Перейти к содержимому






Фотография

Enzan no metsuke: «Не смотри ни на что, тогда увидишь всё»

Написано clover , 26 Ноябрь 2016 · 885 Просмотров

Автор: clover, 14 Март 2014 · 1 291 views

 

Enzan no metsuke или Toyama no metsuke (遠山の目付け) - «вглядываясь в далекие горы», либо Bon`yari shita hoshi o miru(ぼにゃりした 星を観る) – «всматриваясь в далекую звезду» - все суть одного и того же.

 

Enzan no metsuke – looking at the far mountain
Бен Келли

 

(сокращенный перевод Clover)

 

Широко известная в среде БИ фраза «Enzan no metsuke» (遠山の目付け) переводится примерно, как «вглядываясь в далекие горы», т.е. рассматривание чего-то очень далекого, находящегося у горизонта.

 

Применительно к бою, если я весь поглощен вниманием только на мече противника, либо, наоборот, чрезмерно прогружен в анализ движений только своего тела, то я почти наверняка пропущу удар, поскольку в таком состоянии я вообще не способен подметить, как дышит соперник, как он переносит вес тела с ноги на ногу и т.д., т.е. я не могу проанализировать и спрогнозировать его действий так, как если бы я «сканировал» его тело целиком. Также, если вы почувствуете, что ваш противник «зациклился» на чем-то определенном, и, следовательно, не способен в этот момент «отсканировать» вас (утратил нить анализа происходящего), то вам будет довольно легко его одолеть.

 

Чтобы «сканировать» тело противника, применяется особый метод взирания на него, как будто «смотрите на далекие горы», т.е. вы задействуете периферийное зрение, глядя на него «невидящим взглядом». Т.о., вы видите не только какую-то конкретную часть тела, куда «вперился» ваш взгляд, но и то, что происходит в «смежных» к нему областях (например, плечи, бедра, конечности). С помощью целенаправленной практики можно добиться навыка тончайшего восприятия телодвижений противника, включая незримые, и тем самым, предвидеть его намерения и действия.

 

Это по сути психологический бой, который предваряет физический бой. Например, я не знаю ничего о своем сопернике, поэтому я должен предпринять все возможное, чтобы он не смог воспользоваться моей «рассеянностью», и при этом я сам должен попытаться уловить момент его рассредоточения внимания на мне, либо опрометчивого движения, чтобы воспользоваться этим, как преимуществом. Кто из двоих в бою быстрее уловит «слабину» в своем противнике, у того и выше вероятность его победить.

 

Тем не менее, навык в подмечании «ошибок» у соперника еще не сделает из вас «классного мастера». Многие люди могут довольно быстро научиться подмечать «ошибки» у соперников. Но этого явно недостаточно, если вы не способны спрогнозировать, что за этим последует. Точно также, если кендока, поразивший противника, не может считаться истинным «победителем», но если он не способен сам себе детально объяснить, почему его удар был успешным.

 

При анализе какого-то нового незнакомого для вас «продукта» (т.е., техники), вы пытаетесь понять не только, как он, собственно, работает, согласно приложенной к нему «инструкции по эксплуатации», но и осмотриваете его, пробуете как он работает, а также анализируете возможности иных вариантов его использования.

 

Вы должны понимать, что любые действия, которые вы предпринимаете, а также любые действия, предпринимаемые в ответ на ваши действия, всегда можно использовать, даже если вы не способны понять, почему это происходит или почему эти действия осуществляются именно в это время.

 

Первоначально вы можете просто использовать «продукт», как он был предназначен (первичный уровень использования техники, как преподал сенсей), тем не менее, вы должны предполагать, что он может использоваться и по иному, в пределах его допустимых параметров. Работа «продукта» должна дать вам ряд идей о том, как его можно использовать еще по-иному.

 

В результате, вы приобретете опыт относительно «диапазона» использования «продукта» (т.е. опыт в вариантах использования одной и той же техники), избрав варианты, лучшие для себя. У японцев это называется Тokui waza (излюбленный способ выполнения какой-либо техники). Вы изыскиваете все потенциальные слабости в методах или техниках у противника и применяете свою соответствующую технику из набора Токуи-вадза. Поскольку это ваша излюбленная техника и вы о ней знаете все, то для вас не станет сюрпризом реакция противника на нее.

 

Enzan no metsuke - Looking at the far mountain

 

«Enzan no metsuke» - метод визуальной концентрации на противнике, известный во многих видах Будо. Вместо того, чтобы «рассматривать» лицо, плечи или туловище противника, применяется периферийное зрение, которое позволяет воспринимать все, что происходит не только в пространстве между вами и вашим противником, но даже вокруг вас.

 

Приковывание взгляда к одному конкретному противнику приводит к так называемому эффекту «туннельного зрения», которое ограничивает вашу способность контролировать местоположение других противников. Вам придется отвлекаться от нападающего на вас человека, чтобы увидеть, где в этот момент находятся другие.

 

Некоторые люди уже от природы обладают «подавляющим» взглядом (т.е. могущим вызывать необъяснимый страх, который спутывает мысли), который может ими использоваться для своих преимуществ в бою. Остальным же, как правило, лучше даже не пытаться смотреть своему противнику в упор, прямо в глаза. Даже, если смотреть только в определенную точку, например, в левый глаз или лоб, то наше сознание довольно быстро «привяжется» к этой точке и отвлечется от анализа намерений и прогноза действий противника.

 

Когда мы упражняемся с помощью ката, то нам необходимо учиться не просто скрывать свои признаки страха или неуверенности, а не допускать «подминания» ума такими чувствами, как раздражение и мстительность. Глаза должны отражать только полный внутренний покой (Дзансин) и недвижное сердце (Фудосин).Только тогда, в случае чего-то опасного или неожиданного, наш ум будет оставаться в устойчивом (безэмоциальном) состоянии, наша сосредоточенность не будет «разбита» врагом и мы сможем отреагировать спонтанно, своевременно и надлежаще. Эта концепция отражает идею Мусин, а именно «ум не прикован к анализу чего-то одного конкретного». Если глаза «цепляются» за одну точку, то к этой точке будет прикован и наш ум, и Мусин будет полностью разрушен. Чтобы этого не происходило, необходимо держать в поле зрения возможно больший сектор обзора, например, в 180 градусов.

 

Это и есть «Вглядываться в далекую звезду» (bonyari shita hoshi wo miru) или «Вглядываться в далекие горы» (enzan no metsuke), т.е. воспринимать в целом пространство вокруг, а не только то, что происходит «перед носом».

 

Kan Ken no Metsuke: Two Eyes to See Our Opponent

 

Существуют два вида «metsuke» - Kan и Ken.

 

Кен но Мецукэ – это «смотреть, рассматривать, всматриваться». Собственно, это просто рассматривание чего-либо внешнего (например, подмечание формы, контура, цвета, фактуры и т.д.). Т.е., в случае боя, человек будет просто ждать в полном неведении того, что может сделать соперник, поэтому он смотрит на него «во все глаза» и пытается успеть как-то отреагировать (т.е. про Тайминг можно просто забыть, его не возможно использовать в такой ситуации). Т.е. это просто смотреть, а затем действовать по обстоятельствам.

 

Кан но Мецукэ - это «предвидение», это не только видеть, но и понимать, что далее сделает противник. Т.е. это не просто «смотрение глазами», но и глубокая аналитика происходящего.

 

Несведущему в этом деле человеку со стороны все это может показаться проявлением интуиции. Некоторые могут это назвать «чутьём» или даже «чтением мыслей другого человека».

 

В какой-то мере все это верно. Это ситуация, когда вы вынуждены полагаться на свой опыт, чувства, чутьё и инстинкты. Другими словами вы полагаетесь не только на свое зрение.

 

Кан но Мецукэ не является тем, что может возникнуть «само» по мере вашей практики БИ. Этому надо учиться отдельно. И не существует «готовых рецептов» для обретения такого навыка, все это очень индивидуально. Скорость его обретения во многом зависит от личного таланта в чувствительности и анализе. Постепенно, по мере таких тренировок, у вас всё чаще будет возникать чувство, когда вы без всяких раздумий просто знаете куда сейчас будет бить ваш противник.

 

Если вы еще относительно не опытны, то вам не стоит беспокоиться о Кан. На первых порах достаточно просто делать то, что говорит сенсей. Но, когда вы получите примерно 3 дан, тогда уже есть смысл задуматься об этом.

 

Ken and Kan: Seeing and Feeling

 

Изучению традиционных БИ присущи множество философских, психологических и поведенческих аспектов. Кроме того, изучение Корю во многом неразрывно связано с познанием традиционной японской культуры.

 

Одной из наиважнейших концепций в БИ, которую, по моему мнению, многие из моих учеников недооценивают, является понятие «Кен» и «Кан», что соответственно переводится, как «смотреть» и «чувствовать».

 

В традиционных японских искусствах, таких, как Корю, есть две концепции, одна из которых означает очевидный, ясный, рационалистической процесс обучения, а другая – неявный - вы должны научиться действовать интуитивно, как говорится «на чувстве».

 

В большинстве современных Будо имеется достаточно много учителей, которые обладают очень хорошей методикой обучения. Они разбирают и объясняют физические и технические аспекты движений в ката в простых, легко доступных для понимания учеников фразах. В значительной степени такой рационализм в преподавании является ответной реакцией на те архаичные японские способы обучения, который были свойственны Корю еще до того, как возникли современные Будо.

 

В какой-то степени пересмотр старых методик преподавания в Корю, возможно, был оправдан. Тем не менее, после десятилетий практики Корю и современных Будо, я пришел к выводам, что иногда при пересмотре этих методик зачастую «выплескивали ребенка вместе с водой». Например, необъходимость выработки «чувства интуиции» в БИ.

 

Чем больше я тренируюсь, тем больше ощущаю, что в Будо содержится невыразимый, интуитивный, необъяснимый контекст. Я не имею ввиду такой необъяснимой мистики, как «шевельнул пальцем и противник упал». Я имею в виду те методы Корю, которые чрезвычайно сложно привести к простым логическим умозаключениям, даже более того, их почти вообще невозможно объяснить словами, и уж тем более изучить с помощью видео, книг или фотографий. Все это лежит в плоскости личностных чувств, собственных ощущений. Это особое «чувство» связано с напряжением, временем, тонкими движениями, расстоянием и дистанцированием и т.д., всем тем, что может лучше всего чувствоваться, но не иметь легко объяснимых слов.

 

«Кен» является синонимом японского глагола «смотреть» - «miru». Кен символизирует логический, рациональный мыслительный процесс. Вы видите технику, пытаетесь ее повторить, чтобы сделать ее движения привычными своему телу.

 

«Кан» происходит от глагола «kanjiru» - «чувствовать, ощущать». В Корю это выходит далеко за рамки простого физического подражания. Это вопрос понимания очень тонкой динамики тела, момента времени, ритма, дистанцирования, дыхания, угла атаки, входа или ухода и т.п. Я могу объяснить эти термины по отдельности, но понять, как они взаимодействуют совокупно, требует не только рациональных когнитивных навыков, но и умения «постичь смысл», как оно происходит. Это требует развитой интуиции, «чувства». Т.о. способность познавать рациональным и эмпирическим путем является лишь одним из компонентов процесса обучения. Другая необходимая часть обучения заключается в развитии своей интуицим.

 

Можно сказать, что в какой-то мере Кен и Кан - это две стороны одной медали, два способа - рационального и интуитивного познания, которые связаны и дополняют друг друга, как Инь и Ян, которые в даосской философии комплиментарны. Нам важны оба способа. Ведь, если вы не знаете «какая нога должна ступать первой», то никакая интуиция или «чувство» вам не помогут. Поэтому мы нуждаемся и в рациональном подходе, в постижении техник шаг за шагом.

 

В каждом виде Корю имеется своя разновидность «fun'iki» - «чувства». Если посмотреть на больших мастеров, то независимо от специфики, которую диктует их стиль, их движения всегда имеют свой личный «характер». В них присутствует отражение работы их сердца и ума.

 

О «ловле мух»: базовые методы в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Рассчет Ма-ай
Тандэн
Kempo No Ritsudo To Nagare: Ритмичность и Текучесть в БИ
Принципы Айки и Кудзуси
Айки (Дзю) – «Заимствование силы у противника»
Метод взаимосвязи






Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Поиск по блогу