Перейти к содержимому


Фотография

Казаки и всё что с ними связано


Сообщений в теме: 394

#381 Саблин

Саблин

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 186 Cообщений
  • Москва

  • каратэ синкагэ-рю маробаси-кай

Отправлено 16 Апрель 2018 - 14:37

а мой пра-пра-пра никого не украл а набрав с рязани команду гопников стал вольным русским донским казачьим атаманом. в каковом статуте был зафиксирован...вольный русский донской казачий атаман...энто ишшо в 1550-ые...


  • Ворчун это нравится

#382 Виски

Виски

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 868 Cообщений
  • Белгород

  • Ближний бой

Отправлено 16 Апрель 2018 - 16:40

а мой пра-пра-пра никого не украл а набрав с рязани команду гопников стал вольным русским донским казачьим атаманом. в каковом статуте был зафиксирован...вольный русский донской казачий атаман...энто ишшо в 1550-ые...

 

Слышу треск шаблонов у "казаков". )))



#383 Саблин

Саблин

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 186 Cообщений
  • Москва

  • каратэ синкагэ-рю маробаси-кай

Отправлено 16 Апрель 2018 - 18:37

Слышу треск шаблонов у "казаков". )))

казаковал на Дону и еще под Черниговым где изрядно наследил. Еще в начале 20 века перед пмв один сродственник ездил туда собирать у местных крестьян сказивки про него. к сожалению все исчезло в лихие годы. Детишков им пужали во какой козак быв))))

в принципе его биография не расходится с историческими материалами по формированию донского казачества в котором очень активно принимали участие выходцы с рязанской губернии.

после казакования и приобретения на этом поприще клички ( погоняла ) ставшей потом фамилией Василий Вострая Сабля был в последствии испомещен - в 1570 году - селом в рязанской губернии . вместе с пулом вольных русских донских казачьих атаманов. По этому эпизоду еще испоместили и черкасских вольных казачьих атаманов. там же на рязанщине. причем русские атаманы еще потом мало мало джанджал делали перед властями - что черкасам земли нарезали более и деревенек дали пожирнее чем русским)))

служилые русские люди в качестве донских казаков причем во главе своих собранных в других местах шаек - расхожая практика той эпохи. Василий собрал банду своих казаков еще в рязани и начал еще с окрестностей рязани опасный бизнес откуда переместился на Дон где вся его бригада и поименовалась как тогда водилось - козаками. А оттуда делал набеги и под Чернигов и другие места нашей недавно большой и общей Родины.)))


Сообщение отредактировал Саблин: 16 Апрель 2018 - 18:42


#384 KAV

KAV

    9 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 84 Cообщений
  • Казань

Отправлено 16 Апрель 2018 - 20:28

казаковал на Дону и еще под Черниговым где изрядно наследил. Еще в начале 20 века перед пмв один сродственник ездил туда собирать у местных крестьян сказивки про него. к сожалению все исчезло в лихие годы. Детишков им пужали во какой козак быв))))

в принципе его биография не расходится с историческими материалами по формированию донского казачества в котором очень активно принимали участие выходцы с рязанской губернии.

после казакования и приобретения на этом поприще клички ( погоняла ) ставшей потом фамилией Василий Вострая Сабля был в последствии испомещен - в 1570 году - селом в рязанской губернии . вместе с пулом вольных русских донских казачьих атаманов. По этому эпизоду еще испоместили и черкасских вольных казачьих атаманов. там же на рязанщине. причем русские атаманы еще потом мало мало джанджал делали перед властями - что черкасам земли нарезали более и деревенек дали пожирнее чем русским)))

служилые русские люди в качестве донских казаков причем во главе своих собранных в других местах шаек - расхожая практика той эпохи. Василий собрал банду своих казаков еще в рязани и начал еще с окрестностей рязани опасный бизнес откуда переместился на Дон где вся его бригада и поименовалась как тогда водилось - козаками. А оттуда делал набеги и под Чернигов и другие места нашей недавно большой и общей Родины.)))

отсель и пошло, что "с Дону выдачи нет!". Нет-нет, да и топили казачки своих атаманов, прибивавшихся к Москве. Так и было, пока не взял казаков под свою руку белый царь... Спустя какое-то время пошла с Дону выдача, и не стало правды у казаков...

В нонешнее время уже пошло, что с ЛонДону выдачи нет!   :)


Сообщение отредактировал KAV: 16 Апрель 2018 - 20:32

  • хрыч это нравится

#385 Саблин

Саблин

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 186 Cообщений
  • Москва

  • каратэ синкагэ-рю маробаси-кай

Отправлено 16 Апрель 2018 - 22:42

отсель и пошло, что "с Дону выдачи нет!". Нет-нет, да и топили казачки своих атаманов, прибивавшихся к Москве. Так и было, пока не взял казаков под свою руку белый царь... Спустя какое-то время пошла с Дону выдача, и не стало правды у казаков...

В нонешнее время уже пошло, что с ЛонДону выдачи нет!   :)

топили не прибивавшихся а не оправдавших надежд. на прибыток ремесла. по принципу акела промахнувшись.

выдача с Дону пошла тогда когда корпорация исчерпала экономические для того необходимости. С отменой крепостного права вообще потеряло смысл. 


  • ilho и Diocletianus это нравится

#386 Чайникк

Чайникк

    Сидоин V Дан

  • Модераторы
  • PipPipPipPip
  • 5 118 Cообщений
  • Волжский

  • диван дзюцу

Отправлено 16 Апрель 2018 - 23:09

В опчем, все как всегда - все подчинено объективным законам общественного развития.
  • Виски, Яри и Diocletianus это нравится

#387 Влади mir

Влади mir

    6 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 339 Cообщений
  • Москва

Отправлено 17 Апрель 2018 - 07:53

Кстати, о станице откуда я родом:
"Станица Курская основана 2 июля 1784 года русскими переселенцами из центральных районов России, приписанными в казаки, числом в 500 человек. В течение двух лет новая станица почти обезлюдела из-за эпидемии малярии и многочисленных побегов крестьян. В 1789 беглецы были возвращены в станицу."
Так что приписывали легко и запросто))



#388 Саблин

Саблин

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 186 Cообщений
  • Москва

  • каратэ синкагэ-рю маробаси-кай

Отправлено 17 Апрель 2018 - 09:54

Кстати, о станице откуда я родом:
"Станица Курская основана 2 июля 1784 года русскими переселенцами из центральных районов России, приписанными в казаки, числом в 500 человек. В течение двух лет новая станица почти обезлюдела из-за эпидемии малярии и многочисленных побегов крестьян. В 1789 беглецы были возвращены в станицу."
Так что приписывали легко и запросто))

ну да. да еще народ от такого счастья и бегал. мало того что малярия так еще и служба. а это расходы между прочим чувствительные. да еще и опасность ...



#389 Саблин

Саблин

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 186 Cообщений
  • Москва

  • каратэ синкагэ-рю маробаси-кай

Отправлено 20 Апрель 2018 - 19:19

любопытный эпизод. Анненковцы и Дутовцы ( оренбургские казаки). Жесть как она есть



#390 хрыч

хрыч

    SKshnikus Vulgaris

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 134 Cообщений
  • Москва

  • СК по переписке

Отправлено 20 Апрель 2018 - 22:52

Тихий Дон 150 лет назад

https://photochronog...reva/#more-9620



#391 ilho

ilho

    4 кю

  • Модераторы
  • PipPipPip
  • 504 Cообщений
  • Traubenfeld

  • Окинава-Рэнджю; Сяодзин-терапия;ХапКиДо;Монастырский Кёкусинкай

Отправлено 26 Апрель 2018 - 21:59

немного хистори

https://zen.yandex.r...815f1d0fc425b55

Правда о браках донских казаков

милостиво повелевать соизволил! (неточная цитата)


#392 Саблин

Саблин

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 186 Cообщений
  • Москва

  • каратэ синкагэ-рю маробаси-кай

Отправлено 25 Май 2018 - 22:12



#393 skif

skif

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 159 Cообщений
  • Неаполь

  • akinak-karate

Отправлено 26 Май 2018 - 10:11

объёмный материал, масса неточности в ключевых моментах - язык, культура, самоопределение, условная сословность и тд

#394 ilho

ilho

    4 кю

  • Модераторы
  • PipPipPip
  • 504 Cообщений
  • Traubenfeld

  • Окинава-Рэнджю; Сяодзин-терапия;ХапКиДо;Монастырский Кёкусинкай

Отправлено 04 Июнь 2018 - 23:41

Принято считать, что казаками были исключительно православные христиане. Это не так. В среде казачества всегда было много представителей разных конфессий, в том числе мусульман. Существует даже версия, что первыми казаками стали именно мусульмане. 

Тюркские наследники 
Распад Золотой Орды вызвал интенсивное брожение народов, которые кочевали с места на место в поисках наиболее надежного пристанища. Среди них были и те, кого принято считать предтечей казачества – бродники, ногайцы, черкасы, торки. 

В 1492 году крымский хан Менгли I Гирей сообщал Ивану III, что его войско, возвращавшееся из-под Киева с богатой добычей, было атаковано «ордынскими казаками». Об «ордынских» или «азовских» казаках повествуют многие летописи эпохи Ивана III. Например, в донесении послов пограничных воевод великому князю читаем: «Поле не чисто от азовских казаков». При этом татарские казаки, как русские и малороссийские, хоть и поступали на государеву службу, однако никакой власти над собой не желали. 

О тюркском происхождении казачества могут свидетельствовать такие имена атаманов, как Кара Бука, Бакай–ага, Джарлы-ага, Бакай-ата . Было немало казаков с татарскими корнями и в отряде атамана Ермака – Окул (на тюркском означает «посажёный отец») или Корчига ( «ястреб-тетеревятник»). Напомним, что казак Мамай, имеющий явно тюркскую родословную, считался олицетворением запорожского казачества. 

Однако многие тюрки после вступления в казаки принимали православие и брали русские имена. В архивах Уральского и Оренбургского войск есть сведения, что казаки при крещении указывали свое происхождение, например, «происхожу из рода кипчак», или тама, или алим, или «из рода ногайских мурз». Приток казаков из рода чингизидов (прямых потомков Чингисхана) и казахских племен наблюдался в XVI-XVIII вв. Наиболее грамотные из них повышали свое образование в учебных заведениях Москвы. 

Академик Иван Миллер считал, что слово «казак» – это самоназвание группы тюркских племен, представителей которой называли киргиз-кайсаками. «Мы одного корня с киргиз-кайсаками, они состоят в родственной связи со всем казацким миром», – указывал потомственный казак генерал Исаак Бакадоров. 

Исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий в своих работах приводит имена первых казаков, встречающиеся в летописных источниках, – Аллаберды, Аличембей, Акмолла-ага, Бассанали, Чабан-ага. Их тюркская этимология не вызывает сомнения. Лингвист А.И. Назаров, проведя подробный анализ уральских казачьих фамилий, выявил, что по меньшей мере 300 из них имеют тюрко-мусульманское происхождение: к примеру, Абдрашитов Вагапов, Исмаилов, Кенжебеков, Нигматуллин, Сеитов, Юсупов и многие другие. Казачий хорунжий Леонтий Масянов так писал об уральцах: «Были также полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками». 

Казаки-иноверцы 
Николай Горбунов, полковник Астраханского казачьего войска, обращает внимание на то, что среди казаков, помимо православных, были представители различных вероисповеданий: мусульмане, буддисты, католики, лютеране. Многие ученые при изучении феномена казачьей веротерпимости отмечают, что она была обусловлена желанием выжить в окружении иноверцев. Длительное совместное проживание непременно приводило к ассимиляции. 

В 1840 году было разрешено служить в казаках и занимать командные должности представителям мусульманской аристократии. Политолог Сергей Маркедонов по этому поводу замечает: «Было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков». 

Исследования, проводимые в 1862 году в среде уральских казаков, дали следующую картину: число русских, включая белорусов и украинцев, составляло 70 331 человек (85,8%), башкир - 6 095 (7,4%), татар - 4 168 (5,1%), калмыков - 1 184 (1,4%), остальных, преимущественно тюрков, – 220 (0,3%). Таким образом, процент мусульман в Уральском войске в середине ХIХ века равнялся 12,8. 

Добровольные переходы мусульман Северного Кавказа, Казахстана или Туркменистана в казачество, согласно источникам XIX века, были не таким редким явлением. К примеру, количество терских казаков станицы Луковской с 1856 по 1866 год увеличилось почти вдвое. А статистика 1875 года показала, что в Луковской, помимо русских, проживали 772 черкеса и 182 осетина. 

Казачья служба выходцев с Северного Кавказа берет начало с 1733 года, когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено зазывать горцев в казаки. Каждому поступившему на службу было обещано по 15 и более рублей годового жалования. До нас дошли имена кавказской знати, командовавшей казачьими отрядами, среди них Куденек Камбулатов и Сунчалей Янглычев. 

Мусульмане проходили службу преимущественно в Горско-Моздокском и Кизляро-Гребенском полках Терского войска. Известно, что на апрель 1913 года в Терском казачьем войске служили 338 офицеров, из них русских было 256, остальные - представители кавказских народов, в первую очередь ингуши и осетины. 

При Николае I из мусульман Кавказа и Крыма сформировали Кавказско-Горский и Крымско-Татарский эскадроны по образцу лейб-гвардейских казачьих частей. Они стали полноправной составляющей Собственного Его Императорского Величества Конвоя. 

В это же время по российскому образцу было создано Персидское казачье войско. Его численность в 1920 году превышала 8 тыс. человек, в том числе в него входили 122 российских офицера, преимущественно осетины. Они прекрасно владели персидским языком, родственным их родному осетинскому. Интересно, что в персидских казаках начинал службу офицер Реза-хан, который впоследствии стал предпоследним иранским шахом под именем Реза Пехлеви. 

Прижились не все 
Российские власти всегда старались отвечать на духовные запросы мусульман-казаков. Для них, к примеру, строились мечети. В соответствии с российским законодательством для создания одного прихода требовалось наличие не менее 200 мусульман мужского пола. По данным за 1853 год, казаки-магометане имели возможность посещать 114 мечетей, в которых служили 169 духовных лиц. 

В последние дни царствования Николая I был подготовлен специальный документ «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», законодательно регулировавший религиозный быт казаков-мусульман. Согласно данным «Правила», на февраль 1855 года в штате Донского, Черноморского, Кавказского, Уральского, Оренбургского, Сибирского казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка состояли 18 599 мусульман. Следует признать, что властям было непросто контролировать уклад жизни воинов- мусульман. Особенно сложная ситуация сложилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), где главным противником России была мусульманская Турция. 

В 1860 году был зафиксирован случай, когда татары-казаки подали на имя наказного атамана Хомутова прошение отпустить их в Турцию. Хомутов внимательно отнесся к прошению и велел войсковым старшинам провести своеобразный опрос, по результатам которого выяснилось, что одной из основных проблем для казаков-магометан была невозможность вступать в брак с женщинами-христианками, а при недостатке женщин их роду грозило истребление. Разрешение на эмиграцию было дано, однако далеко не все мусульмане решились оставить свои курени. 

С прицелом на будущее 
Казаки-мусульмане и сегодня довольно распространенное явление. Так, в Пермской области в 2004-2005 годах была сформирована первая в России мусульманская казачья сотня. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин тогда подписал соглашение с Прикамским отдельным казачьим округом. 

«Мы хотим показать пример того, как можно служить Отечеству, не нарушая духовных традиций своих предков», - заявил муфтий. Ничто не может помешать казакам-мусульманам совершать намазы и готовить халяльную еду, а в период Рамадана держать пост. Они, как и прочие казаки, регулярно организовывают летние подростковые лагеря и ведут воспитательно-патриотическую работу с подрастающим поколением, помогают правоохранительным органам обеспечивать порядок, в частности, борются с распространением наркомании. 

В декабре 2005 года Оренбургское городское казачье общество в канун своей 14-й годовщины пополнилось еще одной организацией – хуторским казачьим обществом «Яицкое», главой которого был избран Наиль Якупов. Особенностью «Яицкого» является то, что его состав включает равное количество казаков-христиан и мусульман. 

В наши дни тенденция к возрождению мусульманского казачества наблюдается также на Северном Кавказе

 

.http://www.natpress..../zen.yandex.com


  • alextamir это нравится

милостиво повелевать соизволил! (неточная цитата)


#395 skif

skif

    Юданся I Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 1 159 Cообщений
  • Неаполь

  • akinak-karate

Отправлено 09 Июнь 2018 - 08:55

С 10 - летнего возраста мальчик вступал в мужское культурное пространство: "Сначала он ходил за батьком в роли "мыхоноши" (то есть носил хлеб, построму), посылался за продовольствием в куринь и исполнял другие мелкие поручения", – вспоминал пластун М. Седых.
Я.Г. Кухаренко очерчивает следующий круг обязанностей мехоноши:
"Тем временем, пока пластун охотится в плавнях, хлопец его оббегает расставленные на тропках капканы, ступицы, силки; выбирает, что попалось, снимает шкурки. Потом перемоет всякую ловчую утварь (потому что зверь на окровавленный капкан или ступицу не пойдёт) и вновь расставляет их по потаённым тропкам".
Отец его обращал особенное внимание на то, чтобы его "хлопьяк" умел ориентироваться в плавнях и в лесу: показывал ему особенные приметы в лесу и плавнях, тропинки, известные лишь ему одному, по которым он выслеживал зверя и черкесов, постепенно приготовляя его к осторожности, смелости и научал различным военным хитростям, на которые так были изобретательны пластуны и щеголяли ими в военное время. Пластуны учили выбираться из выкопанных черкесами и замаскированных на тропинках ям с помощью якоря на длинном ремне - горцы ставили под водой, в ериках, где ходили пластуны, капканы с такими сильными пружинами, что попавший в них человек на всю жизнь оставался калекой – ему перебивало ноги и опытные казаки советовали при переходе через ерик ощупывать впереди себя дно шестом, открывая капканы.
Особое внимание уделялось умению метко стрелять и стойко переносить тяготы и лишения - М. Седых вспоминал: "лет 16-ти юноша без промаха стрелял по кабану "в око" и стоически переносил все лишения бродячей жизни".
И.Д. Попка отмечал, что пластуны прежде всего требуют, "чтобы новичок был стрелок, затем что на засаде, в глуши, без надежды на помощь один потерянный выстрел может повести дело на проигрыш; потом требуют, чтоб он был неутомимый ходок – качество, необходимое для продолжительных поисков, которым сопутствуют холод и голод, – и наконец, имел бы он довольно хладнокровия и терпения про те случаи, когда надобность укажет под носом превосходного неприятеля пролежать в камыше, кустарнике, траве несколько часов, не изобличив своего присутствия ни одним неосторожным движением, затаив дыхание".
Пластуны были "порождением природы закубанских плавней", чувствовали себя в них в родной стихии, так как сам природный фактор создавал на Кубани условия, в которых успешно функционировала система подготовки стрелков - разведчиков: "Плавня с дикими её жильцами – его военная школа, а охота – учитель, – писал И.Д. Попка. – И действительно, в этой школе приобретает он первый и твёрдый навык к трудам, опасностям и самоотвержению, и из этой выучки выходит он таким совершенным стрелком, что бьёт без промаха впотьмах, не на глаз – на слух".
Служба в разведке требовала не только физической выносливости и меткости, но и умения осмысливать происходящее, оценивать обстановку, чему тоже постоянно учили "хлопцев" опытные пластуны: "Чтобы не встретить смерть или не попасть в плен, нужно было найти подходящие выходы из затруднительного положения, – отмечал Ф.А. Щербина, – а для этого требовалось думать, "размышлять", по выражению пластунов. Казак с плохою головою не годился в пластуны, и только при союзе хорошо думающей головы с изощрённым зрением, слухом, хладнокровием и выдержкой получался хороший пластун". Имея личный счёт с черкесами, пластуны заставляли своих юных помощников учить язык противника, чтобы понимать его переклички или вводить в заблуждение караульных, при этом пластуны были наблюдательными психологами: например, учили молодёжь, что в разведке при встрече с противником один на один даже "храбрейший из горцев не откажется немножко струсить, если на него никто со стороны не будет смотреть, если не случится свидетелей с длинными языками. Когда нет в виду добычи, черкес любит, чтобы яркое солнце светило на его подвиг, чтобы на него смотрели, если не 40 веков, так 40 земляков, у которых 40 языков". При внезапной встрече с неприятелем пластуны берегли свою молодёжь, заставляя её укрыться и отвлекали врагов на себя - старожил станицы Мингрельской И. Бирюк так рассказывал о происхождении топонима "Строкачёв лыман":
"Геройский был Строкач. Он вызвался добровольцем установить связь вместе с молодым казаком, которого "тилько обучалы воинству". Когда связников стали настигать черкесы, Строкач сказал молодому казаку: "Ты заховайсь, шоб ны нашлы, а я буду сам воювать. Потому шо ты, каже, не знаешь ихнего обычая, и як с ными бороться". Заховавсь, а вин полиз в камыша. Пролиз, сняв с себя башлык, камышом обвязав, вроди чоловик стоит, эти черкесы на конях, забылы: бах, бах, бах, туда пострелялы. Подбылы – нема никого, один башлык торчит, а он просто обишов и назад вернувся, заднего пиймав всадника, забрал його ружьё, йему набыв добре, коня забрал, сил и поихав. Воны выскочилы, за им поихалы до Кубани, он коня бросил и поплыв через Кубань. Воны за ним. Давай кидать аркан. Пиймав його, сталы тянуть, он вытяг кинжал, раз пэрэризав пэтлю, вылез в каюк, сив и сыдить: "Ну, - каже, - запомните! Цэ Строкач прыходыв до вас!".
"Хлопцев" учили запутывать следы, уходя от неприятеля - об одном таком приёме рассказывал в своих воспоминаниях А. Шпаковский:
"Задковать" - технический приём пластунов, означает "идти задом, чтобы обмануть неприятеля направлением следов. Кажется, что это дело не требует особенной ловкости и искусства, а на практике выходит далеко не так: нужно иметь много навыка, чтобы идя задом, отпечатывать следы человека, идущего вперёд. Опытный пластун не впадёт в ошибку, если этого условия не соблюдено".
Для скрытной связи в лесу и в плавнях молодые казаки осваивали манеру подражания голосам птиц и зверей:
"Настоящий пластун и залает лисицей, и зачмышет кабаном, крикнет, как олень или дикая коза, запоёт диким петухом, зафырчит барсуком, завоет волком, забрешет собакой". На охраняемых пограничных участках молодёжь учили оставлять незаметные для чужого глаза приметы, которые несли ценную информацию: несколько камышин, обрубок палки, сухую вербу, подкову; овладевали будущие пластуны и приёмами обезвреживания противника, которые сводились к внезапному нападению из засады на неподозревающего врага и не имеют ничего общего с теми "реконструкциями", которые подвижники "пластунского стиля" сочли необходимым "облагородить" боевыми комплексами из арсенала восточных единоборств: пластуны, которым требовалось умение незаметно подкрасться, внезапно напасть, взять "языка" владели некоторыми элементами рукопашного боя с ударами, подсечками, захватами, но назвать это "единоборством" сложно, ведь вовсе не предполагалось, что противник готов к обороне. "Объект атаки пластуна – часовой, которого нужно снять, "язык", которого нужно взять… – отмечает Г. Панченко. – Вступать с ним в "честный", маневренный бой – смерти подобно. В ходе всего этого противник первым делом закричит, что станет концом и для тайной вылазки и лично для пластунов".
Пластуны учили молодых казаков ни в коем случае не сдаваться в плен, не поддаваться ни на какие уловки неприятеля: известен подвиг пластунов станицы Самурской в феврале 1864 года, когда будучи окружёнными превосходящими силами горцев, казаки, выбрав из своей среды старшим пластуна Евтушенко, скрылись в обнаруженной в скале пещере и завалили ход камнями - в этом убежище казаки держались без воды и пищи 4 дня, отражая беспрестанные атаки горцев и отвергая требования о сдаче; посланный за подмогой казак сообщил, что черкесы предлагали им сдаться, но Евтушенко отвечал: "Когда перебьют всех, пусть берут наши тела, а живым никто из пещеры не выйдет". Драгуны Нижегородского полка князя Чавчавадзе атаковали неприятеля и заставили его отступить; к призыву открыть вход защитники пещеры отнеслись с недоверием - в ответ на русскую речь защёлкали курки винтовок - Евтушенко заподозрил здесь хитрость со стороны горцев, имевших "толмачей" из числа беглых и пленных русских солдат: "Не верим, что вы наши, – сыграй в трубу", – ответил несговорчивый Евтушенко, но, вспомнив, что при гибели казаков у них была горцами взята труба, спросил: "Скажите сначала, кто у вас начальник?"; неизвестно, до каких пор продолжался бы этот экзамен, если бы не появился посланный из пещеры за подмогой казак Кубанов, которого защитники признали и стали разламывать каменную стену.
Сохранилось свидетельство генерала К. Гейнса о периоде ученичества самого Евтушенко: "Николай Матвеевич Евтушенко, теперь урядник Самурской станицы, ещё не будучи казаком, жил при одном из своих родственников, ходил с ним постоянно на охоту в плавни, где и приобрёл пластунские способности и навык к меткой стрельбе. Когда его родители, жившие в Малороссии, прибыли переселенцами в Самурскую станицу, тогда молодой Евтушенко оставил Черноморию и поселился здесь со своей семьёю. Изъявив желание быть пластуном, он самым усердным образом шнырял по горам, подцепляя по временам оплошных горцев и знакомясь с местностью".
В повести "Казаки", основанной на личных впечатлениях Л.Н. Толстого о жизни в станице Старогладковской, дед Епишка рассказывает Лукашке, как "найти разрыв - траву при помощи черепахи" ("и не будет тебе ни замка, ни западни"), учит заговору, "чтоб никто не убил"; старый казак примечает палку, что "дурно лежит" посередине дороги и учит Оленина, как надо поступить. И.Д. Попка перечислил ассортимент заговоров, которые усваивали пластуны: "Заговор от пули, от обпоя горячего коня, от укушения змеи; наговор на ружьё и капкан; замовленье крови, текущей из раны", но всё это уживалось у пластунов с православным мировоззрением: "Их суеверия не в ущерб Вере и не мешают им ставить свечку Святому Евстафию, который в земной жизни был искусный воин и стрелок", поэтому обучение у пластунов ничего не имело общего с языческой мистикой и колдовством.
Включите завтра канал Мир в 6-30мск - мы тут чуть про казаков наснимали
  • Яри это нравится



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных