После тяжёлых выходных возвратимся к начатому, совершенно случайно превратившемся в цикл.
... и о спорте... (Продолжение. Начало здесь и здесь.)
Когда ситуация в стране (в Китае) более менее стабилизировалась, Партия и правительство снова повернулись к здоровью нации и решили прививать населению здоровый образ жизни и высокие культурные стандарты. На роль прививки выдрали выбрали ушу. Почему и как это было сделано - отдельный вопрос. Для дальнейшей истории важно, что ушу взяли не целиком, а только комплексы формальных упражнений - таолу, которые на самом деле за всю предыдущую историю ушу никогда не являлись соревновательной дисциплиной. Как и в 20-30-х годах реформаторы столкнулись с уже известной проблемой. Чтобы продвигать физкультуру в массы надо развивать её как спорт. Спорт это соревнования, соревнования это правила, а правила это стандарты. И тогда выпустили дракона из яшмовой шкатулки - придумали спортивный чанцюань. И постепенно он заполонил собой всё спортивное направление ушу. Фактически почти всё, что сейчас показывается на соревновательных коврах это чанцюань с небольшими вариациями, а некоторые исключения постепенно деградируют в этом направлении.
Когда спортивное руководство поняло, что спортивное ушу стремительно отрывается от истоков, вернулись к идее контактных поединков и придумали спортивное единоборство саньда. Вообще-то в переводе с китайского "сань да" означает "свободные удары", то есть поединок без ограничений. Что, в общем-то является целью тренировок в любом виде боевого искусства. А здесь - определённый набор правил, шлемы, жилеты, перчатки... И вот в чём парадокс. По своей сути саньда, как спортивная дисциплина это намного больше ушу (в переводе с китайского "боевое искусство"), чем чанцюань , но в технике, приципах, методиках нет почти ничего специфически китайского, то есть как раз того, в чём и заключаются корни ушу. По сути спортсмен, занимающийся саньда, может "поставить" руки у боксёров, ноги у тхэквондистов, броски у вольников или самбистов и после этого показывать вполне достойные спортивные результаты. Многие, если не подавляющее большинство тренеров саньда вообще никогда не занимались ушу, в его традиционном понимании.
Каким образом это отразилось на классическом ушу? Оно стало просто не нужным. Значительная часть социальных функций, которые раньше реализовывались через занятия ушу, сегодня подменены эрзацами. Которые к тому же очень серьёзно поддерживаются ресурсами государства. А всё что не нужно - отмирает. И, тем не менее, ушу, получившее в 20 веке ряд серьёзных ударов, к сегодняшнему дню не исчезло совсем. И тому есть причина - люди.
О людях в следующий раз - и так слишком большая простыня получилась.
Окончание следует.
Сообщение отредактировал басяня: 03 Декабрь 2019 - 08:28