Перейти к содержимому


Фотография

Что красиво, то и эффективно. С. Мишенёв.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 50

#1 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 13 801 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun, Matayoshi Kobudo IMKA

Отправлено 22 Ноябрь 2019 - 13:54

Мне на данный момент нравится Мишенёв, его подход к фехтованию как явлению и месту фехтования в современной жизни. 

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Что красиво, то и эффективно.

 

В Петербурге пройдет чемпионат России по артистическому фехтованию
С 22 по 24 ноября Петербург принимает чемпионат России по артистическому фехтованию. Всего второй раз за 12 лет. О том, насколько бойко артфехтование осваивается в нашей стране, говорит хотя бы вот это обстоятельство: минувшим летом в международном Кубке Испании из 102 номеров программы 49 были российскими. И россияне вошли в число победителей в разных номинациях. С одним из триумфаторов, главой петербургской Международной академии фехтовальных искусств (и участником региональной сборной на предстоящем чемпионате) Сергеем Мишеневым мы поговорили о том, почему артфехтование - экстремальный вид спорта, не вредит ли «красивость» боевому настрою и что делать, если во время боя «забыл реплику».


- Сергей, артистическое фехтование для неосведомленного человека - это, ну, Михаил Сергеевич Боярский, «Эгей! Канальи!». Некий номер в фильме или спектакле...

- Иногда родители звонят: «Хотим ребенка отдать на фехтование». Спрашиваю: «Какое именно? У нас есть спортивная шпага и артфехтование». - «Ну спортивное, конечно...» Им представляется, что это как бы серьезнее. Начинаешь объяснять: с точки зрения подготовки ребенка артфехтование гораздо разнообразнее олимпийских видов - шпаги, рапиры и сабли. Помимо фехтовальной техники, причем и на колющих, и на рубящих видах оружия, преподаются элементы единоборств, акробатики, гимнастики, хореографии, актерское мастерство.

Вот тогда начинают интересоваться. Но решающий фактор - все равно то обстоятельство, что это спортивная дисциплина, утверждена Министерством спорта в 2008 году. Чем и отличается от просто сценического фехтования. И тогда родители соглашаются: «А, ну если Министерство спорта... Значит, «не баловство».

Да, это спортивная дисциплина. И как таковая подчинена правилам, имеет обязательную и произвольную программы, оценивается судьями. Причем это вид спорта с субъективным судейством. Таких немало: фигурное катание, например, бодибилдинг. Правда, в фигурном катании какие-то преимущества одного спортсмена над другим очевидны: кто-то может сделать четверной аксель, у кого-то не получается. Сложность артфехтования - в высокой скорости, в технично сделанных выпадах, в многотемповых фехтовальных фразах, когда не просто берешь защиту, а отвечаешь, идет повторная атака, финты. Это еще сравнивают с быстрыми шахматами, а мне местами чем-то напоминает пинг-понг.

- В артфехтовании усугублена красота самого фехтования. Вообще это странно для боевого искусства: в вопросе жизни и смерти не до красивости...
- Фехтование действительно идет наперекор многому, в том числе инстинктам. Например, инстинктивное желание - защититься и тут же удрать. А здесь надо взять защиту и продолжать идти навстречу противнику. Или инстинкт велит наступать - а надо, наоборот, защищаться.

Таким «противоестественным» фехтование стало не сразу. Ренессансное было сложным, но его не назовешь неестественным; средневековое - не сложное, не затейливое и тоже вполне естественное. Концепция «противоестественности» - это достижение барокко и классики. Классическое фехтование - сложное и идет вразрез с естественными импульсами. Вот видишь стойку боксера, борца - очевидно: человек готовится к бою. Смотришь на стойку фехтовальщика - больше похоже на балет.

Или принцип атаки: по природе надо бы бросаться в направлении противника всеми четырьмя конечностями, а в фехтовании краеугольный камень техники - показ укола. Но внутри фехтования все это естественно: кому-то когда-то пришло в голову, что оружие должно приблизиться к сопернику раньше, чем тело, - и рука потянулась вперед, и только потом подключились ноги. Ренессансный автор Уильям Хоуп в трактате 1687 года написал: «Правильно сделанный укол можно сравнить с выстрелом из пистолета, ибо тот, кого ранила пуля, бывает ранен еще до того, как услышал звук выстрела. Так же и тот, кого ранило шпагой, бывает ранен еще до того, как услышит, что правая нога противника ступила на землю». Так он художественным языком описал этот краеугольный принцип показа укола.

Не исключаю, что отчасти эта «противоестественность» сформировалась из-за того, что работаешь не голыми руками, а с предметом. И должен подчиниться этой гарде, этому клинку.

Ну и еще мне нравится мысль - скорее метафизическая, иррациональная, я ее не раз высказывал: есть понятие «сверхъестественные возможности», так вот их не достичь естественными способами - надо двигаться против них.

Что касается вроде бы избыточной «красивости», отвечу словами Ивана Ефимовича Сивербрика, фехтмейстера, в честь которого мы назвали наш фехтовальный зал. Он сказал, что фехтование - искусство с легкостью владеть холодным оружием, соединенное с красивым положением корпуса во всех позициях. И он имел в виду не ту красоту, которой мы любуемся в балете. А ту, которая служит признаком эффективности.

- Это как у математиков? Если решение красивое, скорее всего, оно верное.
- Именно. Наверное, любое искусство несет в себе красоту, которая служит еще и ключом к эффективности.

- Если говорить об артфехтовании: неискушенный зритель способен оценить сложность номера?
- Я был в судействе на фестивале современной хореографии, там была номинация «Артистическое фехтование». Идет выступление, и ко мне обращаются другие члены жюри, хореографы высокого класса: «Ничего мы в этом не понимаем, как это оценивать?». Но когда вышла действительно классная команда, хореографам ничего не надо было объяснять: «А! Мы поняли!». Они не разбирались в тонкостях, но скорость, комбинаторику, внутреннее действие и класс могли оценить.

А в плохо построенном бое и неосведомленный зритель увидит лажу. Был целый период в мировом кинематографе, где-то в 1970-е, 1980-е, когда фехтование было полной катастрофой. То ли жанр плаща и шпаги переживал спад, то ли были другие причины, но между хорошими постановщиками не было здоровой конкуренции и даже великие фехтовальщики ставили какой-то детский лепет.

Постановка боя - это профессия, тут недостаточно быть спортсменом высокого уровня или классным тренером.

- Наверное, у каждого актера есть кошмарное воспоминание, когда он на сцене забыл реплику. В артфехтовании тоже, как вы называете, «фразы». И вот идет боевое «общение», и вдруг один в этом отлаженном бою забывает свою «фразу». А в руках холодное оружие.
- Поэтому я всегда и говорю, что артистическое фехтование - экстремальный вид спорта. Любой другой вид фехтования, будь то олимпийские виды, или национальные, или фестивальные, бои на тяжелом оружии, бои в доспехах - это круто. Но артистическое - единственный вид фехтовального взаимодействия, где люди работают без средств защиты. Только на основе выученной хореографии боя.

Я как-то рассказывал случай: Молодежный театр на Фонтанке, спектакль «Король и принц, или Правда о Гамлете», меня пригласили ставить бои. Создатели спектакля, прямо скажем, «замахнулись» на Вильяма нашего Шекспира: там, например, был поединок не Гамлета с Лаэртом, а Лаэрта с Горацио, причем Лаэрт, как положено, со шпагой и кинжалом, а Горацио представал японским самураем с двумя катанами. Времени на тренировки было мало, бои сложные. И вот премьера, момент поединка, выходит очень опытный актер в роли Горацио, достает катаны... И застывает. Атмосфера аж звенит. Пауза длится. И вдруг он кладет мечи на пол, берется за клинки недоумевающего Лаэрта, отнимает, «закалывает» его... Все.

Я в шоке. На афише красуется: «Постановщик фехтования - Сергей Мишенев». Потом мне актер говорил: «Выхожу на сцену и вдруг понимаю, что я - белый лист. Ни одного движения не помню!».

- Выступления призеров чемпионата будут в Концертном зале Мариинского. Это потому, что вы там фехтмейстер? К каким недавним постановкам причастны?
- Из недавних - к опере «Пеллеас и Мелизанда». Не ищите там фехтования: я ведь делаю не только бои с оружием, но и (что часто требуется в Мариинке) просто некое сценическое действие, выходящее за рамки балета. Например, одному герою надо впечатляюще толкнуть другого, актрисе эффектно упасть в обморок и так далее.

И боевые сцены далеко не всегда фехтование. Тем более что режиссеры часто «переосмысливают классику». Например, вызывают в Мариинский ставить бой в «Тристане и Изольде». Спрашиваю: «На каком оружии?» — «На пистолете». Именно на одном, а не на двух. Или «Жизнь за царя». Интересуюсь: «Какое оружие задействовано?». Оказывается, никакое: режиссер Дмитрий Черняков просит поставить драку в парламенте. В «Войне и мире» в постановке Грэма Вика потребовалось, чтобы Пьер Безухов хорошенько приложил Анатоля Курагина о крышу лимузина. В «Борисе Годунове» попросили поставить «полицейский беспредел» с дубинками.

- С учетом того, что россияне побеждают на международных состязаниях, можно сделать вывод, что у нас артфехтование хорошо развито?
- Я бы не сказал, что очень развито. Я бы сказал, что очень перспективно. Это, конечно, занятно: в международном состязании, проходящем не в ближнем зарубежье, почти половина выступающих команд - из России. Мне кажется, это потому, что для европейцев артфехтование - хобби для свободного времени и свободных денег. А наши если начинают заниматься, то и все свое время отдают, и год будут копить, чтобы костюмы сделать и в другую страну на соревнования поехать.


https://spbvedomosti...u-fekhtovaniyu/


http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#2 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 13 801 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun, Matayoshi Kobudo IMKA

Отправлено 21 Май 2020 - 02:53

Сергей Мишенёв, блог на Яндекс-дзене
 
https://zen.yandex.r...c122617dcabb25a

Гора на спине. Игра клинков в Игре престолов
 

Практически в каждом приключенческом фильме, наступает момент, когда герой берется за оружие. Оружие может быть любым – шпага, меч, сабля или даже простой нож. Но в эту секунду, каждый зритель внутренне мобилизуется, потому что знает – наступает время особого, ни с чем не сравнимого зрелища.

Фехтовальная сцена в кино – действительно своего рода самостоятельный жанр внутри экранного произведения. И в последние годы, роль хорошего поединка в боевике, историческом или приключенческом кино, заметно возросла. Руководствуясь этой мыслью, я начинаю цикл разборов и анализа поединков на холодном оружии в кино и в театре, чтобы помочь зрителям сориентироваться в море соответствующей нашему интересу продукции, и получать большее удовольствие от просмотра боевых сцен.

Эта статья – первая в нашем цикле.

Преступая к написанию статьи, я отсмотрел несколько топовых сцен из популярных современных фильмов и сериалов, таких как «Ведьмак», «Викинги», «Игра престолов», и остановил свой выбор на последнем, выделив из большого количества разнообразных и интересных постановок судебный поединок Горы и Оберина Мартелла. И вот почему.


Мне вообще представляются особо интересными постановки, в которых обыгрывается антропометрическая разница между противниками. Наблюдать за тем, как постановщик решает проблемы «маленького человека» – по-своему изысканное удовольствие, приятное как профессионалу боевых искусств, так и простым зрителям.

Лично мне эта тема особенно близка еще и по моему спортивному прошлому. Дело в том, что я, имея рост 170 см., был самым маленьким фехтовальщиком среди всех более-менее заметных шпажистов Ленинграда – Санкт-Петербурга. Один раз, мне довелось вступить в поединок с противником, рост которого немного превышал два метра. Я тогда победил его со счетом 5:0.

Но вернемся к «Игре престолов». На самом деле, единоборство при заведомо неравных силах, которое выражается в антропометрическом контрасте, тема глубоко архаичная. В нашей культуре, ее старт стоит отнести к ветхозаветному поединку Давида и Голиафа. Причем зафиксированная победа Давида сходу обеспечила хрестоматийный финал и предсказуемые ожидания слушателей, читателей или зрителей соответствующей истории. Забегая вперед, отметим, что не таковы создатели престольной саги, чтобы идти на поводу у хрестоматийной традиции. Но об этом – в свое время.

Если же не углубляться в архетипические дебри мифологии, то встречу большого и маленького мы легко найдем и на кинематографическом ристалище. Например, поединок Карима Абдул Джаббара (рост 218 см.) с Брюсом Ли (рост 171 см.) в боевике 1978 года «Игра смерти», цитирование этого же эпизода Джеки Чаном в фильме «Городской охотник» с участием того же Джаббара и другие примеры.


Интегрировать мотивы Давида и Голиафа в область фехтования несколько сложнее, однако и здесь можно привести примеры. Фильм «Роб Рой» 1995 года предлагает нашему вниманию классическую дуэль такого рода в исполнении Лиама Нисона и Тим Рота. И хотя здесь контраст масса-габаритов может показаться не таким уж значительным (193 см. против 170), это все-таки они – Давид и Голиаф. Причем это тот случай, когда свою роль в создании соответствующего образа сыграло и оружие – тяжелый шотландский палаш против легкой шпаги.

Тим Рот. На 23 см. ниже Лиама Нисона.
Тим Рот. На 23 см. ниже Лиама Нисона.
В общем, наработанная традиция для создания честного поединка большого и маленького у создателей интересующей нас серии «Игры престолов» имелась вполне основательная.

Постановку поединка Горы и Оберина осуществил известный американский координатор трюков Бастер Ривз. Как сам он рассказал в интервью, одной из важных частей своей деятельности он считает работу со сценарием. Там, в сценарии, маэстро Ривз ищет характеры персонажей, чтобы отталкиваясь от них создавать боевую пластику и стили ведения боя.


Вероятно, именно в процессе работы со сценарием, он обратил внимание на короткую реплику Оберина Мартелла, которая, на мой взгляд, выстраивает определенную концепцию этого поединка. А именно: возлюбленная Оберина, увидев Гору в боевых доспехах, взволнованно произносит: «Он же настоящий великан». Оберин, впрочем, не разделяет беспокойство подруги, и даже произносит фразу, явно претендующую на статус крылатого выражения: «Размер не важен, когда лежишь на спине». Запомним это высказывание. Через несколько минут оно приобретет новое философское звучание. А пока…

Историческая справка №1.
В 16 веке, во Франции, вышла книга, в которой перечисляются некоторые характерные национальные признаки, которые могут проявляться у представителей того или другого народа во время дуэли. Так вот, говоря о фехтующих французах, анонимный автор указывает на одно их слабое место, которое по-французски звучит как «Bon mot». Под этим самым Bon mot (буквально «хорошее слово» или «острота»), подразумевается стремление бойца произнести во время боя какое-нибудь меткое, остроумное выражение. Например, перед нанесением смертельного укола, небрежно обронить что-то вроде «Мсье, Вы умрете ровно в полдень».
Апофеоза идея Bon mot достигает в пьесе “Сирано де Бержерак», где герой Ростана на протяжении всего поединка произносит текст, практически каждая строчка которого претендует на статус крылатого выражения.
Идеальным моментом для произнесения Bon mot считалась секунда перед смертельным уколом. Однако, приемлемым могло оказаться и время непосредственно перед боем или, на худой конец, сразу после него.
Интересно, что французская идея Bon mot крепко и органично вошла в мировой кинематограф, где герои всех мастей с завидным упорством тормозят свой смертельный удар именно для произнесения чего-либо более или менее уместного. И, зачастую, кстати, терпят из-за этого поражение. Вспомнить, хотя бы Тим Рота в «Роб Рое» с его «не запросит (пощады) и не даст».

Возвращаясь к поединку Горы и Оберина, мы знакомимся с явным Bon mot, которое напоминает народную мудрость и, одновременно, вселяет надежду на благополучный для Оберина исход поединка. Размер не важен когда лежишь на спине…

И вот начинается бой.

Бастер Ривз рассказывал, что в работе над «Игрой престолов» ему очень повезло с исполнителями – все молодые, спортивные и способные. Действительно, исполнитель роли Оберина – Хосе Педро Бальмаседо Паскаль – актер пластичный и двигательно одаренный. Именно это он и демонстрирует (возможно, не без помощи дублера) в самом начале поединка, лихо раскручивая свое копье, напоминающее африканский ассагай. А вот Гора – многократный призер соревнований за звание «Самый сильный человек планеты» Хафтор Бьёрнссон, несмотря на высокие спортивные достижения (а вероятнее – благодаря им) подвижностью и пластичностью не отличается. Впрочем, в данной истории, его неуклюжесть смотрится вполне уместно и, несомненно, сознательно обыгрывается постановщиком для максимального раскрытия темы контраста.

Гора сражается медленно, однако, умудряется отбить большинство атак своего противника. И в этом нет ни малейшей неправды – известно, что в фехтовании (и вообще в боевых искусствах) своевременность важнее быстроты. Хорошая художественная иллюстрация к этому – небольшой эпизод боя Киану Ривза с Хьюго Уивингом в Матрице, когда Нео, только что научившийся останавливать пули, неспеша отражает яростные атаки агента Смита. В противодействии Горы с Оберином эта концепция выражена не так наглядно однако, несомненно, тоже присутствует. Гора своевременен, что позволяет ему отражать удары Оберина. Многие, но не все. Силач пропускает древком по голове, затем теряет шлем…

Аналогичная проблема сопровождает и действия Оберина: несмотря на превосходство в скорости, некоторые атаки противника достигают цели – мощный удар ногой сбивает Мартелла на землю, затем он на какое-то время остается без оружия.

В общем, несмотря на активность «маленького человека», Бастеру Ривзу удается сохранить накал непредсказуемости – встреча силы и ловкости смотрится как вполне адекватное противоборство.

Стоит заметить, что огромная физическая сила Горы, в качестве некоего «третьего участника», позволила постановщику довольно органично вплести в хореографию поединка некоторые акробатические элементы, избегая явной натянутости. Хороший пример – бедуинский прыжок (прыжок «бабочка») Оберина, который он делает вследствии мощного посыла со стороны Горы.

Наличие специфической акробатики обычно указывает на присутствие в боевой сцене дублера. При внимательном просмотре всего поединка, хорошо видно, в каких именно местах Педро Паскаля заменял дублер. Если, конечно, не допустить, что наш дон Педро не только талантливый актер, но и акробат.

А вот мистер Бьёрнссон во всех случаях отработал на площадке самостоятельно – постановщик сумел использовать собственные двигательные возможности актера.


Кухня хореографа. Как это было.

Большую часть рабочего времени Бастер Ривз проводит за письменным столом. Именно там, в тиши кабинета и в полном одиночестве, он создает мысленные рисунки боев.

При этом, он сам считает, что поставить оригинальное сражение в современном кино очень сложно. Также, как и написать оригинально звучащую песню: при ограниченном количестве исходного материала (в музыке всего семь нот), композитор оперирует комбинациями и темпом, чтобы получить что-то новое.

Также и постановщик боев. Перебирая всегда один и тот же рабочий арсенал, он каждый раз заново комбинирует удары и защиты таким образом, чтобы его собственная фантазия смогла соединиться с возможностями исполнителей.

И только после того, как основная канва хореографии и различных идей намечена, Бастер Ривз приступает к созданию раскадровки.

Одновременно с этим этапом, может происходить первичная подготовка актеров. Иногда для этого сам постановщик не нужен: показать удержание оружия и правильные базовые движения вполне могут квалифицированные помощники.

После создания раскадровки начинается непосредственное взаимодействие хореографа и актеров. Этот этап совместного творчества может внести некоторые изменения в намеченные движения, привести к появлению новых приемов или видоизменению уже прописанных. Но в любом случае, именно разучивание боя актерами оказывается окончательным этапом в сотворении кинематографической дуэли. Обретая плоть, поединок проявляет свой уникальный характер, а каждый из противников – собственную манеру, стиль, нрав.

На начальном этапе знакомства с партитурой движений, актеры вооружены деревянным оружием. По мере запоминания фехтовальных фраз и появлению быстроты, на смену дереву приходит резина. И только при полной готовности исполнителей к полноценной работе им доверяют оружие, изготовленное из алюминия. Именно алюминиевые клинки мы, в дальнейшем, видим в кадре.

Опустим перечень всех приемов и хореографических находок этой замечательной сцены и обратим внимание на кульминацию. По прошествии ровно 100 секунд от первого удара (так и хочется повторить популярный мем «Совпадение? Не думаю!», но в нашем случае это конечно совпадение) Оберин наносит противнику тяжелую рану, от которой он теряет управление над своим огромным телом и вскоре пропускает еще один удар под колено. И вот на этом ударе мне хочется остановиться подробнее.

Историческая справка №2
10 июля 1547 года, при дворе Генриха II состоялся поединок, который, по некоторым признакам, ознаменовал окончание Средневековья в истории фехтования и начало эпохи Ренессанса. Интересно, что эта дуэль – в ней приняли участие французские дворяне Ги Шабо де Жарнак и Франсуа Вивон де Шатеньере – очень напоминала нашу престольную историю. Хотя бы потому, что один из бойцов – Шатеньере – был человеком атлетического сложения. В отличии от своего противника. Важно также то, что этот самый Шатеньере, был известным бойцом, легко управлялся с оружием и серьезно занимался борьбой. В общем, современникам, наблюдавшим эту историю, его преимущество было очевидно. Да и сам Шатеньере нимало не сомневался в своей победе. Известно, что все имеющееся у него время перед поединком (несколько недель), он провел в разгулах и пьянстве.
В отличии от Жарнака. Тот, для начала, позаботился о своем имидже, и так усердно стал посещать церковь и истово молиться, что привлек симпатии многих приближенных к событию дворян. Но главное, Жарнак отыскал некоего итальянского учителя фехтования по имени Кайцо и воспользовался его услугами. Этот итальянский матер разработал для своего клиента специальный секретный удар, который представлял собой ложную атаку, с последующим переводом удара под колено противнику. То есть в то место, где важные для подвижности человека сухожилия были недостаточно надежно защищены доспехом.
В назначенный час, Жарнак смело вышел на ристалище и провел этот прием. Шатеньере рухнул на землю обливаясь кровью, точно как Гора после аналогичного действия Оберина.
Для современников, эта незатейливая хитрость показалась невиданным коварством. Выражение «удар Жарнака» вошло в поговорку. Вплоть до 19 века, говоря о какой-нибудь подлости, французы повторяли – Coup De Jarnac.
Удар Жарнака. Французская гравюра 16 века.
Удар Жарнака. Французская гравюра 16 века.
«Удар Жарнака» стал для Горы фатальным. Потеряв подвижность, он рухнул на колени, и еще через несколько секунд он получил третий, окончательный удар в грудь, который и поверг его на спину. А размер неважен, когда лежишь на спине…

Тут бы и сказке конец, но Оберина подвела чрезмерная настойчивость превратившаяся в выразительный, но в итоге смертельный речитатив.

Этот интересный художественный прием (речитатив), накаляющий атмосферу боя и рисующий психологическую борьбу противников, пожалуй, был особенно ярко использован в американском фильме 1987 года «Принцесса-невеста». Всякий, кто смотрел эту комедийно-приключенческую картину, несомненно запомнил поединок главного героя с «Шестипалым». И запомнился этот поединок не столько интересной боевой хореографией (она то как раз там не слишком богатая), сколько многократно повторяющимся речитативом, который герой произносит в течении всего боя. «Привет! Я Эниго Мантойя. Ты убил моего отца. Приготовься к смерти!»

Также навязчиво ведет себя и Оберин во время боя с Горой, повторяя одно и то же предложение: «Ты изнасиловал и убил мою сестру. Ты убил ее детей».

Сам по себе этот монолог, не помешал Оберину во время боя. Он ранил врага в живот, подрезал сухожилие под коленом, проткнул грудь, опрокинул наземь…


Казалось бы, бой окончен. Но нет – Оберин проявляет настойчивость, и увлекшись повторением своей мантры позволяет себя убить уже поверженному противнику.

Голливудский штамп? Несомненно. Но кое-что придает этому штампу и оригинальность, и определенную концептуальность. А именно то, что поверженный Гора не просто упал, а упал на спину. Тем самым точно проиллюстрировав исходное положение постулата Оберина, обесценивающего важность размера. И в ту же минуту, пока торжествующий победитель наматывал круги вокруг поверженного, он сумел из положения лежа подсечь противника, после чего раздавил ему голову своими могучими руками.

Да, Гора победил противника лежа на спине. Тем самым опровергнув теорему Оберина, а заодно разорвав жанровый шаблон победы маленького «условно хорошего» над большим «условно плохим». В престольной саге Голиаф побеждает Давида. Правда, и сам при этом гибнет.

При этом, очевидно, что факт гибели Оберина – работа сценаристов. Но вот изящная закольцовка всего эпизода переходом от слов к делу (от слов Оберина к Делу Горы), и остроумная победа над голливудским штампом без всякого искажения первоначального режиссерского замысла, видится мне именно как художественная идея постановщика боев.

И если верна сентенция о том, что Бог обладает очень тонким чувством юмора, то Бастон Ривз сумел ее воплотить красивым, завершающим росчерком настоящего постановщика фехтовальных сцен

 

https://zen.yandex.r...dbe95648c548a20


  • Samuke, Dmitrij и DENYA это нравится
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#3 Alex_219

Alex_219

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 773 Cообщений
  • Омск

Отправлено 25 Май 2020 - 12:45

Беседа Мишнева с Юрием Стояновым (оказывается мастер спорта по сабле). Оч. понравилось.
https://zen.yandex.r...66be7190b1e4a9b
  • ВиШень и Samuke это нравится

#4 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 13 801 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun, Matayoshi Kobudo IMKA

Отправлено 01 Июнь 2020 - 20:15

Сергей Викторович , думы о Ведьмаке .


Ведьмак. Апофеоз чешской школы

Чешская (исторически правильнее говорить «чехословацкая») школа сценического исторического фехтования высоко ценится в мире кино. Несмотря на конкуренцию сильнейших трюкачей нового поколения в США, крутой азиатской «мафии» и древнего династического опыта французской семьи Карлье, чешские и словацкие каскадеры уверенно держат огромный сегмент мирового рынка исторического кино и блестяще проявляют себя в диапазоне от Мосфильма до Голливуда.

Можно довольно долго перечислять киноработы этих мастеров и, в большинстве случаев, простые зрители будут удивлены участием чехов и словаков в таких проектах как «Жанна д`Арк» Люка Бессона, «Шанхайские рыцари» Дэвида Добкина и даже отечественного «Волкодава» Михаила Лебедева. Однако сегодня речь о самой свежей и, пожалуй, самой популярной работе с участием бойцов этой школы – американо-польском сериале «Ведьмак», снятого компанией Netflix.


Среди всех боев этого сериала, мы останавливаем выбор на поединке главного героя и княжны Ренфри. Эта сцена, по мнению критиков, является одним из украшений сериала. Однако, мне попадались и другие мнения, суть которых сводится к пожеланию героине научиться фехтовать.

Итак, о чем же речь?

Герои встречаются на рыночной площади, устраивают схватку на 57 секунд, после чего, выдержав эффектную паузу, Ведьмак Геральт закалывает девушку ее же кинжалом.

Фехтовальные сцены в сериале ставил чешский специалист Владимир Фурдик, более известный под псевдонимом Влад Фурдо.


И, при просмотре этих сцен чехословацкий стиль работы сразу бросается в глаза. В отличии, скажем, от американской традиции, для чехов более характерна работа клинками с минимальным содержанием акробатики и фланкировки. Эта аккуратность с выбором выразительных средств сразу придает чешским постановкам несколько большую достоверность. К примеру, в нашем поединке вообще нет ни одного акробатического элемента, а вся фланкировка ограничена позициями защит, при которых главный герой довольно часто меняет удержание оружия с классического на так называемое «посоховое». Такой прием, кстати, тоже способен вызвать сомнение относительно реалистичности хореографии. По крайней мере, английский эксперт Дэвид Роулингс, который анализировал бои в «Ведьмаке», именно этот элемент счел слишком искусственным.

Однако…

Историческая справка №1.

Посоховый хват длинного клинкового оружия в европейской боевой традиции явление крайне редкое. Тем не менее, оно существует. Например, такое удержание можно увидеть на французской миниатюре ок. 1334 года. Вряд ли художник имел в виду, что боец фехтовал, держа меч именно таким способом. Но даже отдельный момент, оправданный эпизодической ситуацией, вполне интересен и показателен.

Битва Карла Великого с язычниками. Французская миниатюра ок. 1334 года, ошибочно называемая "Битвой при Мюльдорфе". Хорошо виден удар, при котором атакующий рыцарь удерживает меч обратным хватом.
Битва Карла Великого с язычниками. Французская миниатюра ок. 1334 года, ошибочно называемая "Битвой при Мюльдорфе". Хорошо виден удар, при котором атакующий рыцарь удерживает меч обратным хватом.
С 15 века, с распространением более длинных мечей, которые стали удерживать двумя руками, появилось удержание Halbschwert – полумеч. Отчасти, этот способ можно соотнести с посоховым хватом. Наконец, в 1653 году, в трактате Франческо Альфиери мы видим пару бойцов с двуручными мечами, которые отчетливо удерживают свое оружие посохом…


Интересно, что в постановке практически нет никакого развития. Поединок сразу начинается активно, в характерно высоком чехословацком темпе. Отсутствие какой бы то ни было разведки или предварительного маневрирования в традиционной хореографии отвечает сразу за несколько зрительских ощущений. В нашем случае, автор боя намекает нам на очень высокий уровень мастерства противников. Как писал Александр Дюма «д`Артаньян был слишком хорошим дуэлистом, чтобы «щупать» своего противника, как говорят фехтовальщики».

Именно так и поступает Ренфри: не утруждая себя «щупанием», она бросается в решительную атаку и далее, все 57 секунд мы наслаждаемся скоростью, звоном и красивыми героическими позами, которые Влад Фурдо очень искусно перемежает с элементами высокой динамики.

И вот, в руках у Ренфри появляется кинжал.

Историческая справка №2.

Интересно, что комбинация меч и кинжал в истории фехтования совершенно не характерна. Не существует ни одного средневекового трактата, в котором рассматривался бы такой способ фехтования. Лишь очень немногие, единичные изображения, демонстрируют нам несколько приемов, в которых, впрочем, кинжал используется не для фехтования, а для нанесения решающего удара.

Впрочем, изображение средневекового рыцаря в боевой стойке с мечом и кинжалом существует. Однако, стоит отметить, что это рисунок 19 века и имеет он отношение как раз к тому периоду истории, когда средневековье было вновь открыто историками, и сквозь романтическую призму рыцарских романов наполнилось целым букетом глубоко неверных стереотипов.


А в остальном на этом рисунке все верно – средневековый воин стоит с мечом и кинжалом, причем удерживает кинжал испанским хватом, точно как наша героиня…


Надо отдать должное мастерству Влада Фурдо. Получив в качестве исходного материала героиню с мечом и кинжалом, он избежал соблазна применить развитую рапирно-кинжальную технику эпохи Ренессанса. Снабженная не типичным оружием Ренфри не стала вставать в поздние итальянские стойки и пытаться отбить кинжалом удары довольно внушительного меча. Хореография осталась «средневековой», жесткой и убедительной. И при этом, Фурдо нашел пару изысканных элементов, которые органично вписались в рисунок боя, не разрушая его брутальной атмосферы.

Один из таких элементов – перекладывание оружия из руки в руку за спиной. С одной стороны – прием в кинематографе не новый. Наиболее ярко его раскрыл французский постановщик фехтовальных сцен Клод Карлье в фильме Бертрана Тавернье «Дочь д`Артаньяна» (1994). В версии Карлье, прием получил оригинальное название – «Монпарнасская змейка» – и солидное актерское наполнение от исполнителя роли д`Артаньяна Филиппа Нуаре.

Однако, в 1994 году, Монпарнасская змейка исполняется всего лишь одной шпагой. В случае Ведьмака, Ренфри успевает переложить кинжал в правую руку таким образом, что и меч и кинжал оказываются в одной руке, но их острия смотрят в разные стороны. Такая находка придает старому трюку совершенно новое, интересное звучание.

Это, правда, не спасает княжну. Спустя несколько секунд, Ведьмак отнимает у нее меч и убедительно фиксирует победу, приставив свой клинок к горлу девушки.

И вот, наступает заключительный момент поединка. Не желая сдаваться, Ренфри вновь перекладывает свой оставшийся кинжал из левой руки в правую и отчаянно атакует противника. Дальше неинтересно – кинжал оказывается в горле у героини.

Но хочется вернуться не пару секунд назад. Итак, Ренфри последний раз перекладывает кинжал из левой руки в правую (она же правша) для решающей атаки… Но делает она это настолько безыскусно, настолько просто и очевидно, что при первом просмотре меня охватило некоторое разочарование. Никакого трюка, никакого хореографического изыска.

Однако, пересмотрев сцену несколько раз, я вдруг почувствовал безусловное доверие именно к этому движению, которое перестало быть частью отчаянного поединка, и осталось последним, почти что трогательным аргументом проигравшей стороны. Это простое, немного неловкое перекладывание кинжала в удобную руку, лишенное всякой «крутизны», скорости и боевого ритма, войдя в критический диссонанс со всей предшествующей, типично чешской хореографией, принесло какое-то особое доверие к происходящему.

Трудно сказать, какие психологические законы тут срабатывают, но эта предельная естественность как бы гарантировала правду всей истории в целом.

И, кому как, а мне именно этот контраст со всей предшествующей историей, эта странная простота последнего движения Ренфри стало самой гениальной точкой боя, которую поставил Влад Фурдо.

 

https://zen.yandex.r...tm_campaign=dbr


http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#5 Dmitrij

Dmitrij

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 785 Cообщений
  • Рига

Отправлено 02 Июнь 2020 - 11:00

Вот не согласен тут с ним, ибо на мой взгляд обратный хват меча в разбираемой сцене откровенно притянут за уши, "шоб було", никаких фехтовальных задач он не решает. Как и начальная позиция Ренфри, например - просто для красоты. Там вообще много элементов, не дружащих с названием этой темы.

 

Собсно сцена:

 


Сообщение отредактировал Dmitrij: 02 Июнь 2020 - 11:06

  • ВиШень и Lestar это нравится

#6 Lestar

Lestar

    Фукусидоин II Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 395 Cообщений
  • Реутов

  • Баритсу

Отправлено 02 Июнь 2020 - 14:51

Фехтование и артфехт - это совсем разные вещи. Что хорошо в одном, то неприемлемо в другом. ИМХО.


  • Яри и kot2 это нравится

Клуб Баритсу https://vk.com/clubbaritsu  Циньна https://vk.com/clubqinna  РБ РККА https://vk.com/clubrbrkka


#7 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 13 801 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun, Matayoshi Kobudo IMKA

Отправлено 02 Июнь 2020 - 15:54

Фехтование и артфехт - это совсем разные вещи. Что хорошо в одном, то неприемлемо в другом. ИМХО.

а под фехтованием что именно Вы предлагаете понимать?
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#8 kot2

kot2

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 721 Cообщений
  • Иваново

  • фехтование

Отправлено 02 Июнь 2020 - 16:15

а под фехтованием что именно Вы предлагаете понимать?

        Наверное, бой в котором соперники стремятся победить (пусть даже в рамках спортивных правил). А не продемонстрировать зрителям красивое шоу.
 


Сообщение отредактировал kot2: 02 Июнь 2020 - 16:23

  • Tong Po и Lestar это нравится

#9 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 13 801 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun, Matayoshi Kobudo IMKA

Отправлено 02 Июнь 2020 - 16:43

        Наверное, бой в котором соперники стремятся победить (пусть даже в рамках спортивных правил). А не продемонстрировать зрителям красивое шоу.
 

Я надеюсь что Лестар сам напишет что он в виду имел. Спортфехт сравнивать с чем-либо тоже достаточно смешно. 


        А не продемонстрировать зрителям красивое шоу.
 

Кстати. Разве когда правила спортфехта делали, красивошоу не предполагали? К применяшкам оно не особо близко, мне кажется. 


http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#10 Dmitrij

Dmitrij

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 785 Cообщений
  • Рига

Отправлено 02 Июнь 2020 - 18:03

 

Фехтование и артфехт - это совсем разные вещи.

 

Сценическое фехтование - частный случай фехтования. Ваш Кэп.

 

ИМХО цель сценического фехтования - презентовать фехтование зрителю. Фехтование, а не танец с саблями.


  • ВиШень и джерри это нравится

#11 kot2

kot2

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 721 Cообщений
  • Иваново

  • фехтование

Отправлено 02 Июнь 2020 - 20:53

 Спортфехт сравнивать с чем-либо тоже достаточно смешно. 


Кстати. Разве когда правила спортфехта делали, красивошоу не предполагали? К применяшкам оно не особо близко, мне кажется. 

       Во-первых, спортивное фехтование это не только олимпийская классика но и СМБ, ИСБ, ХЕМА, Кэндо и так далее. Плюс около-спортивные дисциплины типа игрового и рекострукторского фехтования, где так же присутствует свободный бой на результат по правилам.

      Во-вторых, основные причины условности правил спортивных и около-спортивных боёв, это техника безопасности и потребность в однозначных и удобных критериях оценки действий спортсменов. Насчёт зрелищности там особо не заморачиваются, насколько я могу судить.
 


  • Tong Po и Lestar это нравится

#12 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 13 801 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun, Matayoshi Kobudo IMKA

Отправлено 03 Июнь 2020 - 02:57

Во-первых, спортивное фехтование это не только олимпийская классика но и СМБ, ИСБ, ХЕМА, Кэндо и так далее.

Ага. Поэтому я и спросила тов. Лестара: какое фехтование он имел в виду, писуя # тут вам не там. Потому что между спорт рапира и ИСБ , к примеру, пропасть. Кстати , а ХЕМА разве уже спорт?


 

 Насчёт зрелищности там особо не заморачиваются, насколько я могу судить.

 

 

Вы судите по реализации спортсменами, или по правилам судейства?


http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#13 Lestar

Lestar

    Фукусидоин II Дан

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 2 395 Cообщений
  • Реутов

  • Баритсу

Отправлено 03 Июнь 2020 - 08:36

а под фехтованием что именно Вы предлагаете понимать?

 

Именно то, что написал выше kot2. Различия между разными видами фехтования тут обсуждать и не предполагалась. Скажем, дуэльное фехтование, из которого выросло спортивное,  тоже сильно отличалось от армейского, а на эту тему в прессе 100-200 летней давности тоже было не мало споров. Но артфехт - это вид сценического искусства, внешне похожего на фехтование. ИМХО.

 

 

Сценическое фехтование - частный случай фехтования. Ваш Кэп.

 

ИМХО цель сценического фехтования - презентовать фехтование зрителю. Фехтование, а не танец с саблями.

 

Полностью не согласен. может когда-то это было именно так, но теперь это отдельный вид театрального или киноискусства. С совершенно разными задачами, и отсюда с совершенно разными методами.


Клуб Баритсу https://vk.com/clubbaritsu  Циньна https://vk.com/clubqinna  РБ РККА https://vk.com/clubrbrkka


#14 Dmitrij

Dmitrij

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 785 Cообщений
  • Рига

Отправлено 03 Июнь 2020 - 11:07

 

Насчёт зрелищности там особо не заморачиваются, насколько я могу судить.

 

Спортивные правила ИМХО кроме прочего ориентированы и на зрелищность тоже.

 

 

Полностью не согласен. может когда-то это было именно так, но теперь это отдельный вид театрального или киноискусства. С совершенно разными задачами, и отсюда с совершенно разными методами.

 

Опять же на правах личного мнения - тут тоже частный случай проявления тенденций, характерных для современного искусства в целом. "Я художник, я так вижу". Никто не запрещает танцы с саблями, но не надо называть это действо фехтованием. Иначе и порно с оружейным антуражем можно будет называть фехтованием. "Все беды в этом мире происходят оттого, что вещи не называются своими именами. (С) Кун-Цзы.


  • ВиШень это нравится

#15 kot2

kot2

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 721 Cообщений
  • Иваново

  • фехтование

Отправлено 03 Июнь 2020 - 13:53

Ага. Поэтому я и спросила тов. Лестара: какое фехтование он имел в виду, писуя # тут вам не там. Потому что между спорт рапира и ИСБ , к примеру, пропасть. Кстати , а ХЕМА разве уже спорт?

       Для меня фехтование это в первую очередь свободный бой на результат и подготовка к нему. Какой бой имеется ввиду - спортивный или не спортивный; а если спортивный, то на каком оружии и по каким правилам это уже не принципиально. Поэтому, на мой взгляд спортивная рапира и ИСБ отличаются друг от друга по форме, но не по содержанию. А вот между первым и вторым с одной стороны; и сценическим фехтованием с другой стороны разница уже не в форме а в сути. 

 

     ХЕМА явление многогранное. В том числе и спорт. Особенно в России.
 


Вы судите по реализации спортсменами, или по правилам судейства?

     И то и другое.
 


  • Tong Po это нравится

#16 kot2

kot2

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 721 Cообщений
  • Иваново

  • фехтование

Отправлено 03 Июнь 2020 - 14:28

Спортивные правила ИМХО кроме прочего ориентированы и на зрелищность тоже.

 

      А в чём конкретно это выражается? Какие нюансы правил например, той же спортивной рапиры ориентированы на повышение зрелищности?
 


Спортивные правила ИМХО кроме прочего ориентированы и на зрелищность тоже.

 

 

Опять же на правах личного мнения - тут тоже частный случай проявления тенденций, характерных для современного искусства в целом. "Я художник, я так вижу". Никто не запрещает танцы с саблями, но не надо называть это действо фехтованием. Иначе и порно с оружейным антуражем можно будет называть фехтованием. "Все беды в этом мире происходят оттого, что вещи не называются своими именами. (С) Кун-Цзы.

     ИМХО, если артисты, инструктора и постановщики не имеют опыта свободного боя на результат, то презентация фехтования очень быстро трансформируется в танец с саблями. Даже в том случае, когда люди честно пытаются презентовать фехтование.
 


  • Lestar это нравится

#17 Dmitrij

Dmitrij

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 785 Cообщений
  • Рига

Отправлено 03 Июнь 2020 - 14:35

 

А в чём конкретно это выражается? Какие нюансы правил например, той же спортивной рапиры ориентированы на повышение зрелищности?

 

На мой личный взгляд, (опять оговариваюсь, что это частное мнение, инсайдеров в FIE не имею), например формат боя до 15 очков в финалах. Кендо в этом плане ближе к традиции, там нужно две результативных атаки. В моём представлении, победить, нанеся 15 уколов, а пропустив только 14 - с точки зрения боя на реальном оружии это очень странная победа. Но если приблизить правила к традиции, у нас будет очень осторожное фехтование (как оно собсно и должно быть, если на кону жизнь). И смотреть это кроме специалистов будет мало кому интересно. А в текущем виде у нас активные действия, много атак и т.д. 

 

 

ИМХО, если артисты, инструктора и постановщики не имеют опыта свободного боя на результат, то презентация фехтования очень быстро трансформируется в танец с саблями. Даже в том случае, когда люди честно пытаются презентовать фехтование.

 

ЕМНИП Иван Кох, о-сенсей отечественного сценического фехтования и автор классического учебника, сам был серьёзным бойцом и всячески рекомендовал это дело студентам-актёрам.


Сообщение отредактировал Dmitrij: 03 Июнь 2020 - 14:54

  • ВиШень и DENYA это нравится

#18 kot2

kot2

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 721 Cообщений
  • Иваново

  • фехтование

Отправлено 03 Июнь 2020 - 14:56

На мой личный взгляд, (опять оговариваюсь, что это частное мнение, инсайдеров в FIE не имею), например формат боя до 15 очков в финалах. Кендо в этом плане ближе к традиции, там нужно две результативных атаки. В моём представлении, победить, нанеся 15 уколов, а пропустив только 14 - с точки зрения боя на реальном оружии это очень странная победа. Но если приблизить правила к традиции, у нас будет очень осторожное фехтование (как оно собсно и должно быть, если на кону жизнь). И смотреть это кроме специалистов будет мало кому интересно. А в текущем виде у нас активные действия, много атак и т.д. 

     По моему, зрелищность тут ни при чём - всё дело в стремлении свести к минимуму роль случайности в бою. Чем больше сходов, тем выше вероятность победы того, кто лучше фехтует (в рамках данных правил) а не того, кому просто повезло. А с точки зрения боя на реальном оружии любой спортивный поединок с разводами после результативного попадания - это по сути не один бой а серия отдельных боёв. И победу присуждают тому, кто выиграл в большем количестве этих боёв.
 


  • Lestar это нравится

#19 Dmitrij

Dmitrij

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 785 Cообщений
  • Рига

Отправлено 03 Июнь 2020 - 15:02

Да, это так. Это другая сторона. С одной стороны, много микробоёв снижают роль случайностей. Но с другой, они приучают к мысли, что один пропущенный укол можно "исправить", нанеся два. А это многое сильно меняет.


  • ВиШень это нравится

#20 kot2

kot2

    3 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 721 Cообщений
  • Иваново

  • фехтование

Отправлено 03 Июнь 2020 - 15:17

Да, это так. Это другая сторона. С одной стороны, много микробоёв снижают роль случайностей. Но с другой, они приучают к мысли, что один пропущенный укол можно "исправить", нанеся два. А это многое сильно меняет.

      Не спорю, но всё же зрелищность тут по моему ни при чём. Более того - смотреть на поединок в кэндо неподготовленному зрителю пожалуй даже интереснее чем на "15 раундов" спортивной рапиры.
 






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных