Перейти к содержимому






Фотография

Джон Селлс - «Деревенское кобудо Хохана Сокэна»

Написано yamidako , 24 Апрель 2019 · 153 Просмотров

Джон Селлс

«Деревенское кобудо Хохана Сокэна»

 

О Хохане Сокэне (1893-1983), основателе стиля Мацумура Сэйто Сёрин-рю каратэ-до, было много публикаций, тем более что занятия у него были одними из наиболее доступных для дислоцированных на Окинаве американских военных из самых разных подразделений. Многие из них сегодня имеют высокие ранги в каратэ и либо создали собственные направления, либо являются членами организаций, возглавляемых окинавским преемниками Сокэна. Сокэн наиболее известен тем, что сохранил так называемую «Мацумура Хакуцуру» ката (фактически, серию ката), на поиски и изучение которой многие люди тратят столько усилий. Также, Сокэн считался одним из лучших на Окинаве специалистов по работе с оружием. При этом он не был ни членом какой-то организации, ни последователем какого-либо из известных сегодня направлений кобудо, таких как Тайра кобудо, Матаёси кобудо, Яманэ-Тинэн кобудо, Хонсин-рю и.т.д. В общих чертах, его кобудо можно назвать «деревенским». Это не точный термин, под ним подразумеваются те ката и техники, что сохранились в отдельных деревнях и областях Окинавы и не были систематизированы в каких-то организациях. Не все ката выглядят или чувствуются одинаково, многие из них в том или ином виде можно встретить в современных упорядоченных «стилях». На самом деле, многое из того, что входит в эти современные стили, имеет корни в деревенском кобудо.

 

Изображение

 

Деревенское кобудо — это, по сути, личные ката и техники некоторых старых мастеров или характерные для некоторых мест, таких, например, как деревня Нисихара, деревня Тинэн, остров Сэсоко и.т.д. Этот термин иногда используется для описания «старых вещей». Различные люди, семьи и школы каратэ хранили эти техники, не обязательно упорядочивая их стилистически или иерархически. Некоторые ката были созданы как «танцы», исполнявшиеся под бой барабанов на деревенских или районных праздниках. Другие были личными наработками некоторых местных жителей (как правило, тех, кто имел отношение к старым благородным семьям буси). Несколько раз за историю королевства Рюкю и вскоре после того, как оно перестало существовать, окинавское дворянство, иногда по принуждению, перемещалось в сельскую местность. Там они занимались фермерством или управляли местными территориями. Это один из путей распространения кобудо по острову.

 

Изображение

 

Документально подтверждено, что Сокэн Хохан осваивал Сюри-тэ каратэ под руководством своего дяди Мацумура Набэ (1850-1933?). Также он изучал кобудо, по большей части у местного специалиста по имени Комэсу Уси (1854-1920) в своей родной деревне Нисихара. Учителем Комэсу был Цукэн Хантака (1829-1898), окинавское произношение (хогэн) его имени больше известно и чаще упоминается – Тикин Крака. Тикин мастерски владел бо (шестифутовый шест). Он поселился в Нисихаре в начале периода Мэйдзи (вероятно, около 1870-х годов) и занялся сельским хозяйством. Тикина помнят по его ката, ныне называемой «Тикин-но кон» или «Тикин бо» (также, «Цукэн-но кон» \ «Цукэн бо»). Тикин Крака обучил Комэсу, а тот передал знания Сокэну, который неоднократно повторял, по крайней мере в свои последние годы, что это его любимая оружейная форма. Некоторые предполагают, что Сокэн также тренировался непосредственно у Тикина, но это вряд ли возможно, учитывая соотношение их дат рождения и смерти. Да и сам Сокэн говорил, что начал свои занятия у Мацумура Набэ в возрасте 13 лет, т.е. уже после смерти Тикина.
«Тикин-но кон» в версии Сокэна – это интересная и динамичная ката, начинающаяся с легких пробных тычков, быстро развивающаяся за счет мгновенных разворотов с круговыми блоками по всем четырем направлениям и завершающаяся уникальным скоростным преследующим противника движением вперед-назад-вперед. Вдобавок, что, возможно, еще интереснее, ката «Тикин-бо» в версии Сокэна отличается от более популярных вариаций этой формы в передаче Тайра Синкэна (1902-1970) или Матаёси Синко (1888-1945). Фактически, формы Тайры и Матаёси так же сильно отличаются друг от друга, как и от форм Сокэна. Какая же из версий «Тикин бо» настоящая? И Тайра, и Матаёси были мастерами и хранителями кобудо. Один из ответов заключается в том, что Тикин передал более одной ката, и все с одним названием. Или же формы пришли от разных людей по имени Тикин. Формы, сохраняемые разными мастерами, показывают, что доля истины есть в обоих предположениях. Истина, вероятно, никогда не будет установлена, но я не вижу ни одной причины, по которой это может иметь значение для практических тренировок.
На данный момент, этот вопрос, вероятно, не имеет смысла. Как бы часто его не задавали, все обычно сводится к точке зрения одного из направлений, поскольку и по линии передачи, и по применению – ВСЕ они настоящие. Но при этом Сокэн учился непосредственно у ученика Тикина в деревне, где жил Тикин. «Тикин бо» Сокэна – это сбалансированная форма, представляющее собой самостоятельное упражнение по развитию навыков. Ее распространяют некоторые из его старших учеников, в том числе Нисихира Косэй, Кисэ Фусэй, Аракаки Сэйки и Куда Юити.
Однако, Сокэн обучал и передавал большее количество «деревенских» оружейных форм, чем только «Тикин бо». В молодости он отдавал предпочтение кусаригаме, серпу на длинном шнуре. Он держал его в «старой манере», со шнуром, привязанным к оружию высоко на рукоятке, рядом с креплением лезвия. Сокэн был довольно известен своим мастерством во владении кусаригамой, и он продемонстрировал это в последующие годы. Многие люди со всего острова часто посещали Сокэна только ради тренировки в кобудо. Сокен даже говорил, что научил Тайру Синкэна некоторым своим «старым формам». С целью сохранения кобудо Сокэн создал Ассоциацию Окинавского Кобудзюцу, но просуществовала она недолго.
Сокен передал большинству своих учеников несколько ката с бо, в том числе те, которые, возможно, были разработаны им самим или которые он почерпнул из «деревенских» источников. Из этих форм три очень распространены, обычно их называют просто «Бо Один», «Бо Два» и «Бо Три». Все они не очень длинные и ни одна из них не дублируется в направлениях Тайры, Матаёси, Яманэ или Уфутику. Одна из форм, обычно называемая «Бо Один», встречается в программах многих организаций. Ее упрощенную версию иногда называют «Сунакакэ-но кон», хотя она не имеет ни малейшего сходства с другой широко известной базовой ката с тем же названием. В ката Сокэна нет повторяющихся и непрерывных «бросаний песка», хотя она дважды повторяет движение, которое, в зависимости от того, как оно делается, может быть интерпретировано подобным образом. По сути, это аккуратная маленькая ката, хорошо подходящая для новичков в качестве первой формы, призванной познакомить их с бодзюцу.
В наследии Сокэна также есть две или три ката с саями неизвестного происхождения. Эти формы уникальны и встречаются во всех ответвлениях Мацумура Сёрин-рю, коих довольно много. Ката не слишком громоздки, сложны или трудны, в них используются в основном прямолинейные движения в сочетании с размашистыми блоками-ударами. Также представлены цепляющие блоки зубцами саев и специфические прямые удары. Тонфы также входили в арсенал Сокэна, как минимум одна ката с ними сохранилась в некоторых школах каратэ.
Кобудо Сокэна было «старомодным», практичным и неброским. Он мало применял современные эффектные техники, считая их неэффективными. И все же Сокен был не единственным, кто изучил и передал в общую «базу данных кобудо» уникальные ката и уникальные версии общеизвестных ката. Там, где есть школа, изучающая ката из определенной деревни, или тренирующаяся способами, которые считаются давно утраченными, там живо «деревенское кобудо». Эти ката могут не соответствовать языку тела (одна из ключевых особенностей, отличающих один «стиль» кобудо от другого), общепризнанной технике, увековеченной более крупными организациями, но это не делает их менее значимыми. Конечно, все может быть подвергнуто проверке на происхождение и эффективность. Самым важным является то, что существует множество источников кобудо, и «деревенское кобудо» - не стиль, а концепция - представляет собой богатейшую россыпь знаний, что прекрасно показал Хохан Сокэн.

 

Об авторе
Джон Селлс обладатель 8 дана Сито-рю каратэ и 6 дана в окинавском кобудо. Имеет мастерские степени в ряде других стилей каратэ.

 

Опубликовано в журнале Bugeisha, выпуск №2 от 03.1997

Перевод: П. Бобров



  • kek, ВиШень, bogdan kurilko и 2 другим это нравится