Перейти к содержимому






Фотография

Каратэ коренных американцев - 2.

Написано Итагаки , 11 Декабрь 2016 · 1 256 Просмотров

КАРАТЭ КОРЕННЫХ АМЕРИКАНЦЕВ-2. УИНДСОНГ БЛЕЙК.
По рекомендации художника Джери Байрона я познакомился и стал переписываться с его давним другом, вождём одной из общин вампаноагов и мастером окинавского каратэ Алденом Уиндсонгом Блейком.
Гойко Митич и Пьер Брис в своих фильмах не играли вампаноагов, однако наверняка каждый хотя бы раз слышал про День благодарения. Именно с вождём этого племени Массасойтом заключили первый договор основавшие колонию Нью-Плимут сепаратисты-пилигримы. С ним они отпраздновали первый совместный День благодарения, а с его сыном впоследствии вели смертельную войну - самую кровавую в истории США, если считать «на душу населения».
Слово Джери Байрону.
«Земля, которую мы теперь называем Новой Англией, не была открыта европейцами, как учит англо-американская история; её населяли группы, называвшие себя просто «людьми». Этот регион был жизненно важен для их идентичности, поскольку они жили, пользуясь его ресурсами, и рассматривали себя как хранители земли. Одна из групп, живших в южной Новой Англии, называла себя «народом первого света» - вампаноаг (“The People of the First Light”). Именно в их наследственной обители поначалу поселились пилигримы, чьи многочисленные конфликты с исконными насельниками страны в итоге привели к самому удручающему из них – войне Короля Филипа.
Пометаком, Метаком или Метакомет – три из многих вариантов его имени – лучше известен как Король Филип. Он был сахемом (вождём) вампаноагов и знаменитой личностью в ранней истории Новой Англии. По сей день, более трёхсот лет спустя после его гибели, многие индейцы считают его патриотом,
лишившимся земель своих предков, семьи, друзей, и наконец, собственной жизни, сражаясь за свободу своего народа.
После того
как он был убит в 1676 году, его тело было четвертовано и развешено по деревьям, его руки и ноги были отрезаны и демонстрировались колонистами как военные трофеи, а его череп водрузили на шесте в Плимуте, Массачусетс, где он провисел целое поколение. Это послание ясно давало понять индейцам, какая судьба ожидает тех, кто не подчинится правлению Плимута.
К 1675 году посягательство европейцев на территорию вампаноагов выдавило Филипа и его народ на маленький полуостров, известный как перешеек Косумпсит (сегодня именуемый Маунт-Хоуп-Нек, в Бристоле, Род-Айленд). Серия инцидентов, кульминацией которых стала смерть индейца Джона Сассамона, привела к военным действиям между вампаноагами, решившимися возвратить себе дом своих предков, и англичанами, расширявшими свою колонию. Этот конфликт стал последней великой схваткой коренных жителей южной Новой Англии за сохранение собственных земель и образа жизни предков.»
Именно эти события кратко упомянуты в знаменитой книге Фенимора Купера «Пионеры», и им целиком посвящён роман «Долина Виш-Тон-Виш», изданный на русском языке в серии «Неизвестный Купер».
Наш соотечественник, современник и знакомый Пушкина и Гоголя Павел Петрович Свиньин, занимавшийся дипломатической работой в США в 1812 году, с сочувствием отзывался о судьбе Короля Филипа в своём дневнике (орфография оригинала):
«Мне рассказывали сегодни историю Провиданса. Между первыми поселенцами Бостона, кои все были пресбитирояне, находился один методист. Так как по большей части они были все фанатики, стало быть, они не могли терпеть и собрата розного с ними исповедания, и потому скоро выгнали его от себя. Бедный принужден был итти к диким, смертным неприятелям белых, искать терпимости своей веры, что ему и в самом деле пощастливилось, ибо когда он, сделав маленькую шлюбочку на реке Потокет спустился вниз по ней к Провидансу, то нашел на берегу ея у сего места многолюднейшую орду их. Они приняли его весьма дружелюбно и даже подарили берег, на коем ныне построен Провиданс, отчего он и дал сие имя- Провиданс в благодарность провидению, спасшему его.
Скоро самые сии индейцы узнали, что укрыли змею на груди своей, скоро принуждены были раскаяться в поступке сем
- проститься и оставить свое отечество от того, кому дали прибежище. Начальник их, известный под именем короля Филипа, прославился своей храбростью, умом и силою, и только одной изменой был убит. И теперь недалеко от Провиданса, по преданию, показывают то место, где находился дом его.» (7 мая 1812 года)
Потомки дочери Массасойта, сестры Филипа Эйми и её супруга, Чёрного Сахема Туспаквина – славного воина и шамана, продолжают жить в штате Род-Айленд. Джери Байрон посвятил интересную статью потомкам вампаноагского королевского рода, жившим в девятнадцатом веке в Массачусетсе. http://iroquoisbeadw...panoag-rye.html

 

Мои знания о биографии вождя Уиндсонга происходят из трёх источников. Это рассказы его друга Джери Байрона, книга его ученика Антонио (Тони) Ресенде «Хаджимэ!» об истории американского каратэ, и личная переписка. Сам вождь в её начале предупредил, что он «не фейсбукер и не имейлер», поэтому наше общение носит не столь регулярный характер, как в случае с Джери. Надо отдать должное Уиндсонгу за то, что в свои 91 он вообще пользуется интернетом и не гнушается общаться с практически посторонним для него человеком, хотя по собственному признанию, стремится вести «незаметную и спокойную» жизнь.
Уиндсонг, или как пишет его биограф Тони Ресенде, Wind Song (по-английски «Песня Ветра») родился 6 июня 1925 года в многодетной бедной семье. Родителям пришлось рано забрать его из школы, чтобы помогать заботиться о младших детях.
Первый подвиг Уиндсонг совершил ещё подростком, когда спас утопающего. В годы Второй Мировой войны он служил в ВМФ, во время капитуляции Японии 2 сентября 1945 находился на борту корабля «Маскома»:
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=118
С 1946 года Уиндсонг четыре года служил на торговом флоте, потом перешёл в правоохранительные органы. Он работал в охране тюрьмы для опасных преступников. Именно стремление к совершенствованию в методах рукопашного боя, по словам Джери, привело Уиндсонга к боевым искусствам (впоследствии он работал инструктором по самозащите и задержанию, преподавал офицерам исправительных учреждений Массачусетса). Имея опыт бокса и дзюдо, с 1960 года Уиндсонг посещал соседние школы каратэ, затем с друзьями стал самостоятельно изучать каратэ в подвале своего дома по книге Хидетаки Нишиямы. С тех пор он питает особую приязнь к шотокан как к стилю, с которого началось его знакомство с каратэ.
С этим периодом жизни Уиндсонга связано и начало его увлечения шахматами. В тюрьме, которую он охранял, сидел буйный гросмейстер, убивший собственную жену. В служебные обязанности Уиндсонга входило регулярно играть с ним в шахматы. По его воспоминаниям, за десять лет ему ни разу не удалось выиграть, но зато он изрядно поднаторел в тактике. Это подтверждает Джери Байрон, регулярно играющий с вождём в онлайне. При этом ему лишь изредка удаётся выиграть у Уиндсонга.
Так случилось, что Уиндсонг стал родоначальником сразу четырёх направлений восточных боевых искусств в «городе китобоев» Нью-Бэдфорд, штат Массачусетс. В поисках сэнсэя он стал ездить в Нью-Йорк и соседний штат Коннектикут, где занялся кёкушинкай каратэ у Пола Арела, аттестованного на шестой дан основателем стиля Масутатсу Оямой. Пол Арел (1935-2009) занимался джиу-джитсу в Массачусетсе у Судо-сэнсэя, и унаследовал его школу после возвращения мастера в Японию. Поступив в морскую пехоту, он обучал сослуживцев полученным знаниям, а демобилизовавшись, на протяжении 60-х годов изучал каратэ у Дона Нейджела (ишшин-рю), Санкаты Ишикавы и Масутатсу Оямы. Затем Арел основал в Коннектикуте собственные школы Джукидо джиу-джитсу и Кокондо каратэ.
Уиндсонг тренировался с самим Масутатсу Оямой во время его визита в Нью-Йорк по приглашению Пола Арела и Аугустина де Мелло. Он написал мне, что это было «в начале семидесятых», но дата на фотографиях – «JAN 63». На верхних двух снимках сосай Ояма, на фото внизу Уиндсонг в чёрном каратэги:
http://s276.photobuc...tml?sort=3&o=37
Легендарный мастер присвоил вождю первый кю и «сказал открыть школу, что я и сделал», - вспоминает Уиндсонг. Впоследствии он сдал Ояме экзамен на Шодан (первый, «начальный» дан).
Не боясь конкуренции, он также помог обустроиться и открыть школу приехавшему из Кореи в 1966 году мастеру таэквондо Кван-Суп Ли. В мае 1965 года Масутатсу Ояма посетил Нью-Бэдфорд, где проводил тренировки на пляже. С 1975 по 1978 год в этом небольшом городе насчитывалось уже четырнадцать школ различных боевых искусств, включая айкидо, джиу-джитсу и кэмпо. На время написания книги Тони Ресенде (2013) их осталось девять, но город по-прежнему лидирует в штате по этому показателю.
В 1965 году Уиндсонг передал свою школу шотокан ученику, Роберту (Бобби) Гомесу, а школу кёкушинкай – другому ученику, Дэйвиду Шустеру. Ездить в соседние штаты стало проблематично, и Уиндсонг познакомился в Бостоне с пионером американского уэчи-рю Джорджем Мэтсоном. Это предопределило его дальнейший путь в каратэ; Уиндсонг перешёл в окинавский стиль уэчи-рю и никогда с тех пор ему не изменял. Технику и ката этого направления он считает самой лучшей, и высоко ценит фундаментальное ката Санчин.
В 1966 году Уиндсонг принял участие в чемпионате возглавляемой Джорджем Андерсоном Американской Федерации Каратэ в Нью-Йорке (спонсор чемпионата Сид Бернстайн, организатор – Аарон Бэнкс, главный судья – С. Генри Чо). Уиндсонг занял второе место, уступив в поединке лишь Томасу «Кэролу» Ла Пупету, признанному «бойцом года» в 1967 году. Рост морпеха Ла Пупета – 6 футов 4 дюйма, у Уиндсонга – 5 футов 7 дюймов. Мастер впоследствии с усмешкой рассказывал Тони Ресенде, как «отлетал под ударами ног Тома Ла Пупета, снова вскакивал на ноги и бежал к Тому продолжать драться». Один из трофеев мастера Блейка:
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=104
Уиндсонг впоследствии неоднократно участвовал в организованных Джорджем Мэтсоном чемпионатах по окинавскому каратэ в Бостоне, как в качестве судьи, так и спортсмена. Он продолжал выступать по кумитэ до 64-х, по ката и кобудо – до 74-х лет.

 

Изображение

 

Фото 1 – сэнсэй Уиндсонг (сидит в центре) с учениками.
Ученики Уиндсонга - Роберт Гомес, впоследствии заслуживший четвёртый дан, и Джон Алмейда, трёхкратный чемпион страны по каратэ, вошли в организацию шотокан мастера Кадзуми Табата, с которым долгое время успешно сотрудничали. Алмейда (8 дан) впоследствии основал собственную организацию Almeida’s International Karate Association (AIKA); его ученик Майк Лус стал стал двукратным чемпионом страны.
Среди инструкторов ассоциации Алмейды - Уэйн Мелло (6 дан), Стив Гриффин (4 дан), и отставной лейтенант полиции Джон Хоффман.
Каратэ помогало Уиндсонгу не только на татами. Однажды он спас пожилую женщину, выбив ногой дверь горящего дома:
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=120
Свой последний экзамен – на восьмой дан - мастер сдал 28 июля 2001 года в возрасте 76 лет. Принимали экзамен президент Международной федерации каратэ уэчи-рю Джордж Мэтсон и окинавский мастер Рюко Томоёсэ.
http://s276.photobuc...tml?sort=3&o=40
Когда корреспондент газеты спросил, как ему удалось достичь такого мастерства, Уиндсонг скромно ответил: «Совершив много ошибок по дороге».
http://www.southcoas.../News/309059991
Уиндсонг никогда не забывал о своих корнях. В 1975 году верховный сахем (вождь) вампаноагов Элсуорт Плывущий Гусь Оукли возродил племя вампаноагов как политическую организацию, и назначил вождей для каждой из пяти общин племени (Машпи, Гей-Хэд, Херринг-Понд, Ассонет и Немаскет). Вождём общины, или «маленького племени» ассонетов стал Уиндсонг, и оставался им до недавнего времени, когда ушёл на покой. Община получила название в честь деревни Ассонет («У скалы») на реке Ассонет, в которой находится камень, украшенный древними наскальными изображениями.

 

Изображение

 

Фото 2 – сахем Уиндсонг среди вампаноагов-реконструкторов Плантации Плимут.

 

Уиндсонг долгие годы работал реконструктором в этнографическом музее под открытым небом «Плантация Плимут», где воссозданы первое поселение английских колонистов и деревня вампаноагов. На фото вождь Уиндсонг, участвующий в образовательной программе для детей:
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=109
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=121
Он овладел многими умениями своих предков семнадцатого века, в том числе собиранием и обработкой раковин куахог, из которых делал бусы-вампум и ювелирные украшения. Это искусство вождь передал своему сыну.
Одно ожерелье работы вождя Уиндсонга, изготовленное несколько десятилетий назад, подарено автору этих строк Джери Байроном с согласия самого мастера.
Серьги, изготовленные Уиндсонгом из раковин куахог:
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=113
Многие годы вождь посвятил сохранению и благоустройству единственной резервации вампаноагов:
http://s276.photobuc...ml?sort=3&o=146
Согласно верованиям вампаноагов, мир покоится на спине гигантской черепахи. Индейцы-традиционалисты считают себя обязанными сохранить Мать-Землю для семи грядущих поколений потомков. Вождь Уиндсонг проводил обряд очищения при выпускании черепашек в воды пруда, к которому примыкает резервация. http://www.wickedloc.../NEWS/306039404
Вождь Уиндсонг четыре года подряд участвовал в кровавом ритуале Пляски Солнца – жертвоприношения плоти и крови «для блага народа», заимствованном у индейцев племени лакота. За столетия колонизации вампаноаги утратили свои исконные обряды и язык, и Уиндсонг счёл нужным научиться этому обычаю у шаманов равнинных индейцев, чтобы ввести его у себя в племени. Многие возражали против такого заимствования, но как говорит Джери Байрон, «против выступали те, кто сам ни за что не отважится на такое испытание». Детали обряда являются секретом, но суть в том, что шаман делает парные вертикальные надрезы на груди, сквозь которые продеваются кожаные ремни. Испытуемый должен долгие часы плясать, демонстрируя презрение к боли, стойкость и выносливость, и в конце отпрыгнуть, разорвав ремнями кожу на груди. Джери писал, что видел на груди вождя шрамы, оставшиеся от четырёхкратного участия в этом почётном обряде. В последний раз он проделал это в возрасте почти 75 лет.
Дочь вождя является преподавателем языка вомпанаак, восстанавливаемого по словарям, документам и переводу Библии семнадцатого века. Традиции бережно сохраняются и возрождаются заново новыми поколениями вампаноагов.

 

Изображение

 

Фото 4 – вождь Уиндсонг на фоне вету – традиционного жилища вампаноагов.
Долгие годы мастер продолжал совершать регулярные прогулки по океанскому побережью, сочетая их с выполнением ката уэчи-рю, в особенности его излюбленной формы Санчин, и коронной ката кобудо с веслом. Однако возраст берёт своё. За последний год мастер перенёс две операции и два инсульта. После последнего пребывания в больнице он посетовал, что ещё не успел выполнить ни единой ката, но непременно продолжит их практиковать в щадящем режиме. С присущим ему чувством юмора Уиндсонг написал, что стало тяжелей обыгрывать друга Джери в шахматы, поскольку после инсульта «один глаз работает на полставки».
Поздравив вождя с Днём благодарения, я задал вопрос, что думает его народ об этой противоречивой дате. Вождь написал, что это праздник коммерческий, придуманный «ими, американцами. Наши только принесли оленину, А НЕ индейку.» (Это подтверждают подлинные документы семнадцатого века.) И добавил:
«Для нас, вампаноагов, каждый приём пищи – благодарение!»

 

Изображение

 

Фото 4 – Уиндсонг Блейк и Джери Байрон в резервации вампаноагов.

 

В завершении этого очерка хочу пожелать ветеранам каратэ - Джери Байрону и вождю Уиндсонгу - крепкого здоровья и активного долголетия! Для меня уже стало доброй традицией посвящать своё участие в марафонах по выполнению ста ката моим индейским друзьям и соратникам по каратэ. Надеюсь, что частичка моей энергии и дух этого мероприятия придаст им силы и здоровья.
@Босикадо, 2016.



  • Hapkido Lab., Hattori и Firestar это нравится