Перейти к содержимому






Фотография

Фред Лозе - Семья Матаёси и Кингай-рю (часть 2)

Написано yamidako , 27 Ноябрь 2019 · 105 Просмотров

кобудо каратэ история матаёси окинава

Сёрин-Ха Цурукэн, Линия Го Кэнки 少林派鶴拳 (呉賢貴伝来)
Еще юношей Матаёси Синко изучал китайские боевые искусства у своего друга Го Кэнки (1887-1940). На китайском его имя звучало как У Сяньгуй. Он прибыл на Окинаву из провинции Фуцзянь примерно в 1912 году и ему было около 26 лет5. Он работал на окинавца по имени Дзима Масатада в его чайном магазине «Сэнсун Кай» в районе Хигаси-мати города Наха, а в 1913 году открыл свой под названием «Чайная компания Эйко».
Го взял японское имя Сакаки, женился на окинавке по имени Ёсикава Макато и принял ее фамилию. У них родилась дочь по имени Тоё. Го обучал южношаолиньскому стилю Журавля.
Путешествие Матаёси Синко в Китай было во многом вдохновлено рассказами Го Кэнки о боевых искусствах. Семейная история гласит, что Го поощрял его к этой поездке, дал ему рекомендательные письма и адрес в Фучжоу. После долгого путешествия Матаёси Синко попал в дом семьи Го в городе Фучжоу провинции Фуцзянь. Он был принят Го Коки, отцом Го Кэнки. Го Коки был учителем фуцзяньского стиля Журавля и стал наставником молодого Матаёси Синко. Позже он познакомит своего ученика со своим другом, мастером Кингаем. Матаёси Синко учился у Го Коки до начала тренировок под руководством Кингая и на протяжении всей жизни продолжал свою практику стиля Журавля семьи Го.
Связь семьи Матаёси со стилем Журавля Го Кэнки на этом не исчерпывается. Матаёси Синпо начал изучать его у отца в юном возрасте. В 1935 году, когда Синко навсегда вернулся на Окинаву, он представил Синпо своему старому другу Го Кэнки и Синпо учился у него до самой смерти мастера в 1940 году.
За прошедшие годы Го получил признание в высших кругах окинавского каратэ. Он принимал участие в знаменитой Кэнкю-кай тодэ вместе с Мияги Тёдзуном, Кёда Дзюхацу, Мабуни Кэнва и другими известными мастерами. Частично благодаря участию в этой группе, Го оказал значительное влияние на окинавское каратэ того времени. В ряде стилей сохранились версии ката, которые он преподавал. Кроме того, хотя его ката и нет в Годзю-рю, Го оказал колоссальное влияние на подход к боевым искусствам Мияги Тёдзуна. Они были хорошими друзьями (Мияги также был другом Матаёси Синко) и, помимо прочего, вместе путешествовали по Китаю, изучая боевые искусства.
Линия передачи стиля Журавля Го Кэнки неизвестна. Ни он сам, ни его отец не рассказывали о своих учителях и не оставили никаких документов. Нет таких сведений ни у семьи Матаёси, ни у других учеников Го, таких как Итоман Сёдзё, Мабуни Кэнва и Кёда Дзюхацу. По словам семьи Лю, которая преподает на Тайване стиль Кормящегося Журавля, ката Какухо напоминает Парящего Журавля, но это лишь предположение, основанное на форме6.
Токасики (1995) считает возможным, что семья Го изучала стиль Кричащего Журавля у его основателя, Се Чунсяна7. Также есть предположение, что Го изучал стиль Журавля у Сю Си Ва, мастера, у которого Уэти Канбун изучал стиль Тигра (см. Уэйт, 1988г., стр. 221). Тем не менее, техники и ката Уэти-рю и стиля Го Кэнки имеют весьма отдаленное сходство8.
Несмотря на похожие названия ката и некоторые базовые техники, стиль Го Кэнки, насколько я знаю, не похож ни на один китайский стиль Журавля. Не похож он и на окинавские школы. Возможно, он связан с Кингай-рю, поскольку Го Коки был другом Кингая-роси и сын, похоже, тоже был с ним знаком. Однако, в их системах нет ни одной общей ката. Есть связь с современными окинавскими стилями (благодаря Кэнкю-кай). Может быть имеются более глубокие связи через связь Го, Сю, Уэти и Матаёси (еще, возможно, Рю Рю Ко и Хигасионна). Можно с уверенностью предположить, что семья Го была знакома с мастером Сю, поскольку он учился и тренировался в одном городе с их другом Кингаем. Также говорят, что Уэти Канбун и Го Кэнки знали друг друга еще в Китае, а на Окинаве отправляли учеников друг к другу (см. Маккенна, 2001г. и Яги Таками, 1977г., стр.439). Однако, больше информации об их общении и тренировках нет.
Как и Кингай-рю, стиль Го Кэнки считается безоружным, но это не так. Это комплексная боевая система. Содержание ее, опубликованное семьей Матаёси, приведено ниже (таблица 2)9.

 

Изображение

 

Ряд этих ката до сих пор сохраняются в некоторых окинавских стилях. Нэпай является частью Тоон-рю мастера Кёда Дзюхацу и в его исполнении есть сильное сходство с ката Журавля семьи Матаёси10. Как и Нипайпо, она сохранилась в Сито-рю, но в измененном виде. Хаппорэн также представлен в некоторых линиях Сито-рю.
Ката Какухо, или Принципы Журавля передавалась в разных вариантах и под разными названиями. Эту форму можно встретить в Рюэй-рю (Пайхо), некоторых ветвях Сито-рю (Хакаку, Хакуцуру), Годзю Кэнся (Какуфа), возможно, Рюсан в передаче Тёмо Ханасиро. Как вспомогательная техника она входит в ряд других школ. Иероглифы названия можно прочитать как Какухо или Цурухо, но встречаются и другие варианты (Хакуцуру, Хакаку, Хакутё, Какуфа, Окаку и.т.д.). Содержание ката также отличается. Общий рисунок просматривается, но с большим количеством вариаций.
Эти нестыковки объясняются тем, что во время преподавания в Кэнкю-кай Го экспериментировал с ката и обучал разных людей по-разному11. Версия ката, которой обучали меня, также содержит ряд моментов, допускающих вариации при исполнении. Если посмотреть на методологию и систему
обучения в различных стилях Белого Журавля, мы увидим, что это, скорее, следование концепции, нежели строгая догматика. Это другой подход к ката, не такой как сегодня. Он предусматривает творческий и практический подход, превосходство принципов над формой. Из-за этого появляются вариации в ката. Не эксперименты и ошибки, а следование принципам.

 

ИзображениеИзображение
Го Кэнки в позиции Журавля. Слева Мабуни Кэнва. Кандзаки Сигэкадзу, шеф-инструктор Тоон-рю. Позиция Журавля ката Нэпай.

 

ИзображениеИзображение
Матаёси Синпо в позиции Журавля. Матаёси Синпо выполняет ката Журавля.
Кодокан додзё, 1986 год. Кодокан додзё, 1990е годы.

 

Эта ката, похоже, захватила воображение окинавских каратэк и их западных учеников. Эту форму Матаёси Синпо передал небольшому количеству старших учеников, при этом, всем по-разному. Это наиболее часто демонстрируемая им безоружная ката12. Поскольку она происходит из семьи Матаёси, ее часто называют Кингай-рю Хакуцуру. Это во многом семантическая проблема, зависящая от того, как вы относитесь к боевому искусству семьи Матаёси. Если его в целом рассматривать как Кингай-рю, то эта ката Кингай-рю. Хотя и происходит из Сёрин-Ха Цурукэн линии Го Кэнки.

 

Изображение

 

Опять же, остается много вопросов. Матаёси Синпо не преподавал всю систему публично. Насколько я знаю, целиком она так никому и не передана.
То же касается и учеников Го Кэнки. Не очень понятно, как он преподавал, какие были тренировочные методы и.т.д.13. К сожалению, со смертью Матаёси Синпо эти вопросы, скорее всего, останутся без ответа. Несмотря на то, что мастер Матаёси обучал большей части системы, в частности, много лет давал старшим ученикам ката Какухо, целиком она не преподается. Многие ее части, такие, например, как парные мечи, сегодня на Окинаве неизвестны.
Другие составляющие
Безоружная часть системы Матаёси не исчерпывается Кингай-рю Хакуцуру кэмпо Го Кэнки. Матаёси Синпо любил демонстрировать формы Обезьяны, Богомола и Пьяного14. Но они не входят ни в одну из систем (см. таблицы 1-2), а Матаёси Синпо никогда не изучал другие школы. Таким образом, эти формы могли быть переданы от другого учителя, возможно, как дополнение к Кингай-рю, полученное Матаёси Синко от других учеников Кингая. Не стоит забывать и о том, что в Шанхае Матаёси Синко изучал какие-то китайские стили, так что эти формы, возможно, происходят от тех занятий. Или же они происходят от семейного стиля кэмпо Матаёси, который Матаёси Синпо изучал у своего отца и деда в юности. Но данных об этом стиле, увы, также нет. Эти формы, как и большая часть безоружного наследия семьи Матаёси, остаются тайной. Похоже, что Матаёси Синпо не обучал им никого из своих учеников.
Связь с окинавским каратэ
Многочисленные связи Кингай-рю и кэмпо Го Кэнки с другими окинавскими системами поднимают ряд вопросов о китайских истоках окинавского каратэ. Дом семьи Го находился по соседству с Рюкю-кан и многие пионеры окинавского каратэ (например, Хигасионна Канрё и Уэти Канбун) останавливались в нем. Говорят, что и Хигасионна, и Уэти тренировались в Кодзё додзё при Рюкю-кан, но неизвестно ни какая школа там преподавалась, ни связь ее с местными боевыми искусствами. Кажется маловероятным, чтобы местные мастера боевых искусств не знали друг друга, но связь семьи Го, Сю Си Ва и Кингай-роси с Рюкю-кан и Кодзё додзё не подтверждена.
Если оглянуться назад, в 1830- годы Мацумура Сокон, как говорят, также изучал боевые искусства в Фучжоу. Конкретная школа неизвестна, но именно от него идет передача ката Годзюсихо, Сэйсан и форма Журавля. Он вполне мог иметь контакты с Рюкю-кан, а через нее и с окинавской общиной. И, конечно же, он практиковал боевые искусства в провинции Фуцзянь.
Различные вариации ката Сэйсан на Окинаве из-за своего сходства подразумевают связь между собой. В частности, версии Годзю-рю, Тоон-рю и Уэти-рю весьма похожи, как и ката Сантин из этих школ. То, что эти формы схожи с аналогичными в Кингай-рю, хотя эти системы не пересекались, говорит об общем источнике, находящемся, вероятно, в провинции Фучжоу. То, что более ранний гость этих земель Мацумура передавал ката Сэйсан,
четко показывает взаимосвязь этих форм, как и других ката с похожими названиями и технической составляющей с ката Кингай-рю. Это указывает на то, по крайней мере, что местные техники, или же техники из Рюкю-кан и похожие на них, являются связующим звеном для окинавских боевых искусств. Но также можно предположить окинавское происхождение этих систем с китайским влиянием, а не наоборот. На данный момент трудно определить единый источник ввиду плотной связи китайских мастеров боевых искусств с окинавскими и смешения обеих традиций. Деятельность аналогичного сообщества на Окинаве была лучше задокументирована. Когда эмигранты из Китая (Го и То Дайки) прибыли на Окинаву, они были вовлечены в сообщество мастеров Кэнкю-кай. Их статус эмигрантов придавал им определенный вес, как и подготовка в боевых искусствах. Они стали частью сообщества, которое делилось знаниями так, как, возможно, сегодня мало кто делает, когда ученики занимаются у нескольких учителей и свободно делятся информацией. Но это на Окинаве. В провинции Фуцзянь окинавцы, похоже, не участвовали в подобном сообществе. Это, в свою очередь, портит простую, а потому весьма привлекательную теорию о том, что родоначальники окинавского каратэ учились у одного мастера, а затем передавали его искусство. Итак, хотя предполагается, что боевые искусства пришли на Окинаву из провинции Фуцзянь, в равной мере можно предположить, что окинавские мастера в Рюкю-кан в Фучжоу повлияли на развитие местных искусств и сформировали базу того, что сейчас называется окинавским каратэ.
Хотя, в отличии от Кингай-рю, техника стиля Го Кэнки не имеет прямой связи с существующими окинавскими школами, влияние ее на них несомненно. Похоже, что он сам и его семья были знакомы и с учителем Уэти Канбун Сю Си Ва и с учителем Матаёси Синко Кингаем-роси. То, что преподавал мастер Сю имеет сильное сходство со стилем каратэ Хигасионна, который учился у кого-то в Фучжоу, возможно, у Се Чунсяна, который, в свою очередь, мог быть связан с семьей Го. Связь семьи Го с окинавцами несомненна. Го Кэнки встретил своего первого работодателя-окинавца в Фучжоу. Как говорят, он был знаком с Уэти еще по Китаю, а позже Матаёси Синко жил в его доме, который находился рядом с Рюкю-кан. Возможно, семья Го поддерживала с Окинавой какие-то торговые связи. Позже, когда Го поселился на Окинаве, он тренировался вместе с величайшими мастерами каратэ своего времени.
В некотором роде, семья Го, Кингай Роси и Матаёси Синко могут быть примером той связи, которая образовалась в боевых искусствах Фучжоу и Окинавы. Го путешествовал по Китаю, жил и тренировался в Фучжоу и на Окинаве. Его учение связано со многими окинавскими мастерами: Уэти, Матаёси, возможно, Хигасионна. Он жил и тренировался неподалеку от додзё Кодзё, ключевого места для окинавских практиков, и был связан с рядом известных мастеров, включая Кингай Роси и Сю Си Ва. Он также был дружен с другими окинавскими «фуцзяньцами», например, с То Дайки (Тан Дайцзы, см. Фудзивара и Дзима, 1986, стр. 74). На его примере мы видим взаимопроникновение фуцзяньцев, живших по соседству с Рюкю-кан и
местной окинавской коммуной, между фуцзяньской коммуной на Окинаве и окинавскими мастерами боевых искусств. По большому счету, такой набор взаимоотношений, когда люди, перемещаясь туда-сюда, делились знаниями лучше, нежели традиционная передача один на один от учителя к ученику. Это хорошо видно на примере семьи Матаёси. Они не просто изучали окинавские или китайские боевые искусства. Вместо этого они смешали знания из двух источников. То, чему обучался Матаёси Синко в Китае соединилось с окинавскими техниками, которые он изучал всю жизнь. А вот какое влияние он мог оказать на своих китайских учителей, семью Го и Кингай Роси, неизвестно, но маловероятно, что они взяли бы в ученики человека с большим опытом и заинтересовались бы тем, что он мог показать. Однако это находится в области предположений, как и большинство исследований о связи современных окинавских и старых китайских боевых искусств.
Заключение
Как уже говорилось, различные элементы традиции семьи Матаёси составляют огромное количество материала. Наиболее известно, конечно, Матаёси кобудо, которое сейчас преподается по всему миру. Матаёси Синпо также славился мастерством в стиле Белого Журавля линии Го Кэнки, который часто демонстрировал на протяжении многих лет. Также, помимо Кингай-рю и других элементов наследия Го Кэнки, Матаёси Синпо владел Сёрин-рю линии Кьяна Тётоку и Годзю-рю. Что бы еще не передавалось в семье Матаёси, перечисленный объем уже весьма внушителен. Неудивительно, что большая часть не была передана. Передать только кобудо, которому обучал Матаёси Синко уже было серьезной задачей.
Почему Матаёси Синпо решил сделать упор в обучении именно на кобудо, неизвестно. Возможно, он счел, что основные элементы Кингай-рю, включенные в кобудо дают полное представление об этом стиле и изучение остального не требуется. Возможно, видя развитие различных стилей каратэ на Окинаве и считая, что оружейные техники игнорируются, он решил сосредоточится именно на них. Наконец, у него просто могло не хватать времени на обучении всему, поэтому он остановился на том, с чего начал – на кобудо. Разумеется, выбрав направление, он старался сосредоточится на окинавских техниках в ущерб времени на китайские системы Кингай-рю и Белого Журавля. В любом случае, к сожалению, передача в этих системах прервалась. Некоторые старшие ученики Матаёси Синпо обучают некоторым элементам (в основном, стиля Журавля), но, насколько мне известно, полностью эти системы не были переданы никому. Они были связью между старыми окинавскими и фуцзяньскими школами и современными. Они были живым примером постоянно меняющегося и развивающегося искусства. Части его, на которые делается меньший упор сегодня – изучение оружия, традиционной медицины, способов поражения жизненно-важных точек, тренировка памяти – могут быть полностью утеряны. Однако, хоть эти системы и не были полностью переданы, они не мертвы15. Кэмпо семьи Го стало частью окинавского каратэ. Его кусочки встречаются во многих стилях
и, в некотором роде, он стал окинавским идеалом - «секретный» Белый Журавль. Кингай-рю через Матаёси кобудо повлиял на целое поколение практиков боевых искусств и будет продолжать делать это пока жива традиция Матаёси. Может быть, таким путем безоружные техники школы Матаёси сохранятся в будущем как часть постоянно растущей и меняющейся палитры окинавских боевых искусств.
Примечания
1. По беседам с Лю Чан И и Кимо Уоллом.
2. Он же считается учителем Хигасионна Канрё Рю Рю Ко.
3. Подробнее о семье Го см. Маккенна, 2001
4. Интересно, что этот список отличается от другого, предоставленного учеником Го. См. Маккенна, 2001
5. Спасибо Марио Маккенне за помощь с пониманием ката Нэпай стиля Тоон-рю.
6. Спасибо Фернандо Камера за обмен мнениями об участии Кингай Роси в деятельности Кэнкю-кай.
7. Возможно, для увеличения вариаций этой ката, Матаёси Синпо редко выполнял ее одинаково. Я много раз видел («вживую» и на видео) как он выполняет эту ката и каждый раз она выглядела немного иначе. Кроме того, он по-разному называл ее – Какухо, Хакуцуру, Окаку и Хакаку. Он говорил мне, что добавленный элемент позволяет защитить ката от воровства. Я присутствовал при ситуации, когда один американский ученик продемонстрировал одну из версий ката. Когда его спросили, где он ее выучил, он ответил мастеру Матаёси, что у друга, но не сказал у кого именно. Сэнсэй Матаёси ответил, что это маловероятно, так как он демонстрировал ката в таком виде один единственный раз и, скорее всего, ученик выучил ее по видео. После этого он любезно предложил исправить ошибки.
8. Больше информации об обучении у Го Кэнки см. Маккенна, 2001
9. Они были продемонстрированы на видео, выпущенном Кодокан додзё в середине 1990х. По словам старших учеников, занимавшихся в 60е, эти формы были более «открытыми» по содержанию и исполнению.
10. Это может быть не так. Я слышал, что некоторые члены Дзэн Окинава Кобудо Рэнмэй собираются в Кодокан додзё для практики Кингай-рю. Я не знаю, кто их обучает и какова программа занятий.
Благодарю
Джо Свифта и Марио Маккену за помощь с подбором материалов.
Кори Тедроу за помощь в фотосъемке.
Дэвида Наусса и Джима Бааба за предоставленные фотографии.
Отдельная благодарность покойному Матаёси Синпо, Рюго Сакаи и Кимо Уоллу за то, что они поделились своими знаниями о Кингай-рю и Го Кэнки кэмпо.
Об авторе
Фред Лозе практикует Матаёси кобудо (7 дан) и Годзю-рю каратэ (6 дан) более 25 лет. В 1990-1992гг. жил в Японии. Имеет степень Гарвардского Университета по Международному обучению и японистике. Тренируется и преподает каратэ и кобудо в «Кодокан Бостон», г. Бостон, штат Массачусетс.
Библиография
• Bishop, Mark. (1989). Okinawan Karate: Teachers, Styles, and Secret Techniques. London: A&C Black
• Fujiwara, R., and Gima. (1986) Shinkin, Kindai Karate do no Reikishi wo Kataru (Conversations on the History of Modern Karate do). Tokyo: Baseball Magazine.
• Hokama, Tetsuhiro. (1984). Okinawa Karate-do no Ayumi. (A history of Okinawan karate-do.) Okinawa: Seihonshu Minami Purinto.
• Hokama, Tetsuhiro (Translated by Joe Swift). (2007). Timeline of Karate History. Okinawa: Ozato Print Co...
• McKenna, Mario. (2001) Wu Xianhui and Tang Daiji, Pioneers of Okinawan Karate. Dragon Times, Vol. 20, pp. 13-15.
• McKenna, Mario. (2003) Uechi Ryu Karate, a Short History, Part 1. From Fighting Arts.Com: http://www.fightinga...icle.php?id=478.
• Okinawa Ken Kyoiku Iinkai. (1998). Karate do Kobudo Kihon Chosa Houkokusho. (Karate do Kobudo Basic Investigative Report.) Okinawa: Bunshin Insatsu Shushiki Kaisha.
• Takamiyagi, S. (1977) The History of Okinawan Karate Do. Okinawa: Uechi Ryu Karate Do Association.
• Tokashiki, Iken. (1995) Bujin Go Kenki to To Daiki no Issho (The Lives of Martial Artists Go Kenki and To Daiki). Naha: Okinawa Times.
• Wei, Q., et. All. (1998) Hu Xing Quan (Tiger Form Boxing). Fuzhou: Fujian People`s Press.
• Zen Okinawa Kobudo Renmei (ZOKR), Kingai Ryu Matayoshi Kobudo Soke Honbu Kodokan. (1999). Kingai Ryu Tode to Matayoshi Shinko. pp. 19-25 in Matayoshi Shinpo Sensei Tsuitou. (Memorial for Matayoshi Shinpo Sensei) Okinawa: Zen Okinawa Kobudo Renmei.

 

Больше материалов в нашей группе ВК https://vk.com/kobudomoscow






Декабрь 2019

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112 13 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Последние комментарии