Хорошо. А что такое меридианы в ТКМ?
Это легко можно найти в той книге что я указал выше в разделе
"Чжэнь-цзю и точки"
Вот небольшие выдержки оттуда , в источнике все с картинками и пояснениями
Поэтому при изложении методики чжэнь-цзютерапии необходимо вначале подробно изложить вопрос о точках. Этот раздел и посвящается изложению вопроса о линиях и точках.
На основании изучения древней медицинской литературы Китая выяснено, что в самой древности не было термина "цзю-сюе" (линии с точками), существовал только термин "кун-сюе" (точки), обозначающий то место, куда производится чжэнь-цзю. Затем было обнаружено, что между отдельно расположенными кун-сюе существуют связи. Более 300 точек были постепенно соединены Плиниями (ши-эр-цзин), которые были затем связаны с внутренними органами. В дальнейшем вместо 12 линий было установлено 14 линий (ши-сы-цзин). Название "цзин-сюе" включает эти 14 линий с точками, расположенными на них.
В эпоху Жэнь-цзун (имя императора) династии Сун (1026) Ван Вэй-и изучил метод лечения чжэнь-цзю, отлил бронзовую статую и составил книгу "Тун-жэнь-шу-сюе-чжэнь-цзю-ту-цзин" (классическая книга с изображением точек для чжэнь-цзютерапии на бронзовой статуе). В период конца династии Юань (1363) Ху-тай-би-ле написал книгу "Цзинь-лань-сюнь-цзин", в которой обобщены данные о 14 линиях сточками (Ши-сы-цзин-сюе). В некоторых книгах, посвященных методам лечения чжэнь-цзю, собрано 360 наименований точек, относящихся к "Ши-сы-цзин-сюе". Точки, не включенные в "Ши-сы-цзин-сюе", но при помощи которых были излечены многие больные, были названы "Цзин-ва-ци-сюе" (лучшие точки вне линий). В эпоху династии Мин Ян Цзи-чжоу написал книгу "Чжэнь-цзю-да-чэн" (полное собрание сочинений по чжэнь-цзютерапии), в которой также описаны "Цзин-вай-ци-сюе".
Приведенные 14 рисунков с изображением 14 линий заимствованы из книги "Чжэнь-фан-лю-цзи", выгравированной по дереву в 46-й год истории девиза царствования "Ваньнянь" династии Мин (1618 г.).
Анализ указанных выше "Ши-сы-цзин-сюе" (14 линий с точками) и рисунков, разработанных в период династии Мин, позволяет сделать некоторые обобщения и дать следующие краткие пояснения.
"Ши-сы-цзин-сюе" имеет всего 360 наименований и 669 точек (потом было прибавлено несколько точек). Среди них имеется 51 наименование несимметричных точек, расположенных в серединных линиях, и 309 наименований симметричных точек. Симметричные точки имеют общее наименование. Древние ученые соединили все эти точки 14 линиями: по 6 линий справа и слева, передняя и задняя серединные линии. Через ладонную поверхность верхних конечностей проходят по 3 линии с каждой стороны и через передневнутреннюю поверхность нижних конечностей также проходят по 3 линии, в их наименование входит слово "инь". Через тыльную поверхность верхних конечностей проходят по 3 линии с каждой стороны и через наружно заднюю поверхность нижних конечностей также проходят 3 линии, в их наименование входит слово "янь". Таким образом, было составлено "Ши-эр-цзин" (12 линий). Позднее была прибавлена передняя серединная линия, названная "жень-май", и задняя серединная линия, названная "ду-май". Эти 14 линий получили название "Ши-сы-цзин". Все линии можно разбить на следующие группы:
1) три линии ладонной поверхности верхних конечностей (от груди и подмышечной области до пальцев рук) и расположенные на них точки называются шоу-тай-инь-фай-цзин (линия легких), шоу-шао-инь-синь-цзин (линия сердца) и шоу-цзюе-инь-синь-бао-ло-цзин (линия перикарда);
2) три линии внутренней поверхности нижних конечностей с каждой стороны (начинаются от пальцев ног и проходят через грудь и живот) и расположенные на них точки называются цзу-тай-инь-пи-цзин (линия селезенки), цзу-шао-инь-шэнь-цзин (линия почки) и цзу-цзюе-инь-гань-цзи (линия печени);
3) три линии тыльной поверхности на каждой верхней конечности (от пальцев рук до головы и лица) и расположенные на них точки называются шоу-ян-мин-да-чан-цзин (линия толстой кишки), шоу-тай-ян-сяо-чан-цзин (линия тонкой кишки) и шоу-шао-ян-сань-цзяо-цзин (линия саньцзяо);
4) три линии передне-задненаружной поверхности нижних конечностей (начинаются от головы и проходят по боковой стороне груди и живота или спины и поясницы до пальцев ног) и расположенные на них точки называются цзю-янь-мин-вэй-цзин (линия желудка), цзу-тай-ян-пан-гуан-цзин (линия мочевого пузыря) и цзу-шао-ян-дань-цзин (линия желчного пузыря);
5) линия жэнь-май от промежности через среднюю линию живота и груди до средины нижней губы (подбородочно-губной борозды);
6) линия ду-май начинается от верхушки копчика и проходит через среднюю линию позвонка и головы до средины верхней губы (губного узла).
Наименование каждой линии (цзин) основывается на богатом практическом опыте и теоретических положениях древней китайской медицины с учетом соответствия места раздражения (укола) расположению внутренних органов. Еще в древности на основе опять таки практического опыта сложилось представление о связи точек с внутренними органами и между каждым цзин-сюе (линии с точками) и соответствующими им заболеваниями. При лечении больных с заболеваниями какого-либо органа мы добивались больших успехов при использовании для чжэнь и цзю точек, соответствующих по наименованию данному органу. Однако нужно иметь в виду, что линии, располагаясь по всему телу человека, часто имеют очень сложный ход, переплетаются между собой, смыкаются началом и концом, связаны между собой на поверхности и внутри человеческого тела. Если к этому прибавить, применительно к чжэнь и цзю, теоретическое представление об инь (пассивное начало) и ян (активное начало), существовавшее в древней китайской медицине, то легко запутаться в понятиях о чжэнь-цзютерапии.