Перейти к содержимому


Фотография

Интервью с Кимо Уоллом (Часть 1 - Годзю-рю, Окинава 60-х, додзё Сёдокан, Хига Сэйко, Тогути Сэйкити)

каратэ Окинава хига годзю

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 yamidako

yamidako

    4 кю

  • Модераторы
  • PipPipPip
  • 524 Cообщений
  • Москва

  • Кобудо, каратэ

Отправлено 23 Январь 2019 - 17:07

Перевел интервью с Кимо Уоллом (1943-2018, Кёси, 7 дан Годзю-рю, 7 дан Матаёси кобудо) 2013 года. Очень атмосферно.

Оригинал здесь

Продолжение будет, продолжение интересное.

 

   Я очень рад представить читателю интервью с Кёси Кимо Уоллом. После Второй мировой войны и на протяжении вьетнамского периода некоторые военнослужащие из рядов ВВС, ВМФ и морской пехоты имели возможность изучать классическое каратэ непосредственно у окинавских мастеров. Большей частью это происходило до того, как спорт и бизнес сделали каратэ глобальным явлением. Кимо Уолл один из тех практиков «корю», кто прикладывает все усилия чтобы сохранить старые способы в том виде, как они были ему переданы.

 

standing.jpg

Кимо Уолл

 

   Сэнсэй Уолл служил в размещенном на Окинаве корпусе морской пехоты в период до и после вьетнамского конфликта и имел возможность изучать Годзю-рю каратэ непосредственно у Хига Сэйко сэнсэя. Также он был учеником Матаёси Синпо и другом Одо Сэйкити – двух величайших мастеров кобудо в истории Окинавы.

   Сэнсэй Уолл был одним из пионеров западного каратэ, он обучал Годзю-рю, Кингай-рю и даже тайскому массажу. В итоге он стал одним из самых путешествующих инструкторов в мире, делясь своим искусством по всей Америке и за ее пределами.

   Надеюсь, читателю понравится это интервью, в котором сэнсэй Уолл делится своим опытом и знаниями о классических боевых искусствах.

В: Вы начали заниматься Годзю-рю, когда вам было шесть лет. У кого вы учились и как долго? Было ли это додзё одним из первых в США?

 

О: Мои тренировки начались в Камуэле (Ваимеа) на Гавайях в 1949 году. Хотите верьте, хотите нет, но Гавайи тогда еще не стали штатом, поэтому не знаю, можно ли считать, что додзё находилось в США.

   В детстве у меня были проблемы с дыханием. Однажды мама моего приятеля (которая к тому же оказалась женой инструктора по каратэ, жившего в нашей деревне) сказала, что может показать мне кое-какие дыхательные упражнения, которые сделают мои легкие и сердце сильнее. Я никогда это не забуду. Это была небольшая разминка и растяжка, а через несколько дней мы начали делать что-то вроде санчина с глубоким дыханием и медленным ударом кулаком, но без поворотов. Просто шаги вперед и назад, делая одно и тоже, концентрируясь на позиции и слушая сердце и легкие. Вскоре я услышал, как бьется мое сердце, и воздух все глубже проникает в мои легкие. Я делал это упражнение в течение нескольких недель, т.е. на приведение моего дыхание и сердца в хорошую форму ушло немного времени.

   Учителями каратэ в нашей деревне были Уолтер и Сэм Хига (Хига – распространенная на Окинаве фамилия). Отец, Сэм, учился на Окинаве еще до начала Второй мировой войны. Он учился у мастера Мияги Тёдзуна и Хига Сэйко, когда тот только начал преподавать. Я знаю это потому, что Сэм иногда получал письма от своего учителя, а когда я отправился на Окинаву в составе корпуса морской пехоты, дал мне рекомендательное письмо к Хига Сэйко. Сэнсэй Сэм иммигрировал на Гавайи вместе со своей женой Харуко и сыном, который родился на Окинаве. Я думаю, что они прибыли на Гавайи около 1939 года. В 1949 году сэнсэю Сэму было около 60 лет, а Уолтеру около 35. Уолтер с раннего возраста учился у своего отца и Хига Сэйко. Сэнсэй обучал ката Гэкисай Ити и Ни, Санчин, Тэнсё, Сайфа, Сэюнтин, Сисотин, Сэйсан, Найханти (Найханти раньше входила в программу обучения мастера Мияги) и Курурунфа. В программе мастера Мияги было больше ката, но я думаю, что это все, что сэнсэй Сэм успел выучить до своего отбытия на Гавайи. У него я доучился только до Сисотин. Сэнсэй Сэм скончался в 1968 году, а Уолтер в 1988.

 

Ката Тэнсё

 

В: Что побудило вас вступить в ряды морской пехоты и отправиться на Окинаву?

 

О: Я вступил в морскую пехоту в 1961 году после нескольких месяцев работы в Видалии, штат Джорджия. Первый год прошел в тренировочном лагере на острове Паррис, Южная Каролина, лагере обучения пехоты в Лежене, оружейная подготовка была в школе морской пехоты в Квантико, Вирджиния, были и другие школы. А после первого года меня отправили на Окинаву.

 

В: Не могли бы вы немного рассказать нам о вашем пребывании в морской пехоте, где вы бывали и как долго служили?

 

О: Я провел на службе десять лет. После учебного лагеря моим первым местом службы был лагерь Пендлтон в Калифорнии, а затем Окинава. Во время «Кубинского кризиса» я возвращался в Пендлтон, а затем оттуда снова отправился на Окинаву. После этого я служил в Квантико, Вирджиния, и в казармах морской пехоты в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. После я снова вернулся на Окинаву и в Юго-Восточную Азию, где находился до выхода в отставку в 1970 году, когда я начал преподавать в пуэрториканском Университете Святого Сердца. Я тренировался с лучшими юношами и девушками Пуэрто-Рико, некоторые из них и сегодня не бросили тренировки.

 

В: Как вы познакомились с сэнсэем Хига на Окинаве? Почему вы решили учиться именно у него?

 

higa_seiko.jpg

Хига Сэйко

 

О: Я познакомился с семьей Хига в их додзё в Ёги-мати, Наха, Окинава. Я пришел с рекомендательным письмом от моего учителя на Гавайях. Он раньше, до войны, учился у мастера Хига, пока не иммигрировал на Гавайи. Додзё Хига Сёдокан было типичным додзё своего времени. Это было старое здание в жилом квартале. Позади него стоял дом, где жил Мастер Хига со своим сыном и невесткой, их двумя сыновьями, а вскоре родилась еще и девочка. Я всегда считал это додзё родным для себя, но также я обучался и в Сёрэйкан в городе Кодза. Я расскажу об этом позже.

   Там же я познакомился и с мастером Матаёси, который с женой и дочерью (вскоре родился и сын) жил в комнате в глубине додзё. Он недавно вернулся из Кавасаки, где работал после войны и до 1972 года жил в додзё Хига.

О, это интересно. Я встретил мастера Матаёси в первый день, когда я пришел в Сёдокан – он сидел в додзё вместе с Одо Сэйкити-сэнсэем. Мы не были знакомы, поэтому я представился, а сэнсэй Матаёси сказал, что Хига-сэнсэй вместе с Такаминэ-сэнсэем в Наха и скоро вернутся. Он предложил просто подождать. Так что я немного познакомился с ним и сэнсэем Одо. Вау, это было довольно неожиданно. Одо-сэнсэй казался очень расслабленным парнем ростом, может быть, около пяти футов, он просто сидел и пил чай. Потом он встал чтобы показать ката. Встал медленно, не спеша. Он повернулся к камидане, поклонился, развернулся к додзё. Его глаза, да и весь облик, казалось, изменились, он был таким быстрым и мягким, так высоко прыгал! Я немного видел до этого других стилей, и он действительно произвел на меня впечатление. Думаю, это была ката Тинто. Его движения были как вспышки света, а киай очень мощным. Когда он закончил, я никогда не забуду, он как будто просто растаял и стек на пол, как ни в чем не бывало. Мастер Матаёси показал ката Какухо. Они оба выглядели потрясающе. Я был еще сопляком (19 лет), а здесь увидел двух лучших мастеров боевых искусств в мире.

 

В: На что были похожи ежедневные тренировки в додзё Сёдокан?

 

О: Я думаю, примерно так же, как в большинстве окинавских додзё Годзю-рю или других стилей. Мы тренировались каждый день с семи до девяти вечера. Мощная разминка, много ходзё-ундо с различными снарядами, база, много ката и ими-ва нивака тобэн (бункай). Несколько лет мы тренировались после этой группы, порой до полуночи. Большинство старших учеников приходили на это занятие, а вели его Хига-сэнсэй и Такаминэ-сэнсэй. Мы много практиковали ходзё-ундо. После тренировки пили чай с пирожками или суси и всегда ходили в местную общественную баню, синто, она стоила 15 центов. В те дни в большинстве домов на Окинаве не было ванн. На службе я был обычно занят по ночам и потому большую часть дней проводил в додзё. Это было как будто множество индивидуальных уроков от великих мастеров. Мастер Хига скончался в 1966 году.

   В додзё я познакомился со множеством замечательных людей – мастер Такаминэ, Гибо, Канаи, Кюна, Усиро, Ямагава, Ямасиро, Гакия, Тамано, Синода и, разумеется, Одо Сэйкити, который был великим учителем Окинавского Кэмпо. Он приходил к нам чтобы изучать кобудо, Санчин и Тэнсё у мастера Матаёси.

   Мои товарищи по додзе вдохновили меня стать настолько хорошим, насколько я мог быть. Я провел много дополнительных часов в зале, тренируясь отдельно.

 

В: Вы можете рассказать какую-нибудь неизвестную широкой публике историю о сэнсэе Хига?

О: Однажды Хига-сэнсэй навещал Масанобу-сэнсэя в Кодза. На улице молодой чистильщик обуви попросил его на минуту присмотреть за его рабочим местом. Коза находится недалеко от авиабазы Кадена и в городе, конечно, было много американских военнослужащих. Один из них, немного пьяный, остановился и попросил Хига-сэнсэя почистить его туфли. А сэнсэй вообще не говорил по-английски. Солдат начал заводиться: «Папа-сан, почисть мне туфли!». Сэнсэй отступил назад и сказал: «Жду». Возможно, солдат подумал, что сэнсэй «ждет» какого-то действия. Он кинулся на Хига-сэнсэя и очутился на земле. Солдат начал злобно браниться на сэнсэя, тот снова сказал ждать. Сэнсэй поднял ящик для обуви и, едва пошевелившись, пинком отправил его на другую сторону улицы. Солдат изумленно посмотрел вслед ящику, перевел взгляд на сэнсэя и извинился.

 

Sgt-Kimo-Wall-Sho-Do-Kan-Dojo-1968_adjus

Сержант Кимо Уолл в Сёдокан додзё, 1968

 

В: Вы упомянули термин «ими-ва нивака тобэн» при рассказе о ежедневных тренировках. Не могли бы вы объяснить, что буквально означает этот термин в чем отличие от принятого термина «бункай»? Это то, о что сэнсэй Билл Хейес называет «ти-чи-ки»?

 

О: Хороший вопрос. Бункай означает «анализировать» и подразумевается, что нацеленный в вас удар рукой или ногой вы заблокировали. В большинстве бункаев все блокируется и в конце ката кто-то выигрывает. В реальной ситуации необходимо пресекать конфликт чем быстрее, тем лучше. У вас никогда не будет возможности выполнить целую цепочку действий. Термин «ими-ва нивака тобэн» мне объясняли именно такими словами и еще несколькими способами. В окинавском языке есть понятия, которые трудно перевести. Смысл в том, что вы будете делать после блока или ухода в ситуации неожиданного нападения? Тренируя ката много лет, вы получите правильный ответ, но он требует много работы.

 

Бункай ката Гэкисай Сё

 

   Вы можете разобрать любую окинавскую ката и найти ответ на этот вопрос. Ответ будет таким: «ударить рукой или ногой, сделать бросок – УБИТЬ как можно быстрее».

   Сэнсэй Билл Хейес – замечательный и очень уважаемый мастер окинавских боевых искусств. Да, думаю, что его термин «ти-чи-ки» означает нечто подобное тому, о чем я говорю. У него есть боевой опыт, и он знает «что делать после блока».

 

В: Вы учились у Тогути-сэнсэя в то же время, что и у Хига-сэнсэя?

 

О: На самом деле я никогда не тренировался лично у сэнсэя Тогути. Он жил в Токио все время, пока я служил в морской пехоте, но время от времени приезжал на Окинаву. Я познакомился с ним на Окинаве около 1969 года, а затем мы увиделись в Нью-Йорке в 1972. Он вместе с мастером Матаёси приехали на демонстрацию Сёрэйкан, а затем, в конце 1972 года, он был гостем на моей свадьбу на Окинаве.

 

Master-Higa-1986.jpg

Мастер Хига Сэйкити (сын Хига Сэйко) и Кимо Уолл, 1986

 

   Когда я служил в морской пехоте, я тренировался, в основном, у мастеров Хига Сэйкити, Матаёси, Такаминэ и некоторых других. Конечно, был мастер Хига Сэйко до своей смерти в 1966 году. Его сын жил в додзё, поэтому мы виделись с ним каждый день. Когда Сэйко-сэнсэй скончался, его сын Сэйкити не был старшим членом додзё. Старшим был Такаминэ-сэнсэй. В 1989 году состоялось празднование передачи додзё сыну, мастеру Хига Сэйкити. Присутствовали многие старшие члены Сёдокан, а также Тогути-сэнсэй из Сёрэйкан. Был и я вместе с некоторыми моими учениками из Университета Массачусетса.

   В 1968 году я познакомился с Тосио Тамано и Нобухару Синода из центральной Японии. Они занимались в Сёрэйкан, окинавском додзё мастера Тогути Сэйкити в Нака-но мати, Кодза, Окинава. В своих университетах в центральной Японии они были капитанами клубов каратэ. Я пришел на показательные выступления, где увидел, как их ученики в парах выполняли ката Фукю, Гэкисай, Гэкиха и Какухо, а также бункай. Мне действительно понравилось и позже я пообщался с ними чтобы узнать больше. Информация оказалась весьма ценной и дала мне пищу для размышлений. Я рассказал о встрече в Сёдокан и узнал, что мастер Тогути тридцать лет был учеником мастера Хига. В 50-х он развивал свои идеи в Сёдокан, но потом следуя традиции открыл собственное додзё. Безусловно, он был мастером и имел последователей.

   Тренировки были очень похожи на обучение в додзё мастера Хига, что неудивительно, поскольку мастер Тогути был одним из его лучших учеников, прежде чем создал Сёрэйкан. Мастер Тогути разработал собственные ката и имел свое понимание, а потому из учтивости создал свое направление. Мастер Хига ему даже помог открыть додзё в Кодза. Это была всего за несколько лет до моего прибытия на Окинаву. Важная черта в характере мастера Хига – он был очень добрым и все понимал.

   По похожей причине я открыл свое додзё Кодокан. Я воспринял некоторые идеи мастера Тогути и изучал кобудо у мастера Матаёси. Тем не менее, между мной и Сёдокан все еще существует тесная, почти семейная связь. Когда я еду на Окинаву, то тренируюсь только в Сёдокан. На памятных мероприятиях по случаю 33 годовщины смерти мастера Хига Сэйко и 3 годовщины мастера Хига Сэйкити в 2002 году единственными иностранцами были я и мои американские ученики Джей Шварцман, Ден Раджик, Брайан Конц и Айван Шифф.

 

Memorial-for-Higa-father-and-son.jpeg

Мемориал Хига Сэйко и Хига Сэйкити, отцу и сыну

 


  • kek, ВиШень, bogdan kurilko и 4 другим это нравится





Темы с аналогичными тегами: каратэ Окинава, хига, годзю

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных