Перейти к содержимому






Фотография

Тэцудзан Курода: О ката и скрытых в них методах-1

Написано clover , 10 Февраль 2017 · 2 002 Просмотров

ТЭЦУДЗАН КУРОДА: О КАТА И СКРЫТЫХ В НИХ МЕТОДАХ

 

Нижеприведенное интервью было опубликовано в журнале «Aiki News» [сейчас - «Aikido Journal»] № 95, летом 1993

 

(перевод clover)

 

«В мире традиционных японских боевых искусств, ката, или фиксированные формы, представляют собою каноны техник, а также гарантию сохранения целостности боевой системы во времени. Главный редактор «Aiki News» Стэнли Пранин взял интервью у Коно Ёсинори, а также у одного из самых известных мастеров в современной Японии Тэцудзан Курода, который является преемником боевых традиций, передающихся в его семье*. Темой инвервью стало рассмотрение концепции ката, а также психологии воинов-самураев в реалиях нашего времени.»

 

* (В додзё Курода «Синбукан» преподаются 5 школ: Shishin Takuma-ryu Jujutsu, Komagawa Kaïshin-ryu Kenjutsu, Tamiya-ryu Iaïjutsu, Tsubaki Kotengu-ryu Bojutsu, Seigyoku Oguri-ryu Sakkatsujutsu.)

 

 

На сайте «Aiki News» есть раздел «Aiki Forum», в котором публикуется в т.ч. и информация о мастерах не из мира Айкидо. Мне бы хотелось взять у вас интервью для этого раздела. Ваше имя, Tэцудзан (Железная гора), звучит, как прозвище. Это ваше настоящее имя?

 

Сенсей Курода: Да, действительно, многие думают, что это прозвище, но на самом деле это мое настоящее имя. И из-за такого «громкого» имени у меня бывали даже проблемы.

 

Многие мастера Айкидо придают большое значение практике меча. Не могли бы вы рассказать о своих методах обучения?

 

Сенсей Курода: Основой обучения у нас являются ката [формы], точно так же, как и в других классических японских БИ, поэтому я не думаю, что мог бы рассказать о чём-то особенном, отличающемся от общепризнанных методов. Посредством ката я преподаю конкретные, практические, психологические и физические техники с тем, чтобы ученики могли постичь сущность нашего искусства.

 

Такой метод обучения называется «Дзэнгоку итто-но-кото» и в японском искусстве меча он существует с очень давних пор. Когда происходит бой с противником, то одной из самых главных целей является взятие под свой контроль действий его ума и тела ещё до того, как он успеет замахнуться своим мечом. Такой навык является наивысшим уровнем мастерства в искусстве боя. Некоторым может показаться, что это довольно условное умение, но это вовсе не так. Это самая настоящая, но только невидимая техника, которая состоит из высочайшего уровня навыков тела и духа (ума). Во всех классических БИ обучение начинается с изучения того, как воспринимать этот невидимый элемент.

 

Наверное, не стоило бы вообще говорить или писать о том, чего нельзя увидеть невооруженным глазом, но тогда мы не сможем понять того, что буси [самураи] древних эпох завещали нам, если не признаем тот факт, что «Внутреннее видение», дающее возможность воспринимать эти невидимые вещи, собственно, и является сутью мастерства в БИ.

 

 

Поскольку у обычных людей способность к «Внутреннему видению» практически отсутствует, то они могут видеть и верить только в те вещи, которые являются видимыми для их глаз. Т.е. они совершенно не способны «прочитать» подспудной (не видимой глазу) сути происходящего. Однако, в результате знаний, приобретенных в ходе обучения, мастера могут с легкостью распознавать неявное, которое несведующим увидеть невозможно. И эти невидимые вещи действительно реальны, они не выдуманы, не являются объектом слепой веры, а существуют на самом деле. Я говорю о том, что у человека есть много скрытых для него самого возможностей.

 

А как вам удалось обрести такую способность?

 

Сенсей Курода: Когда-то и я сомневался, что такой навык важен в БИ, и что практика ката научит меня «читать» умы людей. Однако, как было сказано в трудах моего деда Ясудзи, целью изучения БИ является достижение единства меча и тела, т.е., техники и разума. И если задаться вопросом - как обрести это единство, то ответом будет - практика ката. Всё, что буси прошлых лет пытались передать будущим поколениям, содержится в ката. Именно посредством практики ката мы можем достичь открытия своей скрытой способности - «Внутреннего видения».

 

Сейчас у меня есть один очень талантливый ученик 4 дана. Когда я, например, атакую его, он уже способен распознать малейшие изменения, происходящие внутри меня, и, соответственно, немедленно реагировать на моё движение уходом с линии атаки. И он не делал каких-либо особых практик для развития «Внутреннего видения». Он практиковался в ката дзюдзюцу и кендзюцу наравне со всеми другими учениками.

 

Безусловно, умственное и физическое развитие этого ученика всё ещё не несовершенно. Однако, с помощью практики ката он уже обрел навыки к «чтению» противника. На их основе он начинает понимать, что именно нужно тренировать в ката, какую часть тела и как перемещаться для того, чтобы техника работала эффективно. И это при том, что он ещё весьма молод.

 

Цель практики ката – это не обретение навыков в красоте телодвижений, а также не в точности копирования того, что показывает учитель. В своём додзё я с самого начала объясняю ученикам, что именно нужно искать в практике ката и как надо понимать каждое движение. Я рассказываю им почему ката такие, какие они есть, чему с их помощью можно научиться, и чего в результате можно достичь. Какие цели самураи древности преследовали в практике ката, посвящая этому всю свою жизнь?

 

Сенсей Коно: Самое главное внимание, по моему мнению, в додзё сенсея Курода уделяется пониманию роли ката, не смотря на то, в наше время в мире БИ отношение к обучению с помощью ката совершенно изменилось. Со времен эпохи Мэйдзи и до современности, включая период до II мировой войны, практика ката стала заменяться практикой свободных поединков. Однако важно признать, что необученное тело человека в поединке не всегда действует так, как нужно. И именно практика ката позволяет обучить тело действовать верно. В настоящее время в мире БИ в отношении методики обучения с помощью ката появилось много скепсиса. Поэтому идеи сенсея Курода, по моему мнению, могут представлять большой интерес для всех людей, занимающихся Айкидо.

 

Сенсей Курода, ваши представления о целях практики ката получены от других мастеров или вы до этого додумались сами?

 

Сенсей Курода: Ну, как мне кажется, наверное все-таки, к таким представлениям я пришёл сам. У меня не было никого кто мог бы ясно объяснить мне все те цели, которые преследуются в практике ката. Сам я лично, будучи достаточно образованным человеком, предпочитаю объяснять своим ученикам цели практики ката с помощью современной терминологии. Однако, формы ката я сохраняю в точности с их первоначальном видом. Когда я осознал какие «невидимые» цели содержатся в практике ката, то понял почему мастера древности старались сохранять ката в их изначальном виде (без изменений).

 

Когда я в наши дни наблюдаю за практикой ката, например, кендзюцу, то часто вижу у практиков полное отсутствие надлежащего тайминга – защищающийся стоит и ждёт удар атакующего, пытаясь потом как-то отрегировать на него, хотя, на самом деле, в настоящем бою, его бы уже давно убили. Может я выражусь резко, но подобного рода практика ката – это абсолютная халтура. Я, например, режу противника уже в тот момент, когда он только ещё шевельнулся, чтобы замахнуться мечом.

 

Ну, нельзя опередить противника просто ловя глазами начало его движения, неужели это не ясно? И не пытайтесь гадать - не угадав, вас - зарежут. Опыт, полученный в ката, должен быть практически применим. Если вы не упредите противника, то первым он зарубит вас. Когда я был ещё в начале своего пути в БИ, то попросил однажды одного человека, чтобы он был моим укэ. Так вот, даже когда я просил его не бить быстро, я все равно не успевал реагировать на его атаки, как бы я ни старался рассмотреть или угадать начало его движения.

 

Обучение с помощью ката преследует одну главную цель, чтобы полученные в них навыки можно было применять в реальном бою, в котором вы не получите второго шанса на жизнь, если не успеете опередить атаку врага. Если в реальном бою совершите ошибку, то уже нет возможности для оправданий, типа, «позвольте мне попробовать ещё раз». Надлежаще действовать в бою это точно так же, как иметь хорошие манеры в великосветском обществе (одно неверное поведение и перед вами закроются двери всех светских домов). Чтобы не совершать ошибок, обучение в БИ должно осуществляться надлежаще - практика ката должна приводить к абсолютному пониманию своего уровня в технических навыках, возможностях и умениях. Нужно понимать, что как бы вы на текущий момент не были сильны, всегда может найтись соперник, который может оказаться сильнее вас. Понимание своего реального состояния необходимо на всех уровнях освоения БИ. Другими словами вы должны быть полностью правдивы перед собою. И нет никого, кто бы честнее вас самих сумел бы оценить вас.

 

В практике ката укэ нужно всегда воспринимать крайне серьёзно. В процессе обучения у вас не должно возникать самодовольных мыслей, что техники у вас получаются «вроде неплохо», при том, что сопернику время от времени удается вас «достать» или парировать ваши действия. Вы должны понимать, что в реальной ситуации такой «брак» быстро сделает вас трупом. Тренироваться надо так, будто ваша жизнь действительно находится под угрозой.

 

Вот, как мой отец объяснял мне, когда обучал меня. Сначала действия в ката прорабатываются в одиночку. Затем, когда ваши умения спрогрессируют до такой степени, что вам покажется, что у вас уже нет недостатков в телодвижениях, попросите кого-нибудь из более опытных быть вашим укэ и протестировать вас (для выявления новых недостатков). Так вы сможете постепенно продвигаться от уровня к уровню. В результате ваши действия в ката будут становиться всё более сглаженными. Гладкость приведёт к быстроте. Быстроту можно развить до такого уровня, что движения станут практически «невидимыми» для противника. Т.о., развитие своей «невидимости» с одновременным развитием в себе умения предвосхищать начало старта действий (тайминг) соперника и являются самыми важными целями в практике ката. Именно эти навыки самураи прошлого совершенствовали всю жизнь.

 

 

Теперь рассмотрим концепцию ката с точки зрения дзюдзюцу. У нас исходной стойкой является положение полусидя (стоя на одном колене – «татэхиса»; один из вариантов манеры сидения у буси), которое называется «идори» или «этори».

 

Изображение
Курода Ясудзи (дед Тэцудзана) в положении идори (источник)

 

(продолжение)



  • yamidako, Hattori и амдатр это нравится



Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Поиск по блогу