Если это клановая школа, то ученики члены семьи и расходный метод не канает. Если идёт подготовка контингента по заказу вышестоящего, то КПД системы в "один из сотни" господину может не понравиться.
В клановых школах (не всегда это члены одной семьи) возбранялось убивать и калечить учеников - и именно там впервые появляются специальное защитное снаряжение, синаи вместо боккенов и так далее. Ну, и рубить дрова по три года там всё-таки соискателям не приходилось... Но вот отбор "один из сотни" всех плюс-минус устраивал: "некондиция" просто не могла претендовать на повышение по службе, будет кой-как обучена - и ладно (мирное время же на дворе).
И ещё, чисто для справки: в годы Второй мировой у японцев при подготовке новобранцев считалось нормальным, если 10-15% погибали в процессе обучения. По крайней мере, именно это следует из читанных мною военных мемуаров. Это в целом показывает отношение к "человеческому капиталу". Индивидуум - ничто, пока не доказал обратного. Общество - всё.
Если обучение за плату, то учить будут того, кто платит, "как заплачено, так и зафигачено". Хорошему клиенту нужно дать результат, или он уйдёт к конкурентам.
Подозреваю, что факт обучения в "известной" школе сам по себе был результатом. Прямой связи между количеством уплаченных денег и качеством обучения тогда точно не было.