Перейти к содержимому






Фотография

Каратэ - Kata Ido: один из методов тренировки

Написано clover , 12 Январь 2017 · 1 036 Просмотров

Изображение

 

(на фото Сенсей Оцука, основатель Вадо-рю)

 

Kata Ido: A Complete Training Method
William Durbin, Soke of Kiyojute Ryu

 

(сокращенный перевод Clover)

 

Ката Идо в переводе примерно означает «Смена направлений». Практика ката Идо используется во многих стилях окинавского каратэ. Чаще всего ката Идо изучаются с помощью «обычных» ката. Многие школы направления Годзю-рю используют ката Идо, также, как и Kiyojute Ryu Kempo. Согласно практики ката Идо, существует всего три основных поворота: на 90, 180 и 270 градусов. (* Например, в ката Тайкёку содержатся все три варианта поворотов: на 90, на 180 и 270 градусов.)

 

Спорт и реальность

 

В наше время, в связи с огромной популярностью спортивных направлений каратэ, отдельная практика ката Идо почти утрачена. Не смотря на то, что навыки в разворотах весьма необходимы при самообороне, они редко целенаправленно изучаются в спортивном каратэ. Причина проста, в спорте важнее другие навыки, для того, чтобы быстрее ударить соперника, прежде чем тот успеет сделать то же самое. Кроме того, на соревнованиях, в основном, бой ведется только с одним соперником, тогда, как в жизни зачастую человек подвергается атаке компании противников. В случае групповой атаки навыки в трех вариантах поворотов просто жизненно необходимы, поскольку агрессоры будут нападать с разных сторон. Необходимость «крутиться» между атакующими противниками обычно не встречаются в спортивных соревнованиях, но зато очень распространена в ситуации реальной самообороны. Это одна из причин, почему условия спортивных соревнований по каратэ весьма далеки от условий реальных стычек. Спорт имеет дело с «идеализированной» (*т.е. с одним соперником, по правилам, по весовым категориям, без возможности применения оружия и т.д.) формой боя, которая сильно отличается от весьма «брутальной» (*множество соперников, включая вооруженных, никаких правил, разная окружающая обстановка и т.д.) формы боя на улице. Традиционное каратэ больше соответствует реальностям жизни, в которой нет никаких ограничений: ни в правилах, ни в количестве атакующих, ни в оружии, ни в вопросе «жизни и смерти». Поэтому наряду со многими другими навыками ведения боя, навыки в ката Идо имеют такое же важное значение.

 

Аси-сабаки

 

Ката Идо связаны прежде всего с работой в Аси-сабаки (иное название – Тай-сабаки). На первом этапе обучения в ката Идо человек концентрирует свое внимание не на действиях ног и рук, а прежде всего на равновесии при разворотах стоп. В Аси-сабаки самыми распространенными видами ухода с линии атаки являются два направления: (1) шаг навстречу нападающему (Ирими – контратакующие входы), что подразумевает не линейное движение вперед, а под некоторым углом к атакующему (* можно «сделать» Ирими и просто оставаясь на месте, т.е. противник сам «придвинется» поближе); (2) шаг назад, чтобы сохраняя расстояние между собой и атакующим (Ма-ай), не дать ему «достать», что может выполнять также не в виде линейного отхода назад, а под некоторыи углами. Оба этих направления Аси-сабаки должны быть освоены, так как никто не знает, с чем ему придется столкнуться в условиях самообороны.

 

В некоторых стилях каратэ учат только одному из направлений Аси-сабаки, но для тех, кто хочет добиться высочайшего мастерства, нужно научиться уходить с линии атаки в любую сторону, т.е. как назад, так и вперед. После того, как изменения положения стоп, с полным контролем баланса, будет освоено к ним добавляются выполнения различных техник. Проще всего начать с техник блокирования, сосредоточившись, например, особо на них в тех местах «обычных»* ката (*Хейяны и «иже с ними...»), где они сочетаются с Идо-вращениями. В «обычных» ката все блоки с различными вращениями призваны помочь развить адепту не только умение не терять равновесие при разворотах, но что более важно, использовать силу вращения тела для усиления воздействия техник на соперника. После освоения блоков с Идо-разворотами можно переходить к более сложным, с точки зрения баланса и концентраций энергий, техникам, выполняемым не только руками, но и ногами.

 

Когда поворот выполняется правильно, т.е. с полной координацией, то генерируемая поворотом энергия тела может настолько усиливать технику, что даже небольшие люди могут блокировать удары более массивного и\или сильного противника. Точно также различные вращения туловища позволяет сгенерировать больший объем энергии для ее вложения в силу удара, при условии контроля своего баланса и соответствующего надежного упора стоп.

 

Две основных стратегии ударов

 

В основном, в БИ существуют две основных стратегии ударов. Первая стратегия, самая распространенная - это удары на основе максимума приложения физических усилий, т.е. с вложением всей массы тела в удар, которые наносятся в любые части тела, но «шоковый» эффект от них относительно краткосрочен (*поэтому все стараются научиться нокаутировать). Вторая стратегия – это удары по жизненноважным точкам тела человека – они очень эргономны, т.е. для их использования требуется минимум усилий, а «шоковый» эффект от них может достигать даже нескольких часов (* может быть и смертельным). Тем не менее, в обоих этих стратегиях ударов очень полезен эффект от генерации дополнительной энергии за счет вращения. В случае «силовых ударов» - это еще больше увеличит их силу, а в случае «точечных» - позволит сделать удары еще более эргономичными.

 

Все движения в моменты боя должны быть только целевыми, т.е. все, начиная от перемещений и действий руками или ногами, должно «работать» на победу. На самом деле Идо-развороты в «обычных» ката обучают очень важным навыкам, но многие люди этого не понимают, или просто ничего не знают об этом.

 

Расстояние и цель

 

Согласно сложившимся обстоятельствам, при которых вы отражаете атаку, между вами и противником исходные дистанции (Ма-ай) могут быть самыми разными. От длины дистанции между вами и противником будет зависеть, что вам удобней будет применить – блок, опрокидывание, бросок или пр. Как правило, самая безопасная дистанция в каратэ определяется возможностью удара ногой. Дистанция, при которой возможны опрокидывания и броски основывается на более близком Ма-ай. Замечу также, что в некоторых старинных окинавских стилях техника борьбы имеет ключевое значение. Например, в БИ рюкюской королевской семьи – Готэн Тэ (оно же Удун\Буси Тэ). Вся стратегия этих стилей построена именно на бросках\опрокидываниях. В этом, безусловно, сказалось влияние японских Будзюцу. В наше время редкие стили основываются на такой стратегии, поскольку эти стили происходят от БИ рюкюской королевской семьи, заниматься которым не могли «простые смертные», а также потому, что во многих современных стилях каратэ изучение раздела «Бросковой техники» просто считают избыточным.

 

В частности, что касается разворотов на 270 градусов, которые есть в ката - это связано с техниками борьбы, т.е. связано с древним рюкюским наследием. Многих такой сложный разворот на 270 градусов очень удивляет, поскольку, по их мнению, вместо него было бы более логичнее делать разворот на 90 градусов. Это потому, что они не знают, что разворот на 270 градусов используется при выполнении техник с целью броска. Например, если кто-то атакует справа, то большинство просто выполнит разворот в его сторону на 90 градусов, не понимая зачем нужен такой «странный» разворот на 270 градусов. Однако, в стилях, где целью техник являются броски, умение их применять с «добавочным» эффектом от вращения является чрезвычайно важным.

 

Например, методы Айки в Kotegaeshi, Ikkyo или Shihonagе. Посмотрите на них, и вы увидите, что их принципы вполне применимы в каратэ. Оно и понятно, если вспомнить, что древнейшее окинавское БИ - Буси Tэ (Готэн Тэ\Мотобу Удун) связано со стилем клана Минамото, из которого также произошли Дайто-рю Айкидзюдзюцу и современное Айкидо.
Изображение

 

Старые стили каратэ Окинавы

 

Старые стили окинавского каратэ гораздо в большей степени были связаны с методами и принципами Айкидо, в отличие от современных стилей каратэ. Современные стили каратэ в значительной мере «заточены» под спорт, поэтому они весьма мало похожи на древние окинавские Будзюцу, которые возникли еще до 20 в. Тем не менее, в большинстве современных стилей каратэ, по-прежнему все еще сохраняются «рудименты» из старого каратэ, которые, однако, мало кто из современных мастеров может объяснить.

 

Например, основатель Годзю-рю, мастер Мияги, был одним из тех, кому посчастливилось учиться у Тёю Мотобу, одного из последних мастеров, обладавших полной передачей древнего окинавского Будзюцу, известного, как Буси Тэ, а в семье Мотобу называемого, как Готэн Тэ (или Мотобу Удун). И вероятнее всего, Мияги наверняка изучал ката Идо у Тёю Мотобу, поскольку навыки в разворотах чрезвычайно важны при выполнении техник Буси Тэ. Но, как и большинство древних методов, ката Идо были упрощены (остались только на 90, реже на 180 градусов, а развороты на 270 градусов уже практически не изучаются), поскольку их истинная цель была утрачена.

 

Бункай и Ойо

 

В современных стилях каратэ, при обучении ката, существует тенденция к одному единственному варианту исполнения каждого ката и его трактовки. Но на основе одного и того же движения в ката (* не знаю, автор статьи везде применяет термин «ката», хотя, по смыслу речь скорее всего идет о Кихоне. У старых японских мастеров (примерно до 60 гг.) все подряд называлось «ката» - и сами ката, и кихон, и кумитэ. Очевидно, что самое близкое по толкованию слова «ката» - это просто «упражнения в чем-то...» - и в ката, и в кихоне, и в кумитэ) может быть огромное количество различных вариантов применения техник. В старом каратэ к практике ката применялся принцип многовариантности применения одних и тех же техник - Jiyu kata (оно же Хатараки). Практики были вольны в выборе интерпретаций. Визуализируя всевозможные варианты атак, отрабатывались защиты при: различных месторасположениях нападающих, различных количествах нападающих, вооруженных и невооруженных, атаки с разных дистанций, с различными атакующими техниками, в т.ч. захватами и пр. Т.е. это означало, что одно и то же действие отрабатывалось для всевозможных ситуаций боя. Т.о., три варианта разворотов (на 90, 180 и 270 градусов), с точки зрения Бункай Ойо, должны быть также проанализированы с учетом применением различных техник при всевозможных обстоятельствах боя. Обретение мастерства не ограничивается только «слепым подражанием», здесь также необходимы понимание и своего рода креативность (творчество), как это было в древнем окинавском Буси Тэ.

 

Первым из двух главных принципов древнего БИ Буси Тэ являлась практика ката «свободным образом»,т.е. выполнение последовательных действий по методу «Текучести» (слитно, безостановочно, непрерывно). Вторым главным принципом Буси Тэ была тактика действий по принципу Дзю (Ju – мягко, уступчиво, «лже-поддатливо»), оно же - Айки. Некоторые практики, которые изучают различные виды или стили БИ, стремясь обогатить свои личные знания и опыт, сталкиваются с одной очень большой проблемой, которая заключется в том, что некоторые современные виды БИ абсолютно не сочетаемы в другими видами БИ. Например, жесткие силовые стили каратэ практически не сочетаемы с практикой Айкидо, поскольку в нем принцип Айки (мягкости) имеет главенствующее значение. Сочетать практику каратэ «жесткого стиля» с «мягким» Айкидо, так, чтобы они дополняли друг друга - крайне сложно, если вообще возможно. Однако, обратив внимание на принципы действий во всех «неспортивных», т.е. Корю ориентированных БИ, нельзя не заметить одну общую для них тенденцию – все они в своей стратегии исходят из фундаментального принципа – «Несопротивления» (Дзю), или «Гармонии» (Айки).

 

Дзю - принцип «Несопротивления»

 

Принцип Дзю означает использование стратегии «Несопротивления», или, как ее еще иногда называют «Мягкости»\«Уступчивости». Смысл стратегии Дзю заключается в том, чтобы не пытаться перебороть своей силой силу противника, ведь, если он сильнее вас или просто массивнее, то вы заранее обречены на поражение. Использование стратегии Дзю позволяет одолеть соперника вне зависимости от его физических кондиций. В основном, это достигается за счет принципа «Несопротивления», которое по сути является уклонением от жесткого противостояния. Практика ката Идо, наряду с отработкой прочих базовых навыков в «обычных» ката, также основывается на принципе Дзю. Здесь надо отдельно отметить, что вследствие правил спортивных соревнований (* с весовыми категориями) навыки в применении техник по принципу Дзю в спорте практически не требуются. Легко заметить что, к примеру, Дзюдо, с момента массового превращения его в вид спорта, практически выродилось в упрощенную, грубую форму борьбы «в куртках». Теперь на соревнованиях по Дзюдо редко можно увидеть красивые броски по принципу Дзю. Поэтому, чтобы получить реальные навыки в самообороне следует заниматься прежде всего стилями, которые используют стратегию Дзю, потому что при ее использовании не имеют значения физические кондиции соперника.

 

Айки - принцип «Гармонии»

 

Принцип Айки образно сравнивают с «Гармонией». Независимо от того, каким образом и с чем в руках вас атакуют, вы предпринимаете такие действия, что противнику становится невозможным причинить вам вред. А с гармонией это сравнивают потому, что стратегией Айки является «подключение» к действиям противника («гармонизирование») для того, чтобы «по дороге» взять его под свой контроль, и т.о., использовать фактически его же атаку для своей выгоды. «Мотать» противника на Айки можно до бесконечности, т.е. до тех пор, пока вы не передумаете, и не контратакуете его сами.

 

Т.о., «Свободная практика ката» и «Стратегия Дзю (Айки)» являются двумя ключевыми принципами, которые входят в основу одного из древнейших стилей окинавского Будзюцу, именуемого Буси Тэ (Готэн Тэ/Мотобу Удун). Соответственно, оба эти принципа также применяются и в практике ката Идо. Т.е. в кончной стадии практики ката Идо не должно быть ограничений в атаках только с определенных «углов» (90, 180 и 270 градусов). Атаки должны производиться с разных сторон в произвольной манере по выбору атакующих, а также с помощью различных вариантов атакующих действий, причем не только с пустыми руками, но и с оружием и пр. При отсутствим партнеров можно воспользоваться методом «Визуализации».

 

Ката Идо, будучи древней формой обучения, призваны обучить адепта не только более эффективным поворотам, но и в целом улучшить координацию тела, а также обучить его вести бой при групповых атаках. Практика ката Идо полезна как тем людям, которые в своем обучении препочитают практику «свободных ката», равно как и тем, кто в своем обучении предпочитает практику «обсловленных ката». Практика ката Идо - это увлекательный и интересный метод обучения, который приносит пользу практикующим бесчисленными способами. Важно также помнить, что ката Идо являются частью грандиозного окинавского наследия Будзюцу, которое нужно не только использовать, но и бережно сохранять с тем, чтобы передать его будущим поколениям мастеров БИ.

 

Одори – один из величайших из всех «секретных» методов обучения в БИ






Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу