Перейти к содержимому






Фотография

Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу

Написано clover , 16 Январь 2017 · 4 567 Просмотров

Изображение

 

Nakano Takeko ~ Onna-bugeisha, Samurai Warrior

 

(перевод clover)

 

В историях, прославляющих подвиги самураев, в основном рассказывается о мужчинах, однако, существует немало документальных свидетельств, повествующих о том, что и женщины-самураи (* и дети то же) нередко демонстрировали несгибаемый дух, хранили честь и сражались в битвах наравне с мужчинами.

 

Женщины-самураи точно также, как мужчины изучали БИ, и история хранит немало женских имен, которые стали блистательными мастерами, особенно в искусстве нагината.

 

Например, в знаменитом сказании «Хэйкэ моногатари» есть множество сюжетов, рассказывающих о храбрости и преданности женщин-самураев; Tomoe-Gozen, которая была супругой Minamoto Yoshinaka, и Hojo Masako, которая была супругой Minamoto Yoritomo, и которую прозвали Ама-сёгун - «Монахиня-сёгун» (после смерти ее мужа, она стала монахиней - традиционная судьба вдов высокопоставленных самураев). Масако былавыдающимся политическим деятелем своего времени.

 

Эти истории говорят о том, что ожидания самурайского общества в отношении поведения женщин были такими же, как и для мужчин. В начале 13 в., законы, регулирующие деятельность сёгунского суда, предписывали рассмотрение прав женщин-самураев на наследование наравне с их братьями. Супруга самурая – владельца земель имела весьма высокий статус, она контролировала все финансы хозяйства, распоряжалась слугами и работниками, была обязана в случае отсутствия супруга дома организовывать сохранность имущества, а также устраивать посильную защиту дома в случае войны. Кроме того, она была обязана растить и воспитывать детей, а также обеспечивать им хорошее образование.

 

На протяжении веков, которые последовали за этим, практика выгодной выдачи дочерей замуж в ходе различных политических интриг (это был важный «инструмент» в борьбе за власть), а также влияние нео-конфуцианского догматизма постепенно привели к тому, что социальный статус женщин-самураев существенно снизился. Вместо идеалов самурайства от женщин стали ожидать безропотного пассивного послушания, которое выражалось в фразе: «Кани - Окусан» (самый малозначимый человек в самурайской семье). К 17 в. дело дошло до того, что в самурайской среде широко распространилось мнение, что женщины нужны только для того, чтобы рожать детей, а чтобы быть спутниками жизни мужчин-самураев - они не годятся. Не смотря на то, что гомосексуальные отношения в среде самураев были строго запрещены, все же было немало воинов, которые предпочитали мужчин женщинам. В 1687 г. Ihara Saikaku написал свою знаменитую книгу «Nanshoku okagami» (Большое зеркало мужской любви), в которой описал любовные отношения между самураями-мужчинами. Он писал, среди прочего: «Женщина – существо, которое не имеет абсолютно никакого значения, истинная любовь возможна только между мужчинами».

 

Тем не менее, во все времена считалось, что женщины-самураи должны выказывать презрение смерти, если требуется защитить честь их мужей. Жены самураев, приносящие себя в жертву ради верности мужу, является одной самых популярным тем в японской драме. Идеалы самопожертвованности являлись императивом для женщин вплоть до конца 19 в., несмотря на распространение в Японии западных идей.

 

В 1905 г. Inanzo Nitobe опубликовал книгу «Бусидо – душа Японии», в которой одну из глав посвятил женщинам-самураям. Говоря о второстепенной роли женщины в семье, он писал: «Дочь служила отцу и брату, жена – мужу и детям, поэтому, с самой юности, женщин-самураев приучали ставить интересы других выше собственных.».

 

Тем не менее, дух боевой доблести в женщинах-самураях окончательно не угас. Например, во время восстания Сацума в 1877 г, женщины-самураи из Кагосима принимали участие в сражениях против императорской армии. В 1868 г. женщины-самураи воевали в рядах сторонников сёгуната против тех, кто поддерживал идею реставрации императорской власти (война Босин).

 

Изображение

 

Такэко Накано – последний женщина-самурай из Айдзу

 

Такэко Накано (1847–1868) была женщиной-самураем из Айдзу, имя которой прославилось во время войны Босин (* Война кланов императора vs. кланов сёгуната. Ядро сторонников сёгуна находилось в Айдзу).

 

Такэко Накано родилась в Эдо (ныне - Токио), она была дочерью Nakano Heinai, самурая из домена Айдзу. Учителем Такэко (приемным отцом) с раннего детства стал Akaoka Daisuke*, который преподавал ей боевые искусства, а также дал ей хорошее образование, по меркам того времени, на основе изучения различных классических трактатов по философии и искусству. (1)

 

(По другим сведениям - Такэко изучала искусство нагината у Dengoro Kurokochi (Kurokochi Dengoro Kanenori (黒河内傳五郎兼規) 1814-1869; Его учеником также был Cокити Такэда, который был учителем Сокаку Такэда. Книга о нем. Одно из известных высказываний мастера Дэнгоро Курокоти: «Дзю-дзюцу включает в себя методы из всех боевых искусств, поэтому освоение дзю-дзюцу позволит с легкостью изучить любые другие боевые искусства».), другие виды БИ и искусство каллиграфии у TaisukeAkazeki. Она каждое утро практиковалась в 1000 ударов мечом (Takeda, p. 2). Ее младшая сестра Yuko и их мать Kouko также практиковались в искусстве нагината (Female Samurai , p. 3).

 

В 1860 г. (* Сокаку Такэда, который родился в Айдзу, исполнился всего 1 год) Такэко, в возрасте 13 лет, стала признанным мастером и одним из главных инструкторов БИ в Айдзу. В 1968 г., в возрасте 21 года, Накано стала участником войны в Айдзу.

 

Самураи Айдзу (* главой домена Айдзу был род Мацудайра, с одним из членов которого был знаком Фунакоси), сторонники сёгуната, защищали свой замок в Wakamatsu от 20 тысячной хорошо вооруженной императорской армии без всякой надежды на помощь извне. В рядах Айдзу насчитывалось 3 тысячи человек. Оказавшись в отчаянном положении они призвали на помощь всех тех, кто мог владеть оружием. Среди тех, кто откликнулся на призыв была и Такэко, которая сформировала отряд из 20 женщин, практиковавшихся с нагината. В армии Айдзу этот отряд получил прозвище Jōshitai (Joshigun) или «Отряд женщин-самураев». Однако, отряд Такэко действовал самостоятельно (без армейских приказов), поскольку командывание не согласилось зачислить его в ряды армии Айдзу. (2)

 

Такэко убила нагината 5-6 солдат, вооруженных винтовками, во время сражения с отрядами домена Ōgaki, которые воевали на стороне императорской армии (3), но была смертельно ранена выстрелом в грудь. Чтобы ее голова, как военный трофей не досталась врагу, она попросила свою младшую сестру, Yūko, отрубить ей голову и спрятать ее. Позднее голова Такэко была доставлена в храм Hōkai-ji (в Aizu Bangemachi, преф. Фукусима), где она была похоронена под сосной. Позднее на этом месте был установлен памятник, одним из учредителей которого стал адмирал японского императорского флота Shigetō Dewa (* тот самый, о котором писал в своих мемуарах Фунакоси, рассказывая о том, как адмирал Дэва стал свидетелем демо Каратэ на Окинаве в 1912), который также был из Айдзу и участвовал в войне Босин в отряде Бяккотай. (4) На памятнике написано: «Она не была могучим воином... И все же она способна воспламенять тысячи сердец японцев своей могучей храбростью». (* У Такэко Накано два памятника: один у храма Хокай-дзи, а другой на месте ее гибели под сосной в Kozashi-machi.)

 

Во время ежегодного осеннего фестиваля в Айдзу группа молодых девушек, одетые в хакама и с белыми повязками на головах, принимает участие в торжественном шествии в память о Такэко Накано и ее отряде Joshigun.

 

Michael Hoffman в статье «Women Warriors ofJapan», опубликованной 9 октября 2011 в «The Japan Times» писал: «Жизни Hangaku и Nakano разделяют 7 веков истории, и все же этих двух женщин-самураев связывает нечто общее - они могли бы с легкостью понять друг друга. Их общность заключается и в искусстве нагината, которое они изучали, и в общей участи - стать защитниками замка (хотя замок 12-го в. больше походил на крепость) во время войны, их следованию долгу верности клану, а также их самоотверженность». Хотя, случай Хангаку менее удивителен, чем Накано, поскольку в те времена статус женщин-самураев в обществе был очень велик, и они действовали соответствующим образом.

 

Не смотря на то, что все это произошло на исходе эпохи самураев: «Последние самураи-женщины из Айдзу», - писал в своей книге Тёрнбулл, - «стали самыми доблестными женщинами-воинами за всю историю Японии».

 

В результате войны Босин, клан Айдзу (столица - Вакамацу в современной префектуре Фукусима), который в войне Босин выступал на стороне сёгуната Токугава, был практически полностью уничтожен войсками императорской армии.

 

Новое правительство Мэйдзи, пришедшее к власти в 1868 г., было ориентировано на модернизацию, индустриализацию и вестернизацию Японии, чтобы иметь возможность «побеждать западных «варваров» в их собственной же игре». Постепенно феодальный период правления Токугава стал ассоциироваться у японцев с эпохой самоизолированности Японии от других государств, с патриархальностью и архаизмом. Против новых общественных перемен и выступал клан Айдзу, самураи которого, и вместе с ними Такэко Накано, выступили с мечами против имераторских пушек (* точнее - пулеметов Гатлинга Видео). Преданность старым традициям и возможность закончить свою жизнь, как подобает самураям, были источником их вдохновения. Погибая в осажденном замке, самураи Айдзу оставили после себя множество предсмертных стихов, и среди них одна из женщин-самураев:

 

«Покидая этот мир,
Я знаю, что непременно вновь вернусь в него,
Самураем».

 

Ссылки

 

1. Yamakawa Kenjirō; Munekawa Toraji (1926). Hoshū Aizu Byakkotai jūkyūshi-den. Wakamatsu: Aizu Chōrei Gikai. P. 63

 

2. Hoshi Ryōichi (2006). Onnatachi no Aizusensō. Tokyo: Heibonsha. P. 80

 

3. Yamakawa Kenjirō; Munekawa Toraji (1926). Hoshū Aizu Byakkotai jūkyūshi-den. Wakamatsu: Aizu Chōrei Gikai.P. 69

 

4. Yamakawa Kenjirō; Munekawa Toraji (1926). Hoshū Aizu Byakkotai jūkyūshi-den. Wakamatsu: Aizu Chōrei Gikai. P. 65

 

Документальный фильм о Такэко Накано (канал History, 2015) на русском языке. Трейлер к фильму .

 

 

Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)
Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии

Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку






Декабрь 2024

П В С Ч П С В
      1
2345678
9 10 1112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Поиск по блогу