. Так, в 1928 году, в возрасте 8 лет Синпо стал учеником мастера Кьяна Тётоку, брал несколько уроков у отцовского друга Мияги Тёдзуна и Хига Сэйко, который позже станет уже его близким другом. В 1935 году Синпо поступил в обучение к старому другу отца мастеру Го Кэнки.
Таким образом Синпо тренировался до конца Второй Мировой войны, после чего, как и многие окинавцы перебрался в город Кавасаки префектуры Канэгава. Жизнь на Окинаве в то время была весьма непростой и переезд был способом выжить. В Кавасаки он преподавал кобудо в окинавской общине и тренировался вместе с несколькими мастерами, жившими там же. Синпо вернулся на Окинаву в 1960 году.
По возвращении он на первое время поселился в додзё Хига Сэйко, где у него появились первые ученики. В 1962 году Хига основал «Кокусай Каратэ Кобудо Рэнмэй» («Международную Федерацию Каратэ и Кобудо») и Синпо вступил в нее вместе с другим известным мастером кобудо Тайра Синкэном, который стал вице-президентом организации. На протяжении нескольких лет, что Синпо жил в додзё Хига, он преподавал в самом додзё, во дворе, а также в разных местах на острове. Также, он провел много времени путешествуя по Окинаве, встречаясь и тренируясь со старыми учениками своего отца. Мастера боевых искусств, знавшие его по тому времени (например, сэнсэй Кимо Уолл), вспоминают, что для Синпо было очень важным восстановить связь с людьми, с которыми он или его отец тренировались до войны.
Вскоре Синпо понял, что окинавское каратэ становится все более популярным. Помимо местного населения им увлеклись иностранцы, в частности, дислоцированные на острове американские военнослужащие. Оружейные искусства, однако, такой популярности не имели. Он посчитал это потерей для окинавской воинской традиции и начал свою работу по противодействию возможному забвению оружейных техник. В середине 60-х годов он собрал группу практикующих кобудо и вел занятия в додзё Хига и в других местах. В то же время он создал «Организацию Рюкю Кобудо», посвященную практике и сохранению окинавских оружейных техник. В 1969 году он открыл свой зал под названием «Кодокан». Первый иероглиф «Ко» (), означающий «свет» или «свечение» был взят из имени Матаёси Синко, в чью честь и было названо додзё.

 

Изображение

Кодокан додзё

 

В 1970 году Синпо переименовал объединение «Рюкю Кобудо» в «Федерацию Рюкю Кобудо», а в 1972 во «Всеокинавскую Федерацию Кобудо» («Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй», ДОКР). Организация была признана на Окинаве и в Дай Ниппон Бутокукай, Матаёси Синпо стал президентом, а Кодокан головным додзё. Несколько других додзё, возглавляемых, в основном, учениками и друзьями Матаёси, сразу же присоединились к организации. В годы, предшествовавшие созданию ДОКР, Синпо со старшими учениками потратили много времени на совершенствование и оформление системы и именно в таком виде она стала тем, что сегодня называется кобудо «Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй».
Начиная со своего возвращения на Окинаву в 60х годах, Матаёси Синпо становится заметной фигурой в сообществе мастеров боевых искусств. Прежде всего, конечно, он был известен как преподаватель, однако также он принимал активное участие в общественной деятельности, участвуя во всех важных публичных мероприятиях на Окинаве и поблизости, выступая на торжественных мероприятиях по поводу возврата Окинавы под юрисдикцию Японии в Кагосиме и на спортивном фестивале острова Амами-Осима по тому же поводу. Его додзё и организация на протяжении всей его жизни имели четкий график показательных выступлений, публичных демонстраций и телевизионных съемок. Мастер Матаёси считал боевые искусства неотъемлемой частью окинавской культуры и старался сделать их доступными большему числу людей. Поэтому он принимал участие во многих организациях, был президентом ДОКР до своей смерти, руководил своим додзё, был членом «Окинавской Федерации Каратэ и Ассоциации Каратэ и Кобудо города Наха». Мастер верил в необходимость поддержания связи со всей Японией. Он сыграл важную роль в связи Окинавы с Дай Ниппон Бутокукай, представляя свою префектуру в этой организации и получив ее признание для своего додзё. 10 октября 1987 года, в знак признания его заслуг и усилий по развитию и сохранению окинавских боевых искусств, он был удостоен 10 дана и титула Ханси от Его Императорского Высочества Дзиго Хигасифусими, главы Дай Ниппон Бутокукай. Также Синпо был признан культурным достоянием Бутокукай. Помимо прочего он был членом совета «Японского Фонда Кобудо».

 

Изображение

Матаёси Синпо, Тайра Хосю, Кина Сэйко,

Хига Сэйко, Идзумигава Канки, Фукити Сэйко.

Фото перед отъездом Идзумигава Канки.

 

 

 

 

 

Изображение

Матаёси Синпо и награды от Бутокукай.

 

 

 

 

 

Изображение

Нашивка Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй

 

Матаёси Синпо приложил огромные усилия для распространения оружейных боевых искусств по всему миру. Он верил в глубокую связь между боевыми искусствами и культурой Окинавы и в то, что их изучение сделает людей лучше. Созданная им организация посвящена пропаганде и сохранению окинавских оружейных искусств, с целью чего проводились многочисленные демонстрации и семинары по всему миру.

 

Изображение

Кимо Уолл и Матаёси Синпо с мандзи сай.

Массачусетс, США, 1995 год.

 

Синпо придерживался традиционных методов обучения и противился тенденции к проведению соревнований, появившейся в окинавском каратэ в 60-70-е года. Учиться у него было довольно тяжело, он был очень требовательным преподавателем. Тем не менее, мастер был открыт для меняющегося мира, применяя в додзё новые методики, такие как последовательности базовых техник, разработанные им и его учениками для обучения иностранцев. Синпо интересовался традиционными окинавскими танцами и музыкой. Некоторый танцоры занимались в его додзё, а Миядзато Эйко с его помощью создала известный танец с камами.
Краеугольным камнем его методики обучения был творческий подход. Вместе со старшими учениками он продолжал развивать свой стиль до самой смерти. Мастер Матаёси поощрял творчество своих учеников, работая вместе с ними над ката и их применением. Это традиционная форма обучения, отличная от распространённой на Западе строгой иерархической системы учитель-ученик.
Матаёси Синпо, Сокэ Матаёси кобудо (Техники работы с оружием времен королевства Рюкю), Сокэ Кингай-рю тодэ-дзюцу, Сокэ Нанбан Сёрин Хакуцуру кэнпо тодэ скончался 7 сентября 1997 года. Его смерть стала ударом для окинавского сообщества мастеров воинских искусств. Он запомнится как важнейшая фигура в послевоенном развитии боевых искусств и сохранении окинавской культуры. Синпо оставил после себя несколько учеников, продолжающих традицию, а формальное руководство школой (титул Сокэ) было возложено на его сына, Матаёси Ясуси. В 1997 году титул 3-го Кодокан Кайтё, технического директора, было передано Гакия Ёсиаки, долгое время бывшему ближайшим учеником мастера. Руководство «Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй» было возложено на давнего члена организации Мияхара Сёсина.

 

Изображение

Матаёси Синпо

 

Техника школы
Матаёси кобудо во многом является классическим примером эклектики, характерной для большинства окинавских боевых искусств. Основные технические элементы стиля происходят из школ времен королевства Рюкю, которые изучал Матаёси Синко. Они основываются на семейной традиции, включающей в себя экудзюцу острова Цукэн и формы с шестом из Ёнэгава. Одновременно с этим используются техники с саями, камами, бо и эку мастера Агэна, тонфа и нунтяку мастера Ирэ, а также техники шеста Ямани, Сиси и Осиро. К этим окинавским элементам добавляется то, что Матаёси Синко изучал в Маньчжурии (не берем в расчет его тренировки в Шанхае), стиль Белого Журавля мастера Го Кэнки и, самое главное, безоружные и оружейные техники, изученные у мастера Кингая, включая нунти, тинбэ, сансэцукон и сурутин. Матаёси Синко объединил эти разрозненные элементы в цельную систему, которую и передал нескольким своим ученикам, в том числе и сыну.
На этом, однако, разработка стиля не прекратилась. Как и у отца (да и большинства основателей школ), у Матаёси Синпо было несколько учителей. Он изучил семейные техники эпохи королевства Рюкю и наследие Кингая у отца, каратэ и бодзюцу у мастера Кьяна Тётоку, Годзю-рю у Мияги Тёдзуна и (в основном) Хиги Сэйко и стиль Белого Журавля у Го Кэнки. Помимо этого, Синпо много общался с окинавскими мастерами боевых искусств, включая учеников своего отца. В 1960 году, когда он вернулся на Окинаву, начала формироваться та система, которая преподавалась в его додзё в последние годы жизни мастера.
Проще всего было бы сказать, что Матаёси Синпо получил школу в наследство от отца и передал ее своим ученикам. Но это неверно. В годы, предшествовавшие созданию «Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй», Матаёси Синпо и его ученики потратили много времени на шлифовку и окончательное оформление системы. Некоторые из членов организации тренировались еще под руководством его отца или учеников отца (например, Одо Сэйкити был учеником Какадзу Мицуо, ученика Матаёси Синко), или других мастеров кобудо. Другие занимались у Синпо уже более 10 лет. И, хотя Синпо был главой школы и техническим директором, работа над системой велась совместно. Вместе они формализовали систему ката (добавив или исключив некоторые элементы) и создали комплексы кихон для основных видов оружия.
Некоторые из этих решений вызывают удивление. Например, ранние ученики (с начала 1960-х годов), такие как Кимо Уолл и Сакаи Рюго вспоминают, что изучалось 10 или 11 ката с бо, но к середине 70-х в программе осталось только 5, которые остались в программе и в конце 90-х. В то же время некоторые ученики привносили свои формы. Ёги Дзёсэй рассказывает, что по указанию мастера Матаёси он и несколько других старших учеников изучили в додзё Уэти-рю, где он занимался, ката Уфутун-бо, которая позже была модифицирована в соответствии с методологией Матаёси.
В эти годы было формализовано несколько ката, или даже создано на основе отдельных техник. Некоторые ученики говорят, что ката с тинбэ, сансэцуконом и, возможно, кувой были разработаны в этот период на основе техник, переданных Матаёси Синко. Действительно, многие ранние ученики выполняют ката по-другому. Сэнсэй Матаёси поощрял творческую жилку в своих учениках (особенно на показательных выступлениях, поэтому на видео часто можно увидеть сильные отличия от каноничной техники9), работая вместе с ними над ката и ее применениями, и, возможно, поэтому ученики по-разному выполняют формы, особенно, если занимались в разное время. Например, Сакаи Рюго обучал несколько отличным ката с саями и камами. Когда я спросил его об этом, он сказал: «Техникам меня обучил мастер Матаёси, но их было так много, что я сохранил в ката те, которые посчитал наиболее важными. Тем более, что эти ката не старые, они разрабатывались, когда я учился, поэтому думаю, что адаптировать их таким образом нормально. Так делает сэнсэй». (разговор с Сакаи Рюго, 1992 год) Мастер Матаёси старался помогать своим ученикам. Так, например, ученикам-мастерам каратэ он позволял использовать свои стойки, хоть они и отличны от принятых в кобудо.
Творческий подход к тренировкам во многом является отличительной чертой системы. Этот процесс был непрерывным: более короткая форма с сансэцуконом была разработана преподававшим во Франции учеником мастера Матаёси и так понравилась ему, что регулярно демонстрировалась во время показательных выступлений на Окинаве. А в конце 90-х на основе отдельных техник он вместе с одним из старших учеников создал ката для курума-бо. Непрерывное развитие было частью тренинга, а понимание материала, достаточное для творчества с ним, а не только для его отработки является стержневым элементом системы.
В отличии от многих других оружейных школ, в Матаёси кобудо парная работа занимает центральное место в практике. Если вы не можете это применить, значит не умеете это делать – вот главный принцип тренировки. Именно благодаря такому акценту на эффективность была разработана большая часть парных упражнений. Вместо того, что остановиться на единой парной форме, многие куми-вадза создавались двумя и более учениками под руководством мастера Матаёси, который следил за соответствием форм принципам школы. Это требовало очень хорошего взаимопонимания между учениками и учителем и помогало овладеть материалом на глубочайшем уровне. В то время, как ката стали более формализованы, парная работа для большей части оружия осталась довольно индивидуальной среди различных преподавателей Рэнмэй10.
Такая вариативность существовала при жизни Матаёси Синпо, о чем свидетельствуют различия в учебных программах разных додзё, входящих в Рэнмэй. К примеру, у мастера Канэя Кацуёси есть измененные им ката. Кихон формы с дзё, которую он разработал, слегка отличается от того, что преподают другие инструктора. То же касается и подготовительных ката, созданных разными мастерами. В некоторых организациях такое многообразие может рассматриваться как отход от традиции, но в «Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй» к этому относились, скорее, положительно, при условии сохранения чистоты базовых элементов и ката.
Я думаю, что такой творческий подход характерен для воинского наследия Окинавы. Изменения в школах боевых искусств на острове были постоянными, мощная техническая база этих систем позволяла создавать вариации, не затрагивая основы, позволявшие интерпретировать и творчески работать с техниками в рамках одной системы, при условии, что практик понимает базовый материал и его принципы. По сути, это живое боевое искусство, изменяемое понемногу старшими учениками. Оно привязано к технической базе, сохраняемой и передаваемой в семье Матаёси, но, способно развиваться, позволяя практикам выражать себя, а не просто копировать предыдущие поколения.

 

Примечания

  • Этого человека зачастую путают с Ирэ Мацутарэ, мастером боя камой, жившим в то же время. Согласно семейным записям, это разные люди.
  • Го Кэнки переехал на Окинаву в 1912 году, женился на местной женщине по имени Ёсикава Макато и принял японское имя Ёсикава Сасаки. Он был хорошо известен в кругах практиков окинавского каратэ и оказал большое влияние на многих известных мастеров того времени включая Мияги Тёдзуна, Хига Сэйко и Кёда Дзюхацу.
  • Русско-японская война закончилась и японское влияние в Маньчжурии делало ее для японцев предпочтительным местом для того, чтобы попасть в Китай.
  • Многие источники утверждают, что Кингай-роси жил в Шанхае. В документах, которые семья Матаёси опубликовала после смерти Синпо Матаёси, говорится, что он преподавал в Фучжоу. (См. ZOKR, 1999: с. 19-26.)
  • Тинэн Санра, также известный Ямани Тинэн по прозвищу «Сакугава» (Kodokan, 1994).
  • В некоторых источниках указывается 1915 год, но в документах, опубликованных семьей Матаёси, значится 3 год эры Сёва, 1929. Причина путаницы, возможно, в том, что 1915 – это 3 год эры Тайсё. В семье до сих пор хранится медаль, врученная Матаёси Синко.
  • Возможно, Гуанмин был исторической фигурой, генералиссимусом в Китае.
  • Термин (之手), «ну ти» или «но ди» напрямую переводится как «руки [кого\чего]», т.е. получается «Матаёси – руки-камы». Однако, в военной терминологии Окинавы «ну ти» относится не к рукам, а к технике и используется в названиях ката («Кува-но ди», «техники мотыги»).
  • Изменениям есть две причины. Как сказал мне сэнсэй Матаёси на демонстрации для телевидения в 1990 году: «Просто развлекайтесь». Дурашливое настроение на публичных мероприятиях было хорошей причиной чтобы поиграть с техникой. Второй была секретность. Некоторые материалы мастер считал закрытыми и потому на публике всегда «играл» с ними (особенно, если велась съемка). Например, большая часть материала, что он отснял в США в 1990-х была придумана на месте, специально для фильма. Иногда он мог сказать, учились ли люди по видео. Как-то раз один человек продемонстрировал ему форму Журавля, и мастер точно сказал, по какой записи тот ее выучил, поскольку это был единственный раз, когда он показывал форму таким образом.
  • Важно понимать разницу между Кодоканом и ДОКР. Матаёси Синпо был президентом обеих организаций, но при этом он был единственным учителем в Кодокане, в то время как ДОКР объединял разных мастеров из разных додзё, практикующих одно кобудо, но нередко со своим пониманием техники. На самом деле не было никакого «Матаёси кобудо», пока не скончался Синпо – только Кодокан и ДОКР, и там, и там преподавалось кобудо «Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй».

 

 

 

 

 

Переведено и опубликовано с разрешения автора.

Оригинал статьи здесь:

Перевод П. Бобров



  • Хапкидоин, Sergey Sarkisyants и Vladimir Balyakin это нравится