Эти два процесса близки, но всё же не являются одним и тем же. Оспортивливание ушу началось, когда Китай открылся миру. То есть после Синьхайской революции. В принципе, понимание необходимости социальных изменений вообще было и у части цинской элиты, но до реформ ушу их планы не распространялись.
А уже после революции, на волне социальных преобразований нашлись и реформаторы ушу. Но получилось как в известной поговорке: хотели как лучше, а получилось как всегда. Выяснилось, что в каждой избушке свои погремушки, и для массового обучения традиционные методики ушу не годятся. Тогда реформаторы начали вводить стандарты и правила в расчёте на то, чтобы а) сделать обучение доступным для массового ученика, б) представить ушу в мире. Были даже идеи участия в олимпийском движении. Но как раз в 36-м началась война и всем стало сильно не до спорта. А потом пришли к власти коммунисты. (Продолжение следует)
Здравствуйте.
Возник тут вопрос, решил его поместить именно здесь как продолжение исторического экскурса.
Можно ли утверждать, что обучение преимущественно через таолу пришло при реформе ушу и переходу к спортивным формам взамен "из рук в руки"? Или это более старая методика?
Попалась на глаза по случаю статья Ю.Ю.Сенчукова. https://contendao.wo...yi_pravilnyi_2/
Сразу скажу, что пробежал ее по-диагонали, но зацепил момент:
"...
Система обучения через ката возникла в уголовной среде, и именно благодаря ее специфике. Большинство практиков боевых искусств в Китае было либо уголовниками, либо людьми, тесно связанными с ними по своей деятельности. В генеалогиях любого стиля вы обязательно найдете нескольких разбойников — причем, зачастую, на почетных местах основателей. Ученики были им под стать — те же бандиты, охранники, странствующие торговцы, мятежники, сектанты авантюристы и удальцы всех мастей. даже среди легендарных даосских бессмертных есть несколько разбойников.
Особенно сильно это проявилось на Юге, в 17 веке, когда огромная масса людей, спасаясь от маньчжурского нашествия, хлынула туда — и вынуждена была искать себе и своим семьям средства для выживания.
Согласно данным различных источников, тогда переселиться вынуждено было около 4 миллионов человек. Что в таких условиях творится в стране и за счет чего люди выживают, нам вполне наглядно показали 90-е годы. Считать, что вчерашний воин сегодня будет тихо просить милостыню — по меньшей мере наивно. Люди зарабатывали тем, что умели лучше всего, — и если кто-то умел убивать, то… так все и происходило.
Многие из беженцев при этом не оставляли надежды на реванш и восстановление династии Мин — и для этого также активно искали поддержки в преступных кругах. Складывались целые преступные сообщества, с о своей этикой, и моралью «все против нас, мы против всех». Люди не могли надеяться на то,что встав сегодня утром с постели, они будут вечером спать в ней же. Время, которое человек мог провести рядом с учителем, нужно было использовать по максимуму, получив как можно больше информации за кратчайшее время. Именно в таких условиях система обучения через ката оказалась наиболее выгодной и наиболее удобной для всех.
Юг Китая превратился в самый настоящий плавильный котел для множества методик. Переходя из города в город, как охранники, так и разбойники брали уроки то у одного мастера, то у другого, постепенно совершенствуя свое мастерство. Именно такие учителя и ученики, — купцы, бандиты, мятежники, охранники, странствующие и беглые монахи — составляли подавляющее количество «практиков кунг-фу». Собственные дома и школы имели далеко не все. В подпольных ячейках мятежников-реваншистов инструктор мог появиться на несколько дней — и потом пропасть на годы, если не навсегда. Случалось так, что в следующий раз увидеть учителя ученику удавалось лишь через несколько лет — а потому во время практики с учителем каждая минута использовалась по максимуму. В этот период появились, как явление, бродячие мастера, перебиравшиеся из города в город, от ученика к ученику. Одним из таких мастеров, кстати, была и Фан Цинян, в течение своей жизни объехавшая всю Фуцзянь.
Во многом благодаря всему этому кунг-фу стало по настоящему народным, а таолу — основой системы обучения.
..."
Действительно ли утверждение "Во многом благодаря всему этому кунг-фу стало по настоящему народным, а таолу — основой системы обучения." соотносится с 17 веком, или это все же позднейшие легенды, либо вообще авторский взгляд ЮЮ?