Перейти к содержимому






Фотография

Фред Лозе - Краткая история Матаёси кобудо (Часть 2)

Написано yamidako , 20 Март 2019 · 159 Просмотров

окинава кобудо каратэ матаёси оружие ката история

Вторая часть статьи Фреда Лозе об истории и содержании Матаёси кобудо.
Первая часть здесь.

 

Содержание школы

 

Как отмечалось выше, система Матаёси всегда была слегка расплывчатой. Здесь я расскажу о ее содержании на период середины 90-х, в конце жизни Матаёси Синпо, как бы моментальный фотоснимок того времени. Надо заметить, что описана будет система Кодокан, так как в то время различия между додзё в Рэнмэй уже появились. Можно сказать, что это вершина развития школы – после смерти Матаёси Синпо нет единства между его учениками и нет ни одной группы, которая могла бы заявить, что представляет истинную традицию в противовес другим додзё.
В качестве ремарки интересно отметить, что есть некоторые несоответствия между тем, что семья опубликовала после смерти Матаёси Синпо и тем, чему он обучал при жизни. Глядя на список, взятый со страницы 25 брошюры, выпущенной к поминальным торжествам Синпо, можно увидеть несколько видов оружия, которые, как говорят, использовались во времена королевства Рюкю, но которыми не владеет никто из всех, кого я знаю, включая технического директора школы Гакия Ёсиаки. В отличии от многих окинавских учителей, Матаёси Синпо не слишком увлекался документированием своих знаний. По словам его старших учеников он постоянно пересматривал свою технику и добавлял к ней что-то из отцовского наследия и, что осталось много вещей, которым он так никого и не научил. Действительно, некоторые виды из списка оружия времен королевства Рюкю в настоящее время неизвестны на Окинаве.

 

Изображение

 

Тем не менее, к концу 70-х основная часть материала в додзё Кодокан была достаточно хорошо структурирована и осталась практически неизменной до смерти мастера в 1997 году. Этот материал представлен ниже.

 

Бо
Бо - основное оружие школы. Он формирует основу для других видов оружия и имеет больше всего техник в арсенале. Шест связывает линию передачи семьи Матаёси с другими окинавскими школами кобудо, в которые в разных вариантах входят все изучаемые ката, также, как и, например, ката Сэйсан является общей для Годзю-рю, Уэти-рю и Сёрин-рю. Хотя много говорится о различии между окинавскими школами бодзюцу, общие элементы в них указывают на единого предка и многолетние перекрестное общение.
В школе Матаёси изучаются:

  • Ходзёундо (кихон). Три последовательности с бо по 5 техник в каждой. Созданы на основе классических ката в начале 70-х годов мастером Матаёси и рядом его старших учеников (неизвестно точно кем именно). Практикуются в одиночку и парно, давая понимание смысла движений ката.

 

 

 

 

Изображение

Различные шесты

  • «Сюси-но Кон». Эта ката, как говорят, была создана «стариком Сюси» (Сюси-но танмэй), китайским мастером кэмпо и бодзюцу, переехавшим в Наха из Шанхая и жившем близ храма Согэн в Адзато. Ката названа в его честь и в школе Матаёси изучается первой.
  • «Тёун-но кон». Иероглифы в слове «Тёун» означают окончание утреннего тумана. Ката создана около 250 лет назад воином из Томари, известным как Ояката Тёун и названа в его честь. Он передал эту ката, и она стала популярной не только в Томари, но и среди других воинов, так как предусматривала нападение противника с трех сторон.
  • «Сакугава-но кон». Эта ката, как считается, была разработана на основе деревенских техник бодзюцу мастером Ямасиро Абурайя (Кана Тинэн). Он был очень уважаем в свое время и в честь своего учителя получил прозвище «Сакугава». Матаёси Синко изучил эту ката у Тинэн Санра (Тинэн Ямани)11.
  • «Цукэн-но кон» (Цукэн-бо). Эта ката была создана рыбаками из деревни Сёрэн острова Цукэн и передавалась Ояката Сэйсоку Цукэном. В ней содержатся реверсивные техники и способы противостоять копейщику. Матаёси Синко изучил эту ката у Агэны Тёкухо.
  • «Сииси-но кон». Этой ката, как считается, более 300 лет. Она была создана дворянином и инструктором по боевым искусствам королевского двора Рюкю мастером Ояката Сииси. Передавалась ката только в его семье и среди членов королевской фамилии. Матаёси Синко изучил эту ката у потомка семьи Сииси, Сииси Рёко12.
Куми-вадза и Ойё: парные техники для Сюси, Тёун и Сакугавы регулярно отрабатывались в додзё, иногда работали и с другими ката. Были также созданные учениками Матаёси (и с его помощью) упражнения бо-против-бо на основе техник из разных ката длиной от полной дорожки ката до техники «на иппон». За исключением кихона, парные формы считались менее стандартизированными нежели ката. Помимо коротких и длинных парных упражнений много внимания уделялось отдельным техникам.
В разное время были и другие ката с бо, которым обучал Матаёси Синпо или которые практиковали его ученики. Это «Кубо-но кон» (в честь одноименного района в деревне Гусикава), «Ёнэгава-но кон» (в честь одноименного района в Сюри) и «Яра-но кон» (возможно, это вариант ката «Тятан Яра-но кон»). Все эти ката передал Матаёси Синтин. «Токуминэ-но кон» Матаёси Синпо выучил у Кьяна Тётоку, а «Уфугусику (Осиро)-но Сакугава» (разновидность «Сакугава-но кон») у Тёдзё Осиро. В какой-то момент Синпо прекратил обучать этим ката, хотя некоторые его ученики хранят одну или несколько из них. Некоторые старшие ученики также практиковали «Уфутун-бо», деревенское ката, которое они изучили у местного учителя. На момент смерти мастера Матаёси только 5 основных ката были формально частью системы.
В школу Матаёси также входили техники для шеста длиной восемь или девять футов, порой их показывали используя ката «Сакугава-но кон», хотя техник больше, чем представлено в ката. В некоторых додзё ДОКР практиковали форму с дзё, созданную Кацуёси Канэем при участии Матаёси Синпо.

 

Сай
Техники с саями в школе Матаёси кобудо происходят от тех, что мастер Агэна Тёкухо передал Матаёси Синко. Для саев было разработано 10 кихонных техник, отрабатываемых в одиночку и в паре. Есть три ката: «Нитё сай», «Сантё сай» и «Синбару-но сай» (часто «Матаёси-но сай» или «Матеси-но сай»). Первые две были созданы в качестве учебных Матаёси Синпо после войны, автор третьей Матаёси Синко. При выполнении «Сантё сай» и «Синбару-но сай» используется полный набор из трех саев. Каждая форма включает минимум одну метательную технику и, хотя целью обозначена стопа, Матаёси-сэнсэй учил, что можно бросить и в корпус, просто это сложнее отрабатывать в додзё.

 

Изображение

Саи

В Матаёси кобудо также используются мандзи-саи (выглядит как обычный сай, но один ус загнут вниз, закрывая рукоятку), хотя владению ими обучали только некоторых старших учеников. Для мандзи-саев нет отдельной ката (иногда с ними выполняют «Синбару-но сай»), лишь несколько отдельных техник. За исключением кихона, парная работа с саями менее формальна и более индивидуальна.

 

Тонфа

 

Изображение

Тонфа

 

Техники тонфы в Матаёси кобудо происходят от Ирэя Окины. Также это оружие называется тункуа или туйфа и считается, что название происходит из фучжоуского диалекта. Для тонфы был разработано 10 кихонных техник, выполняемых в одиночку или в паре, иногда добавлялись другие упражнения. Существует одна базовая ката, «Тонфа дай ити». Вторая ката, «Тонфа дай ни», была разработана для демонстраций и очень похожа на первую. Некоторые старшие ученики разработали свои формы и короткие ката, но Кодокане преподавались только «Тонфа дай ити» и демонстрационная «Тонфа дай ни».

 

Нунтяку
Техники нунтяку в Матаёси кобудо также происходят от Ирэя Окины. Произношение иероглифов (они читаются как «сосэцукон», «палка» из двух частей) также предположительно имеет фуцзяньское происхождение. Кихон был создан, но редко практиковался. Ката, «Матаёси-но нунтяку», иногда называют еще «Нунтяку сан дан». Предположительно в 1960-х годах в нее были внесены незначительные изменения.
Иногда в додзё работали с трехсекционным нунтяку, выглядевшим как маленький сансэцукон, но у него не было отдельной ката, только несколько техник.

 

Изображение

Нунтяку

Эку

 

 

 

 

Изображение

Эку

 

У техник владения эку в Матаёси кобудо два источника. Во-первых, это передача внутри семьи (считается, что весло было любимым оружием Матаёси Синтина), во-вторых, это мастер Агэна Тёкухо. Ката называется «Цукэн Акатю-но эку ди», «Техники весла краснокожего с Цукэна». Акатю Цукэн – это рыбак по имени Адзато с острова Цукэн, прозванный «Акатю» (краснокожим) за загорелое лицо. Он изучал бо-дзюцу у ссыльного воина Цукэн Ояката Сэйсоку и переложил техники шеста на весло, разработав при этом новые, в том числе фирменную – бросание песка в глаза противнику лопастью весла. Это была любимая ката Матаёси Синпо, и он часто ее демонстрировал.

 

Нунти
Нунти-бо – это шест длиной пять сяку с закрепленным на конце нунти-саем. Владению им обучали в комплексе – нунти-бо и два нунти-сая, которые носили за поясом. Происходят техники от Кингай-роси, хотя есть мнение, что на них оказало влияние рюкюсское искусство владения нунти с острова Цукэн. Нунти-саи не используются в качестве ручного оружия, хотя иногда их, как и мандзи-саи, метают. Техника броска встречается в ката и, хотя цель там всегда ноги, брошен сай может быть в любую часть тела. В 90-х годах в додзё обучали только одной ката – «Нунти-но ти». На демонстрациях использовали варианты этой ката, а старшие ученики помнят, что в начале 1960-х годов для нунти была адаптирована бо-ката «Цукэн-но кон».

 

Изображение

Нунти

 

Кува

 

Изображение

Кува

 

Кува, садовая мотыга, уникальное оружие Матаёси кобудо. Техника владения ею испытала сильное китайское влияние, поскольку в Китае мотыга достаточно распространена в качестве оружия. Ката «Кува-но ди» или «Кува ну ти» была, по словам старших учеников, разработана Матаёси Синпо на основе семейных техник, но больше никакой информации о ней не имеется.

 

Тинбэ
Тинбэ – это название парного оружия, состоящего из тростникового щита, обычно покрытого густой смолоподобной субстанцией и обтянутого окрашенной шкурой животного, и сэйрюто, короткого тяжелого меча или мачете. Металлические тинбэ, более распространенные сегодня, появились в 70-х годах и позволяют работать в паре без опасения испортить щит. Матаёси Синпо также использовал меч-бабочку, который, как и пара тинбэ-сэйрюто, используется в ряде южнокитайских стилей. Техники тинбэ в Матаёси кобудо происходят от Кингай-роси и называются «Техники тинбэ Южного Шаолиня», «Тюгоку Нанбан Сёрин Кэн». Некоторые говорят, что есть влияние рюкюсских техник с тинбэ. Считается, что ката «Тинбэ-но ти» или «Матаёси-но тинбэ» была создана Матаёси Синпо на основе знаний, переданных ему от отца.

 

Изображение

Тинбэ и сэйрюто

 

Сансэцукон

 

Изображение

Сансэцукон

 

Техники трехзвенного цепа под названием «Шаолиньский сансэцукон из Китая» («Тюгоку Сёриндзи сансэцукон») в Матаёси кобудо основываются на учении Кингай-роси. Есть длинная ката, предположительно созданная Матаёси Синпо в 1990-х годах на основе переданных ему отцом техник, которая называется просто «Сансэцукон» или «Сансэцукон-но ти». Она не предназначалась для демонстраций, ей не всех обучали и практиковать ее в додзё довольно затруднительно, т.к. требуется много места. Вторая ката под названием «Хакухо» короче. Ее разработал живущий во Франции ученик сэнсэя Матаёси и в 80-х и 90-х годах она была очень популярна. Именно эту ката обычно показывали на демонстрациях и именно она запечатлена на видеозаписях из додзё.

 

Кама
Техники боя камой в Матаёси кобудо происходят от Агэны Тёкухо, одного из учителей Матаёси Синко. За мастерство в обращении с камами Синко получил прозвище «Кама ну ти Матаёси». Ката называется просто – «Кама ну ти». У некоторых старших учеников есть свои вариации, но в додзё преподается именно эта в том виде, как она была в 90-е.

 

https://c.radikal.ru/c38/1903/61/4b508b6d870f.jpg

Кама

 

В 60-х и 70-х годах практиковалась, но, в основном, на демонстрациях или в танцевальной форме ката с камой с прикрепленным шнуром. Она называлась «Симоцуки-но кама», но в программу обучения не входила.

 

Курума-бо
Это оружие, по сути, является большим цепом, инструментом для обмолота риса или пшеницы. В 90-х годах Кэнъити Ямасиро вместе с Матаёси Синпо работал над созданием ката для этого оружия, взяв за основу техники, передававшиеся в семье Матаёси. Ката демонстрировалась несколько раз, но так и не была официально добавлена в программу.

 

https://d.radikal.ru...2d104b6db2c.jpg

Курума-бо

 

Сурутин
Сурутин представляет собой веревку с привязанными на обоих концах камнями, хотя старшие ученики помнят, что в 60-х годах Матаёси-сэнсэй использовал вариант только с одним камнем. Длина варьируется, но обычно составляет около 6-9 футов. Техники владения сурутином были переданы Кингай-роси, но предполагается также рюкюсское влияние. Несмотря на наличие отдельных техник и то, что старшие ученики для показательных выступлений и обучения придумывали с ними различные комбинации, ката для этого вида оружия так и не было создано.

 

https://a.radikal.ru...d60835162c2.jpg

Сурутин

 

Другое оружие

 

https://d.radikal.ru...43f7c23215b.jpg

Нагагама

 

 

 

 

https://c.radikal.ru...0660c8c7726.jpg

Тэкко

 

В додзе было много другого оружия, которое имело конкретные техники, но не имело ката. К ним относятся тэкко, тэктю, гифа (кандзаси), нагагама и различные виды китайского оружия, которые Матаёси-сэнсэй иногда показывал или демонстрировал техники с ним, но никогда не учил обращению. Ни один из этих видов оружия официально не входит в программу.

 

Парная работа
Как уже упоминалось выше, большая часть парной работы вне рамок кихона была создана различными учениками под надзором сэнсэя Матаёси. Иногда эти комплексы передавались другим ученикам, но ни один из них так и не вошел в программу Кодокана. Много внимания уделялось парной отработке ката и их разбору, но, опять же, это не было как-то формализовано. В основном, рассматривалось применение бо против другого оружия. Некоторые ученики же разработали парные комплексы с другими видами оружия – тинбэ и сансэцукон, эку и кува.

 

https://a.radikal.ru...4ddeffe3c96a.jp

Безоружные техники
Традиция семьи Матаёси включает в себя как минимум две системы безоружного боя – Кингай-рю и Хакуцуру кэмпо в передаче Го Кэнки. Хотя Матаёси Синпо владел и тем, и другим, он никогда открыто не обучал им. Многие старшие ученики и друзья (например, Сэйко Хига) изучали вариацию «Какухо», называемую также «Хакаку» и «Хакуцуру» линии Го Кэнки. Меньшее количество людей знали внутренние вариации этой формы и некоторые отдельные ката обоих стилей. Тем не менее, они не преподавались как часть Матаёси кобудо и не изучались в Кодокан додзё.
Хотя мастер Матаёси мог привлечь последователей каратэ начав обучать Хакуцуру кэмпо или Кингай-рю (или сделав их частью своей системы кобудо), но решил не делать этого. Мы не знаем его мотивов и лучшим объяснением является то, что решил сделать акцент на исконно окинавском искусстве и на сохранении оружейной части боевого наследия Окинавы.
В целом количество материала, даже если взять только то, что входит в официальную программу, в Матаёси кобудо огромно. Есть четыре набора кихона, включающих 45 отдельных техник для четырех видов оружия, 16 ката для 11 видов оружия, техники и модифицированные ката для еще восьми видов оружия, несколько дополнительных ката и, конечно, парная работа. Это без учета безоружных техник, ката, созданных старшими учениками и всего того, чему формально не обучал мастер Матаёси. Одного этого материала, особенно учитывая внимание к деталям в исполнении техники и необходимости уверенно владеть каждым видом оружия чтобы действовать им творчески, достаточно для обучения в течение всей жизни. Тот факт, что сэнсэй Матаёси знал даже больше, чем он передал, является еще одним поводом преклониться перед ним.

 

Матаёси кобудо сегодня

 

Со смертью Матаёси Синпо в 1997 году закончилась эра в окинавских боевых искусствах. Он был очень публичной фигурой среди практиков боевых искусств Окинавы, поддерживал высокий уровень узнаваемости, работал чтобы связать вместе практикующих по всей Японии и по всему миру, своей харизмой и авторитетом объединяя различных членов созданной им организации и решая неизбежно возникающие споры о правильности техники. Во многих отношениях поощряя творческий подход в своих учениках, способность обучать с оглядкой на различную манеру движения у людей, он постоянно развивал свое искусство, чем поспособствовал различиям, что демонстрируют разные поколения его учеников. Однако, он нашел способ увести эти различия на задний план по сравнению с мастерством в выполнении техник.
После его смерти формальное руководство додзё перешло к сего сыну, Матаёси Ясуси. Ясуси не может тренироваться из-за инвалидности, но в Японии очень часто руководство в семейных школах остается в семье независимо от технического уровня. В качестве советника ему помогала жена сенсея Матаёси. По воле мастера должность технического директора, 3-го кайтё Кодокана, перешла к Гакия Ёсиаки, который в течение нескольких лет вел большую часть тренировок в додзё. Пост главы «Дзен Окинава Кобудо Рэнмэй» был передан Мияхаре Сёсину (это отдельная от додзё Кодокан организация, Кодокан является ее членом).
Такая ситуация сохранялась до 2001 года, когда Гакия Ёсиаки покинул Кодокан и создал собственную организацию – «Окинава Кобудо Доси Рэнсэй Кай». Техническим директором Кодокана стал другой старший ученик мастера Матаёси Сэйсё Итокадзу. Руководство ДОКР осталось прежним и, хотя уже годами не были членами Кодокана, в нее входили многие бывшие ученики Матаёси Синпо со своими организациями – Киндзё Такаси, Мияги Коки, Дзинбукан Канэя Кацуёси, Тинэн Кэнъю, Сюси Маэсиро и Ямасиро Кэнъити. Несколько усложнили картину ряд старших, еще с 1960-х годов, учеников, таких как Кимо Уолл, не входивших ни в какую головную организацию, но продолжавших традицию Матаёси так, как учил Матаёси Синпо. Хотя из-за огромного объема информации, содержащегося в системе, существует всего несколько учителей, обучающих по полной программе, как она была при жизни сэнсэя Матаёси, все эти ответвления все-таки представляют собой грани традиции Матаёси. Наряду с ними существуют побочные линии, как, например, у Одо Сэйкити, который соединил Матаёси кобудо со знаниями, полученными от других учителей. Все эти группы, побочные линии и огромное количество последователей демонстрируют то влияние, что оказала на окинавское сообщество боевых искусств семья Матаёси и искусство, которое в ней передавалось.

 

https://c.radikal.ru/c40/1903/ba/9db2bd459988.jpg

Гакия Ёсиаки с сурутином, Окинава, 2006 год

 

В начале XXI века эта тенденция продолжается. Раздробленность школы после смерти сэнсэя Матаёси не позволяет выявить единого преемника. Возможно, наилучшей кандидатурой был бы Гакия Ёсиаки, поскольку именно он стал техническим преемником Матаёси Синпо. Но все упирается в наличие титула Сокэ, формальной ответственностью за сохранение школы, остающейся в семье, и самой семьей, поддерживающей Сэйсё Итокадзу в качестве технического директора Кодокана. Еще больше все усложняется тем, что многие старшие ученики высокого уровня (некоторые старше рангом, некоторые, как Итокадзу, начали заниматься раньше Гакия) преподают самостоятельно или под эгидой ДОКР. Во многом эта ситуация напоминает распад Годзю-рю после смерти Мияги Тёдзуна – ряд старших учеников, все прекрасные мастера с фантастической техникой, пошли своим путем после ухода учителя. В некотором отношении такое большое количество опытных мастеров также является свидетельством влияния традиции Матаёси на Окинаве и по всему миру.
Так развивается Матаёси кобудо. В ряде случаев разобщение неизбежно. Противоречия между некоторыми входящими в ДОКР додзё проявились еще до смерти Матаёси Синпо. Со временем они расширялись, и некоторые старшие ученики продолжают давать свое видение техник и способы передачи школы (даже в Кодокане изменилась программа после смерти мастера Матаёси – был добавлен кихон). Фрагментация неизбежна, поскольку школа является живой, а ее техническое ядро позволяет практикующим работать внутри нее, создавая новые методы, а не просто подражая предыдущему поколению. Простой ответ на вопрос о правопреемстве может состоять в том, что школа - это то, что было при смерти сэнсэя Матаёси, и главой школы является либо его сын, либо сэнсэй Гакия, в зависимости от того, как на это посмотреть. Он решает большую часть затруднений и соответствует живой натуре школы, окаменевшей после смерти Матаёси Синпо.

 

https://b.radikal.ru/b10/1903/91/8266ffdf8662.jpg

Семейная гробница Матаёси

 

Конечно, есть много людей, которые утверждают, что преподают Матаёси кобудо, но не имеют на это права. Тем не менее, основные черты традиции ясны, они поддерживаются учениками, много лет проведшими рядом с мастером Матаёси и обучающими той версии школы, которая была им передана. Благодаря этим ученикам влияние традиции Матаёси на окинавские боевые искусства и на их практикующих остается сильным, а живое сокровище окинавской боевой культуры сохраняется и передается следующему поколению. Я полагаю, что это и есть истинное наследие традиции Матаёси – множество учеников по всему миру практикуют созданное семьей искусство, давая ему жизнь в будущем.

 

Примечания

  • Этого человека зачастую путают с Ирэ Мацутарэ, мастером боя камой, жившим в то же время. Согласно семейным записям, это разные люди.
  • Го Кэнки переехал на Окинаву в 1912 году, женился на местной женщине по имени Ёсикава Макато и принял японское имя Ёсикава Сасаки. Он был хорошо известен в кругах практиков окинавского каратэ и оказал большое влияние на многих известных мастеров того времени включая Мияги Тёдзуна, Хига Сэйко и Кёда Дзюхацу.
  • Русско-японская война закончилась и японское влияние в Маньчжурии делало ее для японцев предпочтительным местом для того, чтобы попасть в Китай.
  • Многие источники утверждают, что Кингай-роси жил в Шанхае. В документах, которые семья Матайоши опубликовала после смерти Синпо Матайоши, говорится, что он преподавал в Фучжоу. (См. ZOKR, 1999: с. 19-26.)
  • Тинэн Санра, также известный Ямани Тинэн по прозвищу «Сакугава» (Kodokan, 1994).
  • В некоторых источниках указывается 1915 год, но в документах, опубликованных семьей Матаёси, значится 3 год эры Сёва, 1929. Причина путаницы, возможно, в том, что 1915 – это 3 год эры Тайсё. В семье до сих пор хранится медаль, врученная Матаёси Синко.
  • Возможно, Гуанмин был исторической фигурой, генералиссимусом в Китае.
  • Термин (之手), «ну ти» или «но ди» напрямую переводится как «руки [кого\чего]», т.е. получается «Матаёси – руки-камы». Однако, в военной терминологии Окинавы «ну ти» относится не к рукам, а к технике и используется в названиях ката («Кува-но ди», «техники мотыги»).
  • Изменениям есть две причины. Как сказал мне сэнсэй Матаёси на демонстрации для телевидения в 1990 году: «Просто развлекайтесь». Дурашливое настроение на публичных мероприятиях было хорошей причиной чтобы поиграть с техникой. Второй была секретность. Некоторые материалы мастер считал закрытыми и потому на публике всегда «играл» с ними (особенно, если велась съемка). Например, большая часть материала, что он отснял в США в 1990-х была придумана на месте, специально для фильма. Иногда он мог сказать, учились ли люди по видео. Как-то раз один человек продемонстрировал ему форму Журавля, и мастер точно сказал, по какой записи тот ее выучил, поскольку это был единственный раз, когда он показывал форму таким образом.
  • Важно понимать разницу между Кодоканом и ДОКР. Матаёси Синпо был президентом обеих организаций, но при этом он был единственным учителем в Кодокане, в то время как ДОКР объединял разных мастеров из разных додзё, практикующих одно кобудо, но нередко со своим пониманием техники. На самом деле не было никакого «Матаёси кобудо», пока не скончался Синпо – только Кодокан и ДОКР, и там, и там преподавалось кобудо «Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй».
  • Большинство источников приписывает эту ката «Тодэ» Сакугава, но в традиции Матаёси ее создателем считается его ученик (OKDR, 2004).
  • Приведены сведения, основанные на письменных материалах семьи Матаёси и Гакия Ёсиаки, а также на беседах с Матаёси Синпо. На Окинаве существуют другие версии происхождения этих форм. Накамото Масахиро (1983. Стр. 95\172) приписывает создание «Сюси-но кон» и «Тёун-но кон» сэнсэю Соэиси (Сиси), как результат исследования ката «Соэиси-но кон». Тайра Синкэн (1964, стр. 38) также считает автором «Тёун-но кон» Соэиси, а «Бугэй Рюха Дайдзитэн» (1978, стр. 911) утверждает, что этот же мастер создал «Сюси-но кон». Следует заметить, что вся эта информация происходит из линии Тайра. Накамото был его учеником, а информацию в БРД предоставили Иноуэ Мотокадзэ, ученик Тайра, и Мураками, ученик Иноуэ и Хига Сэйтоку (Ямани-рю).

 

Литература
Bishop, Mark. (1989). Okinawan Karate: Teachers, Styles, and Secret Techniques.
London: A&C Black.
Bishop, Mark. (1996). Zen Kobudo. Rutland, VT: Tuttle.
Hokama, Tetsuhiro. (1984). Okinawa Karatedo no Ayumi. (A history of Okinawan karatedo.) Okinawa: Seihonshu Minami Purinto.
Hokama, Tetsuhiro and Kinjo Masakazu. (1989). Okinawa no Kobudogu Tanrendogu. (Okinawan kobudo gear and physical training
gear.) Okinawa: Ryukyu Shinpo Sha.
Hokama, Tetsuhiro (Translated by Joe Swift). (2007). Timeline of Karate History. Okinawa: Ozato Print Co.
Hokama, Tetsuhiro (Translated by Joe Swift). (2005). 100 Masters of Okinawan Karate. Okinawa: Ozato Print Co.
Kodokan Dojo. (1994). Ryukyu Ocho Jidai Kobudo Tode; Kata no Shurui to Rekishi. (Ryukyu Kingdom Period Kobudo and Tode; History and Classification of kata.) Pamphlet accompanying video tape published by the Kodokan dojo.
Kerr, George. (2000). Okinawa, History of an Island People. Rutland, VT: Tuttle.
Miyagi, Tokumasa. (1987). Karate no Reikishi. (History of Karate.) Okinawa: Seihonshu Nansei Insatsu.
Nakamoto, Masahiro. (1983). Okinawa Dento Kobudo: Sono Rekishi to Tamashi. (Traditional Okinawan Kobudo; its History and Spirit.) Okinawa: Okiinsha.
Okinawa Ken Kyoiku Iinkai. (1998). Karate do Kobudo Kihon Chosa Houkokusho. (Karate do Kobudo Basic Investigative Report.) Okinawa: Bunshin Insatsu Shushiki Kaisha.
Okinawa Kobudo Doushi Renseikai (OKDR). (2004). Kata no Shurui to Rekishi. (Classification and History of Kata.) Okinawa: privately published by OKDR.
OKDR. (2004). Okinawa Kobudo Doushi Renseikai Enkaku. (History of the Okinawa Kobudo Doushi Renseikai.) Okinawa: privately published by OKDR.
Zen Okinawa Kobudo Renmei (ZOKR), Kingai-ryu Matayoshi Kobudo Soke Honbu
Kodokan. (1999). Kingai-ryu Tode to Matayoshi Shinko. pp. 19-25 in Matayoshi Shinpo Sensei Tsuitou. (Memorial for Sensei Matayoshi Shinpo) Okinawa: Zen Okinawa Kobudo Renmei.
Smits, Gregory. (1999). Visions of Ryukyu: Identity and Ideology in Early-Modern Thought and Politics. Honolulu: University of Hawaii Press.
Taira, Shinken. (1964). Ryukyu Kobudo Taikan. (Encyclopedia of Ryukyu Kobudo.) Ginowan: Youjushorin.
Watatani Kiyoshi and Yamada Tadashi. (1978). Bugei Ryuha Daijiten. (Encyclopedia of Martial Arts Styles.) Tokyo: Tokyo Koppi Shupanshu.
Благодарности
Особая благодарность: Кэнъити Ямасиро, Хироко Нагаи, Сэйсё Итокадзу, Камура Косин, Хидэтака Исики и, особенно Ёги Дзёсэй.
Покойным Сакаи Рюго и Матаёси Синпо, а также Гакия Ёсиаки и Кимо Уоллу за наставничество и распространение знаний о кобудо.
Отдельное спасибо Марио Маккене за помощь с подбором материалов.

 

Переведено и опубликовано с разрешения автора.

Оригинал статьи здесь:

Перевод П. Бобров



  • Хапкидоин, Sergey Sarkisyants и Vladimir Balyakin это нравится