Касима син-рю (Корю): Философия и наука боя – 5
(перевод clover)
В некоторых рюха стратегия и тактика действий подразделяется на наступательную и оборонительную. В отличие от них стратегия и тактика в Касима син-рю основывается на идее того, что такое разделение мало эффективно, а стало быть - опасно, поэтому вместо этого предписывается придерживаться принципа третьего Закона «Оборона и Нападение – это Одно».
В теории традиционных японских бугэй нападения подразделяются на три вида в зависимости от инициативы («сен» или «сентэ») и реагирования («го»):
(1) «сен-но-сен» - перехват инициативы и поражение противника раньше, чем он нанесет удар первым;
(2) «гo-но-сен» - блокирование или уклонение от удара противника, а потом нанесение своего контрудара;
(3) «тай-но-сен» - нападение на противника одновременно с ним.*
*В своем знаменитом трактате «Горин-но-Сё», Миямото Мусаси приводит другую терминологию и дает иные определения инициативы и реагирования: (1) когда атакуют противника первым это называется «кен-но-сен» (перехват инициативы); (2) когда противник нападает первым это называется «тай-но-сен» (ожидание для перехвата инициативы); (3) когда оба атакуют одновременно это называется «тай-тай-но-сен» (инициатива «тело против тела»). Любой бой должен начинаться с одного из этих трех видов инициативы, других просто нет. (Миямото Мусаси, «Горин-но-Сё», Нихон будо тайкэй)
Когда воин выполняет сен и го одновременно, реализуя принципы Закона «Оборона и Нападение – это Одно», противник лишается всякой возможности контратаковать.
«Оборона и Нападение - это Одно» логически вытекает из идеи хоё-дока, и по сути невозможно без него. Во-первых, хоё-дока является одной из главных причин почему в будзюцу Касима син-рю отвергается стратегия го-но-сен, которая означает нанесение контрудара после блока или пассивного уклонения вместо того, чтобы сразу же активно реагировать на действия противника. Во-вторых, из хоё-дока проистекает необходимость состояния полной беспристрастности в бою и полного отсутствия заботы итогами его завершения, т.е., нужно не сомневаться в праведности своих поступков, изничтожать в себе чувство удовольствия от победы над оппонентом, не подчиняться страху или, наоборот, не поддаваться искушению запугать противника – все эти действия и состояния порождают поглощенность ума посторонними целями и, как результат мешают реализации принципов «Оборона и нападение – это Одно» из-за чрезмерного сосредоточения внимания на одном (защититься) или на другом (напасть).
Далее каноны Касима син-рю соотносят характер атак и контратак с принципом «Пустота и Полнота – это Одно» исходя из того, что космологической закон «Подъем, возвращение к истокам, движение вперед», описывает бытие и не-бытие как просто чередующиеся состояния в пределах одной и той же базовой реальности. Мугамаэ (см. рисунок 8 на стр. 73) считается самой оптимальной начальной (стартовой) позицией в будзюцу Касима син-рю, поскольку воплощает в себе принцип Закона «Пустота и Полнота - это Одно», последним из Пяти Законов, являющихся наиболее базовыми. Как следует уже из ее названия (не-камаэ), эта поза не имеет никаких внешних признаков, свидетельствующих о готовности воина к действию, ни наступательного, ни оборонительного характера. Воин просто стоит с опущенным мечом, его тело расположено фронтально по отношению к противнику. Это воплощение Пустоты, которая, однако, таит в себе Полноту - неограниченный потенциал для применения всевозможных стратегий, методов и техник.
Из мугамаэ (или му-гамаэ) воин начинает атаку. Если соперник не успевает ее парировать, то эта первоначальная техника становится решающей (сен-но-сен). Если противник пытается блокировать или пассивно уклониться от первой техники, то воин просто не останавливаясь по ходу того же первоначального движения применяет новую технику, которая становится решающей – это называется «сен-сен-но-сен». В первом случае первоначальная техника стала Полной – решающей сама по себе. Во втором случае, первоначальная техника стала Пустой (срыв), но это позволило дать начало последующей технике, которая и стала Полной (см. рисунок 16 на стр. 77)*
*В современном Кендо понятия «сен-но-сен» и «сен-сен-но-сен» отличаются от трактовок Касима син-рю. В Кендо «сен-сен-но-сен» означает нападение, прежде чем противник успеет ударить, а «сен-но-сен» - это атака, начатая в то же мгновение, что и начал противник. См. Jeffrey Dann, «Kendo in Japanese Martial Culture» (диссертация, Вашингтонский университет, 1978) стр. 159-161.
Соответствуя Закону «Пустота и Полнота - это Одно», сен-но-сен и сен-сен-но-сен по сути являются двумя вариантами одной и той же стратегии - воин атакует первым (т.е. делает упреждение). В сен-сен-но-сен образовавшаяся Пустота (срыв) первой техники «компенсируется» Полнотой (успехом) второй техники, т.е. две техники, сделанные в едином движении, «сливаются» в Одну - они не являются серией из отдельных техник. В стратегии сен-но-сен техника Очевидна; в стратегии сен-сен-но-сен техника Неочевидна (т.е. начинается с одной, а по ходу заканчивается какой-то другой). По этой причине теоретики бугэй квалифицируют стратегию сен-но-сен, как «омотэ-вадза» (внешняя\очевидная), а стратегию сен-сен-но-сен, как «ура-вадза» (скрытая\неочевидная), поскольку она скрыто следует за омотэ-вадза. В свою очередь, омотэ-вадза и ура-ваза то же делятся на подуровни, которые одновременно являются, как Пустыми, так и Полными. Если победу в поединке удалось получить в результате применения стратегии сен-но-сен, то омотэ-вадза в ней считается Полнотой, а ура-вадза, которая осталась непроявленной, считается Пустотой. Если победу поединка определила стратегия сен-сен-но-сен, то ура-вадза в ней становится Полнотой, а омотэ-вадза становится Пустотой. В обоих вариантах стратегии взаимосвязь омотэ-вадза и ура-вадза лишает противника любой возможности успешно противостоять.
Если Пять Законов отражают философскую структуру (омотэ) будо Касима син-рю, то физическая структура (ура) будзюцу Касима син-рю определяется Восемью Божественными координатами (бассин-дэн), или Восемью позициями священных стражников, которые, как предполагалось, окружали императора (каждый из которых, действовал в соответствии с императорскими принципами справедливости, беспристрастности и милосердия). В Касима син-рю считается, что боевые техники «возникают», когда воин перемещает тело или оружие из одной этих координат в другую.
На рисунке-схеме 17 (стр. 79) показаны эти Восемь Божественных Координат, которые задают Пять основных векторов пространственного движения.
(Восемь Божественных Координат)
На странице книги схема является двумерной (плоской), но на самом деле она трехмерна (объемна), т.е. эти Координаты представляют собою сферу, окружающую человека. Эти Пять боевых векторов, начинающихся от вертикальной плоскости (центра), которая связывается с Осевой линией тела с противника, имеют следующие названия:
(1) перпендикуляр – «хо»,
(2) спираль – «эн»,
(3) диагональ – «кёку»,
(4) прямая – «тёку»,
(5) острый угол (коротко – Острие) – «эи».*
*В терминологии бугэй эта схема векторов с осью в центре называется «Син» - «фитилек пламени свечи».
Перпендикуляр, Диагональ и Прямая также подразумевают горизонтальный, диагональный и вертикальный вектор (траекторию) движение оружием. Спираль, принцип которой, как уже отмечалось выше, лежит в основе исполнения всех техник Касима син-рю, позволяет соединять векторы движения оружием друг с другом, если есть необходимость в применении комбинации векторов. В ударах, наносимых под Острым углом (Острие), используются механические принципы «клина и рычага», что позволяет одновременно отклонять и парировать нападение противника.
Далее доктрина Касима син-рю определяет Пять Основных Структур (шаблонов), посредством которых Пять Векторов сливаются с техниками.
(На рисунках 18-22 показано применение этих пяти шаблонов на примере Дзю-дзюцу (Явара) Касима син-рю. Стр. 80-81
Рисунок 18. Кёку бэндзитэ Хо то нару («Диагональ становится Перпендикуляром»)
Рисунок 19. Эи бэндзитэ Эн то нару («Острие становится Спиралью»)
Рисунок 20. Эи бэндзитэ Кёку то нару («Острие становится Диагональю»)
Рисунок 21. Эи бэндзитэ Тёку то нару («Острие становится Прямой»)
Рисунок 22. Эи Тёку Кёку Тёку («Острие-Прямо; Диагональ-Прямо»))
На первом рисунке, Кёку бэндзитэ Хо то нару («Диагональ становится Перпендикуляром»), воин уклоняется от удара противника, делая шаг ему навстречу по Диагонали мимо него (ирими) с одновременным ударом по Горизонтальному вектору или выполнением броска. На втором рисунке, Эи бэндзитэ Эн то нару («Острие становится Спиралью»), воин уклоняется от удара противника с помощью Входа под очень острым углом (Острие) относительно тела соперника с одновременным захватом его руки, вооруженной или невооруженной, который завершается выполнением броска противника по Спиральному вектору. На третьем рисунке, Эи бэндзитэ Кёку то нару («Острие становится Диагональю»), воин уклоняется от удара противника с помощью Входа под очень острым углом (Острие) относительно тела соперника с одновременным Острым ударом (с «клином и рычагом») либо просто с толчком тела противника, которые завершаются броском по Диагонали. На четвертом рисунке, Эи бэндзитэ Тёку то нару («Острие становится Прямой»), воин уклоняется от удара противника с помощью Входа под очень острым углом (Острие) относительно тела соперника с одновременным ударом по Вертикальномй вектору или Прямым опрокидыванием. И, наконец, на пятом рисунке, Эи Тёку Кёку Тёку («Острие-Прямо; Диагональ-Прямо»), воин уклоняется от удара противника с помощью Входа под очень острым углом (Острие) относительно тела соперника с одновременным Острым ударом (с «клином и рычагом»), сваливая тем самым противника по Диагонали, т.е. это действие представляет собою одновременно и отклонение нападения и поражение противника. Таковы пять отправных базовых стратегий в Касима син-рю, из которых произрастают бесконечные вариации.
(продолжение...)