Перейти к содержимому






Фотография

Случайности не случайны. Самбо и дзюдо.

Написано Итагаки , 20 Июль 2021 · 356 Просмотров

Моя история будет неполной, если я не упомяну о своём отношении к самбо - отечественному единоборству, так похожему на дзюдо. Когда я впервые услышал про самбо сейчас даже и не вспомнить, ещё дедушка рассказывал мне про "приёмчики" самбо, которыми можно запустить любого нападающего "лететь вверх тормашками", а один из них даже показал - бросок через голову с упором ноги в живот, который он назвал "пистолетик", его аналог в дзюдо именуется "Томое-нагэ", а я тогда ещё в школу не ходил. Про самбо мне рассказывал отец - в восьмом классе на летних каникулах он поехал в гости к мужу одной нашей родственницы, командиру погранзаставы по фамилии Новосардов. Тот взял шефство над пацаном, научил его стрелять из карабина и пистолета, а также показывал кое-какие приёмы БОЕВОГО самбо, некоторым из которых отец научил и меня. В основном эти действия были рассчитаны на задержания преступников и нарушителей границы, поэтому и гуманизмом не отличались. Естественно, начав тренировки дзюдо я их никому не показывал и не применял. Ещё до начала своих занятий довелось посмотреть детский художественный фильм "Про Витю, Машу и морскую пехоту", в котором сын офицера, маленький мальчик Витя, столкнувшись с грубостью взрослых ребят, применяя самбо раскидал их, как котят! Это стало последним аргументом для личного вывода о том, что самбо - вещь очень серьёзная и полезная.
О дзюдо я мог тогда судить только по восточно-германскому фильму "Я вам покажу!", о котором рассказывал ранее и увлёкшим меня не меньше, чем фильмы про "самбистов". А тут ещё и обстоятельства сложились так, что начал я свой спортивный путь именно в дзюдо. Но самбо всегда двигалось параллельным курсом - в библиотеках я тщательно изучал книги о самбо, одна из которых "100 уроков борьбы самбо" Чумакова стала такой же востребованной, как и "Дзюдо" Хэйна Эссинга. В той же Центральной Детской Библиотеке книгу Георгия Юрмина "От А до Я по стране спорта", в которой прочитал историю самбо и дзюдо. https://sheba.spb.ru...landia-1969.htm
Именно оттуда я впервые узнал о Василие Ощепкове, обучавшемся в Кодокане, а потом преподававшем борьбу в СССР. До этого меня терзали смутные сомнения относительно возникновения самбо как синтеза национальных видов борьбы народов СССР, цели и задачи которых сильно отличались от того, что ставили перед собой самбисты. С самого первого года тренировок нас обязывали бороться на соревнованиях по правилам самбо и там очень часто их тренера и взрослые спортсмены внушали нам, что самбо лучше именно потому, что её арсенал "богаче". Я же ставил их в тупик вопросом - в какой национальной борьбе существует борьба лёжа с болевыми приёмами на ноги и на руки? Словом, в официальной версии появления самбо уже тогда были сильные нестыковки, а любая несправедливость и обман всегда вызывали у меня отторжение.
Когда стало понятно, что дзюдо прочно заняло свои позиции в ряду олимпийских видов спорта, Коминет по Физкультуре и Спорту при Совете Министров СССР 23 февраля 1972 года издал постановление о развитии дзюдо в стране и была создана Федерация борьбы Дзюдо СССР. С 1973-го года стали регулярно проводиться Чемпионаты страны среди взрослых, юниоров и юношей. Советские борцы весьма успешно боролись на международной арене и в очень сжатые сроки были созданы сильные отечественные школы дзюдо. Только вот дело в том, что практически все взрослые спортсмены, от разрядников до членов сборной страны и все их тренера ещё недавно занимались и развивали борьбу самбо. По моему мнению, ещё в недавнем прошлом единая самбистская семья разделилась на два лагеря, на развитие дзюдо выделялось больше средств, а самбо задвинули на второй план. Эта ситуация обиды на своих бывших соратников, полагаю, увеличила пропасть между ними. На чемпионатах города и республики по самбо, которые нас обязывали посещать, хозяева-самбисты дзюдоистам были не рады, даже не пытаясь как-то это скрывать. Придирки начинались уже на взвешивании, где от нас в обязательном порядке требовали Свидетельство о рождении, а тех, у кого его не было, просто не записывали в сетку. Конечно, этот документ мы обязаны были иметь, но таких формальностей на аналогичных турнирах по дзюдо не было, ибо все тренера различных клубов прекрасно знали всех спортсменов. От нас требовали также выходить в полной экипировке, в специальной куртке, с поясом нужного цвета, в борцовках. Всё это добро мы спешно передавали друг дружке, ведь если спортсмен опаздывал на ковёр, то ему засчитывали чистое поражение. Это тоже отвечает правилам, однако "чистым" самбистам позволяли бороться в перешитых школьных пиджаках, с поясом любого цвета, в чешках, носках и даже босиком! Никогда больше я не видел такого наглого засуживания, как в самбистском оплоте - клубе "Зиемельблазма". Своих противников следовало побеждать чисто или с явным преимуществом, а если силы у противников были равны, то судьи находили возможность отдать победу "своим". Аппелировать к Анатолию Ивановичу Орлову относительно этого произвола было бессмысленно, он неизменно отвечал: "Сами виноваты! Бороться нужно лучше! Так, чтобы вас никто засудить не смог!" И с этим аргументом трудно не согласиться. Зато этот горький опыт, когда у тебя крадут победу, закалял волю и характер. Не смотря на всё это, я всегда относился и продолжаю относиться к системе самбо с симпатией, тем более, что все мои наставники по дзюдо в прошлом были отличными самбистами!
За последние годы правила дзюдо очень сильно изменились. То, за что мы получали "Юко" сейчас оценивают в "Иппон", запретили броски с захватами ног, сократили время удержания, отказались от низших оценок. Наверное все эти изменения делают современное дзюдо зрелищным и популярным, но это уже совсем другое дзюдо, не то, чему когда-то учили нас. А вот в самбо всё осталось по-старому и на своей родине, в России, оно переживает настоящий бум, так что за всех наших борцов, и дзюдоистов, и самбистов, можно только порадоваться!



  • Doctor_TAM и Sancho это нравится