Традиционное ИСКУССТВО современных самураев.
Японские боевые искусства условно подразделяются на два больших раздела: Гендай Будо — новые, современные единоборства и Корю Будо — традиционные бо-
евые направления. Разделяющей чертой являет собой реставрация Мейдзи — культурная, социальная и политическая реформация Японии, которая превратила
державу из аграрной страны в одно из ведущих государств мира. Конец 19 века ознаменовал собой конец эпохи самураев и привычного быта для всех японцев.
Запрет на ношение мечей, запрет Тёммаге (традиционной прически самураев), запрет на традиционную одежду, запрет на практику боевых искусств — количество
запретов сильно превысит допустимые объемы статьи.
Однако народное самосознание, волна патриотизма в начале 20 века породила так называемые новые школы, корни которых неизменно уходили в историю феодальной Японии. Школы унаследовали идеологию, технику, философию и историю, сохранившуюся в структуре на правления и его стилистических особенностях. Дзюдо, Айкидо, Каратэ До Шотокан — наследники былого величия мастеров войны и жизни. Немного особняком стоит школа, корни которой уходят в середину 9 века. Она вышла из школ Айки-Дзюцу клана Айдзу. Суровый и местами надменный Сокаку Такеда, потомственный самурай, назвал свое искусство Дайто Рю Айки-Дзю-Дзюцу.
В этой статье будет рассказана версия Дайто Рю АйкиДзюцу от Шихана Антонино Черта.
Дворцовые стражи и рукопашный бой при дворе Сёгуна.
По дошедшим до нас рукописям, Айки-Дзюцу в том виде, в котором оно известно сейчас, было сформировано из старых школ Ошикиучи и Косима Рю. Ошикиучи — школа рукопашного боя телохранителей во дворце Сёгуна. Во дворце Сёгуна любой посетитель передвигался только на коленях и без оружия (максимум Кодати — короткий меч) — отсюда строилась техника стиля. В основе школы было не умение владеть холодным оружием, что не характерно для остальных направлений боевых искусств того времени, а рукопашный бой. Косима Рю — корень не только Дайто рю, но и Сумо.
Первые упоминания корней нынешнего Дайто Рю датируются 9 веком. В 12 веке, Минамото-но Ёсимицу создаёт систему боя Айки-Дзюцу. Старые рукописи гласят, что Ёсимицу и его старший брат Ёсииэ изучали строение костей и функционирование человеческого тела на трупах. Таким образом, эффективность техник регламентирована не только практическим опытом, но и знанием анатомии тела.
Старший сын Ёсимицу — Ёсикиё переехал в провинцию Каи и основал клан Такеда Каи. В конце 16 века клан Такеда оказался под угрозой гибели. Проиграв сраже-
ние, Такеда Кацуёри совершил сэппукку. Однако, родственник военачальника Такеда Куницугу перебрался в провинцию Айдзу, передав свои знания и умения
клану Айдзу. Так появилась новая ветвь Такеда — Айдзу Такеда. Школы Айки-Дзюцу клана Айдзу доказали свою практическую ценность на поле боя, а это стало
залогом выживания искусства в реалиях постоянных междоусобиц Японии. Так, школа дошла до Сокаку Такеда.
Через суровость и жадность к структуре и порядку.
Потомственный самурай Такеда Сокаку был сыном Такеда Сокити. Сокити был известным мастером Сумо, меча и копья. Победитель различных соревнований клана Айдзу. Помимо всего прочего был хозяином своего собственного Додзё. Свои первые уроки Дзю Дзюцу Сокаку получил именно от отца. Дедушка Сокаку — Соэмон был наследником древних знаний еще Минамото-но-Ёсимицу. Владел секретными техниками и знаниями, дошедшими до него через века.
Юный Такеда изучал школу фехтования в Оно Ха Итто Рю. Наставлял его в этом Тома Сибуи в Токио. Сокаку Такеда получил звание Мэнкё Кайден школы Оно Ха Итто-Рю — высшее звание в традиционных боевых искусствах. Смерть старшего брата вынудила его вернуться в родную провинцию Айдзу и там продолжить свою преподавательскую деятельность.
Сокаку Такеда путешествовал по всей Японии. Будучи даже в маленьком городке, услышав о местном мастере боевых искусств — он тут же вызывал его на поединок. Никогда не просил ни особых условий, ни поблажек, даже у противников, которые считались сильнее и опытнее. Более того, Сокаку выбирал то же оружие, которым сражался его противник. С мастером меча он сражался — мечом, с мастером копья — копьем.
Число учеников Сокаку было более 30 тысяч человек. Среди них были как дворяне, так и чиновники, члены правительства и все те, кому хватало денег на обучение.
Сокаку Такеда был самураем небольшого роста, пылкого нрава и являлся грамотным коммерсантом. Обучал Дайто Рю в манере семинаров и мастер-классов. Брал
деньги за каждую технику, в том числе отдельно за технику с правой и с левой стороны. Как таковой структуры и четкой программы обучения Сокаку не заложил. Не системное обучение, строилось исходя из того, кто приходил на семинар. Однако сын Сокаку, Такимунэ структурировал Дайто Рю и придал школе то оформление, в котором она известна и практикуется в настоящее время.
Свитки с техниками содержали в себе методику подготовки, регламент разминки, пошаговое обучение от выполнения заданного приема и заданной атаки до свободного боя. Благодаря такой структуре, начинающий адепт
мог увидеть свой путь становления мастера.
Первый этап обучения — это освоение первого списка хидэн мокуроку , который состоит из 5 групп (каджо). Всего список включает в себя 118 техник. На самом
деле их значительно больше, 111 из них являются Дзю-Дзюцу Вадза и 7 подгрупп, содержащихся в последней серии «гоккаджо». 111 Дзю-Дзюцу ката изучаются по возрастающим уровням сложности. Списки Чуден, гошин в настоящее время утеряны в большинстве практикующих школ.
Отдельный блок — Айки Кемпо — ударная техника, наработка связок, блоков и ударов, изучается воздействие на болевые точки. Для мастера Дайто Рю фи-
зические данные противника не играют никакой роли — техника первостепенна. Методика обучения выстроена таким образом, что
огромный арсенал приемов используется в зависимости от контекста ситуации и габаритов атакующего.
Дайто Рю включает в себя ударную технику, бросковую, удушения, удержания, болевые контроли, работу с оружием.
Step by step.
Коротко об универсальной структуре обучения.
Первый этап.
Катагейко — базовые приемы практикуется в той последовательности, в которой практиковались еще во времена Такимунэ Такеда без каких либо изменений и корректировок, своего рода азбука, в ходе которой разучиваются основные движения и манера передвижения.
Второй этап.
Ойогейко и Хенкагейко. В ходе второго этапа, техники, выученные на первом этапе, начинают смешивать. От разных атак, в раз-
ной последовательности. Буквы начинают складываться в слоги.
Третий этап.
Ренраку Гейко и Каяши Гейко. В Ренракугейко адепт учиться подстраивать свою технику интуитивно под противника, который ведет себя свободно.
В Каяши Гейко, ученик ожидает нестандартного поведения и понимает, что на тот прием, который он начинает делать, противник поведет себя другим образом. Тем
самым, ученик создает контролируемую ситуацию, в которой на ожидаемую реакцию противника совершает запланированную контртехнику. Слоги складываются в слова.
Четвертый этап.
Кимегейко. Свободная техника от любых атак. Слова складываются в предложения.
Пятый этап.
Шинке Шинобу — реальный, свободный от правил бой. Свободная речь.
Интересно заметить, что подобная пошаговая система обучения характерна для большинства единоборств и видов спорта. Сначала разучиваются базовые
движения, которые после складываются в комбинации, а комбинации — в вариации и свободное владение техникой. Подобная заданная структура, позволяет ма-
стерам из разных уголков мира придерживаться центральной ветви, сохраняя самобытность и традиции школы.
В Горин Но Сё — книге пяти колец Миямото Мусаси, автор пишет, что пути всех искусств одинаковы. Если провести анализ и сравнение, то обучение традиционным
боевым искусствам схоже с обучением рисованию, музыке, различным наукам. По этапность и постепенное усложнение изученных основ.
Философия школы и практика.
В Дайто Рю выделяют два основных психоэмоциональных состояния. Фудошин и Дзаншин. Фудошин — состояние непоколебимого духа и разума, которое подобно глади озера без ряби. Дзаншин — состояние готовности. Это процесс лишенный эмоциональной окраски и напряженного ожидания. Можно сравнить разум с плывущей лодкой, а гладь озера — с событиями.
Но как это реализует себя в практике? Фудошин постигается в процессе набивки. Также набивка учит бить по живому человеку и учит принимать ответный удар. Во время Фудошин нет места эмоциям. Есть только сильные акцентированные удары и такое же смелое принятие ответных. Дзаншин воспитывается во время практики приемов.
Умение сориентироваться в ситуации и применить ту технику, которая будет уместна в контексте атаки. Фудошин и Дзаншин учат не терять самообладание, что за-
частую является залогом успеха в поединке или в нестандартной ситуации. Здесь напрашивается сравнение со спортивными школами. Безусловно, прозанимав-
шись в секции бокса, кикбоксинга и других подобных секциях спортивных единоборств несколько лет, человек научится быстро бить.
В условиях ринга, адепт традиционных боевых искусств скорее всего проиграет практикующему спортивные направления. Однако в случае экстренной ситуации, та-
кой как нападение на улице у традиционщика больше шансов на быструю и адекватную реакцию — в силу методики обучения.
Один из главных навыков, который отрабатывают на тренировках — умение не растеряться, даже если пропустил удар.
Одна техника, одна секунда, одно татами.
Одна из заповедей Дайто Рю. Расшифровать можно так — техника должна выполняться максимально быстро, эффективно и коротко. Малоамплитудные движения, атаки по болевым точкам, движения словно «на месте» — отличительная черта мастеров Дайто Рю. Еще одна заповедь, очень красочно описывающая школу — страховка нападающего — дело нападающего.
Задача того, кто проводит технику — выполнять прием максимально приближенно к реальному бою. Задача того, кто страхуется, быть стойким, гибким и внимательным.
Жесткость Дайто Рю — наследие суровых и мрачных времен самурайских войн и сражений. Решительность исполнения техник, лишенная эмоций, холодной вос-
приятие и яростное нападение. В Дайто Рю нет боевых стоек. Позиция, из которой начинается действие — максимально естественная.
Так как Дайто Рю школа самурайского Дзю Дзюцу, в ней есть разделы работы с оружием. Школа фехтования Оно Ха Итто Рю Такеда Ден идет рука об руку с дзю дзюцу. Работа с мечом, шестом (Бо), дзитте (дубинка с крюком для отбора меча), ножом и даже с зонтом. Разучиваются как техники нападения, так и контрдействия.
Дайто Рю в мире.
В настоящее время выделяют три основных ветви Дайто Рю. Линия Шихана Антонино Черта, Линия Кондо Сенсея и Токумакай.
Антонино Черта первый мастер-неяпонец, который удостоился чести получить звание Шихана лично из рук японских наставников Дайто Рю в Хомбу Додзё (главный зал школы). Черта-Шихан возглавляет Инетрнешнл Дайто Кай.
Антонино Черта обучался лично у Такимунэ Такеда и получил из его рук 1 Кю. После смерти Соке (главы школы) Черта продолжил обучение у троих мастеров — Като, Аридзава и Сано. Все мастера были разной комплекции, что позволило Черта Шихану глубоко познать один из принципов Дайто рю — техника работает вне зависимости от физических данных нападающего.
После смерти Такимунэ школу возглавила его дочь. В силу определенных обстоятельств, для Дайто Рю началось смутное время. Некоторые мастера начали откалываться в свои отдельные направления, именуя свои школы истинными школами Дайто Рю. Потеря центрально управления и возникшая неразбериха в документации оставили много темных пятен в истории Дайто Рю.
Однако в Хомбу Додзё был журнал, в котором указывали всех мастеров и все сертификаты на право преподавания, которые выдавались.После всех событий, появилось несколько надписей, сделанных другой рукой и во время смуты. Записи касались нынешних мастеров и ведущих наставников некоторых ассоциаций.
Кондо-сенсей возглавляет нынешнюю японскую ассоциацию Дайто Рю. По версии ассоциации, получил Менкё Кайден — высшее звание, прямую передачу всех знаний школы Дайто Рю. Также, в мире есть и другие линии: Токумакай — линия Хисы Токума, Сагава Ха линия Ропокай и многие другие. В большинстве
своем это многообразие — результат смутного времени в школе.
ММА и Дайто Рю.
Сам по себе вопрос — некорректен. И некорректен каждый раз, когда задается. Однако продолжает задаваться. Что же эффективнее — школы спортивных
единоборств, или школы традиционных боевых искусств? Выше уже затрагивалась эта тема. Стоит упомянуть мастеров боевых искусств, которым далеко за, де-
душки, сохранившие ясность ума и бодрость духа. Пожилые мастера, продолжающие любимую практику несмотря ни на возраст, ни на травмы. Практиковать
традиционные боевые искусства можно с раннего детства и до глубокой старости. Чего нельзя сказать в большинстве своем о спортивных единоборствах.
В заключении.
Неоднократно поднимался вопрос, да и что скрывать — будет подниматься, что же такое традиция. Что регламентирует ее, что делает традицию традицией, что
наполняет ее смыслом и почему привлекает. Традиция в контексте Дайто Рю находит свое отражение и подтверждение собственной состоятельности. В школе
есть место многовековой истории. История находит свое отражение как в практическом, так и в философском смысле. Приемы, сформированные много лет
назад, продолжают бережно храниться и изучаться, а что немаловажное — они не устаревают со временем.
Традиция в Дайто Рю остается непоколебимой и в то же время — трансформируется вместе со временем и развивается вместе с последователями.
Философские концепции применимы не только на татами — самурайская решительность, внутренний стержень, адекватная реакция на происходящие события, уме-
ние учиться и наблюдать перейдут с вами в плоскость бизнеса, карьеры, межличностных отношений и в любую сферу вашей жизни.
Передача от «сердца к сердцу», уважение к делу, которым занимаешься, этика и морально-нравственное воспитание — чтобы попытаться понять глубину традиции
потребуется отдельная статья.
Практикуйте и развивайтесь!
За яркий рассказ и глубокомысленную беседу спасибо Михаилу Кузнецову!