Окончание интервью с Кимо Уоллом (1943-2018, Кёси, 7 дан Годзю-рю, 7 дан Матаёси кобудо) 2013 года.
Оригинал здесь.
Кимо Уолл: Кодокан Годзю-рю и Кингай-рю (часть 2)
Оригинал статьи находится здесь.
Перевод П. Бобров
Продолжение интервью с Кёси Кимо Уоллом. Сэнсэй Уолл – один из старейших практиков Годзю-рю и Кингай-рю, обучавшийся лично у некоторых великих мастеров во время службы в расквартированном на Окинаве корпусе морской пехоты. В первой части Сэнсэй Уолл рассказывал о своих тренировках в юности и учебе у сэнсэя Хига Сэйко. Во второй части, представленной здесь, речь пойдет о сэнсэе Матаёси, пришествии каратэ в западную культуру и многом другом.
В: Вы не могли бы рассказать о своих отношениях с Матаёси Синпо, великом мастере кобудо и стиля Белого Журавля?
О: Сэнсэй Матаёси был абсолютно уникальным мастером. Он был очень резким и дисциплинированным, но при этом очень приятным и смешливым в общении. Когда я служил в морской пехоте, обычно мне приходилось дежурить по ночам, поэтому я проводил с ним дни. Мастер Матаёси научил меня всему кобудо, что я знаю, за исключением тидзикун-бо (тэкко) и двух учебных ката с бо, которые я разработал сам. Плюс он научил меня ката стиля Кингай-рю, которые он узнал от Го Кэнки.
Сэнсэй Уолл выполняет ката с тидзикун-бо:
Я провел много прекрасных лет с семьей Матаёси. Десять лет его семья жила в додзё сэнсэя Хига в Ёги-мати. Потом Матаёси купил землю на холме Собэ в Наха и построил там свой прекрасный дом и додзё. Когда он переехал, а это было всего в паре миль от Ёги-мати, я ходил в оба додзё чтобы продолжить тренировки в кобудо. Обычно мы тренировались днем, потому что работа на Окинаве, как и служба в морской пехоте, была большей частью ночной. Когда я стал гражданским, сэнсэй помогал мне найти работу во время пребывания на острове – преподавание английского, разгрузка судов, работа на рынки и.т.д.
Мастер Матаёси с семьей навещали меня и мою жену в Калифорнии. Сэнсэй несколько раз был в США, и мы с моими учениками принимали его. На моем фургоне Плимут-Вояджер мы вместе с сэнсэем исколесили всю Америку, путешествуя из Лос-Анджелеса и обратно, а также летали в Пуэрто-Рико.
Сэнсэй Уолл выполняет ката «Матаёси Хакуцуру-но май»:
В 1992 году мы с сэнсэем были приглашены в Киото, Япония, участвовать в проводимой Бутокукай демонстрации лучших японских боевых искусств.
В: Что это была за демонстрация и показывали ли вы что-нибудь сами?
О: Такие мероприятия проходят в Киото, Япония, раз в год. Лучшие японские мастера боевых искусств и их ученики получают шанс продемонстрировать свое искусство в Большом зале Бутокукай. В том году я удостоился чести выступать вместе с мастером Матаёси. Он показал ката стиля Белого Журавля линии Го Кэнки, а я выполнил Пэчурин и ката с камами.
Бутокукай. Вместе с мастером Матаёси, 1992
Уолл и Матаёси у Бутокукай
Я уверен, что вы знаете мастера Уолли Джея с Гавайев. Он показывал свое «Дзю-дзюцу малого круга», а сэнсэй Патрик Маккарти продемонстрировал ката с тонфами и саями. Думаю, мы там были единственными иностранцами. Это была большая честь для меня. Я никогда не забуду, как потрясающе выглядела ката стиля Кингай-рю в исполнении мастера Матаёси и с каким уважением относились к нему другие выступающие и официальные лица.
В: Каковы были источники такого широкого арсенала кобудо и Белого Журавля у мастера Матаёси?
О: Большую часть он получил от своего отца Синко, у которого также изучал Сёрин-рю каратэ. Стилю Кингай-рю его обучал Го Кэнки, китайский иммигрант из Фучжоу, Фукэн. Учителями Матаёси Синпо в Годзю-рю были Хига Сэйко и грандмастер Мияги Тёдзун.
В: В стиле Кингай-рю хорошо заметны элементы Белого Журавля. Был ли Матаёси Синко (отец Синпо) старшим учеником Го Кэнки? Включала ли система Белого Журавля Матаёси методы ударов по жизненно важным точкам и методы захватов?
О: Да, Кингай-рю – это мощная и полноценная система. У Го Кэнки было несколько учеников и Матаёси Синко, я знаю это, был лучшим. Го Кэнки был торговцем чаем из Фучжоу, а Синко-сэнсэй его покупателем. Поначалу Го Кэнки гостил в доме Матаёси, а после принял решение остаться на Окинаве, женился и завел семью. У него много потомков.
Матаёси Синпо выполняет ката Кингай-рю «Хаккутё»:
Поражению жизненно-важных точек (кюсё) обучали только по достижению высокого уровня мастерства. Немногие люди достигали его. Но это очень похоже на то, чему обучают в Годзю-рю, стиле, также пришедшем из Фучжоу. Многие вещи очень похожи.
В: В первой части нашей беседы вы упоминали, что в первый же день, когда пришли в Сёдокан познакомились с Матаёси Синпо и Одо Сэйкити. Тренировались ли вы после с Одо-сэнсэем, и если да, то как это было?
О: Да, я познакомился с сэнсэем Одо Сэйкити во время моего первого визита в Сёдокан. Это было через неделю после прибытия на Окинаву. Я был младшим капралом морской пехоты и абсолютным новичком на острове. В те дни перед первым выходом с базы нужно было пройти недельный курс индоктринации.
Я добрался до автобусной станции Наха на автобусе. Почти ничто не было восстановлено. Дома, дороги, большие здания, магазины и банки были быстро отстроены после Второй мировой войны. Кокусай-дори тогда был большей частью грунтовой дорогой. На станции я взял “такси-сукоси”. Водитель хорошо знал адрес додзё.
Мастер Окинавского кэмпо Одо Сэйкити
Сразу после моей первой встречи с сэнсэями Матаёси и Одо я стал членом додзё. Одо-сэнсэй иногда заходил в группу каратэ чтобы потренировать ката Санчин и Тэнсё. Это происходило после девяти вечера, когда Сэйко-сэнсэй занимался со старшими учениками. По выходным Одо-сэнсэй приходил к мастеру Матаёси брать уроки кобудо, тогда-то мы и подружились. Его додзё было по пути на базу, где я служил, и я частенько подвозил его до дома.
В то время я был начинающим в кобудо, а у мастера Одо был уже очень высокий уровень. Он еще до войны тренировался у Синко, отца мастера Матаёси. Обычно я тренировался у Матаёси-сэнсэя в дневное время, но по выходным приходил Одо-сэнсэй, и мы занимались вместе. Он был выше меня уровнем и практиковал соответствующие ката. Зачастую он, получив наставления от мастера Матаёси занимался самостоятельно. Я всегда, когда мог старался посмотреть на его тренировку и поражался мощи и мастерству. Он мог заставить кончик бо дрожать в конце каждой техники. Через несколько лет я приступил к освоению камы, и он занимался вместе со мной. Он знал другую ката, но та, что мы изучали, была для него в новинку и мы тренировались вместе. Сколько я могу вспомнить, он всегда был именно тем, кем я хотел бы быть.
Одо-сэнсэй был очень уверенным в себе мастером боевых искусств. Он много лет тренировался в Наго с мастером Накамурой, одним из лучших специалистов в Окинавском кэмпо. Когда он был жив, каждый раз, когда я приезжал на Окинаву, г-н Накасонэ из «Сюрэйдо» созванивался с Одо-сэнсэем и приезжал в Наха чтобы встретиться со мной. Иногда мы приходили в гости к Накасонэ или ели соки-соба в ресторане. Г-н Накасонэ – еще один замечательный близкий мне человек. Я быстро расскажу одну историю.
Г-н Накасонэ занимался каратэ и в то время (что-то около 1967 года) держал спортивный магазин, в котором продавалась различная экипировка, в основном, для бейсбола, но был еще кто-то, кто мог шить ги. Я заказал у него один костюм и предложил сосредоточится на товарах для боевых искусств. Как раз увеличилось количество занимающихся, большинство было американскими военнослужащими. В конце концов он забросил спортивный инвентарь и стал торговать только предметами для боевых искусств. Мой друг сэнсэй Тосио Тамано сделал первую эмблему «Сюрэйдо», а я написал первое объявление на английском языке для его магазина. Если вы были в Наха, Окинава, значит, вы были в «Сюрэйдо». Он великий бизнесмен, как видите.
Сэнсэй Кимо Уолл в новом додзё Матаёси, 1972
В: Каково вам поначалу было обучать в США? Люди понимали, чему вы пытались их научить?
О: Первое время в США я преподавал только в морской пехоте. Я начал преподавать в Пуэрто-Рико в 1965 году, когда служил в казармах морской пехоты, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. Занималось много морских пехотинцев и моряков, но у меня было и несколько гражданских в додзе, и некоторые все еще тренируются сегодня. Затем, после выхода в отставку в 1970 году, я вернулся в Университет Пуэрто-Рико, чтобы снова преподавать. Думаю, в 1965 году в Пуэрто-Рико не знали, что такое истинное каратэ, но в моем додзе мы создали большую группу очень сильных и талантливых последователей.
В: Чем вы руководствовались в первую очередь при создании Кодокан Годзю-рю?
О: Я хотел помочь развитию окинавского Годзю-рю каратэ и кобудо за пределами Окинавы. Кодокан означает «Дворец старого пути».
В: Что привело вас к изучению тайского массажа и физиотерапии?
О: В додзё Сёдокан был учитель, который по субботам преподавал акупунктуру и траволечение. Я пользовался возможностью и учился, пока он не умер. Многие мастера в старину практиковали тот или иной вид медицины. Обязанность додзё - помогать всем, кто может получить травму на тренировках. Этот тезис вдохновил меня изучать способы исцеления людей в моем додзе. Я занимался тайским массажем в Чиангмае, Таиланд, и получил диплом преподавателя от «Госпиталя традиционной медицины» и «Международного центра тайского массажа». Этот массаж используется в Таиланде бойцами муай-тай во всех тренировочных лагерях для лечения и профилактики. Это проверенное и эффективное средство оздоровления. В Таиланде он известен как «Система семейного здоровья».
Тайский массаж, Панаджачел, Гватемала, 2000
В: Как изменились ваши тренировки с возрастом? Есть ли какие-либо формы или методы обучения, которые вы предпочитаете? Есть ли что-нибудь, что вы делали в юности, от чего вы хотели бы предостеречь других?
О: Мне почти 70, поэтому я не уделяю сейчас много времени жестким тренировкам. Ката и понимание важнее. Просто старейте изящно. Не курите, не пейте, верьте в Бога.
Тренируйтесь сильно, тренируйтесь часто. Всегда практикуйте ката Санчин и Тэнсё. Вместо страха и сомнений должны прийти знание и понимание. Открытый разум, радость на тренировках. Действительно ЛЮБИТЕ то, что вы делаете.
Все наши ката были разработаны грандмастером Мияги Тёдзуном. К сожалению, Вторая мировая война разрушила Окинаву и отбросила ее на несколько лет назад. Он скончался до того, как закончил разработку Годзю-рю. Теперь мы, кто любит Годзю-рю, должны найти свой путь в ката. Я не думаю, что существует какая-либо "лучшая ката". Все имеют свою важность и значение. Грандмастер Мияги говорил: «Секреты Годзю-рю в ката». Значит, мы должны изучать ката... даже простая ката, Гэкисай Сё, представляет собой целую систему.
В: Сэнсэй Уолл, большое вам спасибо за то, что рассказали о своих тренировках и поделились личными воспоминаниями. Благодарим Вас за неустанные усилия по сохранению старых традиций каратэ и кобудо!