Техники дыхания в Будзюцу
«The body/health-activating breathing and energy, which we learn from military arts»
A rough English translation of the article in the magazine "The Hiden Budo & Bujutsu", October 2010: Special issue
(сокращенный перевод clover)
В Будзюцу дыхание имеет большое значение. Все люди, которые занимаются Будзюцу должны знать, что движения, тайминг, ритм, мощность усилия и т.д. тесно взаимосвязаны с дыханием. Свободное дыхание позволяет наиболее эффективно использовать мышцы и связки тела, а с помощью групп мышц, контролирующих дыхание, можно получить большую мощность усилия. Кроме того, регулируя дыхание можно также влиять на пульс, работу внутренних органов, нервную систему, включая мозг, и на гормональный уровень, которые не могут контролироваться сознательно. Техники дыхания есть не только Будзюцу, они также считаются важными в йоге, киконге (цигуне) и т.д. Правильное дыхание - это ключ к контролю над разумом и телом, для достижения большей эффективности. Можно сказать, что изучение техник дыхания позволяют приобрести полный контроль над духом и телом.
При изучении Будзюцу, знание теории и практика методов Taндэн являются основополагающими. Во многих школах Будзюцу подчеркивается важность «наполненности» Taндэна. Наполненность Тандэна позволяет добиться вдохновенных движений в сочетании со взрывными усилиями. Также Taндэн может использоваться и обратно, как успокаивающая энергия – «Kichin Tanden» («успокаивающая энергия в Taндэн»). Но «наполнить» Taндэн (взрастить ки) невозможно, просто думая о нем, как о нижней части живота. Его «наполненность» достигается с помощью специальных дыхательных техник.
В своей книге «Aikido in Daily Life» (изд. Rokugei Publishing House), Tohei Koichi (1920-2011), который обучался у Ueshiba Morihei и Nakamura Tenpu, изложил принципы Misogi, дыхательных техник, как методы для объединения тела и духа. Он описал - упрощенные методы для начинающих, дыхательные техники, Misogi,объединяющие дух и тело и дыхательные техники Айкидо . (краткая история Мисоги)
Упрощенная форма Mисоги: сделайте медленный выдох через рот (в течение примерно 10-12 секунд), сопровождая его звуком «ха». Закройте рот, и также медленно вдохните через нос, концентрируясь на ощущениях, происходящих в задней части головы. Задержите вдох на некоторое время и переведите свое внутреннее ощущение с задней части головы на точку Тандэн.
В Айкидо техника дыхания Misogi в норме практикуется в среднем от 10 минут до 1 часа. Короткая практика может занимать всего несколько минут.
Мисоги из положения стоя: со свободно опущенными вниз руками, пальцы рук расжаты, стоять слегка опираясь на пальцы ног. Вдох - сжать кисти в кулаки, поднять руки, согнув локти, до уровня плеч, сделать небольшую паузу, мысленно концентрируясь на Тандэне. Раскрыть кулаки и выдыхать с одновременным опусканием рук (так бы «прессуя» кистями воздух в сторону земли) до уровня Тандэна. Выдох должен быть осуществлен по возможности полностью. После этого упражнение повторяется. (похоже на Ибуки в каратэ)
(видео, Мисоги в Айкидо)
Кроме достаточно быстрого «наполнения» энергией (ки) Тандэн, дыхательные практики также несут в себе мощное оздоровительное воздействие на весь организм. Но наращивать интенсивность дыхательных практик следует очень постепенно. Дыхательные практики Киконг (цигун), Дзэн, БИ, а также дыхательные практики для матки, все они основываются на теории, называемой «Малый небесный и Большой небесный круг циркуляции ки».
В Киконг и Дзэн, при описании медитаций, техники дыхания излагаются наиподробнейшим образом. Однако, в «лучших» традициях старых стилей Будзюцу, описание систем техник дыхания встречается довольно редко. Например, в китайских БИ, таких как тайцзицюань, есть подробные описания техник дыхания, основывающихся на различных методах Киконга (цигун). Но в отличие от китайских БИ, в японских традиционных Будзюцу, техники дыхания едва упоминаются в текстах различных школ.
Причиной этому было то, что еще во времена примерно периода Эдо, участие мастеров БИ в практиках Дзэн или Mikyo (эзотерический буддизм) было обычным делом. Поэтому они знали множество техник дыхания из Дзен, например, таких, как Susokukan (медитация, сочетающая практику дыхания по принципу подсчета дыхания) или Ajikan (практика созерцания (санскритской) литеры "А").Например, известно, что мастер времен сёгуната Токугава, Shirai Toru (1783-1843) из Тенсин Итто-рю обучался Дзену у монаха Hakuin (1686-1768).
В эпоху Мэйдзи, в отношении поддержания здоровья, важность дыхательных практик подчеркивали, например, Hida Harumitsu (он же Hida Harumichi 1883-1956) в книге «Hidashiki Kyokenjutsu» (Техники Хида для укрепления здоровья), Okada Torajiro (1872-1920) в книге «Seizaho» (Успокаивающая медитация), Nakamura Tenpu (1876-1968) в книге «Shin Shin Toitsu Ho» (Метод объединение ума и тела), Fujita Reisai (1868-1957) в книге «Fujitashiki Sokushin Chowado» (Способ согласования дыхания и сознания Фудзита), Futaki Kenzo (1873-1966) в книге «Futakishiki Fukushiki Kokyuho» (Техники брюшного дыхания Футаки), Kawai Kiyomaru (1848-1917) в книге «Kawaishiki Mubyo Choseiho» (Методы для долгой жизни без болезней Каваи) и др. Их методы, можно считать в какой-то мере новым взглядом того времени на важность поддержания здоровья людей. Это была относительно инновационная идея, которая была воспринята обществом, начиная с периода Мейдзи, и которая нашла свое отражение в том числе и в Будо, в котором стало больше уделяться внимания дыхательным техникам.
Дыхание и боевой крик - «медленное и быстрое» - все это имеет отношение к методам ритма и тайминга. Особенно в школах кендзюцу есть много описаний использования боевых криков, тайминга и ритма.
Что касается боевых криков, то есть описания их видов, случаев использования и соответствующего психологического настроя, например, в книге «Kenjutsu Seika no Maki» (Использование боевых криков при бое на мечах) и в книге «Kashima Shintoryu Heiho Jikansho» (Размышления о боевой стратегии боя на мечах школы Касима). В этих книгах перечислены виды боевых криков: "i", "ya", "ha", "to" и "e", и каждый из них должен сопровождаться соответствующим боевым настроем. Например, боевой крик "i": звук, переходящий от низкой тональности к высокой (типа «перехода на визг»). Боевой крик "ya": его тональность постоянна, т.е. не изменяется сначала и до конца. Боевой крик "ha": это грудной звук, практически остающийся внутри себя (типа «хриплого рыка»). Боевой крик "to": это очень короткий отрывистый звук. Боевой крик "e": это растянутый грудной звук, практически остающийся внутри себя. Боевые крики сопровождаются соответствующим дыханием, поэтому навыки в боевых криках основываются на соответствующих методах дыхания. И не только. Например, одним из важных моментов при издании боевого крика «e» является издавание грудного звука таким образом, чтобы из-за его вибрации пять главных внутренних органов (печень, легкие, сердце, почки и селезенка) отреагировали всплеском выброса энергии (ки).
Описания боевых криков в традиционных школах Будо часто сопровождаются описанием методов ритма и тайминга. Например, они есть в книге «Gorin no Sho» (Книга пяти колец) Miyamoto Musashi (1584-1645) из Niten Ichiryu (Школа стратегии двух небес в одном), а также в книге «Heiho Kadensho» (Книга искусства войны) Yagyu Munenori (1571-1646) из Yagyu Shinkageryu.
Можно научиться «читать» дыхание противника для того, чтобы «входить» в его ритм, или менять свое дыхания, либо даже его останавливать, чтобы «сбивать» противника со своего ритма. Т.о., в ритме и тайминге дыхание играет важную роль.
«Дыхание влияет на силу всего тела. Учитывая, что «Iki» (дыхание) активизирует «Ки» (энергию), создавания «Kiryoku» (мощь), то по сути Будзюцу можно описать одной фразой, как «взращивание боевого Kiryoku», - писал мастер Minoru Inaba (Kashima Shin-ryu) в своей книге «Researching Japanese Budo» (Изучение японского Будо). «Кроме того, по моему мнению, помимо важности дыхания, не меньшую важность имеет такое состояние, которое можно назвать, как «гибкое тело». С годами практики может развиться мышечная «забитость», при которой мускулы шеи, плечей и груди практически перестают расширяться и сокращаться, они становятся «одеревеневшими», не гибкими, и в конечном счете, движения рук становятся нехлестскими и малоамплитудными. Поэтому очень важно поддерживать и сохранять гибкость мускулатуры плечей и груди.
Тренировки в Будзюцу ведут к тому, что мышцы области плеч и груди со временем неизбежно «деревенеют», а иногда не только теряют гибкость, но и приводят к различным травмам и заболеваниям. В давние времена, целью тренировок в Будзюцу было, прежде всего, обретение навыков, необходимых на войне, без учета важности поддержания и сохранения состояния здоровья, поэтому, это, возможно, было неизбежным. Однако, в наше время сохранение и поддержание состояния здоровья является не менее важной целью, чем обретение боевых навыков. И в этом, также помогут дыхательные практики, которые позволят уменьшить жесткость мускулатуры посредством расширения грудной клетки при вдохе и смещением центра тяжести в нижнюю часть живота, при выдохе. Я верю, что такая дыхательная практика просто необходима в современных Будзюцу.».
«В Kashima Shinryu есть учение о «Пяти законах», в котором отражены основные принципы Будо: «нападение и защита в одном», «намерение и проявление в одном», «Инь и Ян в одном», «движение и покой в одном» и «пустота и полнота в одном». При этом дыханию отводится очень важная роль. (!* «...в одном» - значит «одно без другого не существует».) «Пустота и полнота в одном» означает принцип обмана в бою. Это ложное «приглашение» для противника к осуществлению им нужного нам действия (заманивание) – это «пустота», и когда противник «покупается» на эту приманку, ему наносят удар мечом – это «полнота». Если же противник не ловится на приманку, то собственный меч из «полного» превращается в «пустой», а меч противника становится наоборот «полным». «Инь и Ян в одном» - относится к концепции активной (ян, полное) и пассивной (инь, пустое) стороны тела. Если человек задействовал левую половину тела, она становится «полной» (ян), а правая половина, соответственно, превращается в «пустую» (инь). И, наоборот, при активизации правой стороны тела, она становится «полной» (ян), а левая, соответственно - «пустой» (инь). Тоже самое у противника. Если он атаковал с правой стороны, то она «полна» (ян), а левая его сторона – «пуста» (инь). Если он атаковал с левой стороны, то она «полна» (ян), а правая его сторона – «пуста» (инь). «Намерение и проявление в одном» - это означает, что когда противник хочет атаковать, то началом этому является его замысел (который опытный мастер способен «прочитать»), а потом только атака. Между замыслом и атакой всегда есть промежуток времени, поскольку мысль человека всегда опережает действие. Т.о., намерение и проявление взаимосвязаны (не могут существовать одно без другого), поэтому и говорят, что они «в одном». «Нападение и защита в одном» - это совершение выпада мечом с ударом таким образом, чтобы в случае неудачного выпада, на возвратном движении меча можно было сразу же выполнить защиту. И наоборот, делать защиту мечом таким образом, чтобы после нее, можно было бы сразу же с выпадом перейти в удар. Т.о., движение меча туда-обратно становится «нападением и защитой в одном». Такой метод позволяет даже в том случае, если вы поддались на уловку противника, и сделали нужный ему выпад, сразу же защититься от удара противника.
Во всех «Пяти законах» дыхание играет важную роль. Синхронизация пика дыхания вместе с вложением энергии в удар позволяет нанести его наиболее мощным образом, но малейшая расхронизация дыхания с ритмом нанесения удара, приводит к его ослаблению. Вообще, на ритм много чего влияет, не только дыхание, но если дыхание хаотично, то и ритм будет хаотичным. Т.о., синхронизация дыхания и ритма чрезвычайно важна для точности и мощности работы мечом.
В случае безоружных методов ведения боя, важной является гибкость тела, созданная дыханием. Методы дыхания позволяют, прежде всего, устранить в теле «вредную» (противоборствующую действиям) напряженность мышц, свободнее перемещаться при выполнении ма-ай и мгновенно выполнять тайминг. Но не только это. Например, многие в бою, если их сватили за руку или за одежду, пытаются освободиться, прикладывая к этому массу усилий. Но, если сделать небольшой выдох в момент, когда вас схватили, и при этом сохранять максимально гибким тело, воздерживаясь от закрепощающей его силы, то для освобождения от захвата потребуется совсем немного усилий, поскольку пластичное тело более вертко и подвижно. Т.о., методы дыхания помогают сохранять гибкость в теле, способствующую выполнению техник без прибегания к использованию грубой физической силы. Лао-Цзы и другие духовные учителя также обращали внимание на необъодимость наличия гибкости. «Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек рождается он слаб и гибок, когда он умирает, то крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, когда сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила - спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия, поэтому, что очерствело, то не победит», - писал Лао-Цзы. Это наставление актуально и для современных Будзюцу.
Практика дыхания поддерживает и развивает гибкость тела, помогает концентрации энергии (ки) в Тандэне для увеличения мощности усилия, улучшает навыки в тайминге и участвует в объединении ума и тела. Поэтому нет никаких сомнений в важности практики дыхания в Будзюцу.
(Далее идет описание дыхательных упражнений (с фото), но фотки не отсканированы)
The breathing technique "Chinkon" ("Calming the soul") in Shinto practice
The breathing technique of "Furitama, Chinkon" ("shaking the soul, calming the soul").
Kashima Shinryu Kenjutsu: Kihondachi "Kuraidachi"
Kashima Shinryu Kenjutsu: Uradachi "Mikirikenchutai"
Kashima Shinryu Kenjutsu: Jissenkumitachi "Sokuidachi-Hayanukifudoken"
Kashima Shinryu "Reiki no Ho" ("spirit technique")
Продолжение темы практики дыхательных упражнений в Дайто-рю
Тандэн
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Метод взаимосвязи
Ирими, Ири - «Вход» в противника
Видео: как делать Коккю
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку