когда вера в свою неуязвимость и бессмертие была просто уничтожена пулями и пушечными снарядами;
создания в начале 20 в. всякого рода ассоциаций (самая известная Ассоциация Цзинъу) и обществ физического развития, где взят курс на отход от старых методов (часто клановых и закрытых), в этих ассоциациях провозглашалась цель - это оздоровление нации, патриотизм и восприятие духа. Уже тогда многие традиционные методы претерпели существенные отличия. Изучалось одновременно множество стилей, а также западные виды спорта.
постоянное распространение огнестрела естественно убавило прыть многих практикующих ТКБИ, хотя в Китае у народа его практически было очень мало, но этот фактор также сыграл свою роль в постепенную деформацию и стагнацию традиционного ушу;
далее несколько войн - гражданская (между Гоминьданом и компартией), время военных клик (когда все у кого был хоть какой-то военный отряд провозглашали себя правителями местности), далее война с Японией, опять гражданская и победа коммунистов с провозглашением КНР в 1949 г. Всё это приводило как к уничтожению большого количества людей (в том числе и носителей реального мастерства), так и не давало возможности обучаться и обучать (голод, разруха, война, не до того было);
потом Культурная Революция, где под удар попали многие мастера, как "пережитки феодального прошлого", 10 лет уничтожались почти что физически, а также громадное количество текстов, документов, храмов и монастырей (в том числе там где практиковали боевые искусства) и т.д. Один из моих учителей по багуа например - 8 лет был в "отсидке" на трудовом поселении. Хотя мастера и старались продолжать тренировки подпольно, но многие просто не выжили;
сразу после этого ещё долго сохранялся запрет на изучение и практику именно боевых разделов. Т.е. формы тао катать можно, а вот парную, боевую работу - нельзя. Реальное оружие было замещено (до сих пор) на игрушечные жестяные шелестелки.
создание спортивной гимнастики ушу и спортивного единоборства под эгидой государства - стало полной подменой реального ушу с его множеством боевых методов и методик добило во многом уже и без того уничтоженное традиционное ушу. Хотя как ни странно к его созданию приложили руку многие традиционные мастера.
Итак - эти и другие причины (главная из которых это отсутствие социального запроса на потребность в традиционном ушу) привели на данный момент практически к почти полному угасанию и вымиранию реального традиционного боевого искусства Китая, которое теперь называют ушу (хотя правильнее было бы говорить чуантун угун (или традиционная боевая практика), так как ушу (шу - искусство) всё же о чем-то высоком, а боевое является не высоким, а утилитарными, для конкретных нужд и задач. И один из мастеров реального чуантун угун, великий мастер Ма Ханьцин говорил, что около 10% школ китайского ушу имеют боевую составляющую, а ведь это было в 80-90х годах 20 века, а сейчас 20 г. 21 века, т.е. за 30 лет ушло много серьёзных мастеров, которые к сожалению не оставили после себя учеников. Как говорил ещё один мой учитель, господин Ди Гоюн : "Мы не достигли того, что умели наши учителя, но наши ученики не смогли достигнуть наших умений". Т.е. происходит стагнация и угасание чуантун угун (что в общем-то природно, т.е. соответствует законам порождённых проявлением Дао: рождение-рост-зрелость/кульминация-угасание/стагнация - смерть).
Теперь вернёмся к сути темы этой статьи: "традиционное vs спортивное". Эти две вещи невозможно ставить в один ряд и сравнивать их глупо. Так как они имеют совершенно разные задачи, цели, а соответственно и методы подготовки. Спорт это спорт, он нужен. Кстати ММА это тоже спорт (в котором много ограничений) и бизнес. У спорта (а часто профф. спорт это большой шоу бизнес) своя потребность, свой социальный запрос, своя ниша, своя культура, свои методы. Но чунтантун угун ("традиционка") - это совсем другая тема (которая на данный момент уже почти почила), которую нельзя отделить искусственно от тех людей, для которых она была частью жизни. Главным образом целью чуантун угун это было выживание в достаточно сложных условиях (от охраны караванов, до защиты сёл от нападений, от подготовки армии до телохранителей вип-персон), т.е. чуантун угун это прежде всего для реальной жизни, там где нужно калечить (с разной степенью тяжести) жизнь другого или других что бы уберечь свою жизнь или вверенные тебе жизни. Это главное отличие от спорта. И оно принципиальное. Поэтому чуантун угун ставку делало не на рукопашные методы, а на оружейные прежде всего. Да и безоружные методы предполагают множество "иезуитских" приёмов применения. Например поражение/разрыв/разлом суставов (в том числе 7-го шейного), воздействия на нервные окончания и точки мередианов (дянь сюэ), перекрытие дыхательных путей (от обморока до смерти), удары в глаза горло и пах и так далее, методик и методов не счесть. Теперь вопрос. Как это применять в спарринге? Ответ - никак. Таки вещи невозможно применить, ибо применение - это травма, а не применения - это игра (в которой нет боевого смысла). Поэтому в реальных боевых школах существовали методики (а в некоторых и сегодня существуют) когда тебя плавно подводили к такому применению, а дальше это уже дело Духа, насколько в реальной ситуации ты сможешь это применить. Это очень похоже на использования ножа. Вы много видели спаррингов с боевым ножом? Нет, вы их совсем не видели. А почему же? Разве боевой нож не работает? Работает, но это или убийство или ранение (есть пару видео на ютюбе с применением ножа, это доля сек и труп, с этических соображений приводить не буду здесь). А вот эти прыгания с заменителем ножа (резиновым или деревянным) является подменой, фэйком и вводит человека в иллюзию и заблуждение, так как реальный бой на ножах не является спаррингом. Вот такая же ситуация и с реальной традиционкой. Только вместо ножа наГУНивалась (натренировывалась до совершенства) рука, нога, колено, локоть, техническое действие и т.д. Т.е. например в багуа с помощью нейгун и спец. методов наработки ладонь должна иметь такой удар "что бы противник начал харкать кровью" (как сказал мастер Ма Чуаньсюй), а не эта возня в спарринге. Вообще сам спарринг спортивный является порождением западной культуры. Для многих это будет сейчас откровением и шоком, но это правда. Ну какой спарринг с боевым топором, саблей или копьём? Это - труп через 1 сек. Вот также примерно и с кулачными системами. Сейчас это звучит непонятно, дескать "покажи нам таких мастеров". Сейчас скажу об этом, но прежде скажу ещё такое - сегодня практически никто кто занимается ушу не тренируется по старым методикам (т.н "олд скул"). Раньше тренировали глубоко цзибеньгун (базовую работу), шеньфа (методы работы с телом) , нейгун (внутреннюю работу) а дальше вайгун (внешняя физическая подготовка) и спецподготовка, а также парная работа (от наработки парных форм, до отдельных форм нападений и защиты, методов парной работы в традиционке очень много). Формами таолу почти не занимались, может до 15-25% от всего процесса подготовки. Причем это в любом стиле. Сейчас так никто не может и не способен тренироваться. Причины были названы уже выше. Итак , реальность раньше была иная, человеческая жизнь стоила мало, полиции вообще не было и зарубить человека было делом банальным. Сейчас человеческая жизнь стоит дорого, есть уголовное право, есть полиция, есть запрет на холодное оружие и т.д. Ещё один момент, сегодня даже среди практиков ушу реального традиционного ушу почти никто не видел. Нонсенс, правда? ) Но это так и есть. Самих мастеров осталось очень очень мало и скоро совсем не будет. Под мастером я имею ввиду прежде всего того, кто свободно может применять именно менно стилевую технику (а не спортивный челнок и подобный спорт) в свободном поединке. Однако это все ещё есть. Даже в наши края иногда заезжали, можно вспомнить того же Ян Фаншена (синьи цюань семьи Чэ) и некоторых иных, которые предлагали любом проверить их в действии, будучи уже за 50. Мне в своё время посчастливилось не только встретить, но и заниматься (и перенять) у такого человека, который в манере именно стилевой легко расправлялся и с боксёрами и с борцами и с тайцами (не говоря уже про китайцев, которые всё потеряли, о чём и статья моя). Это был стиль дракона (семейная школа, чудом сохранившаяся у нас). Причём именно в манере стиля, когда манера проявляется не в форме, а именно в поединке. И скажу я вам, что это покруче любого фильма) НО! Большинство людей ни разу не видели реального мастера и реального традиционного ушу. Это проблема.
Теперь вернёмся к тому злополучному спаррингу (что выше) с т.н. "мастером тайцзи". На самом деле там обычный пенсионер, который ни разу в жизни не занимался боевым , а жил в своих иллюзиях и вышел в реальность (хотя не понятно зачем он полез туда). А вообще глупо сравнивать боевое и спортивное (уже объяснял почему). Кроме того сама перчатка на руке: ограничивает 90% стилевых техник (в драконе почти все техники выполняются лапой дракона "лун чжао", в багуа ладонями , хотя есть и кулаки и локти и пальцы). Кроме того это "утяжелитель" и "амбразура". Потому если в спорте надеть даже на мастера перчатки и работать по правилами бокса, то скорее всего выиграет боксёр. Но если тот же самый боксёр столкнётся в реальной боевой ситуации с реальным боевым