На мой взгляд популярность у Повелителя вполне заслуженная. Несмотря на стандартную попаданческую тематику, произведение довольно неглупое и хорошо проработанное. Особенно хорошо удались персонажи. Беда большинства героев ранобэ в том, что они принципиально не развиваются, только прокачиваются, причем без особых усилий. Автор Повелителя сделал ход конем – сделал Айнза Оал Гоуна сверхсильным существом, фактически богом нового мира, которому в общем-то развиваться и не нужно. Однако его окружают Стражи Гробницы, обретшие разум, которые как раз-таки изменяются и развиваются под влиянием обстоятельств, причем весьма динамично и интересно. Более того, как становится понятно позднее, сам Айнз тоже на месте не стоит и усиленно работает над собственным развитием.
Второй хитрый ход автора – все ключевые персонажи ранобэ, включая Айнза, обладают нечеловеческой психикой. К примеру, у Сузуки после становления Айнзом, т.е. личем автоматически блокируются все эмоции, так что он вполне заслуженно не пользуется своим человеческим именем и вообще не считает себя больше человеком. Потому что он думает, чувствует и ведет себя как нежить, коей он и является. Отсюда многие его поступки по отношению к людям, выглядящие на первый взгляд дико, вполне логичны – он просто не видит их соплеменниками. Для него единственная семья — это стражи гробницы, которых он считает чуть ли не своими детьми, а единственный дом это Назарик. Поэтому следить за ходом его размышлений, как минимум занятно – никогда не знаешь, что он или его подчиненные отчебучат в следующий раз.
Третий финт ушами – подача одного и того же события с точки зрения разных персонажей. И в этом отношении аниме-экранизация ранобэ полностью провалилась. Если исходить из того, как ситуацию описывает Айнз, то он просто везучий клоун со сверхсилами. И большую часть времени он занимается тем, чтобы не ударить в грязь лицом перед своими подчиненными. В аниме все так и выглядит, причем выглядит, надо признать, забавно. Сценарий обычно такой:
Айнз делает что-то от балды.
Стражи Назарика нихрена не понимают зачем их повелитель такое отчебучил.
Демиург (главный стратег Назарика): И неудивительно, как такие низшие создания могут понять глубочайший и гениальный замысел нашего божественного повелителя?
Альбедо (правая рука Айнза): Я только сейчас поняла. Это воистину невероятный и грандиозный план.
Айнз (про себя): Чего, блджад? О чем они вообще?
Айнз (вслух): Так и быть, Демиург. Дозволяю тебе раскрыть всем, что я задумал.
Демиург излагает гениальный план, в который случайные действия Айнза укладываются полностью.
Айнз (про себя): охренеть. Мы только что случайно завоевали еще одну страну.
В аниме взяли только эту часть, вырезав все остальные точки зрения, поэтому Айнз там выглядит как клоун.
Это действительно смешно и в самом ранобэ полно таких комичных сцен (например, Демиург разработал коварный план захвата соседней империи путем развязывания гражданской войны сроком в месяц, а Айнз нечаянно, не зная об этом плане, захватил ее за три дня причем бескровно).
Одно «но». Когда Айнз описывается глазами других людей (которые в отличие от стражей Назарика исходно никакого пиетета перед ним не испытывают), читатель внезапно выясняет, что Айнз – ни хрена не комичный персонаж. Если смотреть глазами врагов, то это чудовищно опасный, хитрый и проницательный стратег, способный, когда нужно одним ударом уничтожить многотысячную армию. Или, если попытаться защищаться от него заложниками, убить этих заложников и тем самым сделать затею полностью бессмысленной. Попутно выясняется, что пока существовала игра, Момонга был персонажем, которого можно было победить только один раз. Вторая встреча с ним всегда оканчивалась поражением, так как после проигрыша тот всегда тщательно изучал противника и разрабатывал новые стратегии. И Айнз, сколько бы ни придуривался перед читателем, занимается этим постоянно и крайне серьезно, хотя и утверждает обратное.
Если же смотреть глазами союзников, то Айнз Оал Гоун, как и его альтер Эго наемник Мамон – фактически бог, который никогда не оставит своих подданных без защиты и приходит на помощь даже тогда, когда все остальные откажутся. При этом бог очень скромный и внимательный к простым людям. Это особенно хорошо видно на примере 13 тома, где Айнз своими действиями фактически создает новую религию для простого народа, который считает его своим спасителем. Всего-то нужно было приблизить к себе оруженосца из народа и, аккуратно обработав, сделать своим миссионером. И тем самым потеснить официальную религию, которая мешала его планам.
При этом самое страшное в том, что все это (война с демонами, спасение людей от демонов Айнзом) - план Демиурга и Айнза. Айнз предельно рационален: единственный способ обезопасить Назарик – захватить весь мир.
Даже стражи Назарика, которые по идее запрограммированы на обожание Айнза, по мере своего развития озвучивают вполне конкретные причины своей слепой любви. Во-первых, Айнз единственный из создателей, кто их не бросил ни во время существования игры, ни после. Альбедо (которая безумно в него влюблена) так вообще по намекам автора на полном серьезе планирует уничтожить остальных создателей, если они появятся, считая их недостойными.
А во-вторых, он всегда очень к ним внимателен и это не случайность. Фактически Айнз ночей не спит (благо ему, как нежити это не нужно) и постоянно думает, как поощрить, наградить или создать условия для развития своих любимых детей. Естественно, они это чувствуют и готовы за него умереть (а чаще убить) в прямом смысле слова. Тот же Себас (один из наиболее человечных стражей Назарика), когда его попросили доказать преданность Айнзу путем убийства девушки в которую Себас влюбился, вообще ни секунды не колебался (благо Айнз все продумал заранее и все закончилось хорошо).
В третьих, Айнз в своих поступках руководствуется вполне понятными принципами, которые в мире Оверлорда позволяют выжить именно положительным персонажам среди людей и, более того, открывают для них социальные лифты. И это, несмотря на то, что для Айнза убийство, что одного человека (неважно, мужчина это, женщина или ребенок), что сотен тысяч вообще не вопрос. Однако, если человек придерживается в своем поведении следующих принципов, то вероятность быстрой или наоборот крайне медленной и мучительной смерти, для него стремительно снижается. Этими принципами являются:
Преданность. Если это преданность Назарику или Айнзу, то замечательно. Однако даже если это преданность кому-то другому Айнз это учтет обязательно, как в случае Газеля Стронова, который даже перед лицом неминуемой смерти остался предан своему королю.
Стремление к развитию и силе. Это во вселенной Оверлорда крайне поощряется. Если человек стремится к развитию, то его выгодно или приблизить, если это друг (как в случае Энри, принцессы Реннер или главы гильдии авантюристов Айнзака) или если это враг, привлечь на свою сторону (как в случае с императором империи Багарут).
Вообще, автор здорово продумал логику своей вселенной. К примеру, Айнз, узнав, что магиня Ивлай, чуть не убила одну из его подопечных (крайне криповую горничную Энтому, которая любит закусывать человечиной), приходит в бешенство (несмотря на блокировку эмоций). Однако Ивлай, будучи безусловно положительным персонажем, тут же вызывается идти с ним в бой против армии демонов и Айнз просто вынужден ее оставить ее в живых, чтобы не портить имидж. А позже, оценив ее боевые качества, отказывается от ее убийства и не дает это же сделать Энтоме. Т.е. положительные качества Ивлай снабдили ее сюжетной броней на автомате.
С другой стороны, глупость, слабость или некомпетентность во вселенной Оверлорда караются самым жестоким образом. К примеру, дворецкий Назарика Себас – самый положительный из стражей: человечину не ест, пытками не увлекается и вообще хорошо относится к людям – даже человеческую подружку завел. Однако даже этот милейшей души монстр, когда столкнулся с несколько оборзевшими от вседозволенности мафиози (крутейшими бойцами в теневом мире), оторвался по полной. Ну там, оторвал головы, разбил головы, забил голову в плечи и так далее.
На мой взгляд подача истории с разных точек зрения одна из самых сильных сторон Оверлорда. К примеру, если смотреть со стороны жителей Назарика, то Демиург крайне милый персонаж. Устраивает личную жизнь своим друзьям (тому же Себасу и Альбедо помог), дает им полезные советы (как Коциту, который проигрывал войну). Искренне переживает за Айнза. В свободное время любит мастерить всякие поделки (например, Айнзу подарил трон, сделанный своими руками).
Если бы этим все и ограничилось, то Оверлорд был бы типичным проходняком. Однако, все усложняется, когда выясняется, что с точки зрения людей Демиург
Во-первых, садист и специалист по пыткам. Его милая сторона открывается только жителям Назарика, которых он любит. Остальных же он за людей не считает принципиально. И, кстати, трон, который он Айнзу подарил, сделан из костей в том числе и человеческих.
Во-вторых, автор большинства планов по захвату того или иного государства. Причем весьма кровавых с большими потерями среди мирного населения.
Или другой пример. Есть мафиозная группировка. Продают людей, убивают людей, торгуют наркотой. И вообще мерзкие личности. Демиург придумывает простой план: ловим лидеров мафии, пытаем их до потери пульса и заставляем работать на себя. Что и было сделано. Поскольку приличное количество времени мы читали о преступлениях этой мафии, сочувствия к ним ноль.
В следующий раз мы с ними встречаемся, когда они уже тайно работают на Назарик. Вместо самодовольных и оборзевших от безнаказанности мерзавцев видим трясущихся от ужаса неврастеников, способных питаться только жидкой пищей. Когда в Назарике вежливо интересуются, а почему вы новых членов не набираете – мы их через процедуру посвящения (т.е. пыток для достижения лояльности) проведем и вам легче будет работать, те отвечают: да не, мы сами справляемся, большое спасибо за предложение. И автор поясняет: они там такое пережили, что не хотят, чтобы хоть кто-то по их вине через такое же прошел. Сразу возникает вопрос: что же с ними такое в Назарике делали? И все становится уже не так однозначно.
И так на каждом шагу – есть над чем подумать.