Перейти к содержимому






Фотография

Каратэ-до - неполное искусство?

Написано clover , 30 Декабрь 2016 · 506 Просмотров

Изображение

 

Каратэ-до - неполное искусство?
Wayne Muromoto

 

(перевод clover)

 

Вы удивлены такой постановке вопроса? Я почти полностью в этом уверен. На самом деле я не собираюсь критиковать каратэ, это совершенно не так. То же самое можно сказать и о ряде других очень популярных БИ, но я, в частности, буду рассматривать только каратэ.

 

По моему мнению, в настоящее время преподается только половина каратэ, от того искусства, что оно представляло из себя в прошлом. А в некоторых случаях, возможно даже и только его треть.

 

Первая треть: если нет тренировок с оружием, то множество вещей в каратэ просто теряется. На Гавайях есть много окинавских и японских школ каратэ, которые практикуют кобудо. Несмотря на то, что кобудо изучается, как отдельное окинавское боевое искусство, оно весьма дополняет и улучшает методы «пустой руки». Тем не менее, есть и множество школ, которые по по тем или иным причинам отвергают практику с оружием. Я думаю, что это плохая идея. Во-первых, работа с оружием - это очень интересно. Это отличный способ разнообразить обычную практику каратэ. Во-вторых, любой, кто обучается как безоружным, так вооруженным методам боя, могут подтвердить, что практика с оружием улучшает навыки ведения боя без оружия с точки зрения более глубокого понимания проецирования силы, дистанцирования и тайминга.

 

В наше время очень немногие школы Сётокан включают в свое обучение практики с оружием. И это печально. Мне вспоминается один из семинаров мастера Tetsuhiko Asai, на котором он говорил о необходимости изучения кобудо, которое значительно расширит и обогатит навыки учеников в Сётокан. (Он показал некоторые, замечательные методы защиты, перемещений и бросков, которые выглядели, почти, как в айкидо.)

 

Другой третью, конечно, является то, что в настоящее время активно практикуется: ката, кихон и кумитэ. Также широко применяется вспомогательное обучение, такое, как отработка ударов по макивара, мешкам или работа со спарринг-партнерами. Вот, в сущности, то каратэ, которое мы знаем и любим.

 

Но (далее, большая часть приводимого мною мнения, основывается на двух источниках информации: одном – на результатах моих наблюдений и исследований, и другом – на многочисленных общественных обсуждениях), если вы не практикуете бросковую технику (наге-вадза), то вы занимаетесь только половиной каратэ, а не полной его версией.

 

Изображение

 

Приведу некоторые аргументы: Прошлым летом (2009), я с помощью Charles Goodin ознакомился с некоторыми документами, касающими окинавского каратэ, хранящимися в архиве Гавайского университета. Чарльз является основателем музея каратэ и Hikari Dojo на Гавайях, а также он является практиком очень традиционной (но инновационной) формы окинавского каратэ. Он собрал сотни бесценных книг по каратэ, которые безвозмездно передал в Asia Collection of the UH Library. Кроме того, Чарльз долгие годы собирает книги о каратэ со всего мира, провел множество интервью и собрал коллекцию артефактов и фотографий различных мастеров каратэ.

 

Среди множества исторических фотографий довоенной Окинавы, которые показал мне Чарльз, были и такие, на которых были запечатлены известные мастера каратэ того времени, занимавшиеся окинавским сумо. Некоторые из них были сфотографированы с обнаженным торсами, другие с трофеями, третьи в одеждах для дзюдообразной борьбы. Были и фотографии, на которых они были изображены в моменты самой борьбы, на грунтовой площадке, ухватившись за пояса, в стиле сумо.

 

Чарльз подтвердил, что он тоже обратил внимание на то, что очень многие мастера каратэ на Окинаве, довоенного периода, занимались окинавским сумо. Версия окинавского сумо больше похожа на вольную борьбу, чем на современное японское сумо. Или - на дзюдо, с захватами, выведением из равновесия и бросками. Кроме того, Чарльз отметил, что когда он брал интервью у некоторых очень старых мастеров (либо их главных учеников), то многие из них выразили мнение, что - да, для того, чтобы по-настоящему овладеть каратэ, нужно изучать также и бросковую технику. В ката каратэ содержатся не только методы и техники ударов и блоков руками и ногами, но также и многие борцовские, и не зная как они применяются, будет неизвестным также и значение очень многого в ката.

 

Это было для меня откровением, хотя я подозреваю, что кроме Чарльза, и многие другие высококвалифицированные мастера знают об этом.

 

Поэтому блок в ката - это не обязательно блок, и может быть даже не ударом! Это может быть методами, относящимся к броскам. Как это понять? Только, если вы будете практиковать методы и техники захватов и бросков.

 

Мой другой аргумент носит более эпизодический характер. В моем классе дзю-дзюцу есть ученик, который долгие годы практиковался в каратэ. Он рассказывал, что он множество раз имел «озарение», когда мы делали ката, потому что внезапно осознавал, что те или иные движения или техники являются по сути точно такими же, как некоторые «странные», т.е. проблематичные к расшифровке (бункай), элементы во многих ката каратэ. Если исходить из концепции, что в ката представлена только ударная техника, то во многих случаях бункай кажется нереальным либо слишком вычурным, но, если признать, что ката включают также бросковые техники, все это получает гораздо больший смысл.

 

Теперь, когда я думаю об этом, эти два примера не являются изолированными аргументами. На недавнем семинаре, мастер Morio Higaonna рассказывал о необходимости включения некоторых, более высокого уровня методов в Годзю-рю. Они касаются способов блокирования с одновременными захватами и вывихами конечностей противника, весьма похожими на дзю-дзюцу - все это является неотъемлемой частью его окинавского годзю-рю.

 

Когда я много десятилетий назад практиковался в одном из японских стилей каратэ, то наш сенсей обучал нас только ударной технике, как разрешено правилами соревнований, однако, он не отрицал и бросковую технику. Он рассказывал, что раньше в Японии, правила кумитэ не были регламентированы. И, если вы сделали вход (ирими), и оказались близко, то никакие правила не ограничивали вас в возможности сделать захват и бросить противника на землю.

 

Я не думаю, что соревнования в каратэ должны быть без всяких правил, все это приведет к очень большому травматизму. Однако, по моему мнению, если не изучать опрокидывания, захваты, броски, удушающие, болевые и т.д., вы не поймете и половины методов и техник, содержащихся в ката каратэ. Вы рискуете поддаться иллюзиям, что реальный бой – это только удары и блоки, без каких-либо захватов и бросков, т.е. отказаться от изучения всего того, что является одной целостной методологией ведения боя.

 

Замечательные учителя каратэ, такие как Чарльз или Хигаонна Сенсей, включают борцовские техники, как неотъемлемую часть их объяснений (бункай) ката, а также вводят специальные уроки, посвященные методам бросков, блокировок и захватов.

 

Проблема в том, что и так уже многое утеряно, и сейчас существует так много каратистов, которые, на самом деле, ничего об этом не знают. Каратэ должно быть восстановлено. В ката содержится все, нужно только это понять.

 

Тэгуми (борьба в каратэ)
Каратэ и Айкидо
Shōtōkai nage waza
Каратэ Нагэ-вадза






Декабрь 2024

П В С Ч П С В
      1
234 5 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Поиск по блогу