А я вот читал переводную статью из за океана, так вот они там имеют отличное от вашего мнение. И называют советское школьное образование наиболее удачным.
Я тоже считаю, что советское образование было неплохим, правда когда об этом говорят, сравнивают с какой нибудь Америкой, где качество образования пропорционально тому, что ты за него платишь. Т.е. грубо говоря в среднем по России образование было прежде всего более доступным для детей, чем в среднем по Штатам.
Достижения советской системы образования до большой степени - миф. Они были заточены под потребности отечественного же производства. Этим объясняется такой вот дивный симбиоз.
Позднее, в перестроечные годы, был взращен миф о русских программистах, которые якобы имеют бешеный успех на Западе и в Штатах. На самом деле успех имели единицы, и, как правило, самоучки. О каком успехе программистов можно говорить, если в нашей стране кибернетика была запрещена до середины 20 века. Когда в Союзе "разрешили" кибернетику (в 55 году) за границей в ходу уже были транзисторы, а через три года в штатах уже микросхему сделали. Такое отставание не ликвидируется. НО! Программеры из постсоветского пространства были дешевой рабочей силой, и имели неплохой уровень математической подготовки, отсюда и отток, и миф. Что касается, например, медицины, то до сих пор отечественные дипломы в большинстве стран надо подтверждать, и это не формальность, а переподготовка. Ну и так далее.
Что касается финского образования, то перед этой реформой они произвели большую работу по анализу перспектив развития общества в целом и образования в частности. Одним из консультантов, кстати, был Нордстрем, автор "Бизнес в стиле фанк", славный своими предсказаниями о перспективах развития технологий и общества вообще. В отличии от большинства тех, кто, не разобравшись, критикует (это я не про вас, если что, их реформы реально подвергаются частой критике), они-то подумали перед тем, как их внедрять.
Taj, давайте мы оставим в покое программистов, у меня так получилось, что это основная специальность (я самоучка), в процессе приема на работу кадров из разных вузов очень подробно ознакомился с плюсами и минусами подготовки специалистов в наше время. В свое время для интереса ходил на курс к одному очень пожилому и крутому профессору (мировой мужик кстати, вот у кого стоит поучиться многим педагогам держать внимание аудитории), он рассказывал как обучение этому у нас начиналось. И когда начиналось - тоже рассказывал.
Я вам могу сказать, что хотя наши начали позже, и по большому счету долгие годы не было нормальной программы обучения, качество наших программистов очень неплохое. Именно в силу того, что многие наши программисты 90х (если не все) - минимум частично самоучки. Самоучка вынужден делать большой объем самостоятельной работы, принимать нешаблонные решения, на мой взгляд на определенном этапе обучения это большой плюс.
На самом деле с финнами было бы интересно почитать всю цепочку, по которой они к такой системе образования пришли. предшествующие исследования, основные тезисы и т.п., а не только пронаблюдать конечный результат. Мне кажется, как раз у них подход к делу основательный, и действительно могут быть неожиданные и интересные решения.