Перейти к содержимому


Фотография

Обзорная лекция «Японские будо от древности до наших дней»


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 30

#1 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 23 Апрель 2020 - 19:36

17 апреля в режиме видео-конференции на сайте Zoom.us прочел обзорную лекцию «Японские будо от древности до наших дней».

Лекция была организована по инициативе и на платформе детской школы айкидо «Малышев Додзё» и в качестве введения к большому курсу лекций под названием «Становление безоружных будо Новейшего времени (последняя треть XIX – первая половина ХХ вв.)», в рамках которого предполагается рассмотреть узловые проблемы развития дзюдзюцу, дзюдо и айкидо, уделив особое внимание вопросам развития их организации, техники, теории и методики.

 

Теперь лекция доступна в записи. Огорчает очень плохое качество звука. Виновато качество соединения. Знаю, что коллеги сделали всё возможное, чтобы обеспечить слушателям возможно качественный звук. Зато операторы сделали тайм лайн (оглавление), что позволяет удобно ориентироваться в пространстве лекции. Благодарю Алексея Легчилина ( Алексей Легчилин ) и его коллег за подготовку материала!

 

https://www.youtube....l3GlriM99WBJkWo


  • kek, ВиШень, Хапкидоин и 12 другим это нравится

#2 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 24 Апрель 2020 - 08:15

В рамках курса лекций «Становление безоружных будо Новейшего времени (последняя треть XIX – первая половина ХХ вв.)»предполагается рассмотреть 4 блока вопросов: 

1. Становление и развитие института рюги будзюцу («боевых искусств, оформленных в виде школ») как фундамента формирования безоружных будо Новейшего времени;

2. Особенности развития искусства рукопашного боя без оружия и борьбы в Японии в древности, в Средние века и в Новое время;

3. Упадок и начало возрождения японских боевых искусств, зарождение будо Новейшего времени в 1870-х – 1890-х гг.;

4. Блок 4. Развитие будо Новейшего времени с 1890-х по 1940-е гг.

 

Курс рассчитан в первую очередь на специалистов, преподавателей будо.


  • kek и Хапкидоин это нравится

#3 skif

skif

    шыхан

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 331 Cообщений
  • kuban

  • 太氣

Отправлено 24 Апрель 2020 - 08:40

Уважаемый, Алексей! Крайне признателен, что Вы с нами, глоток свежего воздуха в этот сложный период для многих крайне необходим. Прошу привести в этой теме формулировку термина «боевые искусства Японии», за ранее благодарен Ваш поклонник, protokarate.
«Путь ножа - практикуй и созерцай»(с)

#4 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 24 Апрель 2020 - 08:49

«Боевые искусства Японии» это калька японских терминов "Нихон будо", "Нихон будзюцу", "Нихон бугэй", пришедшая в русский язык через европейские языки: англ. Japanese Martial Arts, фр. Arts Martiaux Japonais. А вот реальное содержание этих терминов неоднократно менялось, чему собственно и посвящен весь намеченный курс лекций. Приглашаю к просмотру. Там представлю свою точку зрения. Кстати, отчасти уже и представил во вводной обзорной лекции.


  • Хапкидоин и zsv25 это нравится

#5 skif

skif

    шыхан

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 331 Cообщений
  • kuban

  • 太氣

Отправлено 24 Апрель 2020 - 09:11

Спасибо
«Путь ножа - практикуй и созерцай»(с)

#6 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 24 Апрель 2020 - 09:23

Спасибо

 

Необходимо различать исторически сложившиеся словоупотребления и термины, наделенные определенными смыслами в рамках определенной научной концепции. Как бы мы сегодня ни дискутировали, о СОДЕРЖАНИИ и СУЩНОСТИ японских будо и китайских ушу, по-японски они по-прежнему будут называться "БУ-до", а по-китайски - "У-шу".

Кроме того, предлагаемый цикл лекций является ИСТОРИЧЕСКИМ, а это означает, что ВЫВОДЫ о сущности явления должны быть сделаны после, а не до того, как будет рассмотрено развитие самого явления.


  • Хапкидоин это нравится

#7 skif

skif

    шыхан

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8 331 Cообщений
  • kuban

  • 太氣

Отправлено 24 Апрель 2020 - 09:28

Великолепно, я начал прослушивание вводной части, голос на моем смартфоне воспроизводится таким образом, что нужно остановиться от повседневной суеты и внимательно анализировать куски фраз, это и к лучшему; в стародавье прежде чем приступить к занятием адепты у нас мыли полы в зале и на лавке сидели до полугода
«Путь ножа - практикуй и созерцай»(с)

#8 hippy

hippy

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 851 Cообщений
  • Москва

  • Кендо, Дайто-рю, Иайдо

Отправлено 24 Апрель 2020 - 10:38

Теперь лекция доступна в записи. Огорчает очень плохое качество звука.

 

Спасибо, с удовольствием посмотрю. На будущее - меня в такой ситуации однажды спас самый обычный диктофон в обычном смартфоне, на который я параллельно записывал звук на всякий случай.



#9 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 24 Апрель 2020 - 10:42

 голос на моем смартфоне воспроизводится таким образом, что нужно остановиться от повседневной суеты и внимательно анализировать куски фраз

 

Поскольку хочется не скатиться до уровня досужей болтовни, а, наоборот, поднять этот проект на серьезный образовательный уровень, в котором будут представлены самые современные научно-исторические концепции, я планирую серьезно готовиться к каждому выступлению, а организаторы обещают обеспечить более качественный звук. Надеюсь, совместными усилиями получится сделать хороший продукт.


Спасибо, с удовольствием посмотрю. На будущее - меня в такой ситуации однажды спас самый обычный диктофон в обычном смартфоне, на который я параллельно записывал звук на всякий случай.

 

Спасибо. Именно об этом - об использовании диктофона - мы уже договорились. Кстати, во время прямой трансляции серьезных проблем со звуком вроде бы не было...


  • ВиШень и Dniprovskiy это нравится

#10 hippy

hippy

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 851 Cообщений
  • Москва

  • Кендо, Дайто-рю, Иайдо

Отправлено 25 Апрель 2020 - 20:04

Алексей, можно небольшой вопрос по лекции? Вы сказали, что Дзигоро Кано проводил анализ методов рандори в разных школах, но мне пока попадалась только ссылка на его книгу "Дзюдо Кихон" и цитата на эту тему оттуда, но но там это вроде как освещается очень кратко. Вы не подскажете, можно ли где-то на русском или на английском более подробно почитать об этих его исследованиях и может быть его поисках варанов рандори? Наверняка же он не сразу пришёл к тому к чему пришёл вы итоге...

 

З.Ы. Желающим продраться через проблемы со звуком: когда я вспомнил, что люди могут бессознательно читать по губам и стал не только слушать но и смотреть - сразу стало сильно понятнее  :lol:



#11 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 25 Апрель 2020 - 23:27

 Вы сказали, что Дзигоро Кано проводил анализ методов рандори в разных школах, но мне пока попадалась только ссылка на его книгу "Дзюдо Кихон" и цитата на эту тему оттуда, но но там это вроде как освещается очень кратко. Вы не подскажете, можно ли где-то на русском или на английском более подробно почитать об этих его исследованиях и может быть его поисках варанов рандори? Наверняка же он не сразу пришёл к тому к чему пришёл вы итоге...

 

Я в основном пользуюсь японской литературой. На русском или английском материалов такого рода не встречал. В № 4 сборника "Хидэн", который я издаю, опубликованы 2 статьи Кано о рандори, в которых в том числе затрагиваются и  вопросы истории рандори.

Оглавление можно посмотреть здесь:

https://bookmail.ru/shop/search


  • ВиШень, hippy и Orb это нравится

#12 hippy

hippy

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 851 Cообщений
  • Москва

  • Кендо, Дайто-рю, Иайдо

Отправлено 25 Апрель 2020 - 23:42

В № 4 сборника "Хидэн", который я издаю, опубликованы 2 статьи Кано о рандори, в которых в том числе затрагиваются и  вопросы истории рандори.

 

О! Точно, спасибо. У меня есть весь Хидэн на бумаге. Надо бы перечитать, том 2009 года, за 10 лет уже и забыл...  :unsure:



#13 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 14 Октябрь 2020 - 23:06

Не совсем продолжение, но...

 



#14 zsv25

zsv25

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 840 Cообщений
  • Н-ск

  • Синкагэ рю Маробасикай

Отправлено 14 Октябрь 2020 - 23:15

Алексей Михайлович, а вы не находите, что с известной долей допущений, но ситуация в Японии мало отличается от Европы? Тоже одновременное существование школ судебного фехтования и одновременно тенденция к увеличению роли плотного построения пехоты со стрелковым и длинномерным оружием.
  • Andrew это нравится

#15 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 14 Октябрь 2020 - 23:23

Алексей Михайлович, а вы не находите, что с известной долей допущений, но ситуация в Японии мало отличается от Европы? Тоже одновременное существование школ судебного фехтования и одновременно тенденция к увеличению роли плотного построения пехоты со стрелковым и длинномерным оружием.

 

Я недостаточно хорошо знаком с европейской традицией, чтобы заниматься сравнением. Если же Ваша точка зрения верна, то стоит обратить внимание и на японскую специфику, которая состояла в том, что рюха бугэй вытеснили и подменили военную подготовку в эпоху Токугава, чего не было в Европе. Возможно, сказались пресловутые островное положение и самоизоляция страны (отсутствие конфликтов с внешним врагом).



#16 zsv25

zsv25

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 840 Cообщений
  • Н-ск

  • Синкагэ рю Маробасикай

Отправлено 14 Октябрь 2020 - 23:35

Я недостаточно хорошо знаком с европейской традицией, чтобы заниматься сравнением. Если же Ваша точка зрения верна, то стоит обратить внимание и на японскую специфику, которая состояла в том, что рюха бугэй вытеснили и подменили военную подготовку в эпоху Токугава, чего не было в Европе. Возможно, сказались пресловутые островное положение и самоизоляция страны (отсутствие конфликтов с внешним врагом).

Возможно самоизоляция и отсутствие вооруженных конфликтов и позволили законсервировать школы или перенаправить их развитие. С моей точки зрения даже по текстам Синкагэ рю ощущается некоторая деградация мысли.

#17 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 14 Октябрь 2020 - 23:48

Возможно самоизоляция и отсутствие вооруженных конфликтов и позволили законсервировать школы или перенаправить их развитие. С моей точки зрения даже по текстам Синкагэ рю ощущается некоторая деградация мысли.

 

О "законсервировать" я ничего не говорил и не писал, а развитие школ было отнюдь не линейным, в нем сталкивались противоречивые тенденции. 

О "деградации мысли" было бы интересно услышать Ваши конкретные соображения.



#18 zsv25

zsv25

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 840 Cообщений
  • Н-ск

  • Синкагэ рю Маробасикай

Отправлено 14 Октябрь 2020 - 23:58

О "законсервировать" я ничего не говорил и не писал, а развитие школ было отнюдь не линейным, в нем сталкивались противоречивые тенденции.
О "деградации мысли" было бы интересно услышать Ваши конкретные соображения.

Про законсервированность это моё мнение.
Можно сравнить текст 長岡房成 兵法論, например, с текстами школы 17 века. Хотя Нагаока Торэй и считается одной из ключевых фигур в истории школы.

Сообщение отредактировал zsv25: 14 Октябрь 2020 - 23:59


#19 shigetsu

shigetsu

    1 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 954 Cообщений
  • Москва

Отправлено 15 Октябрь 2020 - 00:03

Про законсервированность это моё мнение.
Можно сравнить текст 長岡房成 兵法論, например, с текстами школы 17 века. Хотя Нагаока Торэй и считается одной из ключевых фигур в истории школы.

 

А мне как раз кажется, что все школы "развивались" - не обязательно становились "лучше" или "совершеннее", но менялись.

Можно и сравнить... Но в чем, по Вашему мнению, заключалась деградация? Я же спросил о Ваших соображениях...



#20 zsv25

zsv25

    2 кю

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 840 Cообщений
  • Н-ск

  • Синкагэ рю Маробасикай

Отправлено 15 Октябрь 2020 - 00:14

А мне как раз кажется, что все школы "развивались" - не обязательно становились "лучше" или "совершеннее", но менялись.
Можно и сравнить... Но в чем, по Вашему мнению, заключалась деградация? Я же спросил о Ваших соображениях...

На мой взгляд это сравнительно простой текст. Методы и вопросы синпо фактически не затрагиваются. Тактика поединка также остаётся за скобками в значительной мере,рассуждается только о позиции райто.
По тексту прямые аллюзии в основном на текст Сунь Цзы.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных