Перейти к содержимому






Фотография

Гленард Грабоу - «Тятан Яра-но сай»

Написано yamidako , 23 Октябрь 2019 · 178 Просмотров

Гленард Грабоу

«Тятан Яра-но сай»

 

«Тятан Яра-но сай» — это длинная, сложная ката из арсенала окинавского сайдзюцу. Если говорить об истории, то информации о создателе этой формы немного. Ката была разработана человеком по фамилии Яра, жившим на западном побережье Окинавы в районе Тятан. Мы не знаем, кем именно он был, поскольку Яра – довольно распространенная окинавская фамилия, а кроме того, еще и название местности (к северу от базы ВВС Кадэна есть деревня Яра). Думается, что на протяжении веков в районе Тятан был далеко не один Яра. У него должно было быть и имя, но нам оно также не известно. Еще большую путаницу вносит наличие форм «Тятан Яра-но кон» (бодзюцу) и «Тятан Яра-но тонфа» («Ярагва-но тонфа»). Сомнительно, что один человек создал все три ката с ко-буки (древним оружием). Более того, в некоторых додзё Сёрин-рю каратэ преподают ката «Кусанку» версии Яра. Окинавский мастер кобудзюцу вполне мог бы создать формы для двух видов оружия (бо, сай или тонфа).

 

85 процентов

 

В «Тятан Яра-но сай» содержится как минимум 85% всех техник окинавского сайдзюцу, включая базовые: прямой тычок, укол вперед и нисходящий блок. Если кто-то хочет овладеть сайдзюцу, ему следует отточить выполнение основных техник на обе стороны. Обычно на это уходит несколько лет усердной практики. Базовые элементы в сайдзюцу имеют такое же значение, как удары руками и ногами в каратэ – пока они не освоены, многие другие техники не будут получаться. Кроме того, базовые техники дают ученику понимание длины, веса и баланса сая. Окинавский сай – это блокирующее, бьющее, колющее и метательное оружие – именно в таком порядке.

 

Хват сая

 

Изображение

Дзюн нигири (основной хват). Следите, чтобы большой палец не выступал за пределы гарды.

 

По существу, есть два хвата сая:

  • Основной хват (дзюн нигири).
  • Обратный хват (гьяку нигири).

Изображение

Гьяку нигири (обратный хват).

 

Обратите внимание на важный момент при основном хвате: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы большой палец выступал за пределы гарды. Это один из первых уроков, который дается в окинавском сайдзюцу. Если большой палец будет заступать на клинок, он окажется в зоне поражения оружием противника (бо, нож, меч и.т.д.). В случае травмы он теряет силу и сай, если вы его не уроните, будет бесполезен.

 

Концы = опасность

 

Мой учитель, покойный Синдзё Масанобу (9 дан Федерации Окинавского каратэ) всегда указывал: держите концы сая вдали от своего лица и тела. Если они близко к вам, то нападающему довольно только толкнуть ваши руки или предплечья и сай окажется у вас в лице, глазах или корпусе. Чтобы избежать такой ситуации, выполняйте техники саем на расстоянии вытянутой руки. То есть: нанесите фронтальный удар, верните сай к боку для нанесения укола, нанесите укол, затем слегка согните локоть и выполните нисходящий блок. Правильно выполненная комбинация с объединением тела, ума и сая становится проявлением дзэн в движении.

 

Изображение

Базовые техники сайдзюцу: прямой тычок, укол вперед и нисходящий блок.

 

Удары, уколы, блоки

 

В «Тятан Яра-но сай» применяются прямые удары (тюдан цки), двойные удары (нидан цки) и удары двумя руками (моротэ цки). В этой ката все удары нацелены в корпус, солнечное сплетение или грудную клетку. В арсенале имеются боковой удар на верхнем уровне (дзёдан ёко ути), передний удар (сёмэн ути) и передний удар двумя руками (моротэ сёмэн ути). Этими техниками поражаются голова и руки или предплечья противника
В ката есть несколько методов блокировки: на верхнем уровне (дзёдан хараи укэ) – для защиты горла от тычка шестом, поперечный блок на верхнем уровне (коса укэ) – для защиты от фронтальной атаки бо, наклонный блок (нанами укэ) – для противодействия диагональному или фронтальному удару шестом, вертикальный блок (татэ укэ) – для защиты центральной линии от атаки бо, сметающие блоки (хараи укэ) – для защиты ног. Сметающий блок – это отдельная техника, включающая отшаг и поднятие ноги, что препятствует эффективным действиям атакующего.
Вполне очевидно, что многие из техник (вадза) и сценариев боя (сэнто тэки-на-судзигаки) в «Тятан Яра-но сай» были разработаны, по большей части, как защита от нападающего(-их), вооруженного бо. Разумеется, есть также защита от ударов руками и ногами и от захватов.
Многие техники в этой замечательной ката подходят в качестве защиты против нападающего с холодным оружием: скрестный блок на верхнем уровне может быть использован против нисходящего удара ножом, блок на верхнем уровне защитит от удара в горло, сметающий блок может быть использован против укола в живот, а фронтальным ударом сломать руку, держащую нож. Сметающим блоком верхнего уровня можно защититься против фронтальных ударов и ударов ногой.

 

Нет ударов ногами

 

Существует довольно сомнительная практика, проявившаяся в последние десятилетия. В нескольких «современных» ката сайдзюцу используются фронтальные удары ногами. Мои исследования на Окинаве показывают, что ни в одной из классических ката окинавского сайдзюцу - «Тятан Яра-но сай», «Цукэн Ситахаку-но сай», «Тавада-но сай» и «Хамахига-но сай» нет ничего подобного. Техникам ударов ногами нет места в ката сайдзюцу. Их совмещение с техниками саев очень похоже на перевозку гравия на спортивном автомобиле: это можно сделать, но не имеет смысла.

 

Боевые ситуации

 

В большинстве классических окинавских ката сайдзюцу исполнитель начинает с саями в каждой руке. «Тятан Яра-но сай» стоит особняком – сай держится только в левой руке, а правая пустует (сай для правой руки находится за поясом). Таким образом создатель ката хотел подчеркнуть, что схватка может начаться до того, как боец полностью к ней подготовится.
Вторая боевая ситуация тоже нестандартная. Исполнитель занимает положение стоя на колене (иайгоси-дати), сай для правой руки все еще за поясом, рука исполнителя находится на его рукояти, он готов выхватить оружие. Кажется бессмыслицей, пока мы не поймем: защищающийся стоит на коленях в темноте, а нападающий пытается определить, где он, нанося тычки шестом на уровне груди. На Окинаве бывает очень темно! Кстати, подобный сценарий с положением на одном колене также предусмотрен в ката бодзюцу «Ёнэгава-но кон».
Конечно же, нам надо рассмотреть основную боевую связку, которая встречается в «Тятан Яра-но сай» семь раз. Она начинается с прямого тычка, за которым следует сметающий блок на верхнем уровне, удар вперед на верхнем уровне, нижний блок и два тычка вперед. Вполне возможно, что на самом деле это две или три небольшие связки, а не одна длинная. Такая вероятность делает связки и, следовательно, ката более значимыми. На начальном уровне последовательность рассматривается как защита от атаки тычком бо в горло. Сметающий блок отклоняет шест, затем защищающийся скользит вперед и контратакует ударом в голову и тычками в область грудной клетки. Нижний блок защищает от переднего тычка или удара ногой, в таком случае сдвоенные тычки рассматриваются как контратака. Тот факт, что эта связка встречается в «Тятан Яра-но сай» семь раз говорит о том, что и она, и входящие в нее техники важны и, при правильном выполнении, эффективны. Все техники в этой последовательности выполняются правой рукой, за исключением одного из тычков в конце. Подробнее о левосторонних связках и техниках мы поговорим ниже. Еще один важный момент, касающийся этой ката, заключается в том, что некоторые техники стоят не в той последовательности, что предназначена для боя. Другими словами, в схватке сначала используется верхний сметающий блок, а не прямой тычок. Такое смешение техник дает ката плавность, а кроме того, служит для сокрытия значений некоторых связок. Если вы тренируетесь в окинавском сайдзюцу и сталкиваетесь с последовательностью, кажущейся вам бессмысленной, поменяйте порядок техник, это поможет вам раскрыть некоторые секреты!

 

ИзображениеИзображение

Базовая связка ката «Тятан Яра-но сай»: прямой тычок, сметающий блок на верхнем уровне, удар вперед на верхнем уровне, нижний блок и два тычка вперед.

 

Позиции

 

В «Тятан Яра-но сай» используются многие позиции, которые можно встретить в окинавском каратэ: кошки (нэкоаси-дати), передняя (дзэнкуцу-дати), квадратная (сико-дати), на колене (иайгоси-дати) и на одной ноге (иппон-дати).
Скользящий шаг (сури-аси) – это очень важная техника в «Тятан Яра-но сай» и окинавском сайдзюцу в целом. Он используется для сокращения расстояния (до атакующего), либо для разрыва дистанции. Скользящий шаг применяется при тычках, ударах и блоках. Его выполнение должно быть доведено до совершенства. Нет необходимости преодолевать с его помощью пять или шесть футов – это слишком. Два с половиной фута – намного более контролируемая и подходящая дистанция.

 

Киай

 

Киай (духовная атака) встречается в «Тятан Яра-но сай» один раз - он выполняется в позиции со скрещенными ногами одновременно с ударом вперед. Киай должен быть короткий и резкий. Вероятно, в окинавском сайдзюцу эта техника появилась после 1900 года. Она скорее всего не использовалась, когда каратэ и кобудзюцу были под запретом.

 

Изображение

 

Метание саев

 

Техника метания (нагэ-вадза) может быть частью ката сайдзюцу. Обычно для метания используется сай из правой руки. Концовка ката модифицируется из-за броска. «Тятан Яра-но сай» завершается квадратной стойкой и защитами на верхнем и нижнем уровне. В случае броска позиция изменяется на прямую. При метании сай берется основным хватом и бросается широким круговым движением в вертикальной плоскости. Сай должен выскользнуть из руки, как кусок мыла. Целятся обычно в переднюю ногу противника, расстояние не должно превышать шести-восьми футов. Бросок должен быть полной неожиданностью для противника. Отличной мишенью для тренировок может послужить старый ботинок, поскольку он подходит по размеру и форме.

Изображение

 

Телесное искусство, право и лево

 

Тайдзюцу (телесное искусство), с его элементами в виде баланса, тайминга и координации, хорошо выражено в этой динамичной форме. Двойные тычки и удары, комбинированные верхние и нижние блоки, сложные позиции кошки и квадратная, неустойчивые позиции на одной ноге и длительность самой ката - все вместе это улучшает чувство тело и помогает выполнить эту требовательную к физической форме ката.
Что такое ката без правильного дыхания? Правило простое: при тычке или ударе выдыхайте, при блокировке вдыхайте через нос.
«Тятан Яра-но сай» — это, прежде всего, правосторонняя ката: большинство ее техник выполняется на правую сторону. В основной связке, встречающейся в ката семь раз, пять из шести техник правосторонние. Наверное, так и должно быть: девять из десяти человек – правши. Самое главное, что правша в кризисной ситуации будет действовать, скорее всего, с правой (сильнейшей) стороны.
Но это не значит, что левосторонние техники надо игнорировать. Как только мы освоим ката, а на это уйдет несколько лет, мы приступим к наработке левой стороны. Левосторонние техники следует отточить так же, как и правосторонние. Придумайте связку для левой стороны. Да, на достижение этого уйдут годы. На самом деле, правше очень трудно развить левую сторону до уровня правой. По моему опыту, успеха можно достичь лишь на 80%. Слева нам придется тренироваться в три раза больше, чем на правую сторону. Я имею в виду, что на каждый раз, как мы практикуем базовую технику или связку с саем, нам нужно сделать ее трижды на левую сторону. У развития левой стороны есть свои преимущества:
1) Она станет сильнее в сайдзюцу, бодзюцу, каратэ и.т.д.
2) Нам будет легче вести поединок против нескольких нападающих.
3) Исключаем необходимость в изучении других ката с саями – сильные, отработанные левосторонние техники намного лучше знания еще одной ката.

 

Одна ката

 

Синдзё Масанобу говорил мне: «Тебе не нужно больше одной ката с саями. Возьми ослепляющую технику из «Тавада-но сай и дополни ей «Тятан Яра-но сай»»». «Цукэн Ситахаку-но сай» очень похожа на «Тятан Яра-но сай». Большинство техник из «Хамахига-но сай» и «Тавада-но сай» содержится в «Тятан Яра-но сай». Есть и другие довольно важные причины, почему нам не нужно более одной ката с саями:

  • Многие техники в разных ката с саями похожи друг на друга, но и отличаются достаточно, чтобы вызывать путаницу. В одной ката три базовых движения, в другой – четыре, где-то используются двойные удары в корпус, а где-то в голову, и.т.д. Все это похоже на положения стоп в некоторых ката Годзю-рю и Сёрин-рю – постоянная путаница в основных позициях. Или же, в качестве примера, удар в область груди в трех ката Годзю-рю и в область пояса в некоторых ответвлениях Сёрин-рю. В результате мы имеем постоянное смешение техник.
  • Чтобы отшлифовать ката с саями требуется несколько лет.
  • Техники должны быть наработаны и на левую сторону.
  • В сутках лишь 24 часа и
  • Только отточенные и эффективные техники можно применить в критической ситуации.

 

Сай

 

Острие многих сай либо слишком заточено, либо тупое. Нам не нужны острые как иглы кончики саев – ими редко протыкают. Многие саи, особенно, изготовленные в Европе, слишком затуплены. При правильной заточке плоскость острия равна примерно 1\8 дюйма. Рукоятки должны быть оплетены крепким шнуром, окинавцы используют шнур под названием мисо-ито. Кожаная обмотка – не очень хорошая идея, она становится скользкой от пота. Клинок должен при обратном хвате доходить до кончика вашего локтя. Рукоять должна быть достаточно длинной, чтобы вытянутый указательный палец лежал на ней плашмя, едва касаясь навершия. Многие саи слишком тяжелы, как правило из-за переизбытка металла в месте крепления гарды к клинку.

 

Рукава и суставы

 

Классическая окинавская ката с саями может относиться к фуруи ката (старая ката), сайсё ката (первоначальная ката) и корю ката (древняя традиционная ката). При их отработке закатайте рукава вашего ги до середины предплечья. Саи часто роняют потому, что гарда цепляется за манжеты. Для правильного обращения с саем запястье, локтевой и плечевой суставы должны быть свободными. Это основная проблема для правшей, когда они пытаются изучить левостороннюю технику – левая рука слабая и жесткая.
Потребуются годы, чтобы овладеть ката «Тятан Яра-но сай» — это сложная и требовательная работа. Тренируйтесь усердно!

 

Об авторе

 

Гленард А. Грабоу – обладатель мастерских степеней по окинавскому Годзю-рю и кобудзюцу и писатель-фрилансер. Проживает в городе Джеймстауне, штат Нью-Йорк. Он совладелец небольшой компании «Окинаван Адвенчурз», занимающейся старинным окинавским оружием и производством учебных фильмов по каратэ и кобудзюцу.

 

Опубликовано в журнале Bugeisha, выпуск №5 за 1999

Перевод: П. Бобров

 

Больше материалов в нашей группе ВК https://vk.com/kobudomoscow



  • ВиШень и bogdan kurilko это нравится



Ноябрь 2019

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
1819 20 21222324
252627282930 

Последние комментарии