карманная жаровня? Это как.... просто, как инженеру интересно. Типа уголек завернуть во что-то типа асбеста и засунуть в бамбуковую палку?
Ну вот, добрался до компа, теперь по порядку отвечу.
Контейнеры для переноски углей и огня (были где то схемы устройства, но что то не могу найти, боюсь они потеряны изза того, что сгорел винчестер в прошлом компьютере). Если чудом найду, то размещу в теме.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ УГЛЕЙ
Древние японцы не знали спичек или зажигалок. Разжигали огонь обычно при помощи искры, высекаемой ударом кресала о кремень. Однако в условиях спешки, в сражении или во время тайной диверсионной операции такой способ далеко не всегда оправдывал себя. Поэтому японцы изобрели специальные контейнеры, в которых можно было постоянно носить с собой тлеющий уголек. Помимо своего основного назначения эти контейнеры в свирепые морозы, при маскировке в снегу, служили мини-грелками, которые ниндзя прятали за пазухой.
До наших дней дошли 4 разновидности таких контейнеров-грелок: утидакэ (цукэдакэ), доноби, хинава-дзуцу и кирихинава-ирэ. Нельзя сказать, что это были какие-то особые «шпионские» приборы. Напротив, ими пользовались многие военные, например, солдаты-аркебузиры, и гражданские лица — лесорубы, охотники. Однако для ниндзя они имели огромную важность, мы находим упоминания о них почти во всех основных источниках по нин-дзюцу.
Угидакэ
В некоторых школах это приспособление называется «цукэдакэ» (рис. 187). Известно много вариантов утидакэ, но во всех случаях они устроены таким образом, чтобы предотвратить затухание уголька. Горючая начинка утидакэ также отличалась в разных традициях.
В конструкции утидакэ не было ничего сложного, и до наших дней дошло немало самодельных образцов этого приспособления. Для него брали бамбуковую трубку диаметром от 4,5 до 6,5 см с дном — поперечной перегородкой бамбукового коленца — длиной 24–26 см. Верхний открытый срез делали косым. С этой стороны в трубке проделывали маленькую дырочку, сквозь которую продевали шнурок. Этим шнуром утидакэ для удобства ношения подвязывали к поясу. Так выглядела внешняя трубка. В ней просверливали множество дырочек, чтобы внутрь мог поступать воздух, необходимый для горения уголька. В простейших образцах горючий материал закладывали прямо в эту трубку, но в лучших вариантах внутрь вставляли еще одну тонкую бамбуковую трубочку с просверленной дырочкой и крышечкой, в которую и помещали угольки. Согласно «Сёнинки», в качестве горючего для утидакэ использовали старую мягкую бумагу, тесьму, веревки, баклажаны, гречишник, косточки хурмы, гниль китайского железного дерева эноки и др.
Доноби — «огонь, носимый на теле»
Второй вид контейнера-грелки назывался доноби — «огонь, носимый на теле». Он представлял собой деревянную трубку, обмотанную пеньковой тканью, и был настолько маленьким, что его можно было повесить с помощью шнурка на шею и засунуть за пазуху. Чтобы фитиль не затухал, в корпусе контейнера было проделано множество малюсеньких дырочек, а чтобы огонь не переметнулся на тканую обертку, с внутренней стороны дырочки прикрывали металлическими полосками. Верхнее отверстие трубки, через которое внутрь вставляли фитиль, закрывалось латунной крышечкой (рис. 188).
Хинава-дзуцу — «фитильная трубка»
Третий вид контейнера для переноски огня — хинава-дзу-цу. Некоторые могут подумать, что речь идет о фитильном ружье хинава-тэппо, ведь в терминологии ниндзя слово «трубка» нередко заменяет слова «пушка» или «ружье». Но это совсем не ружье. Речь идет о металлическом или деревянном приспособлении, в котором японцы носили тлеющий фитиль-хинава. Так как фитиль, который использовали ниндзя, не гас практически ни при каких обстоятельствах, это было очень удобное приспособление для переноски огня. Правда, существовала опасность, что яркий свет, излучаемый горящим фитилем, будет замечен врагом, или от него случайно загорится одежда. Но эти проблемы можно было благополучно разрешить, поместив горелку в специальный футляр.
Кири-хинава-ирэ — «контейнер для нарезанного фитиля»
Кири-хинава-ирэ (рис. 189) — это разновидность хинава-дзуцу, в которой использовался обрезок фитиля длиной около 12 см.
Один из образцов кири-хинава-ирэ представляет собой круглую металлическую трубку длиной 12 см и диаметром 6 см с двумя металлическими петельками для продевания пояса. Трубка раскладывается пополам, благодаря чему внутрь можно вкладывать металлическую деталь, напоминающую ось телеги с насаженными на нее по обоим концам железными или латунными колесиками. В этих пластинках-колесиках проделывали 4 или 5 дырочек, сквозь которые пропускали обрезки фитиля. При использовании поджигали один из фитилей, закрывали крышку и носили на поясе. Когда фитиль прогорал до конца, поджигали следующий. Во время групповой перестрелки в составе группы при необходимости поджигали сразу все 4 или 5 фитилей.
Другой вариант кири-хинава-ирэ формой походил на колокол с колечком для продевания тесемки, которой «фитильную трубку» подвязывали к поясу. В основании колокола имелась металлическая пластинка с 5–6 дырочками, сквозь которые продевали соответственно 5 или 6 обрезков фитиля. Их также как и в первом варианте, поджигали поочередно.
Третий вариант кири-хинава-ирэ также изготавливался из металла (латуни или меди), но имел форму удлиненной чернильницы с пеналом для кисти. В длинную трубку помещали фитиль, кончик которого выходил в специальную камеру. Эту камеру на две половины разделяла металлическая пластинка, сквозь которую был пропущен фитиль. Сбоку камера имела дверку на петлях с большим количеством дырочек для вентиляции. В верхней части трубки, скрывающей фитиль, радом с камерой была проделана небольшая круглая дырочка. Когда фитиль, тлея, становился слишком коротким, его передвигали в сторону камеры, толкая пальцем через эту самую дырочку. При ношении такого вида кири-хинава-ирэ ее длинную трубку засовывали за пояс.
Теперь о Мэцубуси. Мэцубуси вообще то не взрывались.
МЭЦУБУСИ — «РАЗРУШИТЕЛЬ ГЛАЗ»
Под таким громким названием скрываются различные ослепляющие порошки, упоминания о которых встречаются в ряде источников по нин-дзюцу. Их выдували или просто кидали в глаза противника, чтобы временно (либо навсегда) ослепить его и выиграть драгоценные мгновения для бегства. В наставлениях ниндзя описано несколько рецептов мэцубуси:
1) пережженная в порошок икра жабы-хикигаэру в смеси с железными опилками (способна совершенно лишить врага зрения);
2) прокаленная смесь наждака, песка и сока красного перца;
3) смесь ладана, пыли, железных опилок, стрихнина и загадочных тако, томи и роун, перевода которых не найти даже в японских толковых словарях;
4) мелкие зернышки свинца;
5) смесь золы, зерен красного перца, стрихнина и азотной кислоты (попадая в дыхательные пути, вызывает мгновенную потерю сознания и смерть).
В бою ниндзя мог сыпануть таким порошком в лицо противника из бамбуковой трубки, заделанной с одного конца и открытой с другого, начинить ею скорлупу яйца или бумажный мешочек и в таком виде запустить в супостата. Мог выдуть ее из трубки. Кстати в этом случае за нее вполне мог сойти любой свиток. Специально для применения мэцубуси ниндзя разработали особую модель веера с двумя бумажными стенками, между которыми насыпался мельчайший сильнодействующий ядовитый порошок. Взмахнув веером в сторону жертвы с наветренной стороны и распылив в воздухе даже ничтожное количество этого порошка, шпион мог моментально отправить на тот свет ничего не подозревающего врага.
Оригинальным приспособлением для распыления мэцубуси было подобие свистка с трубкой, вставляемой в рот, коробочкой с порошком и выходным отверстием.
Ниндзя стоило лишь подуть в «свисток», и в лицо противнику летело целое облако пыли, поражающей глаза и дыхательные пути. Интересно, что аналогичными приспособлениями в период Токугава активно пользовались полицейские при задержании преступников.
Завершая разговор о мэцубуси, нужно отметить, что в западной литературе получило распространение неверное прочтение иероглифов, которым записывается слово «мэцубуси» — «мэцубиси».
Так же были мэцубуси, где порошок не помещался во что то,а в порошковую смесь добавляли субстанцию наподобие клейстера и скатывался шарик. Достаточно было его раздавить в пальцах и выдуть или бросить порошок в глаза противнику.
А что же взрывалось?
То, что многие принимают за мэцубуси и что было в фильмах это - ториноко (кэмуридама)... Было и еще взрывающееся...
Для сокрытия своих маневров «невидимки» использовали дымовые шашки (кэмуридама) «ториноко», представлявшие собой небольшие шарики из высокосортной плотной бумаги ториноко, начиненные дымным порохом. Взрывались ториноко вовсе не от удара об землю, как это любят показывать в боевиках с участием Косуги Сё, а только при поджигании фитиля, который специально выводился наружу.
Чтобы воспользоваться своей «игрушкой», ниндзя должен был на бегу запалить фитиль, что вовсе непросто. Спасало, пожалуй, лишь наличие переносной жаровни «доноби» с тлеющим углем внутри. Зато эффект от взрыва был довольно впечатляющим: оглушительный грохот в сочетании с ярчайшей вспышкой и столбом черного дыма. Посреди этой «завесы» ниндзя моментально припадал к земле, скидывал верхнюю куртку (или плащ) и швырял ее от себя подальше. Преследователи, которым дым разъедал глаза, могли увидеть лишь, как какой-то силуэт метнулся в сторону, и бросались за ним вдогонку. Воспользовавшись этим, «невидимка» удирал в другом направлении, оставив противника с носом. Такой способ ухода от погони носит название «веер в тумане» — касуми-оги.
На фото: восковая фигура ниндзя, изготавливающего некое снадобье при помощи традиционной ступки и ручного жернова. Слева и справа от фигуры уже приготовленные отравляющие и усыпляющие бумажные фитили, миниатюрные факелы (тэнохира-таймацу) и отравляющие дымовые шашки.
Так же взрывались...
МОППАН
Моппан — аналог слезоточивой бомбы. Ее начинку делали из целого ряда ингредиентов, которые брали в следующих пропорциях: 10 долей стручков красного перца, 10 табака, 5 черного перца, 5 зантоксилума перечного, 5 мышьяка, по 3 копоти и извести. Начинку заворачивали в бумагу, вместе с 20 моммэ пороха засовывали в бамбуковую трубку, поджигали фитиль и бросали во врага.
ФУЁ-НО ООГИ — «ВЕЕР ФУЁ»
Это вариант бомбы моппан, в котором к стандартному содержимому примешивали какое-нибудь вещество, выделяющее при горении ядовитый газ, вызывающий смерть от удушья.
КУСАГАМЭ — «ВОНЮЧИЙ КУВШИН»
Такое название связано с тем, что при горении начинка этой «бомбы» источала вонючий ядовитый газ, вызывавший нарушение работы дыхательных органов и смерть от удушья. В состав дьявольской начинки входило 14 моммэ пороха, 16 моммэ серы, 8 моммэ камфары, 16 моммэ селитры, 8 моммэ сурьмы, 4 моммэ асии (?), 8 моммэ аги, 4 моммэ порошка из конских копыт. Этой смесью наполняли горшок. Приделывали шпал (хокути). После его поджигания горшок бросали в противника с наветренной стороны. В результате взрыва врага окутывало облако ядовитого газа.
Так же для отхода использовали...
СИНОБИБИ — «ШПИОНСКИЙ ОГОНЬ»
Для изготовления синобиби брали обрезок бамбука длиной около 75 см и окружностью в 9—12 см. Его нижний край срезали наискось и заостряли таким образом, чтобы его можно было воткнуть в татами, соломенную крышу дома или землю. Верхнюю половину обрезка нарезали тончайшими щепами. Пространство между этой щепой заполняли горючей смесью, к которой через полость внутри бамбука подводился фитиль. Зная скорость горения фитиля и его длину, ниндзя мог рассчитать время зажигания смеси таким образом, чтобы она вспыхнула как раз в тот момент, когда враг доберется до «мины». При возгорании смеси синобиби выбрасывала мощный сноп огня. Таким образом, это устройство представляло собой «мину» зажигательно-устрашающего действия, снабженную простейшим «часовым механизмом». Как правило, ниндзя использовали синобиби для прикрытия своего отхода.
А вот о минах, гранатах, бомбах...
УМЭБИ — «ЗАКОПАННЫЙ ОГОНЬ» (ДЗИРАЙБИ — «ОГНЕННАЯ МИНА»)
Это оригинальный вариант противопехотной мины нажимного действия. Деревянную кадку, ящик или глиняный горшок наполняли пороховым зарядом, свинцовыми или железными пулями и прикрывали тоненькой крышкой. В крышке проделывали множество отверстий, которые сверху прикрывали бумагой. На бумагу насыпали благовония, над которыми делали еще одну крышку, так чтобы между нею и благовониями осталось некоторое пространство. При использовании ниндзя поджигал благовония и помещал мину в неглубокую ямку на пути предполагаемого следования противника. Если враг наступал на крышку мины и продавливал ее до горящих благовоний, то они сквозь дырочки просыпались на порох, тот вспыхивал, и… Собирай потом руки-ноги по кустам.
ХИГАМЭ — «ОГНЕННЫЙ КУВШИН»
Эта «бомба» представляла собой кувшин высотой около 24 см, наполненный порохом, свинцовыми и железными пулями. При взрыве она секла людей и лошадей картечью. Использовалась для метания.
ТЭХИЯ — «РУЧНАЯ ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ СТРЕЛА»
Фактически, тэхия (рис. 39) — это аналог современной гранаты. Ее делали из бамбукового флейту, который отпиливали таким образом, чтобы по обоим концам остались поперечные перегородки. Обрезок набивали порохом. Ниндзя поджигал фитиль и швырял гранату во врага.
И кстати о птичках спичках...
Тэнохира-таймацу — «ладонный факел»
Это крошечной факелок длиной всего 6 см, использовавшийся наподобие нашей спички. Им ниндзя мог подсветить себе, спрятав в ладонях, прикрыв рукавом или засунув за пазуху. Тэнохира-таймацу изготавливали из щепок корней сосны, обмотанных конопляной нитью или кожицей бамбука, и пороховой начинки. При всей внешней незамысловатости, в изготовлении такого «прибора», согласно утверждениям наставлений ниндзя, существовали какие-то секреты, передаваемые исключительно изустно.
Существует предание, что в старину ниндзя из Ига, направляясь на встречу со своим «коллегой», работающим в какой-нибудь далекой провинции, обязательно брал с собой такой крошечный факелок в качестве своеобразной визитной карточки.
Практически все это есть в книге А. Горбылева "Когти невидимок"...