Перейти к содержимому






Фотография

Семья Матаёси и Кингай-рю (часть 1)

Написано yamidako , 20 Ноябрь 2019 · 142 Просмотров

Семья Матаёси и Кингай-рю

 

Как только не упоминается таинственный стиль Кингай-рю в литературе по окинавским боевым искусствам! Его называют прародителем Годзю-рю, вариантом Уэти-рю, китайским «журавлиным» стилем, но более всего он известен как безоружная часть традиции семьи Матаёси. На самом деле все это не так. Хотя информация об этом стиле довольно скудна, в данной статье я постараюсь развеять некоторые мифы о Кингай-рю и о его связи с окинавскими боевыми искусствами. Я буду опираться на документы о стиле, изданные Кодокан додзё, опыт практики боевых искусств в традиции семьи Матаёси и несколько интервью с людьми, не понаслышке знакомыми с этой системой. Хотя эта статья не претендует на истину в последней инстанции, а ореол тайны вокруг системы остается (и, возможно, еще менее проницаем после смерти Матаёси Синпо), она должна пролить больше света на почти неизвестную страницу в истории окинавской боевой культуры.
Наиболее известная версия называет Кингай-рю безоружным стилем, передававшимся в семье Матаёси и ведущим свое происхождение от китайского учителя Матаёси Синко, Кингая-роси (лаоши – прим. переводчика). Однако, это неверно. В Кингай-рю в передаче Кингая входило и оружие – нунти, тинбэ, сурутин и сюрикэн. Кроме того, в семье Матаёси передавалась (но не преподавалась) не одна система безоружного боя и Кингай-рю был только частью наследия Матаёси. Еще больше запутывает ситуацию то, что семья иногда называла свое боевое искусство Кингай-рю Матаёси кобудо («Система владения холодным оружием стиля Матаёси школы Кингай»). Это можно понять так, что все, что преподается семьей Матаёси является Кингай-рю, передано это от Кингая или нет. В этой статье, тем не менее, я буду под Кингай-рю понимать ту часть стиля Матаёси, что основана на обучении Матаёси Синко в Фучжоу у мастера Кингая.

 

Кингай-рю Тодэ-дзюцу 金硬流唐手術
По рекомендации своего друга Го Кэнки Матаёси Синко отправился в Фучжоу и прибыл туда примерно в 1907 или 1908 году. В Фучжоу он поселился у Го Коки, отца Го Кэнки. Вскоре Го Коки представил его своему другу, известному в Фучжоу мастеру боевых искусств Кингаю-роси. Считается, что Кингай учился вместе с Сю Си Ва (Чжоу Чжи Хэ), наставником Уэти Канбуна1. Кингай называл свою систему Кингай-рю, толкуя составляющие имя иероглифы следующим образом: «Кин» означает способность к изменениям, а «Гай» - твердость, подобная стали. Вместе они означают «Твердость и мягкость как одно целое»2. Такое чтение для иероглифа «Кин», который обычно переводится «золото, деньги или металл», довольно своеобразно, и, скорее всего, основываются на его личном понимании. Система также упоминалась как «Стиль Золотой птицы Матаёси Синпо» и в этом случае «Кин» читается как «золото».
С небольшими перерывами для путешествий по Китаю, поездок на Тайвань и в Японию, а также десятилетнего перерыва в начале 1920-х годов, когда он возвращался на Окинаву, Синко обучался у Кингая с 1909 или 1910 по 1935 год, когда он окончательно вернулся домой. Помимо боевых искусств он изучал у мастера Кингая китайскую медицину, гомеопатию, акупунктуру и прижигания мокса. Перед своим окончательным возвращением домой на Окинаву в 1935 году, Матаёси Синко получил от Кингая-роси в подарок два свитка, верхний и нижний, на которых был изображен буддистский святой (Бодхисаттва) Кингай-рю Бусин (Бог и покровитель военного искусства) Комё Тайгэн Роси (Гуанмин Да Юаньши)3. Он символизирует мудрость, знание присущих людям злых страстей, свет буддистской добродетели и защиту 18 архатов, а также необходимость следовать этим добродетелям. Подаренные Кингай Роси свитки и поныне хранятся в семье Матаёси, но, к сожалению, так и не были представлены публике.

 

Изображение
Го Кэнки (справа) со своим учеником (слева) и Мияги Тёдзуном (в центре).

 

Сама по себе система, по-видимому, представляет собой вариацию фуцзяньского стиля Тигра и Журавля. В основе лежит ката Сантин. После смерти Матаёси Синпо полный список ката был опубликован семьей Матаёси и Кодокан додзё (таблица 1).
Некоторые ката из этого списка (такие как Сантин, Сэйсан, Годзюсихо и Ванкан) встречаются в других окинавских стилях. Насколько они похожи неизвестно, но точно не идентичны. Марк Бишоп в своей книге (1989г., стр. 150) утверждает, что Сэйсан идентичен стилю Уэти-рю, но я не согласен, т.к. лично видел Сэйсан Кингай-рю. Есть некоторая схожесть в рисунке ката и в техническом арсенале, особенно в широком использовании открытой руки, но ката, несомненно, различны. Как еще один пример, покойный Одо Сэйкити обучал ката Годзюсихо Ити, которую передал ему Матаёси Синпо. Также он преподавал ката Годзюсихо линии Кьяна и называл ее Годзюсихо Ни4.

 

Изображение

 

Годзюсихо версии Матаёси схожа с другими вариациями, идущими от Мацумуры Сокона, но, в большинстве своем, это разные ката. Я не знаю, есть ли какие-либо сходства у ката Ванкан и Сантин Кингай-рю с другими окинавскими школами. Учитывая сходства в других ката, можно с уверенностью сказать, что есть, но, тем не менее, это разные формы.

 

ИзображениеИзображение
Матаёси Синпо выполняет ката стиля Журавля. Кодокан додзё, 1986 год.

 

Нам остается широкий простор для предположений о первородстве этих ката. Произошли ли они из окинавских источников, или же из китайских,
окинавские у них названия или фуцзяньские, или какие-то еще. Связь с окинавскими боевыми искусствами несомненна. Система включает в себя ката с оружием и без него, делается упор на техники открытой руки и удары суставами пальцев, поражение жизненно важных точек (кюсё) но, тем не менее, неидентична существующим школам окинавского каратэ.

 

ИзображениеИзображение
Матаёси Синпо практикует Сантин-гами. Матаёси Синпо в позиции Журавля.
Сёдокан додзё, начало 1960гг.

 

Тренировки Матаёси Синко под руководством Кингая были весьма суровыми, но он ценил возможность обучаться у такого мастера и посвятил себя всего изучению боевого искусства и китайской медицины. Искусство мастера Кингая включало в себя изучение ката и отработку применения их элементов. Одним из «секретов» системы была «данинпо», техника нанесения ударов на основе знаний о физиологии человека и расположении жизненно важных точек. Эта техника считалась весьма опасной и предназначалась исключительно для реального боя. Частью ее был метод «кида», удар с использованием энергии (ки) противника. Другое название «кокью-дахо», что означает «удар в такт дыханию». Цель такой атаки выбиралась исходя из знаний акупунктуры и прижиганий мокса. Атака производилась кончиками пальцев или суставами.
Итак, система Кингая-роси была не просто рукопашным боем. Помимо безоружных техник она включала в себя работу с оружием, медицину и каллиграфию. Помимо физического обучения, секреты школы были переданы Матаёси Синко с помощью стихотворных наставлений. Такой тип обучения весьма отличается от практикуемых сегодня на Окинаве рукопашных систем.

 

Изображение
Хига Сэйко с учениками.

 

Неудивительно, что возникают вопросы, откуда взялась эта система. Если, например, Кингай учился вместе с Сю Си Ва, почему тогда его школа так отличается от того, чему учился Уэти Канбун? У кого учились сами Сю Си Ва и Кингай? Была ли система создана самим Кингаем? Если так, это объясняет название и прочтение иероглифов. Но что он изучал прежде, чем основал собственную систему? В основе, скорее всего, лежит фуцзяньский стиль Тигра и Журавля, но вот какой линии? Как он связан с другими окинавскими системами и их китайскими источниками? Ката показывают, что есть связь как с Нафади, так и Суйди, но природа ее неясна. К сожалению, эти и другие вопросы, скорее всего, останутся без ответа. Со смертью Матаёси Синпо линия передачи была прервана.
Исторические связи Кингай-рю с воинским наследием Окинавы кажутся обширными, но при этом расплывчатыми. На более современном уровне учение Кингая-роси становится стержневым элементом Матаёси кобудо, пусть даже без безоружного раздела. Таким образом, учитывая влияние Матаёси кобудо на окинавские боевые искусства и большое количество мастеров, занимающихся им, можно сказать, что Кингай-рю связан с современным окинавским каратэ. Но, рассматривая Кингай-рю, не надо забывать об еще одном элементе традиции семьи Матаёси. Хотя он и не преподается публично, семья Матаёси хранит еще один стиль, оказавший огромное влияние на развитие окинавского каратэ в ХХ веке.

 

Продолжение следует…

 

Примечания
1. Нет никаких упоминаниях о контактах Матаёси с Уэти. Уэти покинул Фучжоу в 1904 году, а Матаёси прибыл туда не ранее 1907.
2. Эта цитата и большая часть информации взята из публикаций ZOKR (1999).
3. Может быть, это был реальный исторический персонаж.
4. Спасибо Джулиану «Бутчу» Спейну за информацию о содержании и линии передачи мастера Одо Сэйкити.
5. Тут имеется расхождение в датах. Большинство источников утверждает, что Го прибыл на Окинаву в 1912 году. Однако в традиции семьи Матаёси сказано, что Матаёси Синко знал его до того, как покинул Окинаву в 1905 году.
Благодарю
Джо Свифта и Марио Маккену за помощь с подбором материалов.
Кори Тедроу за помощь в фотосъемке.
Дэвида Наусса и Джима Бааба за предоставленные фотографии.
Отдельная благодарность покойному Матаёси Синпо, Рюго Сакаи и Кимо Уоллу за то, что они поделились своими знаниями о Кингай-рю и Го Кэнки кэмпо.

 

Об авторе
Фред Лозе практикует Матаёси кобудо (7 дан) и Годзю-рю каратэ (6 дан) более 25 лет. В 1990-1992гг. жил в Японии. Имеет степень Гарвардского Университета по Международному обучению и японистике. Тренируется и преподает каратэ и кобудо в «Кодокан Бостон», г. Бостон, штат Массачусетс.

 

Библиография
• Bishop, Mark. (1989). Okinawan Karate: Teachers, Styles, and Secret Techniques. London: A&C Black
• Fujiwara, R., and Gima. (1986) Shinkin, Kindai Karate do no Reikishi wo Kataru (Conversations on the History of Modern Karate do). Tokyo: Baseball Magazine.
• Hokama, Tetsuhiro. (1984). Okinawa Karate-do no Ayumi. (A history of Okinawan karate-do.) Okinawa: Seihonshu Minami Purinto.
• Hokama, Tetsuhiro (Translated by Joe Swift). (2007). Timeline of Karate History. Okinawa: Ozato Print Co...
• McKenna, Mario. (2001) Wu Xianhui and Tang Daiji, Pioneers of Okinawan Karate. Dragon Times, Vol. 20, pp. 13-15.
• McKenna, Mario. (2003) Uechi Ryu Karate, a Short History, Part 1. From Fighting Arts.Com: http://www.fightinga...icle.php?id=478.
• Okinawa Ken Kyoiku Iinkai. (1998). Karate do Kobudo Kihon Chosa Houkokusho. (Karate do Kobudo Basic Investigative Report.) Okinawa: Bunshin Insatsu Shushiki Kaisha.
• Takamiyagi, S. (1977) The History of Okinawan Karate Do. Okinawa: Uechi Ryu Karate Do Association.
• Tokashiki, Iken. (1995) Bujin Go Kenki to To Daiki no Issho (The Lives of Martial Artists Go Kenki and To Daiki). Naha: Okinawa Times.
• Wei, Q., et. All. (1998) Hu Xing Quan (Tiger Form Boxing). Fuzhou: Fujian People`s Press.
• Zen Okinawa Kobudo Renmei (ZOKR), Kingai Ryu Matayoshi Kobudo Soke Honbu Kodokan. (1999). Kingai Ryu Tode to Matayoshi Shinko. pp. 19-25 in Matayoshi Shinpo Sensei Tsuitou. (Memorial for Matayoshi Shinpo Sensei) Okinawa: Zen Okinawa Kobudo Renmei.

 

Больше материалов в нашей группе ВК https://vk.com/kobudomoscow



  • ВиШень это нравится



Декабрь 2019

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112 13 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Последние комментарии