Перейти к содержимому


Фотография

Богатырши в эпосах народов мира


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 7

#1 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 971 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun

Отправлено 04 Ноябрь 2016 - 20:15

...дело было вечером, делать было нечего. Пользователи Будо-форума спорили на тему занимались ли женщины единоборствами в древности.
Пользователь Гамрин подумал, и написал пост, в который мы потом долго тыкали любителей порассуждать на тему "место женщины на кухне"
 

Монгольская национальная борьба “Бух барильда”
 
Монгольская национальная борьба “Бух барильда” имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья, после поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя (в знак того, что он признает свое поражение .
 
В Монголии крайне популярна национальная борьба “Бух барильда” . Огромное количество турниров проводится по всей Монголии чуть ли не ежедневно. Костюм у борцов специфический: сапоги, трусы и короткая жилетка с рукавами, но с открытой грудью. В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, т.е. как полагается с закрытой грудью. В стародавние времена собирались со всей степи батыры померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение...
 
Однажды появился в степи борец, непобедимый борец. Сильный и выносливый, молодой и красивый, батыр, одним словом. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов. Так были повержены все сильнейшие. Множество историй о его борьбе рассказывал народ, самые красивые девушки мечтали отдать ему сердце, и не только...
 
Моногольские мужчины ничем не отличались от мужчин по всему свету, не нравилось им, что появился такой вот «всем борцам борец». Непонятный он был для них. Всякий батыр после победы и погулять мог, выпить там, песни попеть, с девушками повеселиться, а этот нет, победит всех и в степь. Не порядок...
 
Как там дело было, — уж не помнит ни кто, но выяснилось, что бытыр этот, вовсе и не батыр, а баба, в смысле, женщина! Что тут началось, даже говорить не надо
.
 
Монгольские мужчины, они же настоящие мужчины и поэтому в мужские дела женщин не допускали ни под какими предлогами. А борьба — это чисто мужское дело... А тут такой позор! Что делать? Думали, думали, как себя от такого срама в будущем обезопасить, ничего не придумали.
 
Ну тут, как водится, дедок, весь седой и умудрённый жизнью, говорит: «А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в куртке с открытой грудью, чтоб ни одна ба... прошу прощения, женщина в мужские дела не совалась.»
 
С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба “Бух барильда” так пока и остаётся чисто мужским делом.
Посему, рекомендую выше предложенное видео.
 
http://www.youtube.c...h?v=0wB6WISba5M
 
ссылка
 
Боке - монгольская борьба
 
Хорошо известно, что кочевые народы Центральной Азии были прекрасными воинами и борцами, включая женщин. Во время длительных военных кампаний женщины брали на себя заботу о домах и родных местах, и им приходилось уметь сражаться, с оружием и без него. Венецианский купец Марко Поло рассказывал о монгольской пронцессе Ай-Ярук ("яркая луна"), которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок. Монгольская борьба - это борьба в куртках, и главная цель ее участников - повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.
 
ссылка
 
"Поляницы (поляничищи удалыя), женщины-богатырши – постоянные персонажи русского эпоса. С поляницей Латыгоркой (Златыгоркой, бабой Горынинкой) бьется Илья Муромец, а через многие годы встречается со своим «неузнанным» сыном или же, как в данном варианте, со своей «неузнанной» дочерью от этой Златыгорки; поляница – жена Добрыни Никитича, с которой он знакомится тоже в бою; с поляницей бьется и на полянице женится Дунай Иванович, а в одном из уникальных вариантов былины - «Про Илью Муромца и Тугарина» поляница Савишна – жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасает Киев от Тугарина (См.: Былины и песни Южной Сибири. Собрание С.И. Гуляева. Новосибирск, 1952, № 6).
 
Одна из трактовок образа былинных поляниц принадлежит Д.М. Балашову. «Поляницы преудалые русского эпоса,– замечает он, – чрезвычайно оригинальны. Это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь». Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли»."
 
ссылки
 
"Героини самых известных русских волшебных сказок — Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица — это женщины-богатырши. Помимо обязательной для героини красоты, они обладают недюжинной физической силой (что в обычной — не только русской, но и мировой сказочной традиции — непременно мужской атрибут). О том, как они обрели эту восхитительную физическую крепость, в сказках ничего не говорится, однако с трудом верится в то, что эти девушки-богатырши были в детстве безропотными и кроткими послушницами, вроде Хаврошечки и Настеньки.
 
Повзрослев, Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица объявляют о готовности быть наравне с мужчинами в их внедомашней и внесемейной деятельности. Домом для таких женщин становится Мир, который они обустраивают и которым они управляют. И такое их нестандартное поведение почему-то не осуждается, а рисуется сказкой чем-то притягательным, без чего простачкам-иванушкам прямо-таки не выжить.
 
Вот, к примеру, Марья Моревна — сообщает сказка — крепко приворожила Иван-царевича именно силой, способностью «побить войско». В сказке о Синеглазке Баба-Яга упрашивает Ивана не искать богатырши, в саду у которой растут молодильные яблоки и течет живая вода, но любопытство героя — сильнее опасности («Захотелось ему увидеть сильную, могучую богатырку…») В сказке о Синеглазке герой оказывается побежденным богатыршей, но когда он просит ее о пощаде (так как она собирается убить его) — то в конце концов становится ее законным супругом. Таким образом, героине не возбраняется… самой предлагать себя для любовных отношений. Скажем, в сказке «Поди туда…» невеста говорит Федоту: «Умел ты меня достать — умей и жить со мною! Ты мне будешь нареченный муж, а я тебе — богоданная жена».
 
В уже известной нам сказке о Марье Моревне она же сама и говорит Ивану-царевичу: «Коли дело не к спеху — будь моим гостем…» Сказка комментирует: «Иван-царевич тому и рад… После двух брачных ночей полюбился он Марье Моревне и женился на ней…» Как не споткнуться тут взглядом о строчку: он ей полюбился — а потому и женился. В «обычной»-то сказке надо-бы по-другому: он ее полюбил и потому женился… А здесь — прямо матриархат!
После описанных удивительных событий в домах у богатырок происходит полная смена гендерных ролей: новобрачный становится домохозяином при жене, которую более интересуют события вне дома.
 
Как часто русская сказка являет нам примеры смены гендерных ролей? Можно сказать, что сплошь и рядом. Не только женщины-богатырки бьются с ратями и стреляют, не хуже мужчин, но и мужчины умеют выполнить обычные женские обязанности. Солдат из «Каши из топора» умеет сварить наваристую кашу, Старик из сказки «Колобок» скребет по сусекам, замешивает тесто и изготовляет главного героя, Царь умеет укачать в люльке сына и спеть ему колыбельную, да еще какую нежную! . Однако вернемся к нашим богатыршам.
 
«Вздумалось королевне на войну собраться… Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: «Везде ходи, за всем присматривай…» То есть жена идет на войну, а муж становится хранителем семейного очага.
 
Очень часто по ходу развития сюжета сказка предлагает своей героине некоторые «опасные ситуации» или же соперничество за право на счастье с другими сказочными персонажами. Предлагает — и дает ключ к победе в виде изначально заданной физической силы (то есть именно мужской, не женской характеристики): «Царь, отдай царевича, — просит Синеглазка отца своего избранника. — Не отдашь — все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Отметим — у этой самой Синеглазки целая рота таких же богатырок, как она (как не вспомнить амазонок!): «Смотрит царевич — все войско из одних девиц наброно, та хороша, а та — еще лучше…».
 
Удивительные женщины изображены русской сказкой рядом со слабыми мужчинами! Марья Моревна — дочь моря (совсем как Афродита), Синеглазка — племянница богини мудрости, а Лягушка (жена Ивана-царевича) — та и вовсе сама Василиса Премудрая. Да, все эти женщины — волшебные, не реальные, идеальные. Но это-то и интересно: идеал женщины не только прекрасной, но и смелой, сильной, независимой, мудрой. Нам с вами до такого женского идеала далеко…"
 
про Марью Моревну - ссылка
 
"Если говорить о женских богатырских образах, то можно вспомнить известное полотно Н.К.Рериха «Настасья Микулична». На нём изображена богатырша-великанша, с которой сравниться может разве только древнерусский великан Святогор. Как рассказывают легенды, Настасья Микулична была так могуча, что сам Илья Муромец не мог с ней справиться. Как известно, эта картина символизирует Россию Азиатскую, но посмотрим на неё с другой точки зрения — насколько часто женские образы встречаются в легендах о богатырях. Оказывается, в русском былинном героическом эпосе есть немало женщин-богатырш. «Поляничищи удалыя» —так их называли (от слова «поляне» — древнее восточнославянское племя). Это степные наездницы, которые меряются силой с богатырями, а также совершают подвиги в битвах с иноплеменными завоевателями. Среди них Богатырша-поляница Златыгорка (Латыгорка), которая билась с Ильёй Муромцем; Настасья-королевична, которая билась с богатырём Дунаем Ивановичем. Поляница Савишна, жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасла Киев от злого Тугарина. Известно ещё немало женщин, чьи имена в героическом эпосе стоят рядом с именами знаменитых богатырей."
 
Настасья Микулична, Рерих Н. 1943
 
Nastasya_Mikulichna_%5B1943_g.%5D.jpg


  • Krakatau это нравится
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#2 kek

kek

    Администрация

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 14 043 Cообщений
  • Москва

Отправлено 04 Ноябрь 2016 - 22:31

Самооборона для девушки: Начало

 

Если серьезно, то про монгольских борчих (блин ,какое слово то правильное чтобы борцов женского пола обозначить) я первый раз прочитал у Ван Гулика. Учитывая любовь автора к истории и культуре Китая и прилегающих государств, можно предположить, что феномен не только существовал, но и был достаточно известным. В книге писалось, что схватки их проходили с минимумом одежды (упоминались набедренные повязки) и были достаточно силовыми, поэтому дамы участвовавшие нещадно налегали на физо (с этим связано несколько комедийных моментов). Сие весьма специфически сказывалось на их внешности.


оружейные техники Матаеси Кобудо в Москве 


#3 Яри

Яри

    Шихан

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 6 485 Cообщений
  • Москва

  • иайдо, дзёдо, айкидо

Отправлено 27 Ноябрь 2016 - 01:19

Есть ещё занятная персидская сказка, про Араб-Занги и Биби-пери :)

 

http://allskazki.ru/...arab-zangi.html

 

Интересна ещё и тем, что тут мы видим необычную ситуацию - героя-двоежёнца, причём только первая жена - воительница (и почему она при таких качествах так и не пришибла вторую, Аллах весть :) )



#4 ВиШень

ВиШень

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 971 Cообщений
  • Подмосковье

  • Aiki-cigun

Отправлено 27 Ноябрь 2016 - 01:28

 (и почему она при таких качествах так и не пришибла вторую, Аллах весть :) )

Так мусульмане. Видимо у них в подкорку вшито что это норма. 


  • kek это нравится
http://vk.com/yishen

Нет границ. Есть только препятствия.

#5 Чайникк

Чайникк

    Шихан

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 25 034 Cообщений
  • Волжский

  • диван дзюцу

Отправлено 27 Декабрь 2016 - 12:31

Нащот эпосов не вем. А вот как то пришлось мне с одной дамочкой бороться. Будучи, к слову сказать, на пике формы. Ну так, мягко говоря, она меня валяла как хотела и как могла. А хотела и, главное могла, по всякому...

#6 Levius

Levius

    6 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 345 Cообщений
  • Москва

  • Ягю Синган Рю, Кюдо, фехтование(рапира)

Отправлено 14 Январь 2017 - 13:43

Есть арабский эпос "о богатырше Фатиме", кажется ...издавался в советское время в Литпамятниках, то есть книга серьезного формата. но, по толщине, вполовину от первого тома "сравнительных жизнеописаний " Плутарха. ))) Я его не осилил.... вся книга примерно в таком ключе: "решило племя бана-сулу напасть на племя сулу-бану, пока те были в походе, напали, ограбили и разорили. Приехали домой сулу бану. а он разорен, поехали мстить, поскольку шли налегке. обогнали банасулу отягащенных добычей и раньше них добрались до их земель, ограбили и пошли домой, пришли домой бана сулу. разгневались и пошли мстить сулу бану, НО, ПОСКОЛЬКУ ШЛИ НАЛЕГКЕ......" И так всю книгу, поэтому я не запомнил в чем там роль богатырши Фатимы.

Есть в русских былинах про дочку богатыря Добрыни Никитича, еще я видел эпос про какую то "поляницу-удалую девицу", не помню.... термином "поляница", насколько я знаю, обозначали боевых барышень.

Вообще, в варварских обществах женщины часто официально несли воинскую повинность. В Ирландии, женщин освободили от призыва в ополчение кланов лишь в 7 в.  В Скандинавии было полно женщин воительниц, они даже сражались в "Стене щитов" вместе с мужчинами. У сарматов девушка не могла выйти замуж, пока не убьет двух врагов(правда это говорят не сарматы, а поздние римские историки)). Но, резон в этом есть. Схожие обычаи были то ли у хевсуров, то ли у пшавов и тушин на кавказе - девушка должна была принести жениху две отрубленных правых кисти, после этого свадьба.

В шумерском эпосе герой Гильгамеш боролся с богиней и с трудом победил.   В захоронениях женщин раннего железного века на Алтае и бронзового в Европе и скифов в Причерноморье находят  богатый оружейный инвентарь.

Уже в эпоху колониализма в Дагомее(Африка)  существовало войско амазонок в 4 тыс. чел.  Его первым описал для публики Жюль Верн в романе "Робур Завоеватель". 1 тыс. была вооружена пистолетами. кинжалами и саблями, служила дворцовой стражей. 1 тыс. была вооружена тяжелыми мушкетами и занималась в мирное время охотой, в том числе и на слонов. 1 тыс была артиллерийской прислугой. 1 тыс. (молодые девушки) были лучницами. Войско это появилось не от хорошей жизни, Дагомея понесла  тяжелые потери в битвах с соседями, а стране грозило вторжение французов. Тогда  любимая наложница короля и выдвинула эту идею и собрала войско. надо сказать. что у дагомейских баб явно были задатки.  Во время штурма столицы соседий дагомейские амазонки проявили ошеломляющие храбрость и ярость.  Защитники города думали что сражаются с мужчинами, пока, по своему обычаю, не попытались  прямо на стене оскопить захваченного дагомейского воина. Французы тоже ненавидели дагомейских амазонок за жестокость и после колонизации страны была объявлена настоящая охота на них.

В тайских государствах в средние века была женская дворцовая стража.


Кстати, племя лесных монголов, которое, одним из последних, противостояло Чингисхану возглавляла женщина богатырь, которая сражалась в конном строю


Известная мастерица фланкировки Ольга Корогодская говорила в интервью о женской дружине в войске Святослава 1-го Храброго, но я не знаю ее источников.



#7 Яри

Яри

    Шихан

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 6 485 Cообщений
  • Москва

  • иайдо, дзёдо, айкидо

Отправлено 14 Январь 2017 - 14:21

Скорее всего, она попутала дружину Святослава с войсками какого-то из славянских племён, осаждавших Фессалоники ("Чуда святого Димитрия"), в составе коего после разбора трупов (штурм был отбит) обнаружилась чуть ли не треть женщин.

 

В составе сказок "1001 ночи" есть замечательная сказка "Мариам-кушачница", где главная героиня, будучи выкупленной героем как содержимое сундука, выходит за него замуж, приняв ислам (изначально она дочь христианского царя), потом её крадут папины эмиссары, а убитый горем супруг отправляется её искать. В процессе поиска делает только две вещи: рыдает и бредит стихами. Но встречные старцы жалеют убогого и помогают. Пару раз он её находит, делает глупости и теряет снова. В финале истории он добирается до её родины, где ей всё это надоедает, она берёт дело в свои руки и организует побег. Со второго раза (в первый доблестный супруг уснул, и её попытался похитить какой-то вор-нубиец, которого она недолго думая зарубила) ей это удаётся, но папочка снаряжает погоню. И тогда девочка отрывается, последовательно покрошив три войска под предводительством трёх своих братьев (муж в этом участия не принимает, сообщив, что устойчив в битве, как устойчив кол в отрубях). Прикончить ещё и отца ей не позволили его советники, удержавшие престарелого царя от того, чтобы тоже кинуться в битву. Потом Мариам берёт в охапку своего мужа, продолжающего бредить стихами, и отправляется с ним к Гаруну ар-Рашиду. Где от избытка чувств сносит голову одному из отцовских советников, явившемуся требовать у султана её выдачи...

 

А ещё у казахов есть интересная сказка "Шамхан и Султанхан", где Шамхану сопутствует девушка-воительница.


  • ВиШень это нравится

#8 Levius

Levius

    6 кю

  • Пользователи
  • PipPip
  • 345 Cообщений
  • Москва

  • Ягю Синган Рю, Кюдо, фехтование(рапира)

Отправлено 14 Январь 2017 - 14:46

Я не знаю, чего она попутала, сказать не могу, слышал только интервью. Вроде, у ней, образование историческое. Я не исключаю. что и у Святослава были воительницы, просто не встречал источников.

Еще забыл упомянуть последний поход византийцев на юг Италии, против сицилийских норманов. которые захватывали византийские владения в Италии. В начале решающей битвы варяжская дружина атаковала норманов столь стремительно. что норманы дрогнули и побежали. Остановила их наложница короля на коне с копьем в руке. Когда те остановились, то узрели как мало варягов и, перейдя в контратаку, отбросили их, загнали на крышу местного собора(действительно, маловато было!!!), после чего, радостно подожгли собор.  Это последний случай упоминания варягов в византийских источниках.

А в 1000 и 1-й ночи есть, кажется про Зейтнаб, которая заставляла бороться с собой всех своих служанок. а, когда неизменно побарывала их то связывала и мучила. Просто БДСМ))






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных