Перейти к содержимому


Фотография

Базовые понятия и термины, касающиеся ТКБИ

ТКБИ ушу гунфу цигун циньна Саньшоу лэйтай

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 991 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun

Отправлено 15 Ноябрь 2016 - 20:26


Ввиду того, что западные и отечественные любители кiтайщiны&K° черпают сведения о Поднебесной и различных культурных аспектов преимущественно из некитаеязычной литературы, а толковые и важные для понимания развития ТКБИ и связанными с ней культурными явлениями материалы конца XIX - середины XX вообще доступны обычно только в читальных залах на территории самой КНР. Тоже самое касается диссертаций, авторефератов и пр., но их эл.копии хотя бы можно заказать, используя общепринятые в научной среде механизмы. 
 
1. Возникновение и распространение термина Цигун 气功.
Общепринятая (и подтверждаемая различными независимыми источниками) в Китае на данный момент хронология возникновения следующая:
- в 1934 г. была опубликована книга о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза "肺痨病特殊疗养法---气功疗法", где и был впервые применен новый термин - цигунотерапия.
- в 1935 г. издательство 中华书局 выпустило книгу "少林拳秘诀", где также использованы эти два иероглифа
- в 1958 г. 刘贵珍 издал свой курс цигунотерапии, где подробно в рамках принятого в кит.культуре и терминологии  разобрал содержание этого  термина , лишь только  тогда они  утвердились в качестве официального термина. Фактически до появления на свет его" 气功疗法实践" использовались понятия такие как: 吐纳, 导引, 行气, 炼丹, 玄功, 内功, 修道, 养生功, 静功, 定功, 性功,  坐禅, 内养功 и др. страшные слова, по большей части незнакомые западному читателю. Причем в глобальном смысле и с т.зр. Старого Китая эти методы, а также   风水,酒术,阴阳之术 и т.д, всего лишь частность 养生学。
 
Широкое проникновение в XIХ сведений о культуре подтолкнуло китайскую интеллигенцию(читай - элиту) к традиционному китайскому подходу заимствования уже по отношению к достижениям и методам в различных областях знания и культуры Запада. Для понимания масштабности и глубины охвата этого процесса, можно , например, упомянуть разработку лингвистических работ кит.языка по образцу европейских. Например, "马氏文通" - фундаментальный , первый систематизирующий грамматику, труд 马建忠 основан на системе описания грамматик ...латыни, где автор фактически подогнал явления своего языка под европейские схемы.
После Синьхайской революции 1911 года к этому добавился и тотальный слом старого уклада( конфуцианской схемы, императора как неразрывной составляющей концепции восприятия мироздания и тд и тп) и поворот к либеральным Западным ценностям и  принципам организации государства и общества также затронул ТКБИ и его составляющие, в частности.
В итоге представителям прогрессивной китайской интеллигенции, стоящим у руля всех этих Ассоциаций Цзинъу, Академии исследования гошу, Общества Чжунъи удалось сделать то, что не удавалось сделать ни монголам , ни маньчжурам - превратить в БИ в общенародную и общедоступную физкультуру. Современные китайские исследователи сейчас размышляют, следовали ли те тогда общему поветрию в мире на популяризацию физкультуры и ЗОЖ, либо они были гениальными государственниками, стремящимися возглавив и  выпустив в массы рафинированным(что цинично и  отражено в названии первой из вышеупомянутых организаций - 精武体育会 ;) ), в будущем обеспечить страховку новому строящемуся государству от опасностей, которые в прошлом исходило от носителей БИ.
Это затронуло также и методы , обобщенные сейчас под термином цигун, которые также начиная с того времени подверглись тесной интеграцией и заимствованиями с опять же крайне популярными в тот момент на Западе методами психоанализа и тп. Одной из причин подмены олдскула в то время обосновывается тем, в частности, что старые методы делали человека...э... несколько асоциальным и независимым от общества, его нужд и т.д. и т.п. А что нужно толковому государственнику? Чтоб гражданин долго жил и  был здоров - чтобы мог эффективно работать и создавать мат.блага, да платить налоги, да нарождать последующие поколения лояльных граждан. Думаете просто так мудрый 邓先圣 скомандовал сказал - "Тайцзицюань - это хорошо" а вся страна мигом взяла под козырек?... ;)
В итоге старые методы нонче приходится сильно поискать и в очень глубинке, поэтому вероятность столкнуться с системой более древней, чем современный вышеуказанным событиям ньюэйдж цигун, хоть мирской, хоть даосский, хоть чей либо еще... Однако, если еще пару десятилетий назад использование старых терминов могло дать хоть некоторую гарантию возможности приобщению к олдскулу, то с развитием интернета и появлению огромной массы разнообразнейшей информации неимоверно усложняет процесс отделения плевел от зерна.
 
2. Возникновение и распространение термина Циньна 擒拿
Хотя методы подходящие под термин циньна известны в ушу с древних времен, сам термин возник сравнительно недавно. Техники , используемые в 擒拿术, существовали и ранее, однако в старом ТКБИ все было в едином целом, условно разделяясь на  踢, 打, 摔,拿
В 1928 году в столице Китайской Республике в Нанкине был учрежден "Центральный институт гошу" ( "国术" - "национальное искусство" - в годы Китайской Республики именовали то, что в наше время понимают под "ушу").
Среди его первых выпускников был Хань Цинтан. После выпуска он стал работать преподавателем в Полицейской академии провинции Чжэцзян, возглавляемой Чжао Лунвэнем.
Позднее туда, также в качестве преподавателя, был приглашен коллега Хань Цинтана - Лю Цзиньпэн. Хань Цинтану в преподавании помогала Цзян Танчжу, дочь известного отставного офицера цинской армии, вместе со своим мужем. Когда у них у всех было время, они собирались вместе и изучали "методы методы разделения мышц и растаскивания костей", в случае неясности консультируясь у отца Цзян.
Важно понимать, что в то время в стране происходило "жесткое переформатирование" всех институтов власти, в том числе был переход от манчжурской системы городской охраны - к построение полицейской системы западного образца. Напоминаю, при прежней власти городская охрана ходила с дао и носила усиленный хатангу дегель, и согласно имперским законам этим дао и пользовалось во время наведения порядка - в ножнах или обнажая в зависимости от обстоятельств. Ну порубают пару другую десятков  людишек низшего сословия - тоже мне проблема, "из земли вышли - в землю и вернулись"! Только вот после Синьхайской революции - так уже было нельзя, да и ходила полиция уже в европейского образца форме. Причем точкой основы для создания новых сил правопорядка первоначально взяли английскую модель :D, возникла важная задача по разработке инструментов и средств как для задержания правонарушителей, так и для самозащиты самих сотрудников.
В итоге исследований в 1937 году вышеуказанная команда единомышленников и составила набор методов, именуемый "擒拿术"("циньна шу" - искусство циньна), ставший обязательным курсом во всех полицейских академиях Китая. Собственно от их творчества затем и пошли распространенные в наше время разнообразные "8","16", "36", "72 техники цинна", включая парные комплексы.После распространения циньнашу в гоминьдановском Китае среди полицейских систем , о чем я говорил ранее, произошло распространение это и среди цивилов. Благодаря деятельности все той же ассоциации Цзиньу.
Но тут надо понимать те процессы , что происходили в мире и в этой стране. Если кто в курсе, до второй мировой мир был охвачен интересом к физкультуре и здоровому образу жизни, спорту. Хороший пример в этом случае и СССР , и Германия, и Великобритания, сильное влияние которой тогда через Гонконг было на континентальный Китай.
И также как во всем мире, эти идеи попали в Поднебесную, развиваясь в стране благодаря массовому распространению посредством поддержки правительством той же Цзиньу. Тут есть еще такой момент, на первом гошу гокао было олдскульное ушу, посему сами соревнования вынуждены были остановить, дабы избежать смертоубийства и членовредительства. 
С учетом влияния общемировых тенденций, в ассоциации занялись вопросом адаптации систем ушу , чтобы сделать их более безопасными и приспособленными для задач скорее физкультуры, тем самым воплощая идею "здоровья нации".
И в качестве самообороны для цивилов было предложено все то же циньнашу, которое таким образом получило дополнительное распространение по стране, тем самым дав толчок интеграции и взаимопроникновения в уже существующие школы и стили. Вот только вся фишка в том, что разработка того времени основывалось на особенностях того времени и не подразумевало целей старого ушу - быстро и эффективно искалечить оппонента, ибо после Синхайской революции законодательство и образ жизни изменились, и костоломство старых времен уже было не в тему.
Однако, из-за этого возникла небольшая проблема- техники, разработанные для полиции и изучаемые обычными в ассоциации почему-то не всегда срабатывали в ситуации борьбы с правонарушителями. Стали разбираться, и причиной посчитали то, что для оперативной работы в полиции изначально набирали физически крепких, сильных и крупных людей, плюс еще и "эффект мундира" работал, чего не было в случае простых обывателей. В итоге, инструктора ассоциации обратились к истокам - к доп. наработкам старого ушу, заимствуя оттуда различные укрепляющие методы. Однако , ввиду отрыва от контекста, постепенно произошла трансформация целей и тп.
Например наработка 上罐功, общеизвестная в рунете т.н "палка-крутилка",  в олдскуле выставляла как минимум т.н горизонтальный лук, а дополнительно, напр, позволяла устранить опасность травмы запястья при ударе кулаком. Однако сейчас это упражнение обычно позиционируют как для укрепления запястья.
Активное привлечение мастеров того времени позволило создать для циньнашу в итоге полный комплект трад. набора, от ЦБГ до таолу циннашной техники от ассоциации, и эти разработки активно поддерживались государством и распространяясь по стране, тем самым проникая в разные стили и становясь неотъемлемой частью современного ушу.
 
 
3. Саньшоу 散手 (саньда 散打 гошоу 过手гочжао 过招шоучжань 手战 ,чайшоу 拆手 цяншоу 抢手 пайчжан 拍张далэйтай 打擂台.)-  это свободный или регламентируемый рукопашный бой, то есть одна из форм  схватки в китайском ушу c использованием в качестве основных техник  удары руками, ногами, броски и приёмы связанные с захватами (т.е. основные четыре раздела ТКБИ - 打拿)。
 
В наше время распространено мнение, что саньда это неологизм , более корректными являются термины поединки на помостах  武术打擂台 или поединки саньшоу 打散手。
 
Принято считать, что до организации т.н. всекитайских государственных испытаний по БИ в 1928 году  Центральным институтом гошу 中央国术馆 (хотя это не совсем так) проводились лишь местечковые региональные официальные бои , где проводились т.н  свободные поединки , которые  все же определялись правилом "не убивать и не калечить" ( т.е. - наносить необратимых увечий, типа руку сломать можно, а вот выбить глаз уже нельзя! :) ). В рекламных целях ( набрать студентов, привлечь толковых спецов , за которыми перед этим ездили по всему Китаю) в тогдашней столице Нанкине были устроены поединки на помосте,  названы гошу гокао  国术国考. Испытания продолжались в течении 10 дней и  проходили на прямоугольной площадке лэйтай 擂台, при этом были разрешены  любые приемы(однако запретили атаку в глаза, горло и пах) и нужно было победить как минимум  в двух раундах из трех, без ограничения по времени. Однако участники тогда еще привыкли к манере традиционных свободных поединков на лэйтай, и соревнования пришлось остановить, не доведя до финала, а всех уцелевших дошедших до четверть финала объявить победителями.
Вот полный список с указанием имен, места и стиля:
朱国福(上海, 形意)、王云鹏(河南, 少林)、张长义(上海, 心意/意拳)、
马裕甫(山东, 少林 摔跤)、张英振(山东, 查拳)、窦来庚(山东, 查拳)、
杨法武(山东, 摔跤/查拳)、杨士文(山东, 迷踪拳)、顾汝章(江苏, 少林)、
王成章(上海, 洪拳)、朱国桢(河北, 心意/意拳)、张维通(山西, 六合拳)、
朱国禄(河北, 心意/意拳)、 马成智(安徽, 少林)、胡炯(湖南, 少林).
 
В следующем году была вторая попытка проведения подобных масштабных мероприятий, собрав  в Ханчжоу "любителей боевых искусств" на 国术游艺大会. В нем приняло участие уже  545 человек из 12 провинций и 4 крупных городов, прошедших предварительный отбор, и в поединках билось 125 человек. Для обеспечения порядка было задействовано 37 чел, а судейский комитет составлял 29 чел. Правила не были четко определены и корректировались часто прям по ходу поединков. В итоге победителями признали 10 чел
 
В итоге в последующие соревнования стали вводить предварительный отбор перед поединками и ограничения, с целью обезопасить участников ( и судей ... :))) )
Если мы посмотрим официальный отчёт о проведении, скажем, вторых Всекитайских государственных испытаний по боевым искусствам (по рукопашным схваткам, борьбе шуайцзяо, боям на длинном и коротком оружии, кстати, был и англ.бокс!) в 1933 году, то увидим, что из 46 победителей со всех регионов страны больше всего было именно из провинции Шаньдун. Победителей из Шаньдуна было 11 человек, следующим был Нанкин — 7, Хунань — 5, Хэнань — 4 и т.д. Всего было 438 участников, включая девять женщин.
Доминировали на этих испытаниях стили, активно развиваемые в насаждаемых по всей стране филиалах центрального Института гошу 国术研究馆 , некоторое представление о развитии «применимых стилей» на территории Поднебесной можно получить, если заметить, к примеру, что знаменитые в наше время южные стили, из Фошаня или Сычуани вообще не попали в число призеров, а из пров. Хунань на первых испытаниях в призеры попал только один, а во вторых — лишь пятеро, и это при сотне участников в команде!
Но именно эти испытания принята считать переломным этапом в развитии поединков в ушу, т.е. уход от свободного поединка к регламентируемому единоборству с постепенным введением ограничений, защитного снаряжения, правил, категорий и тп. Что характерно, про эти вторые испытания  в среде ТКБИ говорили, что саньшоу стало походить на петушиные бои.
 
Дальнейшее развитие остановила война и запрет на БИ (после прихода к власти КПК), но уже в 1952 году на спартакиаде национальных видов  в Тянцзине саньшоу было включено как один из состязательных разделов, затем 1979 году в Наньнине на всекитайском собрании ушуистов вновь стало полноправной и активно развиваемой дисциплиной. С этого момента Госкомспорт КНР под термином "единоборство саньшоу(саньда)" подразумевает официально поддерживаемый государством кикбоксинг с бросками  "...осуществляемое в определённой ситуации, в соответствии с определёнными правилами, в определённое время на строго определённой площадке в определённом защитном снаряжении сравнение техники и тактики двух людей,а также их физических и умственных достоинств..."
Принципиальная разница боев до вышеупомятутых 国术国考 заключается в том, что они ранее носили испытательно-развлекательный характер, идея же спортивных состязаний была фактически  позаимствована на Западе как часть концепции физического воспитания  итд.
 
 
4. лэйтай 擂台 - бойцовский помост для проведения поединков в ушу. В русскоязычных источниках указывают габариты высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра, однако на испытаниях в Нанкине высота 2 метра , ширина 16,3, длина 33 (高达二米、宽五丈, 长十丈), но часто в уездных поединках просто делали т.н. площадку 十米乘十米, а на каких-либо крупных региональных, гдн сразу проходило несколько боев - 三十亩。(пересчитайте сами! Мне - лениво! :))) )
Падение с помоста или выталкивание за его границы также приравнивалось к победе.

http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#2 ZS+

ZS+

    8 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 172 Cообщений
  • 燕居

  • 体操

Отправлено 23 Декабрь 2016 - 12:09

江湖- Цзянху, мир цзянху. Виртуальный мир и сообщество, к которому причисляли бандитов, ушуистов, циркачей, деловых,актеров, поэтов, художников и пр. и пр.. В этом романтически-прагматическом мире был свой,понятный только посвященным, особый язык общения, свои моральные правила,свои авторитеты и,конечно же, свои истории-байки,которыми он особенно знаменит.  

 

На этот термин следует особо обратить внимание переводчикам, дабы избежать чудовищных фантазирований  :( на тему "потоков и озёр" (http://bookree.org/r...e=1484137&pg=97


  • ВиШень, lunfeng и Tornvald это нравится

#3 lunfeng

lunfeng

    7 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 254 Cообщений
  • Брянск

  • физкультура

Отправлено 26 Декабрь 2016 - 11:34

В этом романтически-прагматическом мире был свой,понятный только посвященным, особый язык общения, свои моральные правила,свои авторитеты и,конечно же, свои истории-байки,которыми он особенно знаменит.  

ZS+, а вот такой вопрос есть. Дмитрий Моисеев тут как-то написал вконтакте: "Специфика Китайской Жизни была такова, что записывали в хронист любое мало мальско интересное событие(ибо ни ТВ, ни этих ваших интернетов и соц сетей - не было), как выразился один известный синолог:"каждый чих и каждый пук". Все что касается жизни в их округе. И так как в Цинскую династию особых гонений и не было , как в Юань, то информации - чуть больше, чем дохуа".
А такие записи про мир Цзянху есть? Или он уже - совсем фсё? И восстановлению не подлежит?



#4 ZS+

ZS+

    8 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 172 Cообщений
  • 燕居

  • 体操

Отправлено 26 Декабрь 2016 - 14:58

А такие записи про мир Цзянху есть? Или он уже - совсем фсё? И восстановлению не подлежит?

Летописей цзянху нет точно, а вот создать что-то на основе художественных произведений, фильмов и криминальных хроник можно, но это огромедная работа, пока их китайцев кажется никто не взялся. 

 

Он "не фсе"- он видоизменяется, больше экономических преступлений и богемы окраса, но суть то остается. У многих сейчас цзянху даже с белыми воротничками ассоциируется и продавцами старой каллиграфии. 

 

Мафия,как известно, бессмертна, так и цхзянху форева!


  • lunfeng это нравится





Темы с аналогичными тегами: ТКБИ, ушу, гунфу, цигун, циньна, Саньшоу, лэйтай

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных