Перейти к содержимому






Фотография

Джо Свифт - «Кэмпо деревни Кумэ»

Написано yamidako , 15 Май 2019 · 224 Просмотров

каратэ окинава годзю-рю кобудо мияги

Джо Свифт

«Кэмпо деревни Кумэ»

«Рассуждения об истоках Нафади»

(опубликовано в Meibukan Magazine 05-2005)

 

36 семей и основание Кунинда1

 

Первое упоминание о Рюкю в китайских исторических записях появляется в написанной в 629 году книге Суй Шу. Примерно шесть веков спустя, в 1296 году, группа из 6000 солдат из юаньского Китая попыталась вторгнуться в Рюкю, но эта авантюра закончилось неудачей. Только в 1372 году Рюкю и Срединное государство установили дипломатические связи друг с другом. В этом году китайские семьи Чжу, Чэн, Ван, Е и Хуай обосновались рядом с замком Сюри2. Есть предположение, что именно они могли завезти цюаньфа, будущую основу современного Суй-ди (каратэдо линии Сюри-тэ).
Но нас больше интересует другая дата - 1392 год. Именно в этом году так называемые 36 семей эмигрировали из провинции Фучжоу в Рюкю. Считается, что они основали общину в Кунинда близ Наха. Многие предполагают, что число 36 это не конкретное фактическое число семей, а эвфемизм большого числа.
Считается, что помимо ремесленников, кораблестроителей и специалистов по культуре среди членов 36 семей и их потомков были специалисты по цюаньфа. В любом случае к концу XIX века в Кунинда сложились прочные воинские традиции. Говорят, что цюаньфа семьи Чжэн, в особенности мастера Ии Чжэна, легло в основу Нафади, но подтверждений тому нет3. Итак, набросав фон, на котором боевые традиции провинции Фуцзянь попали в королевство Рюкю, давайте обратим внимание на двух выдающихся мастеров из деревни Кунинда, которые, как полагают некоторые исследователи, учили молодого человека по имени Хигаонна Канрё.

 

Два великих воина из Кунинда: «Железный кулак» Когусуку и Арагаки по прозвищу «Кот»

 

Вероятно, одним из самых известных имен в истории кэмпо линии Наха является Тайтэ Когусуку (Кодзё) (1838-1917). Его китайское имя было Цай Жу И, и он был официальным переводчиком при королевском дворе Рюкю. Говорят, что его кулак был настолько силен, что он мог сбить с ног рюкюского быка двумя ударами, за что получил прозвище «Тэккэн Когусуку» (Кодзё - Железный кулак).
Что касается его учителя, есть две теории, хотя ни одна из них не была хоть как-то доказана. Первая опирается на работы Фунакоси (1922, 1925 и 1935), в которых указано, что некий Когусуку учился у китайского мастера Ива. Вторая версия представлена самой семьей Кодзё, согласно которой Тайтэ научился не только рукопашному бою, но также стрельбе из лука и бою палицей у Вай Синьсяня4.
Хотя сведений о том, чему обучал Тайтэ Когусуку очень мало, известный японский историк будо профессор Рёдзо Фудзивара утверждает, что Гитин Фунакоси изучил Супаринпэй (Пэчурин) у Когусуку раньше, чем Кусанку у Анко Асато и Найханти у Анко Итосу5. Исходя из этого мы можем предположить, что также он обучал Санчин.
Историк каратэ Цугуо Иваи также говорит о том, что Фунакоси учился у Тайтэ Когусуку, но позже стал учеником Анко Асато. Считается, что он обладал веселым нравом, что редкость для уроженца Кунинда, и не терпел «тренировки в тайне на заднем дворе», предпочитая обучать открыто на берегу океана. Говорят, что Когусуку первым снял завесу тайны с южного бокса, передававшегося в деревне Кумэ, а Канрё Хигаонна был его преданным учеником6.
Если кто-то и был известнее Когусуку в дохигаонновском Нафади, то это Сэйсё Арагаки (1840-1920). Возможно, наибольшую славу принесла ему демонстрация боевых искусств перед последним саппуши. Считается, что Арагаки был первым учителем Канрё Хигаонны7. Фунакоси писал, что учителем Арагаки был китайский мастер Синьсянь Вай, но подтверждений этому нет.
Арагаки, согласно историческим записям и трудам его ученика Кэнва Мабуни, обучал как минимум ката Сэйсан, Тисяукин, Сочин, Унсу и Нисэйси. Более поздние исследования показывают, что также в его программе были Санчин, Сансэйру и Супаринпэй (Пэчурин)8. По словам Мабуни, он также владел Рюкю кобудо, что подтверждается историческими записями о его демонстрации в 1867 году (см. ниже).

 

Изображение

Кэнва Мабуни, учившийся непосредственно у Канрё Хигаонны, выполняет ката Супаринпэй

Арагаки был официальным переводчиком при королевском дворе Рюкю. Когда в 1870 году он уехал по служебным делам в Китай, то поручил своего молодого протеже Канрё Хигаонну умелым рукам своего друга и старшего товарища Тайтэ Когусуку9.

 

Демонстрация Сан-Ру-Чу

 

Самый последний посетивший Рюкю саппуши, Синь Чжао, занимал свою должность пять месяцев между 1866 и 186710 годами. В апреле 1867 года состоялось торжественное мероприятие, ознаменовавшее формальный разрыв политических связей между двумя древними народами. Это празднование называлось Сан-Ру-Чу Нарабини Сёгэй Бангуми или «Шоу 3–6–9 и искусств» и включало в себя не только показ различных искусств, но и демонстрацию местных боевых традиций, в основе которых лежали китайские методы боя – то, что позднее станет известно всему миру как каратэдо и Рюкю кобудо.
Список из десяти продемонстрированных боевых искусств приведен ниже11. Хотя многие современные японские авторы предлагают свои интерпретации того, что там происходило, обычно они сходятся к единому мнению. Поэтому в этой статье мы воспользуемся данными, приведенными известным историком боевых искусств Цугуо Иваи12 в его публикации 2000 года под названием «Мотобу Тёки и Рюкю каратэ» и работой 1999 года известного историка окинавского каратэ Акио Киндзё13 «Каратэ дэн синроку».

  • Тинбэй. Тикудун Маэдзато Пэйтин. Тинбэй – это искусство владения щитом и коротким копьем или небольшим мечом вроде мачете. Обращению с ним все еще учат в некоторых окинавских школах кобудо. Иваи считает, что Тикудун Маэдзато Пэйтин - не кто иной, как Ранпо Маэдзато14.
  • Тэссяку и бодзюцу. Тикудун Маэдзато Пэйтин и Цудзи Арагаки Пэйтин. Тэссяку (стальной жезл) более известен в окинавских боевых искусствах как сай. Думается, это было подготовительное парное упражнение «сай против бо». Цудзи Арагаки Пэйтин — это Сэйсё Арагаки, о котором говорилось выше.
  • Сэйсан. Цудзи Арагаки Пэйтин. Сэйсё Арагаки исполнил ката Сэйсан.
  • Бодзюцу и тодэ. Тикудун Маэдзато Пэйтин и Цудзи Арагаки Пэйтин. (Ранпо?) Маэдзато и Сэйсё Арагаки продемонстрировали защиту безоружного против вооруженного шестом противника.
  • Тисяукин. Цудзи Арагаки Пэйтин. Это выступление Арагаки вызывает некоторое недоумение у исследователей. Некоторые считают, что это была ката Сисотин.
  • Тинбэй и бодзюцу. Тикудундон Томимура Пэйтин и Арагаки Цудзи Пэйтин. Это демонстрация противостояния вооруженного щитом и коротким копьем противнику с бо. Мы уже знаем, что Цудзи Арагаки Пэйтин – это Сэйсё Арагаки, а вот насчет второго участника сведений нет.
  • Тэссяку. Тикудун Маэдзато Пэйтин. Маэдзато выполнил сольное ката сайдзюцу.
  • Косю. Тикудун Маэдзато Пэйтин и Цудзи Арагаки Пэйтин. Маэдзато и Арагаки показали парные безоружные упражнения. Интересно, что термин косю (кит. цзяошоу) буквально означает «скрещенные руки», в современном каратэ он относится к кумитэ.
  • Сабо. Сюсай Икэмиягусуку15. Точно не известно, что такое сабо (лит. шест-ось), но Иваи предполагает, что это либо шест особой формы, либо вид совершаемых им круговых движений.
  • Супаринпэй. Тикудундон Томимура Пэйтин. Упомянутый ранее Тикудундон Томимура Пэйтин выполнил ката Супаринпэй. Несмотря на то, что сведений о нем нет, он считается учеником Арагаки.
Хотя это и не связано с боевыми искусствами, тем не менее интересно отметить, что некий Когусуку Пэйтин на том же празднике играл на бива (разновидность японской лютни) и читал стихи.

 

Чему «изначально» учили в Нафади

 

Как именно выглядела изначальная программа обучения в Нафади? К сожалению, ответить точно на этот вопрос невозможно. Тем не менее, мы попробуем сделать несколько обоснованных предположений, опираясь на имеющиеся факты.
Прежде всего, записи о праздновании Сан-Ру-Чу не оставляют нам сомнений, что в 1867 году, когда Канрё Хигаонне было 14 или 15 лет и он еще не отправился в Фуцзянь, существовали версии Сэйсан и Супаринпэй (Пэчурин). Хотя мы скорее всего никогда не узнаем доподлинно что эта за вариации, в рамках этой статьи будем предполагать, что они были предшественниками современных ката Годзю-рю \ Сито-рю \ Тоон-рю.
Во-вторых, мы можем сравнить (см. Таблица 1 и 2) ката в программах обучения двух наиболее успешных учеников Хигаонны – Тёдзуна Мияги и Дзюхацу Кёда.

Изображение

 

 

 

 

 

Таблица 1: Ката в учебной программе Годзю-рю каратэ Тёдзуна Мияги

 

 

 

 

 

Изображение

 

 

 

 

 

Таблица 2: Ката в учебной программе Тоон-рю каратэ Дзюхацу Кёда

 

Мы видим, что сходятся только четыре ката – Санчин, Сэйсан, Сансэйру и Супаринпэй (Пэчурин). Поскольку у двух оставшихся ката Кёда однозначно указан источник, предполагается, что прочие ката Мияги получил от Хигаонны, но нет четких доказательств, подтверждающих или опровергающих это утверждение. Тем не менее, учитывая приведенный выше исторический документ, а также используя простой сравнительный анализ ката, можно сделать некоторые выводы.
Мы можем сослаться на свидетельства других учеников Хигаонны, таких, как его первый ученик Тёги Ёсимура, который говорил, что изучал под руководством мастера только Санчин и Пэчурин (перевод полного текста будет приведен ниже). Соки Ура также заявлял в интервью известному специалисту по Годзю-рю и Томари-тэ Икэну Токасики, что Хигаонна обучал только трем или четырем ката, а в современном Годзю-рю их стало слишком много. Сам Ура специализировался в Санчин и Сэйсан.
Наконец, простой технический анализ различных ката Годзю-рю может многое нам сказать. Мы можем сразу заметить, что четыре ката, общие для учебной программы Мияги и Кёды, действительно происходят из общего источника. Некоторые их характерные черты указаны ниже:

  • Все они начинаются с характерной последовательности из ката Санчин – чередовании блоков на среднем уровне и реверсных ударов кулаком.
  • Санчин и Сэйсан заканчиваются в позиции, известной как тора-гучи (маваси-укэ), а Сансэйру и Супаринпэй (Пэчурин) двойного журавлиного клюва.
  • Все они асимметричны что касается основных техник, т.е. хотя и выполняются во всех направлениях, но только с правой стороны тела.
Напротив, похоже, что все оставшиеся ката Годзю-рю имеют разные характеристики. Например:
  • Хотя Сисотин начинается со знакомой по ката Санчин последовательности, пусть и с открытыми ладонями18, она симметрична и основные техники выполняются как на левую сторону, так и на правую.
  • Хотя Сайфа и Курурунфа заканчиваются тора-гучи, в них нет последовательности из Санчин и основные техники выполняются на обе стороны тела.
  • Несмотря на то, что все остальные ката Годзю-рю симметричны, что касается работы на правую и левую стороны в основных техниках, они, по-видимому, не связаны друг с другом в основных характеристиках.

 

Взаимосвязь с Уэти-рю

 

Теперь давайте обратим внимание на Уэти-рю. Считается, что Канбун Уэти изучил несколько форм бокса Тигра, возможно с элементами бокса Журавля, у знаменитого Чжихэ Чжоу из Фучжоу.
Однако, взглянув на те три ката, которые Канбун Уэти вынес из своего ученичества у Чжихэ Чжоу в Китае, мы увидим Санчин, Сэйсан и Сансэйру. Довольно интересно, что устная традиция Уэти-рю утверждает, что в первоначальном стиле цюаньфа, который изучал Канбун Уэти, существовала форма, называемый Пэчурин или Супаринпэй, но Уэти никогда ее не изучал.
Однако названия ката – это не единственное сходство. Санчин Уэти-рю, хоть и исполняется с открытыми ладонями, очень напоминает версию Хигаонны. Более того, устная традиция утверждает, что Хигаонна первоначально обучал версии Санчин с открытыми ладонями. Первая половина ката Сэйсан Уэти-рю также подозрительно похожа на версию Хигаонны. Хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы определить как так произошло, вполне вероятно, что Уэти познакомился с классическим Нафади во время обучения в додзё Когусуку в Фучжоу.

 

Санчин

 

Хотя многие из тех, кто сегодня пишет о боевых искусствах хотели бы приписать корни Санчин упражнениям, которым якобы Бодхидхарма учил своих последователей в легендарном китайском храме Шаолинь, в настоящее время это остается ничем иным, как неподтвержденным предположением. Несмотря на этот миф, корни окинавской ката Санчин происходят от школ цюаньфа провинции Фуцзянь, где многие, если не большинство, стили боевых искусств имеют форму под таким названием. На самом деле, термин Санчин (китайские иероглифы переводятся как «Три битвы»), по-видимому, встречается исключительно в фуцзяньских системах цюаньфа19.
Многие исследователи и писатели, особенно принадлежащие к традиции Годзю-рю, считают, что Санчин изучил в Китае и привез на Окинаву Канрё Хигаонна. Но существует также ряд предположений, что ката Санчин существовала на Окинаве еще до путешествия Хигаонны в Фуцзянь и передавалась в старом китайском поселении Кумэ близ Наха. Считается, что Хигаонна изучил Санчин Сэйсё Арагаки (1840-1920), который, как говорят, был его первым учителем.
Многие считают, что учителем Хигаонны в Фуцзяни был Чжун Сян Се, создатель стиля «Кричащего журавля», но и противников у этой теории не меньше. Можно предположить, что Хигаонна узнал от Се форму Хаппорэн, и она, вероятно, стала основой для современной версии Санчин в Годзю-рю. Если Се действительно был учителем Хигаонны, то Хигаонна скорее всего интегрировал принципы Хаппорэн в ката Санчин, которую он изучил у Арагаки. При сольной практике Хаппорен дыхание тихое.
Как бы то ни было, Хигаонна заставлял своих учеников несколько лет практиковать только Санчин, прежде чем давал им другую ката. По-видимому, сначала он преподавал Санчин с открытыми руками и быстрым дыханием20, но позже изменил форму, и она стала выполняться медленнее и со сжатыми кулаками. Другие считают, что такую реформу провел Тёдзун Мияги.
Сохранилась одна любопытная заметка о важности ката Санчин в учении Канрё Хигаонны. Один окинавец по имени Сабуро Киндзё написал статью о Канрё Хигаонне для журнала Хироси Киндзё "Гэккан каратэ-до". Следующий отрывок рассказывает о суровой практике Санчин под руководством почтенного мастера21.

 

«Думаю, нам еще детьми хотелось попасть в додзё сэнсэя чтобы хоть одним глазком увидеть исполнение туди этим прославленным мастером. Но когда бы мы ни пришли, видели мы не самого сэнсэя Хигаонну, а, скорее, его учеников, практикующих ката Санчин... И так было каждый раз… Как всем известно, Санчин – это основная ката туди, которую выполняют раздевшись, вдыхая и выдыхая, двигаясь назад и вперед. Учитель стоит сзади и, когда ученик идет вперед и назад, хлопает по плечам обеими ладонями и фиксирует позицию. Основное, что я видел в додзё сэнсэя, это как ученики захватывали заполненные песком двухфутовые кувшины с узкими горлышками и, держа их горизонтально, двигались вперед и назад. Я подумал, что на самом деле туди должно быть очень сложная вещь.»

 

 

 

 

 

 

Изображение

Тедзун Мияги выполняет Санчин-симэ

 

В англоязычной литературе под тремя битвами в ката Санчин часто подразумеваются разум, тело и дыхание. Другие источники считают, что имеются в виду атака и оборона на трех уровнях – вернем, среднем и нижнем. Тремя важными моментами в ката Санчин также называют позицию, дыхание и дух, и не получится освоить эту форму если одного из этих элементов не хватает. Санчин Канрё Хигаонны включает в себя два разворота и только один шаг назад. Чтобы компенсировать отсутствие шага назад Тёдзун Мияги создал укороченную версию ката без разворотов и с двумя шагами назад. Следует, однако, отметить, что во многих школах, особенно в Тоон-Рю, практика Санчин также осуществляется путем ходьбы вперед и назад по всей длине додзе несколько раз и не сводится к фиксированному числу шагов.

 

Сэйсан

 

Название означает цифру 13. Некоторые называют форму «13 рук», «13 кулаков» или «13 шагов». Эта ката преподавалась как в Томари, так и в Наха, и она является одной из наиболее распространенных в окинавском и японском каратэдо.
Доподлинно неизвестно какой смысл заложен в название. Кто-то считает, что это количество техник в ката, другие полагают, что это виды усилия, применяемые в форме, некоторые – что это применяемые принципы, а есть те, кто полагает, что 13 – это число атак или противников.
Из всех этих теорий автор вынужден отмести последнюю, поскольку крайне нереалистично чтобы форма учила справляться с подобными ситуациями. Напротив, ката была разработана для обучения принципам, необходимым для выживания в более распространенных ситуациях самообороны, а не в длительной затяжной схватке с несколькими противниками.
Сэйсан начинается с трех реверсивных ударов из ката Санчин, затем следует серия уникальных ударов рукой-ножом или пяткой ладони, часто описываемых как «кошачье умывание». Серия ударов коленом и пальцами продолжается низким ударом в колено сбоку. Зачерпывающие блоки сменяются связками из двух и трех ударов, апперкотом и низкими боковыми ударами. Ката заканчивается сильным ударом передней ногой и тора-гучи из «позиции кошки».
Вот как Канрё Хигаонна учил Мияги Тёдзуна топчущему удару (фумикоми) из этой ката.

 

«Одной из особенностей Нафади Сэйсан является техника ударов ногами, и я считаю, что сэнсэй Кёда получил неукоснительные рекомендации по этому методу от своего учителя сэнсэя Хигаонны. Сэнсэй Кёда был особенно строг ко мне, когда обучал этому удару. Также кажется, что однокашник сэнсэя Кёда, основатель Годзю-рю Тёдзун Мияги, также был под сильным впечатлением от наставления сенсея Хигаонны по этой технике удара ногой. Когда сам сэнсэй Хигаонна продемонстрировал ее, раздался громкий треск. На следующий день, когда сэнсэй Мияги посетил дом сэнсэя Хигаонны, тот снимал половицы. Он сказал: «Кажется, что-то не так с полом. Пойди, взгляни». Когда Сэнсэй Мияги пролез под дом, он увидел, что одна из больших опорных балок под полом была разломана надвое, и из-за этого пол просел. Это означает, что при выполнении этого удара в Сэйсан используется столько мощи.22»

 

Акио Киндзё, известный исследователь и учитель окинавского каратэ, который более 100 раз посещал Китай, Гонконг и Тайвань для обучения и исследования корней окинавских боевых искусств, утверждает, что изначально в этой ката было 13 техник, но в длительном процессе развития добавилось еще несколько. Он также утверждает, что окинавская ката Сэйсан происходит от бокса Белого Журавля Юнчунь из южнокитайской провинции Фуцзянь. Неизвестно, кто привез эту ката на Окинаву, но мы знаем, что в 1867 году Сэйсё Арагаки (1840-1920), мастер боевых искусств (туди), продемонстрировал эту форму (среди прочих) перед последним саппуши, Синь Чжао. Основные линии передачи (помимо прочих) ката Сэйсан связаны с именами мастеров Косаку Мацумора, Тётоку Кьян, Сэйсё Арагаки, Канрё Хигаонна, Канбун Уэти и Норисато Накаима.
Версия, которая утверждает, что ката была привезена из Китая на Окинаву китайским мастером боевых искусств по имени Сэйсян (или Сэйсан), в лучшем случае является неподтвержденным мифом, распространяемым, скорее всего без злого умысла, некоторыми не очень хорошо знающими предмет американскими инструкторами. Этой легенды нет ни в одной книге, опубликованной на Окинаве или в Японии.

 

Сансэйру

 

Сансэйру означает «36». Так же, как и в случае с ката Сэйсан в название добавляют «руки», «шаги» и «кулаки». Так же, как и с ката Сэйсан, происхождение названия неизвестно. В некоторых фуцзяньских стилях цюаньфа есть формы под названием «36», но ни одна из них не похожа на ту, что изучается в современных Годзю-рю, Сито-рю и Тоон-рю.
Как и Сэйсан, ката Сансэйру начинается с трех шагов Санчин, но затем переходит в освобождение от захвата запястья, защиту от прохода в ноги, серию ударов ногами, удары локтями и короткие реверсивные удары кулаком. Затем выполняются два двойных удара руками и завершается форма в позиции двойного журавлиного клюва. Это первая ката из входящих в кэмпо деревни Кумэ, в которой применяются одинаковые серии техник в четырех направлениях. Часто это называют «четверо врат».
Касательно ката Сансэйру существуют определенные исторические разногласия между Тоон-рю и Годзю-рю. По общепринятой версии истории Годзю-рю считается, что все ката Мияги узнал непосредственно от Хигаонны, но Дзюхацу Кёда утверждает, что Сансэйру учитель передал только ему, когда Мияги находился в Кумамото на военной службе. Мэйтоку Яги вспоминал следующее:

 

«После смерти сэнсэя Мияги я взял Тогути (Сэйкити) и отправился в префектуру Оита, где мы встретились с сэнсэем Кёда, который был на год старше сэнсэя Мияги. Я слышал от сэнсэя Мияги, что сэнсэй Кёда практиковал Сансэйру пока Мияги служил в армии. Хотя это не было целью моего визита, я попросил его проверить мое исполнение ката Сансэйру и исправить любые ошибки, на что он ответил, что ошибок в моем исполнении нет.23»

 

Однако, простой сравнительный анализ со всей очевидностью показывает, что эти две версии определенно связаны между собой, хотя видна и существенная разница в исполнении. Например, в версии Тоон-рю во всей ката нет передних ударов ногой. Разумеется, возможно, что Мияги выучил ката у Хигаонны позднее или получил ее от другого ученика Хигаонны и изменил в соответствии со своим пониманием каратэ. Конечно, то же самое можно сказать и о Кёда. К сожалению для исследователей, ката Сансэйру версии Кёда никогда не была опубликована полностью24.

 

Супаринпэй (Пэчурин)

 

Эта форма часто упоминается в Нафади как ката высшего уровня. Она также начинается с реверсивных ударов из Санчин, а после взрывается собственным набором двигательных матриц.
После трех шагов Санчин обе руки вытягиваются в стороны и начинается серия тора-гучи, блоков-зацепов и ударов пальцами в сторону «четырех врат». После серии из трех тора-гучи выполняется уход в «кошачью позицию» и ката продолжается двойными ударами одновременно с блоками вниз или реверсивными ударами на четыре стороны. Затем, шагая по диагонали в позицию сумо (сико-дати), выполняется серия блоков на среднем уровне, удары кулаком и сдвоенные блоки вниз. После цепляющего блока следует комбинация из удара ногой, удара локтем и удара внешней стороной кулака. Затем идет серия цепляющих блоков, круговой удар ногой-полумесяцем, двойной удар ногой вперед, удар локтем и удар внешней стороной кулака. Завершают форму удар пальцами и, как и в ката Сансэйру, переход в позицию двойного журавлиного клюва. Поскольку в Супаринпэй (Пэчурин) помимо четырех основных направлений используются еще и четыре диагональных, часто говорят, что форма учит «восьми вратам атаки и защиты».
Многие считают, что Супаринпэй и Пэчурин – это взаимозаменяемые термины, но вот что рассказывает старейший ученик Дзюхацу Кёда Сигэкадзу Кандзаки.

 

«У меня всегда было впечатление, что Пэчурин и Супаринпэй — это одна и та же ката под разными названиями. Однажды мне довелось наблюдать демонстрацию каратэ, во время которой учитель Годзю-рю выполнял Супаринпэй, и я был удивлен различиями. Когда я вернулся и рассказал сэнсэю Кёда об этом, у него на лице появилось расстроенное выражение, и он сказал, что только сэнсэй Хигаонна называл эту ката Пэчурин.25»

 

Как и в случае с Сансэйру, хотя между Супаринпэй Годзю-рю и Пэчурин Тоон-рю есть технические различия, они по сути являются одной и той же формой и могут рассматриваться как вариации на тему26. Касаемо названия, Супаринпэй часто переводится как «108 шагов», а Пэчурин – «100 последовательных шагов». У известного исследователя окинавского каратэ Акио Киндзё есть интересная теория. Согласно Киндзё, правильное фуцзяньское произношение для Супаринпэй должно быть на самом деле «Сопаринпай», но это произношение за несколько поколений на Окинаве было искажено27. Что же касается термина Пэчурин, у Киндзё есть другое предположение. Хотя общепринятый перевод для этой формы - «100 последовательных шагов», Киндзё утверждает, что он не нашел в Фуцзяни ни одной ныне существующей ката с таким названием. Киндзё утверждает, что это название может быть окинаваизированным произношением формы Баджирин, то есть формы юнчуньского Белого Журавля под названием «100 последовательных техник»28.

 

Изображение

Сэйко Хига и его ученики Акаминэ и Киндзё, демонстрирующие позиции из окинавского Бубиси

 

Сисотин – вечная тайна

 

Сисотин – это загадка. Эта форма действительно начинается с трех шагов Санчин, хотя и с раскрытыми руками. Устная передача говорит, что так Канрё Хигаонна раньше обучал ката Санчин. Также фактом является то, что ката с похожим названием, Тисяукин, исполнил Сэйсё Арагаки на демонстрации 1867 года перед последним саппуши. Также, как Сансэйру и Супаринпэй (Пэчурин), форма выполняется, следуя принципу «четырех врат». Может ли так быть, что Сисотин относится к изначальному кэмпо Кунинда?
Основная проблема этой теории в том, что основные техники ката Сисотин выполняются симметрично. Кроме того, порядок «четырех врат» отличается от Сансейру и Супаринпэй (Пэчурин). В последних двух «четверо врат» выполняются в порядке спереди, сзади, справа и затем слева (с точки зрения исполнителя). В ката Сисотин последовательность сзади, спереди, слева и затем справа. Также верно и то, что, в отличие от Санчин, Сэйсан, Сансейру, Супаринпэй (Пэчурин) и Сэюнчин, никаких письменных свидетельств относительно ката Сисотин29 ранее 1938 года нет.

 

Изображение

Тёдзун Мияги и группа его учеников, 1933 год

 

Хоть ни одно из доказательств не является достаточно убедительным ни в пользу, ни в качестве опровержения утверждений о том, что Сисотин действительно была оригинальным ката Нафади, открываются интересные возможности для будущих исследований. Чтобы закрыть эту тему, давайте рассмотрим теорию Акио Киндзё об этимологии этой уникальной формы.
Согласно Киндзё, Сисотин представляет собой подражание движениям сверчка и/или богомола. Открытая камаэ (позиция) и нукитэ (удар пальцами) в Сисотин имитируют захват жертвы богомолом и ее пожирание. А передняя позиция с раскрытыми руками символизирует расправление сверчком крыльев. Он утверждает, что название Сисотин должно произноситься как «Сисаутин», что с фуцзяньского диалекта переводится примерно как «Битва сверчков»30.

 

По размышлении

 

В заключение, есть один очень важный момент, который автор хотел бы затронуть. А именно: каков же источник дополнительных ката Нафади, входящих в современные Годзю-рю и Сито-рю? Хотя это и выходит за рамки данной статьи, этот пункт представлен здесь как пища для размышлений и задел для будущих исследований. Если на самом деле первоначальная программа Нафади состоял только из Санчин, Сэйсан, Сансэйру и Супаринпэй (Пэчурин), то откуда тогда появились оставшиеся ката, изучаемые в современном Годзю-рю? Известный японский исследователь боевых искусств Нобуюки Хираками формулирует три варианта:

  • Их привез на Окинаву из Фучжоу Канрё Хигаонна.
  • Эти ката передавались в Наха с давних времен.
  • Их добавил Тёдзун Мияги из какого-то альтернативного источника.
Если мы придерживаемся официальной версии создания Годзю-рю, то, конечно, истиной для нас будет версия номер один. Для доказательства второй версии можно вспомнить, что ката Сисотин была, возможно, продемонстрирована наряду с Сэйсан и Супаринпэй еще в 1867 году. И, наконец, что касается третьего пункта, интересно отметить, что в довоенных книгах по каратэ ни одна из прочих ката Годзю-рю не упоминается до 1934 года за исключением Сэюнчин и, возможно, Сисотин31.
Не будучи уверенными в правильном понимании всех этих фактов, автор и его коллеги продолжают искать ключевые фрагменты головоломки. К сожалению, большинство этих кусочков либо ужасно искажены теми, кто заставлял их сочетаться друг с другом в спешной попытке завершить картину, либо были потеряны за диванами и под коврами истории, как головоломка, коробка с которой небрежно пиналась по комнате…

 

Изображение
Изображение
Изображение

 

Перевод с английского – П. Бобров



  • Sergey Sarkisyants это нравится



Статья, конечно, спорная, что уж там. Местами отдает сенчуковщиной, но для расширения кругозора вполне себе, как мне кажется. Написана она была достаточно давно и на сегодняшний день установлено, что некоторые тезисы были явно ошибочными (ученичество Хигаонны Канрё у Сё Чжунсяна, например), но, после некоторых колебаний, вносить свои комментарии в текст я не стал.