Перейти к содержимому


Фотография

Краткая история Окинавского каратэ


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 42

#21 Sancho

Sancho

    9 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 55 Cообщений
  • Ukraine

  • Karate

Отправлено 21 Апрель 2019 - 15:39

"Наконец настал день, когда учитель собрал всех своих старших учеников и объявил Мияги официальным наследником школы. Это решение было встречено всеобщим одобрением."

 

Простите, а бывает ли так, чтобы со "всеобщим одобрением"? В школе ведь были амбициозные ученики, тот же Дзюхацу Кёда, упоминавшийся как претендент на внимание сэнсея. Он ведь не остался в школе, насколько мне известно, очевидно хотел возглавить, а как не получилось - ушел. Мабуни Кенва ушел, а ведь тоже, без сомнения, имел большие планы, реализованные, как мы знаем, созданием собственного стиля под своим началом. Хотя, видимо, так было принято пересказывать, учитывая восточный пиетет к отцам-основателям, так и дошло до нашего времени в легендах. 


Сообщение отредактировал Sancho: 21 Апрель 2019 - 15:42

  • bogdan kurilko это нравится

#22 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 21 Апрель 2019 - 19:40

Простите, а бывает ли так, чтобы со "всеобщим одобрением"? В школе ведь были амбициозные ученики, тот же Дзюхацу Кёда, упоминавшийся как претендент на внимание сэнсея. Он ведь не остался в школе, насколько мне известно, очевидно хотел возглавить, а как не получилось - ушел. Мабуни Кенва ушел, а ведь тоже, без сомнения, имел большие планы, реализованные, как мы знаем, созданием собственного стиля под своим началом. Хотя, видимо, так было принято пересказывать, учитывая восточный пиетет к отцам-основателям, так и дошло до нашего времени в легендах.

Ну во первых, как я писал выше - это художественное произведение на базе одной из версий. Во вторых - мы не знаем, как на самом деле происходило назначение преемника в деталях, в третьих - это Азия и вряд ли кто-то даже если был недоволен - возмущался перед лицом учителя, в четвёртых только Кёда мог составить конкуренцию Мияги. Макбета никогда не рассматривался как кандидат в преемники. Все движения начались после смерти Канрио Хигаонна. При его жизни никто и никуда не уходил)
  • ВиШень и Sancho это нравится

#23 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 21 Апрель 2019 - 22:34

Ну во первых, как я писал выше - это художественное произведение на базе одной из версий. Во вторых - мы не знаем, как на самом деле происходило назначение преемника в деталях, в третьих - это Азия и вряд ли кто-то даже если был недоволен - возмущался перед лицом учителя, в четвёртых только Кёда мог составить конкуренцию Мияги. Макбета никогда не рассматривался как кандидат в преемники. Все движения начались после смерти Канрио Хигаонна. При его жизни никто и никуда не уходил)


О господи!!! Ну почему Макбета))))) Имелся ввиду Мабуни! Неисповедимы пути Т9
  • yamidako, santin ll и Sancho это нравится

#24 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 22 Апрель 2019 - 10:35

Краткая история Окинавского каратэ

Из книги "Неизвестное каратэ" Б. Курилко
_______________________
Часть 11
Становление мастера
 
После смерти Хигаонна Мияги отправляется в Китай, чтобы найти источник тех знаний, которые передавал ему мастер. Вместе с со своим товарищем Еисё Накамото они повторили маршрут Канрио Сэнсея. Общаясь с еще живыми учениками Рю Рю Ко и знакомясь с мастерами других школ юга Китая, Мияги приходит к пониманию, что наследие, которое он представляет – это уникальная авторская школа, созданная на основе синтеза нескольких направлений южного цюаньфа. Между 1920 и 1930 годами Мияги предпринял ещё одно путешествие в Поднебесную вместе со своим товарищем, китайцем по происхождению, Го кен ки с целью продолжить изыскания в области китайских корней того боевого искусства, которое преподавал его учитель. Это было время весьма напряжённых отношений между Китаем и Японией и как следствие крайнего недоверия со стороны китайцев ко всем, кто являлся гражданином страны восходящего солнца. Например, для свободного передвижения вне стен отеля Мияги пришлось получить специальное разрешение. Тсёдзюн имел возможность убедиться в нелюбви местного населения, когда носильщики нанятого им паланкина попытались его ограбить. Правда, горе-грабителям пришлось ретироваться после того, как «турист» отобрал у них палки, которыми они ему угрожали.
После возвращения на Окинаву Мияги продолжил развивать и совершенствовать технику, оставленную ему учителем. Благодаря знаниям, привезённым из Китая, он создаёт ката Тенсё, которое стало продолжением идеи Сан чин. Взяв за основу систему базовых упражнений цзибеньгун, существующую во многих школах цюань фа, и используя свои знания медицины, он разрабатывает комплекс дзюмби ундо. В Наха Дзиндзё Кото Сёгакко (начальной школе) Мияги открывает преподавание каратэ. Шестого марта 1921 года он в составе группы мастеров боевых искусств Окинавы в замке Сюри презентует своё умение наследному принцу Японии (во время его краткого визита на остров). В 1922 году Мияги начинает преподавать каратэ в Академии Полиции префектуры Окинава. А в 1925 году он получает ещё одну возможность продемонстрировать свои боевые навыки перед представителем императорской фамилии: младший брат императора Тситсибу Номия посетил префектуру, возвращаясь из Великобритании. В его честь в Высшей школе было организовано выступление представителей Сюри тэ и Наха тэ, которое представлял Тсёдзюн Мияги.
В 1926 году в Асахигаока Вакаса-тсё по инициативе Мияги был создан клуб карате Кенкю. Помимо него там преподавали Ханасиро Тёмо, Тсёю Мотобу и Кенва Мабуни. Клуб был открыт на деньги, взятые в кредит в банке Осиро Музин Гаися. Гарантом займа выступил Го Кен Ки. Создавая клуб, Мияги преследовал самые благородные цели. Он хотел поднять престиж каратэ в японском обществе до уровня дзю до. В 1927 году ему удалось выступить перед основателем этого популярного в стране восходящего солнца единоборства Дзигоро Кано и произвести на него самое благоприятное впечатление. Профессор Кано даже написал ему письмо с высокой оценкой его мастерства. Но несмотря на внимание такого влиятельного на тот момент человека, дела шли не важно: денег, чтобы расплатиться с банком, не хватало. Одной из причин финансового краха стало некорректное поведение отдельных инструкторов клуба, которые нарушали первоначальную договорённость о том, что все взносы от учеников пойдут в общую кассу. Они вели занятия на дому и там же принимали оплату. Таким образом основной источник поступления средств постепенно иссякал. Чтобы покрыть долги, Мияги продал свой дом в Тсудзи Мати, но даже этот отчаянный шаг не спас положение - и в 1929 году клуб перестал существовать. Тем не менее он сыграл существенную роль в дальнейшем развитии каратэ на Окинаве. Это было первое специализированное заведение для занятий каратэ, где было все необходимое от макивар и предметов ходзё ундо до экзотических на тот момент штанг и гантелей. Занятия в клубе шли каждый день. Периодически после тренировок устраивались чаепития с приглашённым гостем, которым мог быть мастер каратэ, врач или просто интересный человек. Появление в истории годзю рю знаменитого Бусаганиси – вырезанного из дерева божка, привезённого с Филиппин, которого подарили Мияги, также относится к периоду клуба Кенкю. Фигурка стала любимицей мастера. Говорят, он мог часами медитировать перед алтарём, на котором был установлен Бусиганиси.
После ликвидации клуба Тсёдзюн арендовал дом и преподавал там в течение года, вплоть до событий, которые стали причиной появления в мире боевых искусств страны восходящего солнца нового имени.
Пятого мая 1930 года в честь восшествия принца Хирохито на престол в Токио в храме Мейдзи была проведена демонстрация боевых искусств Японии. Тсёдзюн Мияги получил приглашение, но вместо себя послал своего лучшего ученика Дзинана Синзато. После исполнения последним ката Санчин и Сейсан один из зрителей поинтересовался названием только что увиденной системы боя. История не сохранила ответ Синзато, но точно известно, что по возвращении на Окинаву, он рассказал своему учителю об этом случае. Понимая необходимость официального имени для дальнейшего развития школы и ее идентификации, Мияги использовал изречение из знаменитого трактата Бубиши «Хо го дзю донто» (выдох – твердое, вдох – мягкое). И с этого момента стал называть своё боевое искусство - Го Дзю Рю, где Го – твердое, Дзю – мягкое, а Рю - школа.
В этом же году Мияги впервые экспериментирует со свободными поединками. Он даже пытается ввести нечто вроде защитного снаряжения, но в конце концов отказывается от этой идеи из-за многочисленных травм среди учеников. В дальнейшем на тренировках отрабатываются якусоку кумите и какие. Впрочем сами ученики не так легко расстались с идеей пробы сил в бою. Мой учитель Морио Хигаонна Сэнсей рассказывал мне, что поскольку тренировки шли весь день, Мияги физически не мог присутствовать на них постоянно и периодически давал задания, за исполнением которых должны были следить старшие ученики. Как правило, речь шла о практике ката. Но иногда, стоило учителю скрыться из виду, все, кто присутствовал на тренировке, обматывали кулаки небольшими тряпочками, которые они носили с собой, чтобы в жарком и влажном климате Окинавы вытирать пот. И начинали проверять свои навыки друг на друге. На следующий день Сэнсею Мияги приходилось делать вид, что он верит в то, что многочисленные гематомы, которые обильно украшали тела и лица участников этого стихийного состязания, следствие невероятно скользкой земли и чудовищной усталости после многочисленных повторений техники.
Стремление испытать себя не ограничивалось только товарищами по занятиям. Хигаонна Сэсней рассказывал, что на Окинаве обычной практикой были дружеские дуэли между представителями разных школ каратэ, которые проходили на кладбище. Место выбиралось не из соображений драматизма происходящего, а исключительно с целью приватности. Стихийный кодекс чести, который возник среди любителей этих боев, предписывал тщательно скрывать результат встречи. О том, кто победил, а кто потерпел поражение, должны были знать только участники мероприятия.
В 1933 году каратэ было зарегистрировано как боевое искусство в Дай Нихон Бутокукай, а в 1934 году Мияги назначили Дзёнин Гин (член постоянного комитета) окинавского отделения этой организации. В том же году Мияги получил официальную благодарность (Таику Коросё) от отдела по физическому воспитанию Министерства Образования Японии за свои выдающиеся заслуги в этой области.
Начиная с тридцать третьего года Мияги предпринимает ряд поездок, целью которых была популяризация Годзю рю. Так по приглашению газеты «Иоен Зихося он отправляется на Гаваи, где в течение нескольких месяцев преподаёт годзю рю. Там он знакомится с любопытным предметом – металлический овал, который местные атлеты использовали для развития силы. Мы знаем этот дивайс под названием конго кен - и он по сей день является частью раздела Ходзё ундо.
В 1933 и 1935 годах Мияги Сенсей выступил с демонстрацией каратэ в Киото. В результате его усилий в декабре 1935 года в древней столице Японии при университете Ритсумей Кан был официально зарегистрирован «Исследовательский клуб карате» под его руководством. Инициаторами создания этого клуба и его помощниками в процессе обучения студентов стали Дзитсуеи Йоги и Йосими (позднее Гоген) Ямагучи. Мияги руководил клубом семь лет, вплоть до сорок второго года, когда во время его очередного визита один из занимающихся попытался вручить Тсёдзюн деньги в обмен на присвоение мастерских степеней. Чрезвычайно щепетильный мастер расценил эту просьбу как оскорбление: деньги не взял и в Киото больше не появлялся. Надо отметить, что за всю свою жизнь Мияги не присвоил ни одного дана: система поясов в Годзю Рю была введена после его смерти.
28 января 1936 года Мияги организовал ещё одно показательное выступления в Меидзи Сётен в Осаке, по окончании которого он произнес речь, ставшую наиболее важным программным документом школы Годзю рю.
 
«Каратэ до гаисетсу»
Речь Тсёдзюна Мияги с Осаке в 28 января 1936 года
 
«Каратэ – это боевое искусство, в котором используются возможности человеческого тела. Главаная цель каратэ – научиться максимально эффективно и целесообразно использовать свое тело с помощью ежедневной практики с тем, чтобы иметь возможность защитить себя и своих близких. Важно понимать, что несмотря на то, что в тренировках мы не используем оружия, принципы каратэ позволяют соединять технику, которую мы изучаем с любым предметом, который годится для самообороны, в случае столкновения с превосходящим по численности или вооруженным противником. Многие судят о каратэ, по отдельным тренировочным методикам, таким, например, как тамесивари (разбивание предметов). Важно понимать, что суть этого боевого искусства бесконечно глубока. Идеал, которого мы пытаемся достичь во время тренировок, не может быть передан с помощью слов. Единственный способ достичь его - ежедневная многолетняя тяжелая практика.
Свое имя каратэ получило на Окинаве, но его корни в Китае. Существует много теорий, откуда пришли боевые искусства в Поднебесную империю, но одно бесспорно – они существуют очень давно. В их основе общечеловеческое стремление конкурировать и выживать. Они близки к природе и часто в их основе принципы движения птиц и зверей. Золотым веком развития кулачных систем в Китае было время правления династии Тан, поэтому на Окинаве иногда каратэ называют танский кулак. К сожалению, история окинавского каратэ крайне скупа на документы и факты. В ее основе устная передача. Но исследовав впорос, мы можем утверждать, что системы кулачного искусства, завезенные из Китая на земле Окинавы, соединились с местными школами “ти”, породив уникальное не имеющее аналогов боевое умение.
Раньше на Окинаве всю систему каратэ учитель передавал только одному наиболее преданному и талантливому ученику. Если такового не находилось – школа умирала вместе с мастером. В последнее время каратэ как метод тренировки тела и развития ума становится всё более открытым. Оно стало неотъемлемой частью и визитной карточкой культуры Окинавы. В апреле 1901 года искусство “пустой руки” стало обязательным для преподавания в школах. С этого моменат можно говорить о массовом обучении каратэ. В апреле 1905 года клубы каратэ были организованы в Окинава Кенритсу Дай итси Тсюгакко (младшая высшая школа), Наха Сиритсу Сёгио Коко (высшая школа) и Окинава Кенритсу Сихан Гакко (педагогический колледж). Недавно клубы каратэ созданы в Окинава Кенритсу Норин Гакко (высшая сельскохозяйственная школа), Кенритсу Когио Гакко (высшая техническая школа) и в Кенритсу Суисан Гакко (высшая морская и рыболовная школа).
В 1921 году каратэ начали преподавать в Полицейской Академии Префектуры Окинава, а в 1933 году каратэ получило такое же признание, как и дзюдо и кен-до. К этому моменту в Японии были созданы следующие клубы: В Токио: Кеио Гидзюку Таикукай Каратебу, Токио Кеикоку Даигаку Каратебу, Даитси Кото Гакко Каратебу, Уаседа Даигаку Гакуюкай Каратебу, Нихон Даигаку Каратэ Кенкюкай, Такусёку Даигаку Каратебу, Нихон Даигаку Икка Каратэ Кенкюкай, Сёин Дзёгакко. В Осаке: в мае 1930 года Кансаи Даигаку Каратебу, в декабре того же года в том же университете Кансаи Даигаку Сенмонбу; были также созданы клубы в Кото Якугаку Сенмон Гакко Осаки (фармацевтический колледж) и Кото Игаку Сенмон Гакко Осаки (медицинский колледж). В Киото: В декабре 1935 года в Рицумей-кан Дайгаку был создан клуб боевых искусств.
Если мы посмотрим, как каратэ преподавалось на заре своего становления, то поймём, что основной целью была подготовка к бою не на жизнь, а на смерть. Сегодня каратэ – это ещё и эффективный метод воспитания личности.
Сегодня каратэ преподают такие известные наставники: Окинава: Кенцу Ябе, Тсёмо Ханасиро, Тсётоку Кян, Анбун Токуда, Яхацу Киодо, Тсётоку (Тсёсин) Тсибана, Дзинсей Камия, Синпан Гусукума, Секо Хига, Камадо Накасоне, Дзиньян Синзато, Тсёдзюн Мияги.
Япония: Гичин Фунакоси, Тсёки Мотобу, Кенва Мабуни, Масару Сауада (Сауяма), Санью Сакае, Моден Ябику, Нисабуро Мики, Ясуро Кониси, Синьдзи Сато, Мизухо Мицу, Камесуке Хигаонна, Синьдзун Оцука, Син Тайра, Коки Сирома , Канбун Уэчи.
Школа каратэ Годзю рю возникла на основе китайских боевых искусств из провинции Фуцзянь и является законным и достойным наследником Фуцзяньского кэмпо.
Каратэ - очень доступный и демократичный вид физической активности. Тренировки не требуют много места, заниматься можно как одному, так и в группе, тренировки доступны для мужчин, женщин, детей и взрослых. И при этом каратэ – чрезвычайно эффективный метод развития тела, здоровья и характера.
Дни, когда каратэ практиковалось тайно, остались в прошлом. Сегодня у мастеров боевых искусств есть определенные обязательства перед обществом и в первую очередь продемонстрировать эффективность, пользу и мощь Окинавского боевого искусства. Мы должны изучать и развивать тренировочные методы. Одна из первоочередных задач – создание защитного снаряжения для развития свободного поединка.
При этом важно не забывать про основу, то что составляет фундамент каратэ – традиционные методы подготовки такие, как йоби ундо (позднее дзюмби ундо), кихон, хайсю и кайсю ката, ходзё ундо и кумитэ.
Хайсю ката: Санчин, Тэнсё и Найфанчи. Их цель построение тела, обучение правильным методам дыхания, гармонии дыхания и движения, умению концентрировать энергию. Можно сказать, что они закладывают дух будо и дают представление о силе ки. Дополнительные упражнения ходзё ундо имеют своей целью совершенствование и развитие навыков, полученных во время практики хайсю ката. Что касается кайсю ката, то это метод сделать свое тело эффективным в бою, используя качества, приобретенные за время практики хайсю ката и ходзё ундо. Для их правильного выполнения необходимо единство тай и ки – тела и духа. Отрабатывая принципы боя, заложенные в ката, необходимо это делать искренне, то есть с полной скоростью и силой. Как в настоящем бою. Стараясь превзойти пределы своих возможностей.
 
Продолжение следует...

  • kek, ВиШень, yamidako и 4 другим это нравится

#25 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 24 Апрель 2019 - 08:27

Краткая история Окинавского каратэ

Из книги "Неизвестное каратэ" Б. Курилко
_________________________________
Часть 12
Историческое собрание
 
В 1936 году произошло событие, роль которого в последующем развитии каратэ, трудно переоценить. Речь идет о собрании, организованном Рюкю Шинпоша (Газетная Компания Рюкю), которое проходило в Нахе (Окинава) 25 октября 1936 г. в Шова Кайкан (зал заседаний). На нем присутствовали многие выдающиеся представители окинавского каратэ того времени: Ханасиро Тёмо, Кьян Чотоку, Мотобу Тсёки, Тибана Тесин, Кёда Дзюхацу, Мияги Тсёдзюн и Гусукума Симпан. В качестве особых гостей были приглашены Сато Койчи, глава Министерства образования, Шимабукуро Зенпатчи, главный библиотекарь окинавской префектуры, заместитель командующего Фукушима Китсума, Кита Езио, глава подразделения полицейского отделения префектуры, Гоеку Чошо, глава подразделения отделения мира префектуры, Фурукава Гисабуро, директор Департамента физической культуры префектуры, Накасоне Генва - писатель, исследователь и историк каратэ и другие официальные, но не столь важные для рассматриваемой темы лица. Эта историческая встреча имела четыре важных последствия. Во-первых, на Окинаве тоже стали употреблять термин каратэ в значении «пустая рука». До этого слово «каратэ» уже звучало на острове, но записывалось другими иероглифами и переводилось как «китайский кулак». Помимо этого боевое искусство Рюкю иногда называли то тэ – танский кулак или просто тэ. Во-вторых, на этой встрече была сформулирована программа развития кулачного искусства Окинавы, благодаря которой преподавание каратэ было впервые систематизированно и модифицированно. В-третьих, несмотря на многочисленные реформы, благодаря упорству таких мастеров, как Сэнсей Мияги глубинная суть каратэ как и столетие назад осталась уделом избранных. И наконец, в-четвертых, в следствии чрезвычайной предусмотрительности уважаемых наставников так называемый базовый бункай спустя несколько десятилетий станет причиной появления как стилей нео каратэ, для которых ката станут лишь частью традиции, так и многочисленных рассуждений о надуманности и не эффективности техник, представленных в этих ката.
Одной из основных тем, обсуждавшихся на данном собрании, было недостаточное распространение каратэ на «большом острове» по сравнению с традиционными японскими боевыми искусствами (в первую очередь дзю-до). Причинами были названы кулуарность преподавания, незначительное вовлечение детей в каратэ, отсутствие понятной соревновательной программы и спортивной мотивации окинавских сенсеев.
Наиболее, на мой взгляд, важным итогом данной встречи мастеров стал курс на массовость преподавания этого боевого искусства и активное привлечение детей к занятиям Рюкюсским кэмпо. Это в свою очередь привело к тому, что в сороковых годах двадцатого века в системе преподавания каратэ произошли существенные изменения, которые стали логичным продолжением уникальной деятельности такого, без сомнения, великого мастера как Итосу Анко.
Был разработан новый алгоритм обучения каратэ, включавший единый кихон на старте изучения и единый подход к парным упражнениям. Надо отметить, что благодаря Тседзюну Мияги, который выступил против унификации ката ради создания единого стиля, который можно будет экспортировать на большую землю, мы сегодня все еще можем познакомиться со всем многообразие наследия мастеров Окинавы. С другой стороны, именно Мияги стал инициатором дополнительного изменения некоторых техник ката, а именно тех, которые достаточно просты для понимания и могут спровоцировать детей испытать их эффективность друг на друге. Как и его учитель он имел ввиду, в первую очередь, нукитэ, кумадэ и прочие тычки пальцами и их фалангами.
Забота о безопасности подрастающего поколения наряду с введением унифицированного кихона и как следствие изменение самой структуры преподавания, привели к созданию безопасного и простого в понимании базового «бункай» – расшифровок движений ката, целью которых было, с одной стороны, помочь в понимании движений ката с точки зрения работы тела, с другой стороны дать подрастающему поколению парные, контактные упражнения с помощью которых это самое поколение сможет познать основы взаимодействия с противником: дистанцию, равновесие и прочая, прежде чем, наиболее упорные из них, доживут до того дня, когда им откроются все секреты традиции, которые много глубже и опаснее нежели базовые расшифровки, которые и сегодня предлагаются начинающим каратистам.
 
Продолжение следует...

  • kek, ВиШень, yamidako и еще 1 это нравится

#26 Sancho

Sancho

    9 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 55 Cообщений
  • Ukraine

  • Karate

Отправлено 24 Апрель 2019 - 17:47

А не получилось ли так, что массовость породила поверхностный подход к занятиям, вследствие чего не "родились" те самые "упорные"? Выросли поколения тренеров, не получивших секретов традиции и прочих "ключей", и далее передающих новоначальное понимание техник и ката как единственно верное. И теперь, благодаря наивному осторожничанью уважаемых мэтров, желающих идти "в массы" мы имеем г-на Саблина  :)  и вместо популяризации каратэ имеем упадок.



#27 kek

kek

    Администрация

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 14 044 Cообщений
  • Москва

Отправлено 24 Апрель 2019 - 18:13

 И теперь, благодаря наивному осторожничанью уважаемых мэтров, желающих идти "в массы" мы имеем г-на Саблина  :)  и вместо популяризации каратэ имеем упадок.

 

тонко!


оружейные техники Матаеси Кобудо в Москве 


#28 Guest_101_*

Guest_101_*
  • Гости

Отправлено 24 Апрель 2019 - 19:51

А не получилось ли так, что массовость породила поверхностный подход к занятиям, вследствие чего не "родились" те самые "упорные"? Выросли поколения тренеров, не получивших секретов традиции и прочих "ключей", и далее передающих новоначальное понимание техник и ката как единственно верное. И теперь, благодаря наивному осторожничанью уважаемых мэтров, желающих идти "в массы" мы имеем г-на Саблина :) и вместо популяризации каратэ имеем упадок.


Как альтернатива полная потеря линии передачи.
  • kek это нравится

#29 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 25 Апрель 2019 - 01:04

А не получилось ли так, что массовость породила поверхностный подход к занятиям, вследствие чего не "родились" те самые "упорные"? Выросли поколения тренеров, не получивших секретов традиции и прочих "ключей", и далее передающих новоначальное понимание техник и ката как единственно верное. И теперь, благодаря наивному осторожничанью уважаемых мэтров, желающих идти "в массы" мы имеем г-на Саблина  :)  и вместо популяризации каратэ имеем упадок 

Я с вами полностью согласен! Более того, я просто уверен, что многие программные вещи принятые на этом собрании являются первопричиной сегодняшнего положения дел в каратэ. С другой стороны, как правильно написал 101 - альтернатива - сегодняшнее положение дел в традиционном ушу, а точнее его медленное но уверенное умирание. В любом случае - это данность, которую мы имеем. Для меня самое важное - сохранившиеся методы подготовки внутри мое школы (как минимум), в том числе парной и сохранившиеся специфические методы преподавания, что стало возможным в случае с годзю рю именно благодаря личности ее создателя. Точнее его консерватизму и особому отношению к наследию своего учителя.

 

Вот только с упадком каратэ я не согласен. Точнее с обобщением до всего каратэ вообще))) Каратэ оно разное и упадок у него тоже разный))) 


Сообщение отредактировал bogdan kurilko: 25 Апрель 2019 - 01:05

  • kek, yamidako и Sancho это нравится

#30 Guest_Integralus_*

Guest_Integralus_*
  • Гости

Отправлено 25 Апрель 2019 - 07:35

Развитие кулачного боя фактически всегда и везде связанно с переходом от сословного общества к массовому. Пусть не напрямую, а через научно-технический прогресс, такой переход всегда увязан с уменьшением роли холодного оружия. Его перестают массово носить, как неприменный элемент повседневного снаряжения и гардероба. В законодательстве примерно в этот же период всегда возникает какое-никакое, но равенство граждан перед законом. Все более частыми становятся ситуации, когда сабли при себе нет, да и применить ее чревато тюремным заключением, постепенно меняется и понятия о честьи. Сословия перемешиваются и преждняя дворянская или самурайская щепетильность постеменно уходит даже и у представителей элиты, а у низов ее и раньше не было. Тут то на первый план и выходят здоровенные пинки и кулаки. Где-то этот процесс произошел раньше, где-то, как в островной Японии, феодальные порядки были законсервированны подольше.  Так что и кулачный бой вряд ли там был особо передовым на начало 20 века. Те немногие видео, большинство из которых даже более позднего периода, демонстрируют весьма примитивную с своременных позиций технику.

Возможны, кроме самооборонных, еще и спортивные ускорители. Когда возникают любого вида постоянные соревнования, будь то олимпийские игры в Греции, или смертельные соревнования гладиаторов, то они за немалый временной отрезок длинной где-то в три поколения совершенствуют и правила проведения, и их технику. Думается, что техника бойцов панкратиона и боя гладиаторов в свое время была более чем на высоте. А потом была утрачена быстрее, чем создана. В случае с Японией и спортивного ускорителя тоже не наблюдается до средины прошлого века, когда каратэ формилось, как спорт.

Вариант великого Учителя, ниспосланного свыше и одаренного всеми достоинствами бойца. Учителя, который соединяет в себе и лучшего бойца, и лучшего организатора, и новатора-методиста. В общем человека, который сделал все сам, так сказать "в одного". Ну не знаю? Фигура эта  вполне стандартна и присутствует фактически во всех видах каратэ. Ояма - яркий пример. На Окинаве герой такого раннего эпоса это Мияги. Особенности японского образа мыслей, которое оказало влияние и на японское изначально каратэ. И не только каратэ, есть точно такой же Уэсиба в айкидо. Верить в это серьезно, или относиться как к легенде, дело каждого.



#31 Guest_101_*

Guest_101_*
  • Гости

Отправлено 25 Апрель 2019 - 10:19

Переход от сословного к массовому приводит к деградации кулачного боя, а не развитию.

Причины:

1. Массы в основе своей менее развиты интеллектуально и психически, также у масс нет избытка времени. Отсюда рождаются упрощенные методики под конкретные ситуации.

2. Развитие технических средств. Электрошокер или пистолет обеспечивают аналогичный кулачному бою эффект, но за меньшее время освоения и при меньшей развитости личности.

 

В целом общий вектор по японским БИ идет к исчезновению. Даже та попытка перевести карате с прикладного вида на спортивный лишь отсрочила процесс. Карате уже убирают из программ обучения в Японии, сами японцы крутят пальцем у виска, когда узнают, что гайдзин занимается ихними делами. А еще порой беломордые обезьяны знают больше чем представители титульной расы по их истории вообще и истории школ БИ в частности.

 

Есть еще момент, когда новое поколение старших поясов начинают по принятой традиции вносить изменения в базовую технику школы, когда встают у руля, ибо "теперь я тут Мао Дзедун".

 

И это еще рукопашка, а если за оружие говорить, то там все еще грустнее.

Например по Окинавским видам оружия, то что мне ближе, в свое время Шинкен Тайра кипиш поднял и организовал общество любителей. После его смерти Иноуэ его возглавить не дали, ибо японец, и повесили все на Акамине. Тот тоже долго это дело не протянул и в итоге лавочка на Окинаве закрылась. Потом ее второй раз воссоздавали.


  • bogdan kurilko это нравится

#32 Guest_101_*

Guest_101_*
  • Гости

Отправлено 25 Апрель 2019 - 14:50

Забыл добавить, что, на мой взгляд, прикладные техники становятся уделом узкого круга маргиналов, по меркам современного общества.

Что-то наподобии узкого круга разного рода выживальщиков - живем по квартирам, но если что, да на всякий случай...



#33 Guest_Integralus_*

Guest_Integralus_*
  • Гости

Отправлено 25 Апрель 2019 - 17:26

 

Переход от сословного к массовому приводит к деградации кулачного боя, а не развитию.

Причины:

1. Массы в основе своей менее развиты интеллектуально и психически, также у масс нет избытка времени. Отсюда рождаются упрощенные методики под конкретные ситуации.

2. Развитие технических средств. Электрошокер или пистолет обеспечивают аналогичный кулачному бою эффект, но за меньшее время освоения и при меньшей развитости личности.

1. Вы это серьезно? А технический прогресс,а всеобщее образование? Если бы сословное общество обеспечивало бы больший интегральный уровень развития общества, то с ним бы ничего и не случилось) 

2. В какой-то степени это так, хотя тут больше дело в том, что полиция в целом больше берет на себя эти функции. Но, зато мощно развивается спорт, потому как технологии и наука. То, что раньше требовало труда нескольких поколений, сегодня делается буквально за пару десятилетий.

 

Опять же, имеется у нас Китай, Индонезия, Малазия и прочие азиатские страны, которые обладают замечательной способностью сохранять в неприкосновенности свои культурные консервы и в которых имеется в большом количестве истинно традиционные школы. Такие, которым никакой спорт не указ. Что там было 100 лет назад, то и до сих пор есть.  И что они из себя представляют, с этим ознакомиться совершенно не проблемно, даже ездить никуда не надо. Средневековые представления о методиках, устаревшие и не эффективные техники, густой налет мистики и тому подобное.


 

Забыл добавить, что, на мой взгляд, прикладные техники становятся уделом узкого круга маргиналов, по меркам современного общества.

Что-то наподобии узкого круга разного рода выживальщиков - живем по квартирам, но если что, да на всякий случай...

Феодальные элиты были ориентированы прежде всего на оружие. Армии того периода тоже. Тогда и им это было действительно жизненно необходимо. Но это не был кулачный бой.


Сообщение отредактировал Integralus: 25 Апрель 2019 - 17:28


#34 Guest_101_*

Guest_101_*
  • Гости

Отправлено 25 Апрель 2019 - 18:22

1. Вы это серьезно? А технический прогресс,а всеобщее образование? Если бы сословное общество обеспечивало бы больший интегральный уровень развития общества, то с ним бы ничего и не случилось) 

2. В какой-то степени это так, хотя тут больше дело в том, что полиция в целом больше берет на себя эти функции. Но, зато мощно развивается спорт, потому как технологии и наука. То, что раньше требовало труда нескольких поколений, сегодня делается буквально за пару десятилетий.

 

Опять же, имеется у нас Китай, Индонезия, Малазия и прочие азиатские страны, которые обладают замечательной способностью сохранять в неприкосновенности свои культурные консервы и в которых имеется в большом количестве истинно традиционные школы. Такие, которым никакой спорт не указ. Что там было 100 лет назад, то и до сих пор есть.  И что они из себя представляют, с этим ознакомиться совершенно не проблемно, даже ездить никуда не надо. Средневековые представления о методиках, устаревшие и не эффективные техники, густой налет мистики и тому подобное.


Феодальные элиты были ориентированы прежде всего на оружие. Армии того периода тоже. Тогда и им это было действительно жизненно необходимо. Но это не был кулачный бой.

 

1. А по вашему кто обеспечивал развитие общества, как не элита? Крестьяне?

2. Спорт развивается сам по себе, т.к. спорт это удовлетворение эгоистических потребностей развивающихся личностей или неразвивающихся. Дух соревновательности был изначально в человеческой расе. К науке и технике это отношение не имеет.

 

Китай, Индонезия и Малазия.

Китай активно развивает свое спортивное направление. Тайцзы начало превращаться в гимнастику не сегодня. Традицию Китай как-то развивает, но на мой взгляд это обусловлено остаточными явлениями деревенщины. Как только Китай дойдет до уровня оснащения и развития своей глухомани, как при советской власти, то начнется неизбежный процесс деградации традиционного промысла. Это в определенном смысле фундаментальный процесс и Китай тут не уникален. Просто у него народа больше и некоторые процессы идут относительно не так быстро как у нас.

Если что-то где-то и сохраняется, то только там где поток денег идет. Примерно как у японцев в начале их коммерческого пути. Пока это было востребовано и знаний об этом на западе не было, то народная тропа не иссякала. Спустя десятилетия мир насытился знаниями и теперь вы можете их получить где угодно. По сути японцы вам не нужны, чтобы маваши научиться бить или на треугольник брать.

 

И послденее. Есть кулачный бой, а есть кулачный бой. Если мы говорим про прикладную систему, то привилегия уметь убивать знаючи управляющим классом не будет распространяться в массы. Ибо это инструмент управления массами. Плюс есть и этические аспекты. Из выше изложенного повествования вы видите, что для освоения действительно эффективной техникой требуется время. У простых смертных в те годы его было мало. Отсюда и узкое распространение армейских техник только среди армии всех мастей и среди знати всех мастей. Все остальное тоже кулачный бой формально, но на уровне бытовухи по кабакам.



#35 Guest_Integralus_*

Guest_Integralus_*
  • Гости

Отправлено 26 Апрель 2019 - 01:11

 

1. А по вашему кто обеспечивал развитие общества, как не элита? Крестьяне?

2. Спорт развивается сам по себе, т.к. спорт это удовлетворение эгоистических потребностей развивающихся личностей или неразвивающихся. Дух соревновательности был изначально в человеческой расе. К науке и технике это отношение не имеет.

 

Китай, Индонезия и Малазия...

1. Развитие различных направлений боевых искусств обеспечивается элитными частями общества, каковые присутствуют и в обществе сословном, и в обществе массовом. Для массового характерна большая специализация, вот эти специалисты и занимаются развитием того, что мы сейчас называем БИ. Управляющей элитой они уже в обязательном порядке не являются. 

2. Наука оказывает влияние на все,  в том числе и на спорт. Странно этого не знать. Взять те же печатные и видеосредства, по сути дела, мы только смутно можем представить, чего и как было даже лет 200 тому назад. Описания редки, иллюстрации примитивны и малоинформативны. Да и эпистолярный жанр изрядно проигрывает видеоряду. Проще один раз посмотреть, чем десять прочитать. И сравните с сегодняшним днем, когда имеется легко доступное видео, то есть просто вал информации. И как это может не оказывать влияния?

3. Я привел Китай и вообще восточно-азиатские страны, как пример "заповедника", где можно наблюдать не замутненную современностью традицию, исконно-посконную, так сказать. Пример того, чего из себя представляли кулачные стили лет 100-200 тому назад. Наличие современных стилей в этих странах это никак не отменяет.

 

 

Если что-то где-то и сохраняется, то только там где поток денег идет. Примерно как у японцев в начале их коммерческого пути. Пока это было востребовано и знаний об этом на западе не было, то народная тропа не иссякала. Спустя десятилетия мир насытился знаниями и теперь вы можете их получить где угодно. По сути японцы вам не нужны, чтобы маваши научиться бить или на треугольник брать.

Японцы так все организовали, что народная тропа и сейчас не иссякает) Опять же, то, что сегодня они называют традицией, в лучших своих проявлениях вряд ли ей в чистом виде является. Это вполне заточенные под современные требования БИ, которые активно используют в том числе и достижения спорта. Что сказать, так и надо!


Сообщение отредактировал Integralus: 26 Апрель 2019 - 01:24

  • bogdan kurilko это нравится

#36 Guest_101_*

Guest_101_*
  • Гости

Отправлено 26 Апрель 2019 - 10:13

1. Развитие различных направлений боевых искусств обеспечивается элитными частями общества, каковые присутствуют и в обществе сословном, и в обществе массовом. Для массового характерна большая специализация, вот эти специалисты и занимаются развитием того, что мы сейчас называем БИ. Управляющей элитой они уже в обязательном порядке не являются. 

2. Наука оказывает влияние на все,  в том числе и на спорт. Странно этого не знать. Взять те же печатные и видеосредства, по сути дела, мы только смутно можем представить, чего и как было даже лет 200 тому назад. Описания редки, иллюстрации примитивны и малоинформативны. Да и эпистолярный жанр изрядно проигрывает видеоряду. Проще один раз посмотреть, чем десять прочитать. И сравните с сегодняшним днем, когда имеется легко доступное видео, то есть просто вал информации. И как это может не оказывать влияния?

3. Я привел Китай и вообще восточно-азиатские страны, как пример "заповедника", где можно наблюдать не замутненную современностью традицию, исконно-посконную, так сказать. Пример того, чего из себя представляли кулачные стили лет 100-200 тому назад. Наличие современных стилей в этих странах это никак не отменяет.

 

Японцы так все организовали, что народная тропа и сейчас не иссякает) Опять же, то, что сегодня они называют традицией, в лучших своих проявлениях вряд ли ей в чистом виде является. Это вполне заточенные под современные требования БИ, которые активно используют в том числе и достижения спорта. Что сказать, так и надо!

1. Если вы можете критериального кого-то обозвать элитой, то это и есть сословность. Просто принципы ее формирования стали неявными. Суть не поменялась. Массовость не подразумевает специализации. Наоборот. Берете все массовые виды спорта - где там специализация? Все принципы максимально унифицированы и рассчитаны на широкий круг участников с одной и другой стороны - спортики и тренеры. До узкой специализации доходит малый круг адептов, я бы даже сказал штуки.

2. Развитие общества, куда входит и научное развитие, оказывает влияние на все процессы в обществе. Но наука в чистом виде не является источником мотивации развития в спорте. Я согласен, что на автобусе добираться до зала проще, чем на перекладных, но к основным принципам спорта, типа соревновательности, честной игры и т.п. это все не имеет никакого отношения.

Касаемо 200 лет тому назад и далее по тексту, так я про это же и написал, что сегодня вам для освоения БИ не нужны японцы, а порой и тренеры не нужны. Информация вышла за пределы Японии/Китая/Тайланда и далее по списку. Белые люди ее переиначили на свой манер и сделали процесс преподавания и подачи материала понятным и простым, а также общедоступным. А это сократило финансовые потоки в первопрестольную. Вон посмотрите в соседней теме по сюрикенам - лицензию на полгода уже дают и ее нужно каждый раз подтверждать. Но саму ситуацию уже не переломить. Да и адекватные японцы/китайцы/тайцы и далее по списку сами видят, что у них на родине все сворачивается и чтобы все окончательно не сдохло нужно выходить на мировой рынок.

 

3. Касаемо линии передачи 100-200 лет, то это все прекрасно, но по факту видим, что тайцзы стало лечебно-профилактической гимнастикой для пенсиков, а наибольший интерес у молодежи идет в спортивные направления типа Саньда. Процесс идет. А как показывает жизнь знания сохраняются только в массовых явлениях.

 

4. Про японцев. Я это и писал, что тропа к японцам проложена не в Японии, а из вне. В самой Японии тропа зарастает уже даже не травой. Даже в деревенской Окинаве смекнули в чем дело и наконец-то за процесс взялась власть - отгрохали дворец карате, восстановили организацию по оружию, начали мероприятия международные проводить. Все для людей!

Но, есть одно но. Наиболее распространенными в мире являются спортивные ответвления и ветки типа До. Ветки Дзюцу остались, наверное. крохи.

;)


  • bogdan kurilko это нравится

#37 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 26 Апрель 2019 - 11:14

Краткая история Окинавского каратэ. Годзю рю.

Из книги "Неизвестное каратэ" Б. Курилко
__________________________________
Часть 13

Время испытаний

В 1937 году после смерти великого учителя Кенцу Ябу Мияги заменяет его на должности преподавателя каратэ в Окинавском педагогическом колледже префектуры. В 1940 году доктор Муниеси Янаги из Токио приехал на Окинаву в сопровождении группы ассистентов, чтобы исследовать традиционную окинавскую культуру и народное творчество. Среди искусств и ремесел, которые их интересовали, были каратэ, Рюкю буе (классический танец), якимоно (гончарное дело), когей бингата (ткачество), сикимоно (лакировка). Для демонстрации «пустой руки» были выбраны четверо студентов Тсёдзюна Мияги, которые показали для группы доктора технику ката и ходзе ундо. Выступление было записано на пленку. В 1982 году сын д-ра Янаги привез этот фильм на Окинаву и подарил его Музею Сюри. Сегодня любой желающий может увидеть его на канале youtube (http://www.youtube.c...h?v=iHQz8Ip1GnQ).
В том же 1940 году в рамках программы по реформированию каратэ с целью его массового преподавания по инициативе губернатора префектуры Окинава Хаякава Гэна был сформирован комитет, в состав которого вошли Мияги Тсёдзюн и его ученики (Камия Дзинсэй, Синдзато Дзинъан и Миясато Кодзи), а также представители школ кобаяси рю - Киндзё Кэнсэй и мацубаяси рю Нагаминэ Сёсин с учеником Кян Синъэй. Председателем был назначен Исихара Сётёку, служащий полиции и специалист по кэндо. Перед комитетом стояла задача - разработать базовые ката каратэ, рассчитанные на обучение школьников. Мастера представили плоды своих трудов (основные авторы Тсёдзюн Мияги и Нагаминэ Сёсин) на рассмотрение членов Специального комитета каратэдо в июне 1941 года. После обсуждения два ката «Фукюката» (массовые ката) были приняты комитетом. Первое создал Нагамине. Это ката было наиболее простым и получило порядковый номер один. Автором второго, технически более сложного, соответственно стал Мияги Сэнсей. 
В настоящее время Фукюгата ити изучается в школе Мацубаяси-рю. Фукюгата ни Мияги Тсёдзюн переименовал в Гекисай Дай ити, разработал методику его преподавания, бункаи и включил в программу Годзю Рю.
На мой взгляд, значение ката гекисай в программе изучения «жёстко мягкой школы» по важности можно сравнить только с ката сан чин. Дело в том, что в отличии от своего коллеги, который фактически объединил в логически обоснованные дорожки базовый кихон своей школы, Мияги пошёл по другому пути. Он взял наиболее характерные движения высших ката, отражающие суть основной идеи, заложенной в этих формах, и максимально их упростил. В результате получилась конструкция с весьма многослойным содержанием. На первом этапе изучения гекисай – это фактически энциклопедия всех базовых элементов годзю рю, на более продвинутой стадии – это ката становится прямым продолжением практики Сан чин. Дело в том, что в сан чин адепт годзю рю изучает основные способы генерации усилия, тогда как гекисай является набором иллюстраций основных способов их реализации. К сожалению, работа комитета по созданию базовых форм каратэ независимо от воли его участников стала последней попыткой такого рода. На протяжении нескольких лет всем жителям Окинавы стало не до развития боевых искусств и педагогических экспериментов. Началась вторая мировая война, непосредственным участником которой стала Япония. 
Бывшее королевство Рюкю оказалось жертвенным агнцем на алтаре чужих политических интересов. В 1945 году Окинава оказалась под прицелом объединенных сил США и Великобритании. Задача штурма Окинавы была возложена на десятую американскую армию под командованием генерала Саймона Боливара Бакнера-младшего. Она насчитывала более ста тысяч солдат армии США, восемьдесят восемь тысяч человек Корпуса морской пехоты и восемнадцать тысяч моряков. Американская армия была усилена танками-амфибиями, большим количеством артиллерийских, миномётных, инженерных и других частей. Высадку поддерживал пятый американский флот и британское авиация в составе одной тысячи семисот самолетов. Общая численность группировки составляла почти полмилиона военнослужащих. 
Их целью была семидесятитысячная 32-я армия империи и самолёты пятого воздушного флота Японии. Незадолго до нападения японцы мобилизовали всё мужское население острова от 17 до 45 лет. В качестве обслуживающего персонала на военных объектах использовали даже школьников. 
Начавшиеся 23 марта 1945 года, в 6.30 утра, авиационные налёты и обстрел побережья тяжёлой корабельной артиллерией не прекращались до четырёх часов дня. Это был дождь из бомб и снарядов, которые превратили цветущий остров в огромное выжженное кладбище. В первый же день погибло 1500 человек. Несмотря на то, что японское командование знало о готовящемся штурме, приказ об эвакуации мирного населения был отдан только на следующий день после бомбёжки.  
В ходе битвы за Окинаву американцы понесли тяжелые потери – более пятидесяти тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. В результате это стало самым кровопролитным для американской армии сражением на всём Тихоокеанском театре военных действий и вторым по количеству жертв во всей войне. Японская сторона потеряла около ста тысяч военнослужащих убитыми и более семи тысяч пленными. При этом среди мирного населения острова погибли сто пятьдесят тысяч человек. То есть больше, чем любая из принявших участие в сражении армий!
Во время войны Мияги потерял сына – Дзуна, дочерей Цунеко и Сигеко и лучшего ученика, которого он пророчил в наследники школы – Дзинана Синдзато. Спасаясь от вторжения, Мияги эвакуировал семью на север острова в Хеноки. Перед тем как покинуть свой дом, он собрал все многолетние исследования и закопал их, надеясь что таким образом они будут в безопасности. К сожалению, он ошибался - и они были потеряны для потомков. После высадки наземных сил армии США Мияги с большой группой земляков попал в лагерь для интернированного населения в Хентоне, откуда его перевели в подобный лагерь в Ханедзи, где Тсёдзюн пробыл девять месяцев. 23 июня 1945 года командующий императорской армией, сражавшейся на Окинаве Тсюдзё Усидзима, совершил сеппуку, а вскоре и вся Япония капитулировала. 
Захват острова имел стратегическое значение. Союзный флот и армия, а также авиация получили военную базу в непосредственной близости от основной части Японии. На оккупированной Окинаве была учреждена «Гражданская Администрация США на островах Рюкю», по сути военное правительство, которое просуществовало на острове до 1972 года. 
В сентябре 1945 года по инициативе американского командования начали формироваться комитеты самоуправления. Тсдзюн Мияги был избран в один из них и исполнял свои обязанности на протяжении семи месяцев. А в 1946 году Мияги переехал в Гусикаву и получил должность старшего инструктора полицейской академии. Но вскоре он принял решение вернуться в Наху, где стал инструктором аналогичного учебного заведения. В 1948 году на Окинаве отменили хождение японской йены, заменив ее военным платёжным сертификатом «би йе ну». В этом же году у Мияги появились четыре новых ученика: Аничи Мияги, Кахо Токеси, Сейкичи Гима и Чисина Бисе. Один из них сыграл невероятно важную роль в истории школы. Дело в том, что Мияги очень тяжело переживал гибель близких. Война серьёзно подорвала его здоровье и волю к жизни. Кроме этого, большинство довоенных учеников Мияги оставили обучение, вынужденные добывать пропитание и как-то устраиваться в новой реальности. Подающий надежды, талантливый молодой человек Аничи Мияги стал тем, кто поддерживал его в это непростое время и, пусть невольно, помог ему вновь почувствовать вкус к жизни, тренировкам и преподаванию. Именно в нём Тсёдзюн увидел возможность продолжения традиции школы и именно ему постарался передать наибольший объем своих знаний о каратэ. 

Продолжение следует...


  • ВиШень, yamidako, ilho и еще 1 это нравится

#38 ilho

ilho

    я помню тебя, Учитель Сяодзин!

  • Модераторы
  • PipPipPipPip
  • 3 225 Cообщений
  • Traubenfeld

  • VIII Dan Окинава-Рэнджю; Сяодзин-терапия;ХапКиДо;Монастырский Кёоксюнкай

Отправлено 26 Апрель 2019 - 22:33

Отличная тема, дух истинного Будо.
  • kek, bogdan kurilko и Sancho это нравится
Ци взращивают не спеша. (Конфуций на съезде Аграрной партии Сяодзистана)

#39 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 27 Апрель 2019 - 00:48

Отличная тема, дух истинного Будо.

 

Спасибо!)



#40 bogdan kurilko

bogdan kurilko

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 839 Cообщений
  • Москва

  • Годзю рю каратэ

Отправлено 27 Апрель 2019 - 12:24

Краткая история Окинавского каратэ. Годзю рю

________________
Часть 14
Последний ученик

 

Аничи Мияги родился 9 февраля 1931 года. Его родители погибли во время битвы за Окинаву. В свои четырнадцать лет ему пришлось взять на себя ответственность за двух младших братьев. Чтобы выжить, он находит работу на американской военной базе в Кадене. Однажды его близкий друг Кахо Токеси рассказывает ему о Тсёдзюне Мияги. В самых ярких красках Токеси пересказывает истории об удивительном мастерстве Мияги, которые он, в свою очередь, услышал от Мейтоку Яги, когда тот работал полицейским на родном острове Кахо – Кумедзиме. Представьте себе совсем еще юного человека, который вместо того, чтобы беззаботно наслаждаться лучшими годами уходящего детства, вынужден с головой окунуться во взрослые проблемы. А он со всем нерастраченным пылом юности мечтает о приключениях и великой судьбе. Неудивительно, что в рассказах друга он увидел возможность изменить свою жизнь. Наполнить ее чем-то кроме серых будней. Уговорив Такеси и еще двух товарищей Чисина Бисё и Сейкичи Гима, Аничи решается попросить Сенсея Мияги дать им возможность тренироваться в его садовом додзё. И мастер, который давно не открывал свои двери соискателям, берет их в ученики. 
1 февраля 1948 года четверо друзей начинают свой нелегкий путь в постижении годзю рю каратэ. История донесла до нас первое требование Тсёдзюна Мияги к новичкам, которое наглядно демонстрирует нравы того времени. Мастер настаивал, чтобы они незамедлительно бросили курить. Первые тренировки были посвящены исключительно подготовительным упражнениям дзюмби ундо. Учитель неоднократно подчеркивал, что их главная цель, наряду с развитием силы и укреплением здоровья, облегчить понимание ката. Мияги говорил: “Если вы будете правильно и много выполнять упражнения дзюмби ундо, – у вас не будет проблем в понимании техники ударов и бросков”. На следующем этапе своего обучения Аничи и его товарищи познакомились с предметами Ходзё ундо. И только после того, как они приобрели достаточный навык в этих дисциплинах, Мияги начал их учить ката гекисай дай ичи и гекисай дай ни. Освоив базовые кайсю ката стиля, они приступили к изучению Сан чин. 
Здесь необходимо напомнить, что до войны Мияги преподавал так, как это делал его учитель. На первом этапе новоиспеченный адепт практиковал исключительно сан чин с гарниром из ходзё ундо и набивки. То есть занимался построением особенной структуры тела, о которой мы поговорим далее. После того как эта задача, по мнению мастера, была выполнена, ученику давали одно ката, по своей стратегии и специфическим способам реализации усилия наиболее подходящее ему с точки зрения антропометрических данных и психотипа. Война оказала огромное влияние на Мияги. Он с потрясающей ясностью понял, что школа годзю рю, словно хрупкая ваза, которыми так славится поднебесная империя, может быть в миг уничтожена и тогда дело его жизни и наследие его мастера исчезнут навсегда. Именно поэтому после войны он реформирует систему преподавания. На первый план выходит изучение ката семьи гекисай, как уникальное упражнение на развитие чувства баланса и контроля центра тяжести. и только на следующем этапе начинается знакомство с алгоритмом построения уникального “тела годзю” в виде сан чин, ходзё ундо, уде танрен и таи атари. Далее адепт школы изучал ката в следующей последовательности: Сайфа, Сейунчин, Сысочин, Сепай, Курурунфа, Сейсан, Тенсё и наконец Супаринпей. Сам учитель сравнивал такой метод обучения с заточкой карандаша, когда сначала нож отсекает большие части, чтобы затем перейти к тонкой работе по сглаживанию углов и формированию жала. 
Впрочем вернёмся к юному Аничи. Время шло, тренировки продолжались, а жизнь на Окинаве не становилась легче. Необходимо было обладать недюженной волей и большим желанием заниматься каратэ в то время, когда все вокруг были озабочены исключительно выживанием. Поэтому скоро из четырёх товарищей, которые начали тренироваться в садовом додзё Мияги, остался только Аничи. Каждый вечер он приходил в дом своего наставника, убирался на площадке, где проводились тренировки, после чего наступало время обучения. Аничи Мияги Сэнсей вспоминал, что Тсёдзюн Сенсей часто давал ему задания, которые противоречили его предыдущим распоряжениям. Например, он мог заставить втащить во двор тяжеленые камни, которые ещё вчера требовал выбросить вон. Только спустя много лет, Аничи понял, что он постоянно испытывал и закалял его характер, ведь не только техника делает из человека бойца. 
По воспоминаниям Аничи Мияги, Тсёдзюн Сенсей был невероятно строг и требователен к ученикам, но умел ценить настойчивость и старание. Именно благодаря этим качествам занятия с Аничи Мияги становились все более личными и глубокими. Когда ученик освоил основные ката, Мияги начал учить их применять, сначала корневым принципам парной работы с ката, объясняющими как должно действовать тело во время выполнения этих движений, а затем их «секретному» боевому использованию. 
Война оставила в душе Тсёдзюна Мияги незаживающие раны. Это не могло не отразиться на его здоровье, которое к концу сороковых годов стало стремительно ухудшаться. Причём чем чаще учитель испытывал недомогание, тем интенсивнее становились тренировки с его, на тот момент, самым доверенным учеником. Он передавал ему не только своё мастерство в каратэ, но и знания в других областях человеческой деятельности, стараясь восполнить недостаток образования. 
До 1951 года Мияги больше не брал учеников. Исключение он сделал для своего первого наставника Рёко Арагаки. Он привел к нему своего внука Суичи, которого на первом этапе поручили заботам Аничи. В 1952 году Мияги неожиданно для всех вновь открыл двери свеого додзё. Этой возможностью воспользовались Юно Арагаки, Сейкичи Киндзо, Кенитси Канари, Сабуро Хига, Цунетака Симабокуро, Соитси Анья, Сосабуро Анья, Мицухидэ Мияги (младший брат Аничи), Кисаба, Гибо, Такаяси, Ситаучи и Тамаки. Большую часть тренировок под присмотром учителя вёл его ученик-однофамилец. После того, как последний новичок покидал дом наставника, наступало время индивидуальной практики самого Аничи.
Тсёдзюн Мияги умер утром 8 октября 1953 года. Ушел настоящий буси (воин), мастер, благородный человек, пример самоотверженности для своих учеников и всех, кто его знал. Он посвятил жизнь боевым искусствам и довел свое мастерство в будо до уровня, которого прежде не существовало. Он стал воплощением и символом того каратэ, которое преподавал. 
После его кончины остро встал вопрос о преемнике. Старшие, довоенные ученики Тсёдзюна: Сейко Кина, Мейтоку Яги, Дзицуей Йоги, Эичи Миядзато и Косин Иха собрались в доме Генкай Накаима. Голоса разделились между Сейко Кина и Миядзато. Чашу весов в пользу Эичи Миядзато склонила вдова Мияги, которая объявила, что в притязаниях на лидерство поддержит именно его. После траура в саду дома Сенсея Мияги возобновились тренировки. Эичи Миядзато возглавил додзё, а Аничи Мияги вёл занятия. Чтобы понять, почему человеку, который в последние годы был рядом с учителем, была отведена столь скромная роль, необходимо сказать о том, насколько вопрос возраста значим на Окинаве. Только в шестидесять лет рюкюсские мужчины становятся “полноценно взрослыми” и с их мнением начинают считаться. Аничи Мияги, несмотря на свои знания, умения и самоотдачу, был моложе остальных соискателей и не мог претендовать на лидерство в школе. Тот же Сейко Хига, которого Мияги Сэнсей в свое время изгнал из додзё за то, что тот начал преподавать каратэ без его разрешения, или Эичи Миядзато, который серьезно занимался дзю до, а после войны фактически прекратил тренировки в каратэ, имели больше прав на первенство, нежели полный энтузиазма, но такой молодой Аничи Мияги. В последствии эта ситуация, а именно отсутствие признанного лидера, привела к тому, что по замыслу единая школа распалась на несколько организаций и этот процесс продолжается и по сей день. Однажды мой учитель Морио Хигаонна Сенсей сказал мне, что если бы война не забрала у нас Дзинана Синдзато, школа годзю рю каратэ сегодня была бы едина и не делима. 

 

 

Аничи Мияги и Доктор

 

Это историю на Окинаве мне рассказал Уэхара Йонекадзу Сэнсей, который на протяжении многих лет был учеником и другом Аничи Мияги Сэнсея.

 

В июне на Окинаве дождь идёт без остановки. Меняется только его интенсивность: от могучего ливня до унылой мороси. Тренироваться в такую погоду не легко. Кажется, что вместо воздуха твои лёгкие наполнены водой. Добавьте сюда жару и духоту, и становится понятно, почему в этот вечер в додзё Дзюндокан было более чем просторно. Несколько начинающих студентов усердно потели с каменными иси саси в тот момент, как Аничи Мияги внимательно следил за тем, как один из старших учеников раз за разом выполнял один из наиболее сложных элементов курурнфа. Появление крепкого незнакомца, прервавшего монотонный ритм тренировки, стало хоть каким-то развлечением для новичков, которые оставили свои манипуляции с каменными замками и с любопытством уставились на вошедшего. Тот же, ничуть не смущаясь устремлённых на него взглядов, снял мокрую куртку армейского образца, стряхнул с нее воду, которая темными пятнами покрыла деревянный пол, и бросил ее в угол. Не обращая внимание на возмущённый ропот присутствующих, он громко произнёс: 
- Кто здесь Аничи Мияги? 
- Это я, - спокойно ответил мастер
- Потренируйтесь со мной, - глядя в глаза наставнику произнёс незнакомец, не удосужившись изобразить даже подобие поклона. 
- Как вас зовут? - спросил Аничи сенсей
- Накасонэ.
- Хорошо, Накасонэ, я потренируюсь с вами, - произнес Мияги с улыбкой, - Но с одним условием. Вы должны надеть защиту для тела.
- Мне не нужна никакая защита - заявил нежданный гость, вскинув голову.
- Тогда тренировка не состоится - твердо ответил Аничи сенсей.
- Ну хорошо, - буркнул Накасонэ, принимая из рук собеседника стёганный жилет, который обычно используют бейсболисты. Эта экипировка появилась в Дзюндокане благодаря одному из занимающихся – страстному поклоннику этой завезённой на остров американцами игры. 
После того, как сенсей помог хмурому визитёру справиться с многочисленными завязками жилета, он встал перед ним и церемонно поклонился. В додзе стало так тихо, что было слышно, как набравший силу дождь отбивает свой ритм по крыше. Попав под влияние общего настроения, Накасонэ тоже поклонился, но словно испугавшись этой своей слабости, резко выпрямился:
- А где ваш жилет?
Аничи Мияги только улыбнулся и спросил:
- Вы готовы?
Как только его оппонент кивнул, сэнсей Мияги молниеносно скользнул к нему и нанёс удар в грудь. У наблюдавших за этой сценой учеников было ощущение, что в момент соприкосновение с телом противника, рука наставника словно погрузилась в него будто он был копией человека, сделанной из теста. Молодой противник хрюкнул и осел на пол. 
- Принисите воды - попросил Аничи сенсей. 
Когда Накасонэ пришел в себя, он с трудом мог дышать и его несколько раз вырвало. Провожая незадачливого поединщика, сенсей Мияги настоятельно рекомендовал ему обратиться к врачу. На фоне весьма печального состояния организма этот совет нашёл отклик в душе молодого человека, и он поспешил в направлении ближайшего практикующего доктора. 
Любуясь на огромную гематому, врач поинтересовался источником её происхождения. Когда он услышал подробности поединка в Дзюндокане, его лицо приобрело печальное, чтобы не сказать, скорбное выражение. Обеспокоенный этими метаморфозами мимики эскулапа несчастный Накасонэ занервничал и стал допытываться о причинах грусти овладевшей доктором.
«Молодой человек», - чуть не плача произнес врач, - «У меня для вас весьма печальные известия. Аничи Сенсей известный персонаж среди местных медиков. Мы все слышали про его «отравленный удар». Вы пятый пациент, который бросил ему вызов, желая проверить свои силы. Четырех предыдущих уже похоронили, несмотря на все наши усилия.»
- Что же мне делать? - закричал бледный как мел Накасонэ, с трудом сдерживая рвотные позывы.
- Говорят, что у Аничи есть старый китайский рецепт, который может спасти вас. Я вам в любом случае не смогу помочь. Попробуйте попросить его и, если он захочет, то сможет вас спасти.
На следующий день, проснувшись рано утром и выйдя на порог своего дома, Аничи Мияги с удивлением обнаружил стоящего на коленях и трясущегося от страха Накасонэ, который увидев наставника, обратил к нему свое заплаканное лицо и начал умолять его спасти ему жизнь. Когда первый шок от этой встречи прошел и Аничи Мияги понял, о чем просит его вчерашний противник, он, изо всех сил сохраняя серьезное выражение лица, вернулся в дом, налил в чашку холодного чая, добавил туда жгучего красного перца и с торжественным видом подал этот напиток молодому человеку со словами «Теперь ты будешь жить».
Когда вечером он встретился с тем самым доктором, который был его старинным другом, и они выпили по бутылочке холодного пива, Аничи сесней спросил:
- Быть может, это была слишком жестокая шутка?
- Быть может, - пожал плечами эскулап, - зато этот урок он запомнит на всю жизнь.


Сообщение отредактировал bogdan kurilko: 27 Апрель 2019 - 12:32

  • kek, yamidako, ilho и еще 1 это нравится




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных