Перейти к содержимому






Фотография

Эволюция ранговой системы в каратэ-4

Написано clover , 30 Декабрь 2016 · 671 Просмотров

Изображение

 

(...часть-1)

 

(перевод Clover)

 

Крупные ассоциации каратэ

 

В 1964 году была учреждена «Federation of All-Japan Karate-Do Organizations» (FAJKO). В нее вошли не только ведущие стили, но также множество подорганизацией, которые соответствовали требованиям FAJKO. Однако, вплоть до 1971 года, в FAJKO не было своей ранговой системы. В ранговой системе FAJKO многие из старых титулов Butokukai были сохранены, но они были «привязаны» к дановой системе. Новая ранговая система FAJKO привела к тому, что некоторые мастера получили меньшие даны, а другие - большие.

 

Снижение данов произошло у тех мастеров, которые получили в FAJKO свои даны на основе констатации возраста. Также некоторые мастера обнаружили, что не смотря на то, что они в своем стиле имели 10 дан, в ранговой системе FAJKO им «светило» не выше 6 дана. Так, например, произошло с Seikukan (в котором я учился в середине 60-х). Когда Seikukan стал членом FAJKO, его мастера прошли аттестацию в FAJKO, в т.ч. глава стиля, Miki Takemori (который является сыном ученика Фунакоси, основателя Seikukan, Tainen Takemori). Мики унаследовал Seikukan после смерти своего отца в 1961 году, став его главой (в возрасте неполных 20 лет), но получил только 6 дан в FAJKO, который, однако, для него значил больше, чем 7-8 даны мастеров в его Seikukan. В Seikukan был один мастер - Ogawa, который начался обучаться в Seikukan с самого его учреждения, еще у Takemori-старшего, и имел 10 дан, который, однако, номинально значил меньше, чем 6 дан Мики от FAJKO. Такая «странная» ситуация с данами существовала в основном в небольших стилях. Но проблемой было то, что большинство членов в FAJKO являлись именно такими небольшими стилями, поэтому, в 1960-х гг. ситуация, подобная Seikukan, была отнюдь не уникальной. Были и мастера некоторых стилей, в которых 5 дан являлся наивысшим, которые после вступления их организаций в FAJKO получили в ней 8 даны и выше.

 

В результате ранговой системой FAJKO были довольны не все мастера. Некоторые организации (* в основном Сётокан (???) в Сётокане полно организаций) вышли из FAJKO и учредили свою организацию «Rengokai» (??? полного названия нет), руководство которой было представлено также в основном бывшими мастерами из FAJKO. (Chidokan Обаты также вошел в Rengokai. Исао Обата стал ее первым председателем.). Хотя в Rengokai не было множества крупных организаций, все ее члены были весьма лояльны по отношению к внутренней политике, проводимой руководством этой новой организации. После своего учреждения, руководство Rengokai также установило свою ранговую систему. Не смотря на то, что Rengokai не является членом FAJKO, эта организация является членом WUKO (World Karate Federation). Rengokai, не смотря на свои малочисленный членский состав, обладает достаточно большим влиянием в WUKO. Например, решение по формату ката Сётокан руководство WUKO приняло под влиянием мнения именно Rengokai.

 

Недавнее прошлое

 

Практически вся история развития ранговых систем в каратэ и присуждения данов в той или иной степени связана с попытками присвоить себе как можно больше властных полномочий, различными внутриполитическими интригами, а также со злоупотреблениями «лояльностью», типа «будете ходить по струнке - получите высокий ранг». Хорошим примером этого является случай с бывшим чемпионом Японии Fumio Demura, который имел 5 дан, когда отправился преподавать каратэ в США в середине 1960-х. Целых 25 лет он имел все тот же 5 дан, пока IMAF (International Martial Arts Federation) не присвоил ему высокий дан, как он того заслуживал. Известный в США мастер каратэ Dan Ivan, также получил 7 дан от IMAF подобным образом.

 

Решения кому давать даны, а кому – не давать, в нередких случаях принимаются лишь небольшой группкой «приближенных» лиц, как правило, кулуарно и исходя из каких-либо своих внутренних коллективных интересов. «Коллективные интересы превыше личных» - это концепция, на которой испокон веков строится японское общество, но именно это мало кем из западных людей понимается, поскольку в традициях Запада превыше всего ценится личностный индивидуализм. Исходя из этого, японцы используют ранговую систему, как инструмент манипулирования личностью в интересах группы, когда человек должен «выказывать» свое «правильное отношение» к организации («лояльность»). Если очередной дан долгое время «зажимается», то это может делаться в т.ч. и для того, чтобы показать человеку, чтобы он попытался углубить свое чувство «скромности» (т.е. поуменьшить свои личные интересы, готовность учитывать интересы других) по отношению к коллективу.

 

Я знаю одного мастера в Европе, который имея высокий дан в своей организации, решил со своим стилем вступить в крупную японскую ассоциацию, но когда (по своим каналам) узнал какой они собираются низкий дан ему дать, передумал. Т.е., если какая-либо стилевая организация вступает в какую-либо крупную японскую ассоциацию каратэ, то не факт, что ее мастера получат в этой ассоциации даны, эквивалентные данам в их стилевой организации (они могут получить и более низкие даны). В таких случаях соответствующие лица просто должны смириться с этим. Однако, иногда возникают и весьма «щекотливые» ситуации, когда в крупной японской ассоциации глава какого-либо стиля получает дан ниже, чем какой-либо из мастеров его стиля. В общем, все это во многом зависит - по каким критериям оценивает крупная японская ассоциации мастеров при присуждении им данов. Мне сразу впоминается случай с одной организацией Сётокан в США, в которой ее глава имел 5 дан, а в ассоциации, куда вступила его организация, он получил всего лишь 3-й. Я не знаю, остался ли этот мастер в этой ассоциации и получал ли от нее даны в дальнейшем, либо ушел из нее, предпочтя свой 5-й дан и свою дорогу в каратэ.

 

В Японии, в течение 1960-х, было большое количество мастеров, недовольных деятельностью своих стилевых организаций либо, в ряде случаев, деятельностью их глав, поэтому они покинули свои организации. Японцы, будучи очень прагматичными людьми, также хотели увеличить количество членов FAJKO, поэтому при учреждении ранговой системы они также учли случаи, когда вследствие различных внутренних проблем отдельные мастера будут покидать свои стилевые организации, и тогда эти мастера могли ставиться отдельными членами FAJKO, после чего получали даны уже в ней. Т.е., торетически суть этого заключалась в том, что если происходило дробление стиля из-за внутренних разногласий, то FAJKO выступала, как «зонтичная организация», в которой мастера раздробившейся стилевой организации по-прежнему сохраняли свое членство, а в некоторых случаях, FAJKO даже принимали в члены тех, кто был по каким-то причинам исключен из своей стилевой организации. Наряду с этим, когда FAJKO организует свои многочисленные курсы и тренинги, то принимать в них участие также могут и отдельные мастера, которые покинули свои стилевые организации. Вообщем, преимущества принадлежности к большой ассоциации разнообразны. Несмотря на все это, у FAJKO по-прежнему много проблем из-за соперничающих организаций. Например, JKA, которая не является членом FAJKO, предпочитая иметь свою широкую членскую сеть по всему миру (однако, после смерти Накаяма, JKA то же раскололась на большие фракции).

 

Ранговая система FAJKO

 

По состоянию на 27 марта 1971 года.

 

(Ранг – возраст – титул; + минимальный стаж в предыдущем дане)

 

Дзюдан (10) – минимум 70 лет – «ханси»
Кудан (9) – минимум 60 лет – «ханси»
Хатидан (8) – минимум 50 лет – «кёси»
Ситидан (7) – минимум 42 лет – «кёси» + 10 лет стажа в 6 дане
Рокудан (6) – минимум 35 лет – «ренси» + 2 года стажа в 5 дане
Годан (5) – минимум 35 лет.
Йондан (4) – минимум 35 лет – нет права на титул
Сандан (3) – минимум 35 лет – нет права на титул
Нидан (2) – минимум 35 лет – нет права на титул
Сёдан (1) – минимум 35 лет – нет права на титул

 

Интересно отметить, что до 5 дана, который когда-то до войны считался в каратэ наивысшим, не требуется никакого стажа в предыдущем дане, нужен лишь возраст - не менее 35 лет. Только начиная с 6 дана требования существенно ужесточаются. Т.о., на более низких уровнях, т.е. до 5 дана, требования для мастеров любых стилевых организаций едины. Также интересно отметить, что для мастеров, которые ушли из своих стилевых организаций, создав после этого свои стилевые организации, со вступлением в членство FAJKO имеют возможность получать последующие даны наравне с мастерами стилевых организаций, из которых они вышли.

 

Через год или около того, после того, как был создан FAJKO (1964), при поддержке японских заинтересованных лиц, была также учреждена первая международная ассоциация - «European Karate Federation» (EKF, 1965; она же - European Karate Union), с функциями аналогичными FAJKO. В 1970, EKF и FAJKO объединились, создав новую международую организацию «World Union ofKarateOrganizations» (WUKO). В 1995 году WUKO пыталась объединиться с «International Traditional Karate Federation» (ITKF), чтобысформировать «World Karate Federation» (WKF), но безуспешно, после чего WUKO сформировал WKF на собственных началах.

 

Учреждение WUKO открыло двери для многих западных мастеров, отделившихся от своих стилевых организаций, которые желали получить признание своих новых стилевых организаций в WUKO. Обычно, это осуществлялось посредством центральных национальных организаций, являющихся членами WUKO, а затем, после реструктуризации WUKO в WKF, в центральных национальных организациях WKF.

 

Тем не менее, в последние годы, почти в каждой стране были сформированы свои главные национальные органы, которые имеют собственные ранговые системы. Франция была одной из первых таких стран, в которой, чтобы получить черный пояс в своей стилевой организации, необходимо было, чтобы эта организация была членом главного французского органа каратэ. Кроме того, эти главные национальные органы уполномочены международными организациями каратэ выдавать самостоятельно даны вплоть до 8-го.

 

В довоенном Butokukai присуждение титулов не было «привязано» к данам, что позднее, после войны, вызвало множество проблем, когда началось создание новой ранговой структуры национального уровня. Довоенный Butokukai не принимал во внимание возраст мастеров, поэтому некоторые из них получили свои титулы в довольно раннем возрасте. В середине 1930-х гг., средний возраст обладателей различных данов и титулов был около 30 лет, причем некоторые мастера имели едва десяток лет стажа обучения в каратэ.

 

То, что я здесь рассказал - это лишь вершина айсберга, потому что изучить историю ранговых систем многочисленных организаций каратэ - это почти неподъемная работа.

 

Существует также еще один способ для получения данов - просто их купить. Есть люди в некоторых организациях, которые время от времени делают это. В 60-х и даже еще в начале 70-х гг. (...)

 

Также существуют своего рода «доверительные отношения». Например, стилевая организация является членом крупной японской ассоциации, но за все время ее членства в этой ассоциации ни один из ее мастеров ни разу не проходил в ней аттестацию. Вместо этого стилевая организация сама регулярно «штампует» сертификаты «от имени» ассоциации, присуждая своим мастерам даны. Такое часто происходило в 60-70-х гг. При этом в ряде случаев было, когда мастера «прыгали» сразу же на несколько данов выше. Я также знаю одного человека, который ездил на аттестацию в Японию, где получил 1 дан, после чего вышел из своей стилевой организации и в течение нескольких лет создал свою организацию, вступил с ней в члены ассоциации, и после этого сразу же получил 4 дан от ассоциации, как своего рода «благодарность» за нового члена в ассоциации.

 

Современные тенденции в мире каратэ

 

Основной моделью ранговой системы в крупных японских стилевых организациях (например, JKA) является следующее: учреждается специальный комитет, которым руководит председатель или президент; комитет обсуждает кандидатуры на получение очередных данов, после чего принимает решение, которое визируется председателем или президентом комитета, и далее это решение представляется для утверждения вышестоящим органам организации. По сути именно такая процедура действует в ассоциациях, как, например, FAJKO (позднее - FAKO) и WKF.

 

Кроме того, есть еще кое-какие особенности на уровне национальных органов. В США и Австралии, которые имеют свои национальные ассоциации каратэ, поддерживаемые государством, некоторые их члены – крупные стилевые организации тоже имеют государственное признание. Понятно, что государственное признание всегда связано с государственным финансированием, поэтому многие негосударственные организации каратэ находятся в неравных с ними условиях конкуренции. Реальная власть находится в рамках именно этих государственных организаций, и не только по причине их государственного финансирования, хотя, безусловно это играет немаловажную роль, но также из-за спортивной направленности, которая во многом популяризирует их, как на национальном, так и на международном уровне (* Фактически в тех странах, где есть финансирование спорта государством (например, США, Германия, Франция, Россия и т.д.), спортивные виды БИ имеют преимущество над классическими, в которых нет и никогда не было спортивной направленности (поэтому они всегда без поддержки гос-ва из-за отсутствия в них спорта - полное самофинансирование и автономность). В результате все приводит к ситуации, когда в странах с госфинансированием спорта количество различных спортивных стилевых организаций каратэ, по сравнению с классическими, достигает почти 100%). Существуют также еще немало отдельных организаций, которые предпочитают существовать автономно от всех.

 

Есть также отдельные межгосударственные ассоциации WKF, которые объединяют организации отдельных стран, расположенных в одном географическом регионе (например, Европа), которые также обладают правом присваивать даны. Поэтому сейчас в каратэ, существуют организации, которые могут присваивать даны: (1) национального уровня; (2) географического уровня и (3) всемирного уровня. Все эти ассоциации связаны друг с другом и наделены правами присваивать даны. Фактически ассоциации всех трех уровней могут присваивать любые даны – от начальных до высших. Такая ситация сложилась недавно, только в последние годы.

 

Этот новый подход к выдаче данов посредством международных или национальных организаций в целом приводит к тому, что в каратэ размывается такое важное понятие, как «стиль». Если вы получите дан от одной из таких крупных организаций как WKF, то это дан так - «вообще», т.е. без всякой принадлежности к какому-то определенному стилю каратэ.

 

Если взглянуть в перспективе, то можно задуматься о том, что многие из этих мастеров, которые получили свои высокие даны от таких организаций, как WKF, - если они учредят свои организации, то к какому стилю они будут относиться - это же большой вопрос? Многие (хотя и не все) мастера ушли в WKF, по причине их разногласий или споров с различными окинавскими либо японскими вышестоящими органами. Японцы, когда учреждали WKF в недавнем прошлом, предусмотрели возможность вступления в WKF мастеров, ушедших из своих стилевых организаций и создавших свои организации, также члены WKF, которые зачастую даже не имеют указания стилевой принадлежности (просто называют их именем главного додзе), в которых они присуждают даны от имени «обезличенного» в плане стилей WKF. Хорошими примерами этого являются Chidokan, который по существу преподает стиль сётокан, или Ryobukai, который также преподает сётокан, но сегодня, они оба называются просто по имени Ассоциации, без указания стилевой принадлежности и любые их непосредственные связи от истоков каратэ Фунакоси давно утрачены.

 

То же самое можно сказать и о некоторых организациях Годзю (за исключением мастеров линии Мияги, связь с которым у них может быть даже сильнее, чем у некоторых Сёто организаций с Фунакоси), таких как, например, Shodokan, Shoreikan, Shobukan, Meibukan, Jundokan и Shindokan. Они все имеют разные имена, но по сути, они все относятся к Годзю. В Сёрин-рю есть аналогичная ситуация с организациями Kobayashi и Matsubayashi, для которых Сёрин-рю является «зонтичной организацией». Тенденция такова - кто первым зарегистрирует имя своей организации в Ассоциации, тот и становится ее главой. Условия членства в таких ассоциациях, как JKA и WKF, весьма либеральны, членами могут быть как крупные организации, насчитывающие тысячи практиков, так и небольших – состоящих всего из одного клуба.

 

Результат аттестаций при международных ассоциациях может привести к тому, что мастера будут продолжать уходить по каким-либо причинам из своих стилевых организаций, вступать самостоятельно в крупные ассоциации, чтобы затем преподавать в своих организациях собственные гибридные системы. Это происходит уже сейчас, когда в последние годы многие высокодановые мастера «изобрели» свои собственные пути в каратэ, со своими трактовками ката, так, чтобы они работали в их новоизобретенном «стиле». Во многих отношениях это идентично тому, что начали делать японцы с окинавскими ката в начале 20-х гг., и что продолжается до сих пор.

 

Примерами такого смешивания, являются различные «КА» (клоны JKA), некоторые из которых практику Сётокан смешивают зачастую с другими стилями, например, с Годзю (как в случае, например, с учениками Канадзава), либо Сито-рю, в котором мастера практикуют ката Сётокан. В случае Канадзава многие скажут, что он преподает только «официальные» ката JKA, но он также преподает ката Сито-рю и Годзю-рю (плюс «сётоканизированную» версию Gankaku из окинавского Сёрин-рю) своим лучшим ученикам, как, к примеру, у нас в Австралии, так и в других странах, включая саму Японию. Разница между изучением «официальных» и «неофициальных» ката, особенно в различных «КА» организациях Сётокан, заключается в том, что вы можете аттестоваться только по «официальным» ката, но не по другим, хотя вы их изучаете тоже. Это просто вопрос семантики. Известно, что в конце 70-х гг., в Японии, Канадзава направлял своих учеников учиться у Морио Хигаонна. Так, например, издатель журнала «Fighting Arts Magazine» Terry O’Neil (Сётокан) из Великобритании и John Jarvis (окинавское Годзю) из Новой Зеландии, вместе обучались у него в 1978 году в Японии.

 

 

Если такая тенденция продолжится, то постепенно границы стилей будут становиться все более размытыми, и каратэ, в конечном итоге, может стать таким, каким оно было на Окинаве на рубеже века, когда концепция «стиля» для окинавцев была «чужеродной». (окончание - примечания)
(см. также Перечень титулов и званий в японских БИ)






Декабрь 2024

П В С Ч П С В
      1
234 5 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Поиск по блогу