Каратэ Сётокан и Айкидо: параллели
«Бу - это не просто наработка жесткого кулака. Свалить оппонента одним жестким ударом - это основа, но только мягкий кулак позволит понять истинный смысл kokoro и waza. С помощью мягкого кулака можно постичь истинную waza тайного боевого искусства рюкюских королей.»
5 сентенций Сэйкити Уэхара (Мотобу Удун-ди)
A comparison of two traditional, yet seemingly different, japanese styles.
Tom Muzila (SKA; Tsutomu Ohshima)
Black Belt Magazine, April 1988
(отрывок)
(перевод clover)
Айкидо и Каратэ Сётокан многими рассматриваются, как совершенно разные стили. Их боевые принципы, как считается, находятся на противоположных концах шкалы «жесткость-мягкость». Айкидо считается «мягким» стилем, а Сётокан «жестким стилем». Тем не менее, они имеют много сходств.
Не смотря на то, что многие люди интерпретируют Айкидо в прямом смысле, как «Искусство мира», мастер Стивен Сигал говорит о том, что это не совсем так. «Основная цель Айкидо основывается на главной идее БИ – обезвреживание противника», - говорит Сигал, который 15 лет изучал Айкидо в главном додзё, в Токио. «Вся стратегия, психология и боевые методы Айкидо исходят из этой идеи. В смертельных конфликтах, чтобы выжить, вы должны обладать навыками в т.ч. и убийства.» Сигал подчеркивает, что в ситуациях «жизни и смерти» методы Айкидо являются весьма эффективными. Необученный человек не умеет ни падать, ни бросать. В ситуации реального боя неподготовленный человек наверняка повредит себе суставы, спину или шею.
Каратэ Сётокан, наоборот, многие люди считают «жестким» стилем. Но, высший уровень мастерства в Сётокане не имеет ничего общего с «жесткостью».
Рассмотрим этапы обучения в Каратэ и Айкидо.
Приступивший к изучению Каратэ ученик обычно выполняет технику полагаясь исключительно на свою физическую мощь. Он напрягает изо всех сил мышцы, стараясь «получше» выполнить технику. Но из-за напряжения его тело «деревянно», большой скорости нет, а стало быть и нет большой мощи. Это физиология - его мышцам-синергистам «мешают» мышцы-антагонисты (* эта проблема давно решается в боксе). Далее ученик, по мере приобретения опыта, начинается обучаться «подаче напряжения в тело» только в конечной фазе выполнения техники. А еще на более продвинутом уровне, он учится не напрягаться вообще. Он концентрируется на правильности положения тела и на создании его «плотности» (Мутими) в момент выполнения техники. Для того, чтобы достичь этого, необходимы тысячи и тысячи повторов техник. В результате мастер обретает способность выполнять технику на уровне напряжения, практически не превышающего естественного состояния человека. Со стороны его выполнение техник будет казаться очень «мягким», но они будут иметь более «проникающий» эффект (Ян Чжэньфу: «это искусство жесткости скрытой в мягкости подобно игле, спрятанной в хлопке.»),чем техники, выполняемые «жестко».
В Каратэ очень мало людей, которые смогли достичь такого уровня мастерства. Большинство современных практиков Каратэ об эргономике выполнения техник либо вообще ничего не знают, либо в силу своей молодости не придают этому значения, как, впрочем, и надлежащей «боевой» ментальной практике.
Прогресс в обучении Каратэ во многом очень сходен с Айкидо. Как говорил Стивен Сигал, абстрактно этапы изучения Айкидо можно разбить на три геометрические фигуры – «Квадрат», «Треугольник» и «Круг». В самом начале обучения ученик находится на уровне «Квадрата». Затем, по мере роста его мастерства, он начинает делать техники на уровне «Треугольника». И после этого он переходит к уровню «Круг», на котором все техники выполняются максимально эргономично. «Круг» символизирует текучесть, беспрерывность и возрастаемость «качества» с каждым новым витком (т.н. «спираль»).
Т.о., не смотря на разные наборы техник шкала прогресса в мастерстве их применения в Айкидо и Каратэ, в общем и целом, одинакова. От «жесткого» силового применения техник, с большим количеством действий для повержения противника к «мягкому» - расслабленному, эргономичному и более эффективному, позволяющему делать минимум действий и телодвижений, необходимых для поражения врага.
Мотобу Удун Ди - стиль, практиковавшийся среди высопоставленных вельмож замка Сюри, и оказавший влияние на формирование направления Сёрин (Суи-Ди; не путать с "новодельными" организациями Сёрин-рю).
В БИ существуют разнообразные системы данов для ступеней мастерства. В основном, они отражают то количество опыта, которое приобрел человек в навыках применения техник, а также от его прогресса в соответствующей ментальной практике. Морихей Уэсиба прославился в т.ч. и благодаря своим просто невообразимым для обычных умов ментальным навыкам. По мнению Стивена Сигала, Уэсиба разработал свою дановую систему на основе существующей системы в синтоизме. Кратко говоря, эта синтоистская «дановая» система основывается на 9 кругах (витках) прогресса в достижении просветления; из них «Средний круг» соответствует достижению «Небес на Земле» (блаженства при жизни).
Первый глава самого первого додзе, специализированного под каратэ в Японии, «Сётокан», Гитин Фунакоси, установил дановую систему из 5 ступеней, которая «рассредоточена» на всю жизнь практика. Дановая система в Айкидо хоть и 10-ступенчатая, но она аналогичным образом также рассчитана на всю жизнь. Многие считают, что при установлении 5-дановой системы Фунакоси просто исходил из аналогов, существовавших в Дзюдо и Кендо. Однако, как рассказывал один из непосредственных учеников Фунакоси (обоих) - Цутому Oсима (SKA), который по мнению журнала Black Belt стал «Человеком года» (1987, Man of the Year), Фунакоси (* а также Мабуни) установил 5-дановую систему на основе пяти уровней прогресса в сознании человека, имеющуюся в дзен-буддизме и синтоизме.
В этом отношении представляется весьма интересным сравнить 5-дановую систему Фунакоси с системами, имеющими в синто и дзен.
«Сёдан» (1 дан) по Фунакоси означает, что человек освоил основной «набор техник» и перемещений, а также получил первый опыт на пути совершенствования ума. В синто и дзен: человек «переосвоил» 5 своих основных воспринимающих чувств: смотрение, чувствование, осязание, слушанье и вкус.
«Нидан» (2 дан) по Фунакоси означает, что человек освоил стратегии, принципы и методы, способствующие эффективному применению техник. В синто и дзен этот уровень соответствует элементам управления, разведки и стратегии, а также применению их в жизни.
«Сандан» (3 дан) по Фунакоси означает, что человек научился эффективно применять техники с максимумом эргономичности. В синто и дзен – человек достиг навыки во «вхождении» в состояние умиротворенного ума.
«Ёдан» (4 дан) по Фунакоси означает, что человек, объединив свои навыки ума и тела, научился своевременно реагировать на атаки. В синто и дзен этот уровень означает связь разума и тела, а также фокусирование на «сострадании» (человеколюбии, гуманности, любви ко всему живому).
«Годан» (5 дан) по Фунакоси означает, что человек, объединив свои навыки ума и тела, научился упреждать атаки. Это абсолютный уровень мастерства. В синто и дзен – это означает достижение высшей духовности (уподобление божеству при жизни), полной гармонии (растворении) с окружающим миром, с беспрерывными природными процессами.
Levels in Budism
Levels in Karate
Levels in Shintoism
Не смотря на то, что в Айкидо принята 10-дановая система, этапы процесса в нем весьма сходны с Каратэ, а также с дзен и синто. 1-2 даны в Айкидо означают освоение базовых техник, а также основ стратегии их применения. 3-4 даны – достижение состояния «спокойности» ума и навыки в использовании Ки. 5 дан означает обретение духовности и гармонии со Вселенной. Остальные пять данов (6-10) означают этапы дальнейшего прогресса на пути освоения мистических и духовных учений. Уровни 6-10 данов также означают дальнейшее совершенствание в навыках Ки и в способностях исцеления. По мнению Стивена Сигала, в Айкидо лишь отдельные люди способны достичь наивысших уровней.
Стратегия и философия Каратэ и Айкидо также весьма сходны. Начальные навыки соотносятся с тем, как вы умеете перехватывать инициативу у противника в ходе поединка. На следующем этапе вы должны научиться обезвреживать противника с первой же его атаки. Далее вы должны научиться это делать еще до начала первых атакующих телодвижений противника. И на финальном уровне – «отбивать желание» (не давать повода) у противника вообще нападать на вас. Это самый высокий уровень мастерства - предотвращение конфронтации, который по существу является «несоздаванием конфликтных ситуаций».
Уэсиба и Фунакоси были весьма разными личностями, однако очень схожими по философии взглядов на все то, что касается БИ. Например:
Уэсиба: «На пути Достижения гармонии с миром принцип Айки будет способствовать усилению генерации мощности вашим телом.»
Фунакоси: «Помните о важной роли трех принципов, способствующих эффективному выполнению техник: напряжение-расслабление; расширение-сжатие; перемещение-остановка.»
***
Уэсиба: «Вершина в БИ означает, что вы, наконец, обрели «покой ума», избавив его от из мыслей о способностях (анализ потенциальных действий) противника. «Спокойный» ум в БИ – это наивысшее мастерство.»
Фунакоси: «Воспринимать врага «позабыв» про себя (остановив поток мыслей) - и тогда, да, хоть в сотнях боев - вы никогда не будете побиты.»
***
Уэсиба: «Коллекционирование» техник и количества побед не имеют ничего общего с целями Будо. Цели Будо не связаны с практикой публичного доказывания. Отсутствие потребности в доказывании является залогом того, что человек не станет зачинщиком каких-либо агрессивных действий.»
Фунакоси: «Победа в 100 из 100 поединков – ни о чем не говорит. Сделать так, чтобы ни у кого не было повода для драки с вами – вот в чем наивысшее мастерство.»
***
Уэсиба: «Состояние духа должно быть подобно могучему, но спокойному морю.»
Фунакоси: «Во истину велик тот человек, кто не теряет свеого самообладания ни при каких обстоятельствах.»
***
Уэсиба: «Философия Айкидо не подразумевает обретения навыков в возможности применения агрессии по отношению к другим людям.»
Фунакоси: «Цели Каратэ не заключаются в обретении возможностей учинения драк.»
Как видно из этих высказываний, философия Фунакоси и Уэсиба затрагивала не только вопросы практики ума и тела, но и поведения в жизни.
Т.о., не смотря на то, что техники в Айкидо и Каратэ очень разнятся, их философия и критерии мастерства, в целом, очень схожи.
Техники в Каратэ и Айкидо определенно отличаются, но некоторые методы вполне сопоставимы. Например, Кудзуси и Ирими имеют множество элементов аналогичного свойства. Даже несмотря на то, что есть некоторые различия в телодвижениях, основы и принципы исполнения одинаковы.
В Каратэ и Айкидо имеют важное значение такие элементы, как состояние ума, ось тела, текучесть, тайминг, ма-ай, важность работы поясницы, позы тела и т.п. Соответствующее состояние ума требуется во всех ТБИ. Именно оно позволяет добиться чувства «единения» себя с противником. Прямое осознавание действа вместо его обдумывания японцы называют «Мусин» (Дзансин).
Другие принципы Айкидо и Каратэ также обладают очень схожими параметрами. В обоих стилях человек должен уметь действовать наиболее эффективным и экономичным способом - без физических затрат сил на применение техник и без «пересиливания» в попытках сопротивляться противнику. Ум должен работать только на «прием» (т.е. без мыслительного «пережовывания» происходящего), тогда обученное тело будет реагировать «само» (это называют, как «Слиться с противником», «Стать единым целым», «Войти в гармонию с противником» и т.п.; это не имеет ничего общего с прямой трактовкой «стать им», чтобы попытаться понять, как он мыслит и что собирается делать). Уэсиба так говорил о «несопротивлении» противнику: «Мой соперник не может меня одолеть силой потому, что я не даю ему возможности ее приложения». Человек, который воспринимает происходящее напрямую и при этом избегает любого перенапряжения в своем теле может добиться значительного увеличения скорости в своих действиях. Человек может потратить много лет практики, чтобы стать на долю секунды быстрее, но в реальном бою, доли секунды могут означать границу между жизнью или смертью.
Кто победит в поединке двух физически и технически равных соперников? Чем будет обуславлена победа одного из них? В таких случаях все будет зависеть от уровня обученности ума. Кто более искусен в восприятии напрямую, тот будет опережать своего соперника. В «обучение» ума также входит обретение навыков в таких способностях: блокирование болевых ощущений, устранение чрезмерной эмоциональности, подавление животного страха, усиление наблюдательности. Для обретения таких навыков требуется переходный период постоянного ежеминутного самоконтроля. Со всей очевидностью многие столкнуться в этом деле с большой проблемой, которая выражается, как «насиловать себя всегда гораздо труднее, чем других», но только в результате этого процесса можно достичь состояния «Небес на Земле» (умиротворения жизнью). Человек, умеющий воспринимать напрямую, способен достичь даже таких вершин сознания, при которых он сможет предвосхищать и упреждать действия противника.
Почему так много людей не могут не только освоить, но даже понять сути различных принципов в БИ? А потому, что для практики в БИ требуется не только тренировка тела, но и постоянная практика ума. Хорошо осведомленный знающий ум с легкостью разберется в том, какие существовали или существуют методы в БИ, какие из них истинные, а какие являются мифами, тянущимися из глубины веков, либо созданы современными людьми для своего самопиара. Человек также не должен тренироваться у людей, просто потому, что их зал расположен по близости от их дома, вместо этого они должны быть нацелены на поиски хороших учителей. Но кроме хорошего учителя, при обучении, человек в равной степени должен полагаться и на себя, чтобы процесс обучения в БИ шел с удвоенной силой.
Фильм "Айкидо и Каратэ" (с англ. субтитрами)
Каратэ и Айкидо
Мастер Хига: «Танцующий старый человек»
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Исследуя Айкидо О-Сенсея
Значение сенсея Уэсиба в жизни мастера Харада
Интервью с Хохан Сокен (Shorin-ryu Matsumura Seito Karate-do)
Список мастеров, практиковавших Кобудо